Названы первые претенденты на пенсию после реформы

 Названы первые претенденты на пенсию после реформы

 Первые упоминания о пенсионном обеспечении в России относятся к середине XVII века. Государственное обеспечение в те времена носило избирательный характер – пенсионное пособие полагалось воинам, получившим увечья в ходе боевых действий.

Выплата носила характер пособия на лечение, и размер её зависел от тяжести полученного ранения. Названы первые претенденты на пенсию после реформы

 Существенные изменения пенсионное обеспечение в стране претерпело в годы правления Петра I – серьёзно возросла забота о раненых, которых старались пристроить так, чтобы они могли получать средства к существованию. Был принят закон, который можно считать первым пенсионным законом в стране — «Устав Морской Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.

  К началу XX века в России сформировалась пенсионная система, охватывающая менее одной трети населения – чиновников и военных.

Чиновники имели право на пенсию по достижении 60-летнего возраста, при наличии 35 лет стажа «беспорочной службы». Впрочем, можно было претендовать на пенсию и при стаже 25 лет, правда, лишь на 50% пенсионного оклада.

Размер пенсионного обеспечения зависел от разряда чиновника – всего их было девять.

  Военная пенсия назначалась при выслуге 25 лет. Двадцать лет выслуги давали право на 50% пенсионного обеспечения. Получившие раны и увечья обеспечивались дополнительной пенсией из инвалидного капитала.

  Работников частных предприятий пенсионное страхование затронуло лишь в начале XX века – формирование страховых касс осуществлялось за счет отчислений из заработка работников на их личных счетах.

При получении увечья либо профессионального заболевания рабочий мог претендовать на пособие, накопленное на его счете. Впрочем, страхование охватывало не более 2,5 млн рабочих по всей стране. Названы первые претенденты на пенсию после реформы

 Крестьянство до революции, как и длительное время после нее, право на пенсию не имело. А учитывая, что сельские жители составляли почти половину населения в 120-миллионной империи, говорить о наличии общенациональной пенсионной системы в России на тот момент не приходится.

  После революции 1917 года руководство молодой республики активно взялось за внедрение пенсионного страхования. Уже с 1917 года государство взяло на себя материальное обеспечение престарелых, инвалидов, вдов и сирот. Внедрение пенсионного обеспечения по старости страна позволить себе ещё не могла: в слишком тяжелом экономическом положении она находилась, шла гражданская война.

Сразу после революции молодое правительство приступило к осуществлению ленинской страховой программы, изложенной на VI Всероссийской конференции РСДРП. За шесть лет было принято около 100 декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества.

Пенсия по старости была введена в 1928 году, но лишь для рабочих и служащих. Был установлен возраст выхода на пенсию – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Максимальная пенсия составляла в лучшем случае 25% от средней заработной платы по стране, и прожить на неё было довольно проблематично.Названы первые претенденты на пенсию после реформы

 Лишь в 1956 году пенсионная система в СССР охватила всё население страны. Был принят Закон СССР «О государственных пенсиях». Впервые(!) пенсии ввели для колхозников, правда, они рассчитывались по отдельной системе и были ниже, чем у других работников.

Распределительная, действующая на принципе «солидарности поколений», пенсионная система, внедренная в 1956 году, просуществовала несколько десятилетий, вплоть до распада Союза. Советские граждане имели право на пенсию при достижении возраста 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин.

При этом необходимый минимальный стаж должен был составлять 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Потолок пенсии был ограничен 120 рублями (средняя зарплата по стране в 1980 году составляла 174 рубля).

Размер пенсии составлял половину средней заработной платы работника за последние два или любые пять лет трудовой деятельности.

  Новые экономические реалии, возникшие после крушения СССР, требовали существенного реформирования существовавшей пенсионной системы – в новых условиях распределительная пенсионная система не могла обеспечить уровень жизни пенсионеров даже на минимальном уровне.

  Названы первые претенденты на пенсию после реформыКроме того, необходимо было существенно реформировать систему учета пенсионных прав граждан. Для этих целей в 1997 году впервые была создана система персонифицированного учета. Она предусматривает присвоение всем гражданам (застрахованным лицам) индивидуального лицевого счета под уникальным номером (СНИЛС). В течение всей трудовой деятельности на лицевом счете застрахованного лица аккумулируется в электронном виде информация о стаже и заработке (отчислениях в ПФР, осуществленных за него работодателем).Названы первые претенденты на пенсию после реформы

 В 2002 году был внедрен накопительный элемент пенсии. Таким образом, чисто распределительная система пенсионного обеспечения в России была заменена смешанной, распределительно-накопительной системой. В результате у работающих граждан начали формироваться страховая и накопительная части пенсии.

Был законодательно закреплен принцип наследуемости пенсионных накоплений (накопительной части пенсии) – в случае, если пенсионер не доживает до пенсии, правопреемники наследуют эти деньги.

По закону, накопления аккумулируются и управляются в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), управляющих компаниях либо в государственной управляющей компании – по усмотрению застрахованного лица.

  Однако экономические трудности, с которыми столкнулась страна, вынудило правительство заморозить формирование накопительных пенсий граждан. Начиная с 2014 года (и до сего времени) работодатели отчисляют за своих работников все страховые взносы лишь на страховую (солидарную) пенсию.

При этом, уже сформированные гражданами пенсионные накопления правительство не решилось национализировать, как это произошло, в аналогичной ситуации, в Венгрии и Польше. Они все также управляются НПФ и управляющими компаниями (куда их определили застрахованные лица) и приносят инвестиционный доход.Названы первые претенденты на пенсию после реформы

 «Поразившая» в 2015 году Россию очередная пенсионная реформа ввела в действие новые правила и понятия, которые действуют и поныне.

Было введено такое понятие, как «пенсионный балл» — в баллах фиксируются пенсионные права граждан за каждый год трудовой деятельности.

Количество заработанных за год баллов (максимально возможное – десять) зависит от размера зарплаты и, соответственно, от страховых взносов, перечисляемых в ПФР. Cтоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается Правительством России.

  Анализируя соотношение размера средней пенсии по стране со средней зарплатой в различные временные промежутки, можно прийти к выводу, что средний размер пенсии по стране в абсолютном выражении, вопреки досужему мнению, со времен Советского Союза остался практически неизменным. В этом можно убедиться, ознакомившись с таблицей, размещенной ниже.

Средняя пенсия по стране Средняя зарплата по стране Соотно
шение (%)
1981 59 178,3 33,1
1985 76,9 201,4 38,2
1990 114,7 296,8 38,6
1995 242,6 472,4 51,4
2000 823,4 2223,4 37
2001 823,4 3240,4 25,4
2006 2538,2 10633,9 23,9
2009 4546,3 18637,5 24,4
2010 6177,4 20952,2 29,5
2012 8272,7 23369,2 35,4
2013 9153,6 26628,9 34,4
2014 10029,7 29792 33,7
2015 10888,7 32495,4 33,5
2016 12080,9 34029,5 35,5

 p.s. Резкие подъёмы показателя «соотношение» в ельциновские времена связан, к сожалению, не с ростом среденй пенсии по стране, а с мизерной заработной платой в тот период. 

Источник: https://onhistory.ru/noveyshee-vremya/1991-g-do-nashih-dney/183-istoriya-pensiy-v-rossii.html

Кто получал пенсии в царской России

Сейчас пенсию в России получают все, независимо от профессии и стажа, а чуть больше века назад на деньги от государства претендовали немногие. Кто же мог рассчитывать на пенсию, а кому она не полагались?

В российской системе пенсионного обеспечения часть пенсий выплачивали по особым постановлениям или назначались императором, часть выплат приходилась на эмеритальные кассы (пенсионные). Средства в кассу поступали с процентов от бумаг и капитала, отчислений из жалованья, штрафов и отказов от завещаний.

Член эмеритальной кассы получал пенсию, если лишался содержания на службе или выходил в отставку. В случае, если претендент на пенсию умирал, пропадал без вести или уходил в монастырь, его пенсия переходила жене и детям. Сумма выплат зависела от размера жалования и стажа службы. В России было примерно двести эмеритальных касс, и всего лишь около трети населения получало пенсию.

Названы первые претенденты на пенсию после реформы

Москва в начале XX века

За верную и долгую службу

Кроме эмеритальных, существовали кассы взаимопомощи, в основном на больших предприятиях, в госучреждениях. Сельские жители, почти половина населения страны, на пенсионное обеспечение претендовать не могли. После 1917 года ситуация для крестьян не изменилась (им стали назначать пенсии только во второй половине ХХ века).

По традиции пенсию назначали за долгую, верную или отмеченную заслугами службу, обычно военным или чиновникам. В военное время количество военных пенсионеров возрастало. Рядовые солдаты, награжденные Георгиевскими крестами, повышенную пенсию не получали.

Стандартная пенсия от государства назначалась за выслугу лет, досрочная — по ухудшению здоровья. С 1912-го для рабочих частных предприятий вели пенсию по инвалидности.

Обеспечение чиновников

Чтобы получить пенсию, чиновнику требовался стаж 35 лет без увольнений и судебных приговоров. После 25 лет службы чиновник имел право на 50% пенсии. Стаж в 35 лет наступал примерно к 60 годам и был выше, чем средняя продолжительность жизни.

Названы первые претенденты на пенсию после реформы

К. Пиратский. Чиновники Военного министерства

В двух случаях можно было получить полный оклад досрочно: неизлечимая болезнь после 30 лет стажа или болезнь, требовавшая постоянного ухода, после 20 лет службы. Размер пенсии госчиновника соответствовал занимаемому чину, а низшие чины должны были доказать, что в случае выхода на пенсию государственное содержание будет единственным источником доходов.

Поскольку должности делились на 9 категорий, то и разница была существенной: от 85 руб. годовых для низшей категории до 1453 руб. для первой категории. В случае обесценивания пенсионных вкладов назначать пенсии выше, чем установленные государством, запрещалось. Повышением пенсии заведовал Комитет министров, который мог назначать прибавку в размере от 30% до 50%.

Обеспечение вдовы чиновника

После смерти чиновника вдова получала 50% его пенсии. Малолетним детям полагалось по трети от оставшейся половины. Если детей было больше четырех, вся пенсия разделялась между ними в равных частях.

Названы первые претенденты на пенсию после реформы

Многодетная семья начало XX века

Поступая на службу или учебу за счет государства, сыновья больше не могли получать пенсию отца. Дочерей государство поддерживало, пока те не поступали на учебу или не выходил замуж. Вдова, выходя замуж, также теряла право на пенсию покойного супруга.

Содержание военных

Военные выходили на пенсию по инвалидности или по выслуге. За 25 лет службы полагалась полная пенсия, за 20 лет ― половина. Служившим в военных тюрьмах пять лет считались за семь. В удаленных регионах срок службы умножался на коэффициент 2, 3 или 4.

Названы первые претенденты на пенсию после реформы

Русская пехота на марше

Срок службы в действующей армии для врачебного и офицерского состава, а также священников считался вдвойне. Морские офицеры получали доплату в размере половины пенсии за время, проведенное в плавании, 10 лет и выше.

Пенсия по инвалидности из-за ранения, которую офицеры получали от Александровского комитета, превышала обычную, зависела от чина и тяжести физического ущерба. Отставные офицеры получали дополнительное пособие на оплату прислуги.

Пенсионные кассы рабочим

Рабочему, чтобы получать пенсию, приходилось заранее делать отчисления. В конце XIX века правительство начало разрабатывать проекта закона, защищающего рабочих. В 1904 году в силу вступил закон, по которому владелец выплачивал пенсию работникам, ставшими нетрудоспособными после несчастных случаев на производстве.

Если кормилец терял трудоспособность или умирал, семье рабочего полагалась пенсия не более двух третей от зарплаты. Часто при расчетах выплат пенсию намеренно занижали или просто не выплачивали.

Названы первые претенденты на пенсию после реформы

Рабочие обувной фабрики

Нередко предприниматели, не дожидаясь, пока государство решит пенсионный вопрос, обеспечивали пожилых работников жильем, строили богадельни, дома для вдов и сирот.

Перед Первой мировой войной было понятно, что очередным шагом станет создание единой пенсионной системы для рабочих, однако война помешала реализации планов.

Под действие принятого в 1912 году закона о соцстраховании рабочих попадало 2,5 млн человек, лишь пятая часть от общего числа наемных работников.

Кроме того, работодатель платил 40% от страхового взноса, а остальную сумму выплачивал работник.

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://hystory.mediasole.ru/kto_poluchal_pensii_v_carskoy_rossii

Пенсии в СССР: от начала до краха, возраст, размер, категории

Когда ты молод и здоровье бьет ключом, не задумываешься о том, что наступит время, когда производственная деятельность окажется не по силам. В зрелом возрасте вопрос о содержании по окончании трудовых будней становится актуальным.

Впервые пенсионы зародились во времена Юлия Цезаря – так называлось содержание, выплачиваемое военным ветеранам. В царской России такие пособия также существовали. Начиная с Петра I, категории граждан, имевших пенсионное обеспечение, расширялись.

К революции правом на получение государственного обеспечения по выслуге лет пользовались военные, жандармы, преподаватели, медики, инженеры, чиновники, рабочие казенных заводов. При назначении пособия учитывался только стаж непрерывной работы.

Возраст значения не имел.

На заре становления Советской власти о пенсиях речь не шла. Только в 1918 году появилось содержание для инвалидов армии. Исторически сложилось, чтопенсии в СССР, как и в других странах, начинались с военного сословия.

Пенсионная реформа в СССР

Когда в СССР стали платить пенсии? Обеспечение для определенных категорий граждан вводилось постепенно. Сначала военные, затем, в 1923, заслуженные большевики. Далее, пенсия в СССР стала предоставляться для работающих на рудниках и занятых ткачеством (1928 год). В 1937 году пособия стали получать рабочие и служащие городов.

В 1956 году, в результате проведенной Никитой Хрущевым пенсионной реформы, право на пособие получили все граждане советского государства. На основании этого закона упорядочивались правила выплат для пожилых граждан:

  • устанавливался определенный пенсионный возраст для выхода на пенсию в СССР;
  • определялись правила, по которым исчислялся размер пенсии;
  • утверждался порядок выплаты пенсий по льготным условиям.

Финансовое обеспечение осуществлялось за счет бюджета. Предприятия платили взносы за своих работников от 4 до 12%.

Названы первые претенденты на пенсию после реформы

Возрастные критерии

Возраст окончания трудоспособности был установлен на основе заключения врачей, что здоровье женщин в 55, а мужчин в 60 лет, не позволяет работать продуктивно. В то же время, были определены некоторые категории граждан, которым предоставлялось право на досрочное получение пенсий.

  1. Работающие на Крайнем Севере страны, и приравненных к нему местностях. При наличии стажа 20 лет могли выходить на отдых на 5 лет раньше.
  2. Работники предприятий с тяжелыми условиями труда (шахтеры, текстильная промышленность, сталелитейные предприятия и пр.)
  3. Медицинские работники и педагоги по выслуге лет.
  4. Родители или опекуны ребенка-инвалида. Многодетные матери.
  5. Военные и милиционеры по выслуге лет.
Читайте также:  Инструкция по заполнению больничного листа в 2019 году. образец заполнения

Принципы начисления пенсии

Пенсия в Советском Союзе начислялась в зависимости от средней заработной платы. По желанию граждан, в зачет мог пойти последний год работы, либо любые пять лет предыдущего стажа.

Средняя заработная плата в рублях Процент от заработной платы Размер пенсии
до 50 85 40
50 – 60 75 42,5
60 – 80 65 45
80 – 100 55 52
выше 100 50 55

Средняя заработная плата бралась в расчет до уплаты подоходного налога и иных вычетов. Дополнительно существовали надбавки за непрерывный стаж работы:

  • За непрерывную работу на одном предприятии в течение 15 лет – 10%.
  • За общий трудовой стаж 35 лет мужчинам и 30 женщинам – 10%.
  • За непрерывную работу на одном месте в течение 25 лет при общем стаже 35 – 20%.

Для тех, кто не выработал трудовой стаж, назначалось минимальное пособие 34 рубля. Максимально, при условии высокой заработной платы и большого стажа, получалось 132 рубля.

Средняя пенсия в СССР выходила в районе 70 рублей.

Особые категории

Названы первые претенденты на пенсию после реформы

Персональные пенсии

Привилегированное содержание назначалось еще с 1923 года. Градация была следующая – общесоюзного, республиканского и местного уровня. В эту касту попадали ученые, партийная номенклатура, имеющие звание Героя. Общесоюзные персональные пенсии составляли 250 рублей. Поменьше выходили республиканские и местные – 160 и 140 соответственно.

Существовали ведомственные надбавки к обеспечению. За академические звания полагалось дополнение не только к зарплате, но и к пенсии в размере 500 рублей.

Военные

Всегда были самой льготной категорией. Не только возраст выхода на отдых, но и денежное содержание военных пенсионеров отличалось. Офицерам выплачивалось около 250 рублей, высшему звену – 300 и выше.

Работники сельского хозяйства

До 1964 года от государства крестьяне ничего не получали, колхозников должны были обеспечивать совхозы и артели. Создавались кассы взаимопомощи с персональными отчислениями, специальные фонды. Только ветераны войны имели право на пособие из бюджета дополнительно.

После 1964 работники сельского хозяйства вошли в категорию лиц, получающих содержание от государства. Однако, размеры были значительно ниже. Средний размер в 1965 году составлял 12,5 рублей, и только в восьмидесятые приблизился к отметке 70.

При этом колхозные выплаты не отменялись, таким образом крестьяне могли получать пенсию из двух источников, при условии, что хозяйство было богатым.

Инвалиды

Пенсия по инвалидности начислялась в зависимости от категорий:

  • травма на производстве или профессиональное заболевание – 110% для I группы, 100% для II, 65% для III;
  • общее заболевание – I группа 100%, II – 90%, III – 45;
  • военнослужащим срочной службы – I группа в размере 90 рублей, II – 70, III – 40;
  • учащиеся – I группа – 75 рублей, II – 50, III – 30.

Максимальный размер содержания по инвалидности составлял 120 рублей для первой группы и 60 рублей по третьей.

Элита

В Советском Союзе официально назывались «слуги народа», фактически это был чиновничий аппарат под названием «номенклатура».

Попадание в список работников партийного аппарата автоматически влекло за собой получение различных льгот и привилегий.

Элита могла путешествовать за границу, обеспечивалась особыми товарами, жилищные условия отличались от доступных простому смертному, владела дачными участками, пользовалась машинами с личным водителем.

Номенклатуру, отошедшую от власти на покой, правительство СССР не обделяло. Машины с личным водителем и дачи оставлялись в пользование, пенсии значительно отличались – члены политбюро получали 500 рублей, кандидаты – 400, секретари ЦК – 300 рублей.

Система начислений пенсий в СССР была сложной и громоздкой. Индексация не проводилась многие годы. Увеличилась численность граждан пожилого возраста.

Пенсия в 1980 году зависела от пополнения бюджета за счет продажи ресурсов. Падение цен на нефть в середине восьмидесятых сыграло роковую роль с производством и социальными пособиями.

Наступил другой мир, в котором обеспечение возрастных людей происходит по другому принципу.

(1

Источник: https://PensioVed.ru/obshhie-voprosy/pensii-v-sssr

Кто не получит пенсию после реформы: ответы на главные вопросы

2017-08-15 16:30 25423 Названы первые претенденты на пенсию после реформы

Уже осенью в Украине рассмотрят во втором чтении и в целом правительственный проект пенсионной реформы. Документ предполагает целый ряд нововведений как для действующих, так и для будущих пенсионеров. Вводится «осовременивание» (5,6 миллионов пенсий пересчитают, в результате они вырастут от 200 до более чем 1000 гривен), ужесточаются правила расчета стажа. Кроме того, вводится так называемый «эффективный пенсионный возраст» – часть украинцев выйдет на пенсию в 63 или 65 лет.

Сайт «Сегодня» собрал ответы на главные вопросы о пенсионной реформе в Украине.

Если у меня нет 35 лет стажа, я вообще не получу пенсию?

Нет, получите. Чтобы заработать пенсию, достаточно иметь 15 лет стажа. Разница только в том, что сейчас украинцы с 15 годами стажа выходят на пенсию в 60 лет, а в 2028-м, если реформу примут, будут выходить на заслуженный отдых в 65 лет.

Минимальное требование для получения пенсии в 65 лет не меняется, его закрепили на уровне 15 лет. А вот требования для пенсии в 63 и 60 лет будут расти 10 лет, увеличиваясь с каждым годом на 12 месяцев. Так, в следующем году в 60 лет получить свою пенсию смогут украинцы с 25 годами стажа, а к 2028-му нужно отработать как минимум 35 лет.

Подробнее о том, как будут меняться требования к стажу, можно узнать, ознакомившись с инфографикой.

Названы первые претенденты на пенсию после реформы

 Говорят, что стаж позволит заработать только на минимальную пенсию. Это так?

Это не так. Размер пенсии будет определяться индивидуально, и считаться по формуле.

При этом в законе уже сейчас есть норма – размер пенсии по возрасту не может быть ниже прожиточного минимума для нетрудоспособного. Именно эту сумму (сейчас 1312 гривен) и называют минимальной пенсией.

Если окажется, что размер пенсии, посчитанной по формуле, ниже 1312 гривен, за счет Пенсионного фонда ее «дотянут» до минималки.

Пенсия считается по формуле: средняя зарплата за три прошедших года умножить на соотношение собственной зарплаты к средней по стране умножить на стаж и на 1,35% сейчас или 1% после реформы.

Правда, стоит учитывать, что если вы имеете меньше 15 лет стажа, пенсия вам вообще не положена, а если не успеете заработать необходимый стаж, то на пенсию выйдете позже. К примеру, через пять лет «вовремя» на заслуженный отдых выйдут украинцы с 30 годами стажа. Если у вас будет только 25 лет стажа, пенсию можно будет получить только в 63 года.

Если я могу выйти на пенсию в 65 лет, а ожидаемая продолжительность жизни в Украине всего 72 года, получается, я буду на пенсии всего семь лет?

Действительно, по последним данным ВОЗ ожидаемая продолжительность жизни в Украине (и мужчины и женщины) – 72 года. При этом женщины в среднем живут на пять-семь лет дольше мужчин. Однако, к пенсионной системе эти цифры не имеют никакого отношения.

Дело в том, что ожидаемая продолжительность жизни учитывает смертность в любом возрасте, в том числе в раннем детстве. Чтобы примерно понимать, сколько украинцы живут на пенсии, нужно использовать данные о продолжительности жизни после 60 лет. Так вот, украинцы, которые доживают до пенсионного возраста (60 лет), в среднем живут еще 18 лет.

У украинца, который вышел на пенсию в 65, есть все шансы прожить на заслуженном отдыхе в среднем 13 лет. По сравнению со странами западной Европы, это немного. Однако, как говорят демографы, биологически украинцы ничем не отличаются от немцев или французов. Если заниматься физкультурой, вовремя проходить медицинские осмотры и правильно питаться, на пенсии можно прожить не 18, а 30 лет.

И убивают украинцев в первую очередь не военные действия на Донбассе и вредные условие труда, а халатное отношение к своему здоровью. По статистике, мужчина в стране ЕС в среднем проживет на 13 лет дольше украинца. «Это очень много.

Нужно иметь в виду, что на биологию накладываются неблагоприятные социально-экономические факторы, которые или характерны для мужчин, или больше на них влияют», – поясняет завотделом исследований демографических процессов и демографической политики Ирина Курило.

А те, у кого нет и 15 лет стажа, должны работать всю жизнь?

Нет. Пенсия таким украинцам не положена, а вот социальную помощь от государства они получить могут. Сейчас примерно 100 тысяч украинцев пенсионного возраста пенсию не получают. Правда, согласно закону «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию», размер такой помощи – всего 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных.

Как рассказала эксперт в сфере пенсионного обеспечения, кандидат экономических наук Лидия Ткаченко, если общий доход украинца старше 60 лет меньше минимальной пенсии, он имеет право обратиться в органы социальной защиты и помимо социального пособия получить доплату до уровня прожиточного минимума.

А какой стаж будут учитывать? Обучение в вузе тоже считается?

Речь идет только о страховом стаже, то есть о периоде, когда украинцы работали и платили взносы в Пенсионный фонд. Обучение в университете не считается в стаж еще с 2004 года. Также к страховому стажу не относится декрет, служба в армии.

Таким образом, украинец после окончания учебного заведения должен работать практически беспрерывно. Эксперты уверены: требование в 35 лет стажа вполне соответствует международной практике. Максимальное требование в странах ЕС – 40 лет стажа.

Источник: https://izvestia.kiev.ua/article/102638

Как изменится пенсионная реформа после интервенции Путина

Названы первые претенденты на пенсию после реформы

  • Владимир Путин в своем телевизионном обращении к россиянам объявил о мерах по смягчению пенсионной реформы. РБК разобрался в том, что изменится в планах государства в результате вмешательства президента
  • В июне правительство представило законопроект о пенсионной реформе, в июле Госдума проголосовала за него в первом чтении, а 29 августа президент Владимир Путин выступил с «предложениями» (они будут оформлены как поправки ко второму чтению осенью), которые «максимально смягчают» реформу.
  • «Бережнее» к женщинам

Главное изменение, которое предложил Путин, — увеличить пенсионный возраст для женщин на пять, а не на восемь лет, как планировало правительство. Путин объяснил необходимость именно так смягчить пенсионную реформу «особым, бережным» отношением к женщинам в России.

Таким образом, власти возвращаются к более мягкому варианту «65/60», который обсуждался в правительстве до начала июня, как писал РБК.

Это значит, что пенсионный возраст для мужчин и для женщин будет повышен одинаково — на пять лет, переход займет десять лет — до 2028 года. Темп увеличения не меняется — на год каждый год.

Изначально правительство аргументировало более жесткий по отношению к женщинам вариант «65/63» такими факторами, как «необходимость обеспечения гендерного равенства» и укрепившийся статус женщины в обществе.

Первым поколением женщин, для которых пенсионный возраст составит 60 лет, будут женщины, родившиеся в 1968 году (сейчас им 49 или 50 лет).

И соответственно, более молодые женщины тоже будут выходить на пенсию в 60 лет после 2028 года.

То есть бенефициарами президентского смягчения являются женщины 1969 года рождения и младше — правительственный законопроект поднимал им пенсионный возраст до 61-63 лет.

Ядерный электорат

Смягчение для женщин планировалось заранее, уверен политолог Алексей Макаркин. Женщины старше 45 лет являются значимой частью президентского электората, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

Правительство изначально предложило «сугубо технократичный» вариант, который вызвал шоковую реакцию у женщин, сказал РБК Макаркин.

По его словам, возраст выхода на пенсию для них изначально завысили, чтобы впоследствии президент мог изменить параметры реформы и дистанцироваться от правительства.

Из-за того что повышение пенсионного возраста для женщин остановится на 60 годах (вместо 63), экономия бюджетной системы от реформы сократится на 3,6 трлн руб. за шесть лет — с 2029 по 2035 год, сообщила журналистам вице-премьер Татьяна Голикова.

Открытым остается вопрос, как это скажется на планах властей увеличивать пенсии темпами выше инфляции после 2028 года.

Ранее министр труда Максим Топилин говорил, что вся экономия пенсионных расходов за счет повышения пенсионного возраста пойдет на опережающую индексацию пенсий, но результаты соответствующих расчетов предъявлялись только до 2024 года.

Женские пенсии в стране на 11% ниже мужских — около 12,8 тыс. руб. в среднем против 14,4 тыс. руб. (данные Росстата на 1 января 2018 года). Одним из аргументов в пользу более не актуального сценария «65/63» правительство называло относительно низкие текущие размеры пенсий женщин.

Смягчение границ пенсионного возраста для женщин — «абсолютно разумное решение», сказал РБК проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Женщины в возрасте 60 лет и старше выполняют важную социальную функцию, они ухаживают за внуками и за нетрудоспособными супругами, отметил Сафонов.

«Если задирать возраст для женщин до высокого уровня, это сразу будет сказываться на количестве занятых лиц молодого поколения», — говорит он.

Логика такова: например, если бабушка может начать сидеть дома с внуками, мама может выйти на работу, а если бабушка вынуждена работать дольше из-за более высокого пенсионного возраста, мама будет сидеть с ребенком.

На полгода раньше

Граждане, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в 2019 и 2020 годах, смогут выйти на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста, пообещал Путин.

Читайте также:  Льготы и выплаты детям-сиротам в 2019 году

То есть мужчины, родившиеся в 1959 и 1960 годах, и женщины, родившиеся в 1964 и 1965 годах, смогут выйти на пенсию на полгода раньше.

Мужчины 1959-1960 годов рождения смогут выйти на пенсию в 60 с половиной и 61 с половиной лет соответственно, женщины 1964-1965 годов рождения — в 55 с половиной и 56 с половиной лет соответственно.

«Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года», — сказал президент.

Это мера по смягчению «шока» для тех, кто готовился к пенсии уже в следующем году или через год, но этим летом узнал, что выход на пенсию задерживается.

«Сложнее всего придется тем, кто первым столкнется с повышением пенсионного возраста», — признал Путин.

По мнению Александра Сафонова, подавляющее большинство граждан воспользуются этим правом и выйдут на пенсию на полгода раньше. Как сообщила Голикова, в результате этой инициативы бюджет сэкономит на 490 млрд руб. меньше (в сумме за 2019-2024 годы), чем предполагал правительственный законопроект.

Защита для предпенсионеров

Пенсионную реформу Путин предложил дополнить мерами по защите людей предпенсионного возраста. Само понятие предпенсионного возраста расширяется — сейчас оно затрагивает россиян, которым остается два года до выхода на пенсию (для них доступны программы поддержки занятости), а согласно предложению Путина, будет защищать тех, кому остается пять лет до пенсии.

Впрочем, такая мера будет действовать лишь в течение переходного периода реформы, то есть до 2028 года.

Затем предпенсионный возраст снова будет составлять два года до пенсии, следует из слов президента.

Правительству Путин поручил утвердить для предпенсионеров специальную программу по повышению квалификации (министр Топилин говорил, что федеральный бюджет будет тратить на нее 5 млрд руб. ежегодно).

Стимулы для компаний, которым придется трудоустраивать и сохранять предпенсионеров на работе, еще предстоит разработать правительству — такое поручение кабинету дал Путин. Ранее в «Единой России», например, предлагали разработать механизмы льготного кредитования малого и среднего бизнеса, который ориентируется на пожилых работников.

Пока же избегать увольнения пожилых россиян, которые еще не вышли на пенсию, планируется путем ужесточения ответственности для работодателей.

Для них нужно ввести «административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста», заявил Путин.

Для тех предпенсионеров, которые решили уволиться с работы сами, планируется повысить пособие по безработице. Сейчас его максимальный размер для всех составляет 4900 руб., а Путин предложил увеличить его для граждан предпенсионного возраста до 11280 руб.

Идея об уголовной ответственности для работодателей обсуждалась в Минтруде — министерство указывало, что это позволит «не допустить увольнений и отказов в приеме на работу по мотивам, не связанным с профессиональными качествами», и добиться «искоренения стереотипов и предвзятого отношения» к гражданам предпенсионного возраста.

Наказанием для работодателей (должностных лиц предприятий) за увольнение сотрудников, достигших предпенсионного возраста, могут стать штрафы до 200 тыс. руб. или зарплата должностного лица за 18 месяцев, заявила журналистам вице-премьер Татьяна Голикова.

«Будем базироваться на статье [Уголовного кодекса] за необоснованное увольнение женщины по мотивам беременности или имеющей детей до трех лет… Это штраф до 200 тыс. руб. или зарплата за 18 месяцев», — сказала Голикова. Речь идет о ст. 145 Уголовного кодекса.

Бизнес предостерегает

Бизнес воспринимает идею ужесточения ответственности с опаской. Стимулом не увольнять людей старшего возраста такая мера не станет, предупреждает сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров.

«Наоборот, работодатель будет с опасением относиться к подобным вариантам и будет, грубо говоря, на дальних подступах убирать людей, с которыми может произойти такой конфликт.

Служба по персоналу и юристы будут заточены на то, чтобы заранее подстраховаться и обложить такого человека определенными замечаниями и выговорами», — рассуждает Назаров.

Административная ответственность поможет сохранить сотрудников на работе, но «в Уголовном кодексе и так статей хватает», отмечает президент «Опоры России» Александр Калинин. Если уголовную ответственность введут, «работодатели для подстраховки начнут массово увольнять женщин в 54 года, а мужчин в 59 лет», считает бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Сохранять предпенсионеров на работе помогли бы льготы по пенсионным взносам, говорит Калинин: «Это правильно, потому что человек делает взносы не для себя, а для тех поколений, которые уже отработали» (такова суть солидарной пенсионной системы). Сейчас размер взносов на пенсионное обеспечение составляет 22% от фонда оплаты труда, их уплачивают работодатели из собственных средств.

Положительный эффект может оказать бесплатная диспансеризация, о которой также говорил Путин (ради нее работодатель должен будет давать сотрудникам предпенсионного возраста два оплачиваемых выходных в году), считает Калинин.

По его словам, работодатели смогут удостовериться, что у работников нет серьезных заболеваний.

Еще одна положительная мера — повышение квалификации, которое профинансирует федеральный бюджет, но заказчиком таких программ должен быть бизнес, их не надо навязывать, подчеркивает Калинин.

Помимо послаблений по страховым взносам помогли бы льготы для компаний, в которых не менее половины сотрудников — пенсионеры, указывает Назаров. По его мнению, для них можно было бы снижать налог на прибыль, как это раньше было в компаниях, где больше половины работающих были инвалидами.

Льготы переходного периода

Путин дополнил реформу обещанием сохранить льготы для граждан, которые выйдут на пенсию позже, чем они рассчитывали: федеральные льготы пенсионеров для них продолжат действовать начиная с 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно. В первую очередь речь идет о налогах на недвижимость и землю (так называемый налог на шесть соток), которые пенсионеры не платят.

Смягчить пенсионную реформу таким способом предлагала «Единая Россия», само предложение обсудили в правительстве. Но в версии, представленной президентом, появилась оговорка о том, что льготы сохранятся только на переходный период реформы.

Получается, что мужчины 1962 года рождения и женщины 1967 года рождения смогут воспользоваться «старыми» льготами: по достижении 60/55 лет смогут, например, не платить налог за квартиру, хотя пенсионный возраст для них уже будет составлять 64 года и 59 лет соответственно.

А следующее поколение (мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения) уже будут пользоваться этими льготами только начиная с 65/60 лет.

Еще один блок льгот — региональные, они касаются ЖКХ, покупки лекарств, оплаты капитального ремонта, проезда в общественном транспорте. Путин заявил, что рассчитывает, что власти субъектов также сохранят их в старых пенсионных границах на переходный период.

Другие послабления

Среди других послаблений в правительственный законопроект, которые предложил Путин, — сохранение действующего пенсионного возраста для малочисленных коренных народов Севера, введение с 2019 года давно обещанной надбавки к пенсиям сельских жителей и сокращение трудового стажа, дающего основания для досрочного выхода на пенсию.

Июньский законопроект правительства предполагал, что пенсионный возраст граждан из числа малочисленных народов Севера будет повышен до 60/58 лет (с действующих 55/50 лет).

Теперь коренные народы Севера (численность их, по данным переписи 2010 года, составляла около 260 тыс.

человек) присоединятся к категориям (работающие с вредными и тяжелыми условиями труда, члены экипажей гражданских самолетов, спасатели, «чернобыльцы», инвалиды и т.д.), которых повышение пенсионного возраста вообще не затронет.

Законопроект правительства также вводит новое основание для досрочного выхода на пенсию — очень длительный трудовой стаж: женщины со стажем не менее 40 лет и мужчины со стажем не менее 45 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общего пенсионного возраста.

Однако мало кто смог бы воспользоваться этой возможностью, следовало из заключения комитета Госдумы по труду и социальной политике: по его расчетам, чтобы в переходный период воспользоваться правом выйти на пенсию в 60/55 лет (как сейчас), как мужчины, так и женщины должны осуществлять непрерывную трудовую деятельность с 15 лет (а в дальнейшем с 18 лет).

Путин предложил более реалистичные критерии по длительности стажа — 37 лет для женщин, 42 года для мужчин.

Путин предложил дать право досрочного выхода на пенсию женщинам, родившим трех или четырех детей. Матери троих детей смогут выходить на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста (то есть в 57 лет), четверых детей — соответственно на четыре года раньше (в 56 лет). Женщины, родившие пять или более детей, как и сейчас, смогут выходить на пенсию в 50 лет.

Наконец, президент вспомнил о существующей норме закона, которая должна была вступить в силу еще в 2016 году, но из-за проблем с бюджетом была отложена до 1 января 2020 года, — это 25-процентная надбавка к фиксированной части пенсий сельским жителям, проработавшим в сельском хозяйстве 30 лет и больше. Согласно инициативе Путина, эта надбавка вступит в силу на год раньше, с 1 января 2019-го.

Где возьмут 756 млрд рублей?

Экономия от повышения пенсионного возраста в 2019-2024 годах превысит 3 трлн руб., и все эти средства будут направлены на повышенную индексацию пенсий, говорил Топилин 21 августа на слушаниях в Госдуме.

Этот расчет касался правительственных предложений. Дополнительные инициативы президента обойдутся примерно в 756 млрд руб.

до 2024 года, следует из заявлений Голиковой, то есть планируемая экономия от повышения пенсионного возраста сократится до 2,2-2,3 трлн руб.

Но правительство сохраняет планы ежегодно в течение шести лет индексировать пенсию на 1 тыс. руб., так что ее средний размер увеличится до 20 тыс. руб.

к 2024 году, и этот механизм ежегодной индексации должен быть заложен в законопроект о пенсионной реформе ко второму чтению, сказал Путин. Около 500 млрд руб.

, необходимые на предложения президента за шесть лет, «будут изысканы в бюджете Пенсионного фонда» — отражены в трансфертах из федерального бюджета в бюджет ПФР, сказал первый вице-премьер Антон Силуанов, не уточнив, на сколько может увеличиться трансферт.

РБК

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Источник: https://deloros.ru/kak-izmenitsya-pensionnaya-reforma-posle-intervencii-putina.html

Назван необходимый размер пенсии после реформы

Председатель Госдумы Вячеслав Володин рассказал, каким будет размер пенсии после завершения реформы. По его словам, этот показатель может достичь отметки в 25 тысяч. «Все Выборы» разобрались в ситуации.

Большое совещание

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин провел рабочее совещание по подготовке парламентских общественных слушаний, намеченных на 21 августа. Среди выразивших желание принять участие в слушаниях – эксперты, представители общественных организаций, деловых сообществ, регионов.

По словам спикера Госдумы, «размер сегодняшних пенсий никого не устраивает», поэтому вопрос увеличения пенсий необходимо изучить с участием экспертов, представителей фракций Госдумы, регионов, бизнес-сообщества.

«Необходимо найти решение, обеспечивающее рост пенсий выше уровня инфляции, а также чтобы их размер составил не менее 40% от заработной платы. Для решения этих задач требуется создать устойчивую и эффективную пенсионную систему — вот цель проведения парламентских общественных слушаний», — сказал Володин парламентским журналистам.

Дыра в ПФР

«Дыра в Пенсионном фонде будет увеличиваться. И если сейчас за счет федерального бюджета в Пенсионный фонд перечисляется 3,336 трлн рублей (около 40% объема Пенсионного фонда и 20% от расходов федерального бюджета), закрывая тем самым его дефицит, то уже в ближайшем будущем средств надо будет перечислять почти в 2 раза больше», — сообщил Вячеслав Володин.

«Сложится ситуация, когда Пенсионный фонд не решает задачи роста пенсий и вывода их на средний показатель 20–25 тысяч рублей, а федеральный бюджет не сможет обеспечить решение прорывных задач ни в одной из сфер — образование, здравоохранение, социальная сфера, инфраструктура», — отметил он.

«Именно поэтому мы обязаны изучить, обсудить с экспертами, регионами, гражданским обществом и выработать к 24 сентября предложения в виде поправок к законопроекту, принятому в первом чтении, и выйти на решение. Каким оно будет, зависит от итогов парламентских слушаний», — заключил Председатель ГД.

Расширяется круг профильных комитетов Государственной Думы, задействованных в подготовке парламентских общественных слушаний, в частности, подключились комитеты-соисполнители по законопроекту о совершенствовании пенсионной системы.

Среди участников сегодняшнего совещания – Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, Председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов.

В совещании также принял участие Первый заместитель Председателя Комитета по образованию и науке Геннадий Онищенко, взаимодействующий при подготовке слушаний с экспертами, представителями Академии наук и вузовского сообщества.

Смена позиции

Отметим, что на встрече с жителями Саратовской области председатель Госдумы говорил совершенно иначе.

Как утверждал депутат, если пенсионная реформа не будет реализована, а дыру в бюджете ПФР не удастся закрыть, власти страны якобы могут рассмотреть вопрос о полной отмене выплаты госпенсий. Кроме того, Володин посоветовал гражданам активнее заниматься спортом.

«Будут у нас дальше государственные пенсии или нет — это тоже вопрос, потому что бюджет стал дефицитным», — отметил депутат. Подобная изменчивость ошарашила пользователей соцсетей.

«Володин входит в состав правительства? Может, он работает в профильном органе исполнительной власти? Забыл, где работает и перепутал, чем должен заниматься?» — спросил один из комментаторов. Другие же предложили покрыть дефицит Пенсионного фонда России за счет урезания зарплат парламентариям.

Источник: https://vsevybory.ru/nazvan-neobhodimy-razmer-pensii-posle-reformy/

Пять сценариев

Инициатива не сопровождалась системной работой с общественным мнением, не является консенсусной для самой власти, не имеет «публичного драйвера» во власти и оставляет «ощущение зашкаливающего уровня импровизации», говорится в докладе. В условиях размытой повестки и табуированности на критику власти пенсионная тематика остается вариантом выплеска агрессии в адрес правительства, полагают эксперты «Петербургской политики».

Тем не менее проект пенсионной реформы не стал «самоубийственным» для власти, которая сохраняет возможности для маневра в части коррекции пенсионной системы, считают в фонде. Другими факторами, играющими в пользу власти, в докладе называются слабая и маргинализированная традиция социальных и политических протестов, а также инерция внешнеполитической мобилизации.

Читайте также:  В правительстве рф утвердили новые ипотечные льготы для семей с детьми

16 июня правительство внесло в Госдуму законопроект о повышении пенсионного возраста в России с 55 до 63 лет для женщин и с 60 до 65 лет для мужчин. Изменения планируется проводить поэтапно в течение переходного периода, который может стартовать уже в 2019 году.

Эксперты обрисовали пять сценариев прохождения реформы.

Компромисс по инициативе власти является наиболее вероятным сценарием (40%).

В пользу этого варианта говорит то, что президент не стал пользоваться прямой линией для стимулирования спроса на реформу, а его пресс-секретарь Дмитрий Песков ранее сказал, что Владимир Путин выдержит паузу в вопросе отношения к проблеме.

Слабой стороной такого сценария в «Петербургской политике» называют дальнейшее снижение субъектности правительства и, возможно, всех институтов власти, которые успеют заявить о поддержке реформы. Имеются и риски выработки иммунитета власти к реформам, как это было после монетизации льгот.

Другой сценарий подразумевает продавливание изначального варианта реформы с помощью мобилизации всех властных институтов, административных инструментов и манипуляции динамикой протеста. Против такого сценария говорит «дефицит мотивации власти к действиям, которые будут расценены обществом как шоковые». Поэтому вероятность такого варианта эксперты оценивают всего в 20%.

Те же 20% в «Петербургской политике» отдают сценарию принуждения обществом власти к компромиссу. С одной стороны, традиция социального протеста в стране утрачена, но в обществе остается потребность для стихийных эмоциональных выплесков, отмечается в докладе.

Есть и другой вариант компромиссной реформы — но уже в результате внутреннего разлома во власти. «Чем больше зазор между позицией правительства и президента, тем большее количество игроков могут начать расшатывать ситуацию изнутри — от Думы и Совета Федерации до профсоюзов, медиа и церкви», — считают авторы доклада. Такому варианту отдается 15%.

Самым маловероятным вариантом (5%) «Петербургская политика» называет вариант пересмотра реформы после принятия закона. «Сильных сторон у такого сценария почти нет, однако периодическая ревизия пенсионного законодательства давно стала нормой для российской практики», — заключают эксперты.

Источник: https://www.rbc.ru/politics/20/06/2018/5b292aca9a7947768c6d5975

Слепым и лилипутам накинули десяточку. "Страна" разобрала самые интересные нюансы пенсионной реформы

Фото: napensii.ua

Одну из самых скандальных реформ нынешнего года — пенсионную — парламент принял в красивой обертке из обещаний повысить пенсии миллионам нынешних пенсионеров «задним числом» — уже с 1 октября нынешнего года.

Куда меньше говорят о другом.

Около 5 часов баталий в Верховной Раде не смогли помешать планам правительства повысить пенсионный возраст (хоть и не прямо, но очень существенно), убрать льготный стаж для бюджетников и работающих в тяжелых условиях труда, урезать планы по досрочному выходу на пенсию, и при этом сохранить более чем вольготные нормы пенсионного обеспечения в отношении топ-менеджеров крупных госкомпаний или прокуроров.

Что осталось за кадром радостного принятия пенсионной реформы, анализирует «Страна». 

1. «Скрытое» повышение пенсионного возраста

Конечно же, в отличие от предыдущего вариант пенсионной реформы 2011 года имени Сергея Тигипко, когда депутаты прямо повысили пенсионный возраст для женщин, нынешняя реформа делает это закамуфлированно. Фактическое повышение пенсионного возраста обязательно состоится. Как и значительно сократится число получателей пенсий. Это заложено в нормы повышения минимального размера страхового стажа. 

В начале реформы минимальный страховой стаж (необходимый для того, чтобы человек вообще мог претендовать на пенсию) составит 25 лет (сейчас — 15 лет), но за 10 лет будет повышен до 35 лет.

Если к 60 годам у украинца не будет минимального трудового стажа, то он сможет получать социальную помощь с 63 лет — а далее вообще только с 65 лет. Впрочем, есть еще один вариант – докупить максимум два года страхового стажа. 

Размер помощи будет определяться отдельными решениями правительства, но понятно, что будет значительно ниже минимальной пенсии (например, летом при обсуждении размера такой помощи, оглашались цифры 300-500 гривен в месяц). Но даже эта норма вызвала раздражение МВФ.

Видимо, в качестве компромисса, в итоговой версии закона было решено сбросить эти мизерные выплаты на местные бюджеты, которые и так хронически страдают в последнее время от отсутствия необходимых средств для покрытия все увеличивающейся расходной части, которую им спускают из центра.  

Поблажку раннего выхода на пенсию оставили тем, чей стаж составит 40 лет. Например, если человек работает непрерывно 40 лет с 16-летнего возраста. Тогда он сможет уйти на пенсию в 56 лет. Но эта норма будет внедрена только через десять лет. 

2. В стаж засчитают не всё и не всем

Есть хорошая и плохая новости для студентов-бюджетников дневной формы обучения и женщин, находящихся в декрете. И годы учебы на стационаре, и декрет засчитают в трудовой стаж. Но не все годы и не всем. 

Так, документ предусматривает, что в страховой стаж включены такие периоды:

— отпуск в связи с беременностью в период с 1 января 2004 года по 30 июня 2013 года включительно;- обучение в вузах по дневной форме обучения на условиях государственного заказа, а также обучение в аспирантуре и докторантуре с 1 января 2004 года по 31 декабря 2017 года включительно.

Поясним на пальцах. Если студент-бюджетник отучился на стационаре с 1 сентября 2001 года по 20 июня 2006 года, то в страховой стаж пойдет только период с 1 января 2004 года по 30 июня 2006 года — итого, не 5,5 лет, а только 2,5. 

Аналогичный подсчет можно сделать и по декрету. Например, женщина находилась в декрете с августа 2012 года по август 2015 года. В стаж идет не 3 года, а только 2 года и 1 месяц. 

Отдельно стоит отметить совершенно непонятные критерии выбора промежутка годов. Разве что по студентам можно при сильном желании усмотреть некие политические причины — на указанный период пришлось как никак два Майдана.

Но, скорее всего, правительство таким образом занимается замыливанием глаз и населению, и МВФ (которые требовал стаж для студентов не включать).

Населению можно будет говорить, что стаж включен, а Фонду — что число «включенных» сильно ограничено.

При этом поправками к реформе было учтено, что в страховой стаж включается ведение предпринимательской деятельности по упрощенной системе налогообложения с 1 января 1998 года по 30 июня 2000 года (нужно подтверждение в виде справки о регистрации); а также предпринимательская деятельность по упрощенному налогообложению с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2017 года включительно, и в отношении этого периода не имеет значения, какого размеры были страховые взносы. Кроме того, засчитывается как стаж военная служба до 31 декабря 2017 года включительно. 

Учитывая то, что начиная с 90-х годов многие украинцы потеряли работу или работали без официального оформления, предъявить к 60 годам 35 лет стажа будет для миллионов будущих пенсионеров крайне проблематично. Да и нынешнему поколению 30-40-летних, у которых реформа «отщипнет» по пару лет стажа от учебы в вузе и от отпуска по уходу за ребенком, светлое пенсионное будущее вряд ли светит. 

«Оптимизация. В@бали детей перестройки», — образно прокомментировал «Стране» эти игры со стажем народный депутат Сергей Каплин.

3. Не пожалели даже карликов 

На еще одну новацию реформы обратил внимание нардеп Юрий Левченко. Отныне 20-летний стаж для выхода на пенсию будет установлен для тех лиц, которые по умолчанию нуждаются в социальной помощи от государства. Ранее для этих групп срок стажа стартовал от 10 лет.  

«Номер статьи 115, по существу, иллюстрируют кощунство этого законопроекта. Предложение по размеру страхового стажа для отдельных категорий граждан, определенных в этой статье, является абсолютно абсурдным, — вещал в зале Верховной Рады депутат.

— Вот, например, есть такие граждане, больные гипофизарным нанизмом, лилипуты так называемые, диспропорциональные карлики, лица с инвалидностью по зрению I группы, слепые и лица с инвалидностью детства I группы, женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 6-летнего возраста, и матери лиц с инвалидностью с детства, воспитавшие их до указанного возраста…

Вот для всех этих категорий лиц устанавливается абсолютно глупый, безумный размер минимального страхового стажа для выхода на пенсию — 20 лет». 

4. Досрочного выхода на пенсию не будет

С принятием реформы канет в лету досрочный выход на пенсию для многих категорий лиц. Например, для чернобыльцев. 

«Мы все знаем, что люди, которые работали и проживали в зоне поражения и восстанавливали работу ЧАЭС, проживающих на загрязненных территориях, имели право досрочного выхода на пенсию. Теперь этим людям говорят, с 1 января будет совершенно неважно, что вы 20 лет проработали, уничтожая собственное здоровье и ожидали, что досрочно выйдете на пенсию.

Вы станете пенсионерами сейчас на общих условиях, это недопустимо и свидетельствует только об одном, это правительство абсолютно ничего не знает о чернобыльской трагедии и подвиге людей, которые преодолевали ее последствия, жертвовали своим здоровьем и более чем заслужили сейчас досрочный выход на пенсию», — возмутилась депутат от Оппозиционного блока Наталья Королевская. 

Ее поддержал бывший спикер Рады Владимир Литвин. 

«У меня на округе есть районы, где сто процентов поражены Чернобылем. Объясните… чтобы у меня были аргументы, что говорить людям. Вы хотите «осчастливить» всех и плевать на конкретного человека, в частности на чернобыльцев. Не издевайтесь над ними, пожалуйста», — призывал депутат. Но эти замечания никто не поддержал. 

Под отмену «льготного стажа» попали педагоги (которым, кстати, эту льготу прописали в принятом месяц назад законе об образовании), медики, металлурги, шахтеры, химики, социальные работники, летчики и другие категории. 

Исключение сделано только для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.

Шахтерам особенно не повезло. По словам нардепа Романа Семенухи (фракция «Самопомощь»), проект правительства существенно ухудшает условия пенсионного обеспечения шахтеров. В настоящее время минимальный размер пенсии шахтеров со стажем не менее 15 лет устанавливается независимо от места последней работы в размере 80% средней заработной платы шахтера.

«В реформе предусмотрено, что в расчет берется любая зарплата за трудовую деятельность, которая, как правило, меньше зарплаты шахтера.

По данным Государственной службы статистики, у работников добывающей отрасли в 2017 году средняя заработная плата на 27% больше, чем у занятых в других секторах экономики.

Поэтому нужно дать шахтерам хотя бы ту пенсию, которую они сегодня заслуживают согласно действующему законодательству», — заявил Семенуха. Но и его предложение было отклонено. 

5. Прокуроров и работников НБУ не обидели 

В отличие от шахтеров, никаких урезаний социальных благ не произошло для работников прокуратуры. Согласно тексту закона, прокуроры получают возможность иметь дополнительное пенсионное обеспечение, которое осуществляется в соответствии с Законом о негосударственном пенсионном обеспечении.

При этом в реформе никак не предусмотрено, с каких именно взносов будут делаться выплаты — с персональных средств или с бюджетных.

Оппоненты реформы, в частности депутат Иван Крулько («Батькивщина») призывал коллег закрепить на законодательном уровне, что дополнительное пенсионное обеспечение для прокуроров является добровольным, за счет собственных доходов. Но большинство его замечание не поддержало. 

Интересно и то, что реформа дала право Национальному банку самостоятельно определять правила, по которым работники НБУ будут получать пенсию. Депутат Крулько предлагал внести правки, которыми предусмотреть, чтобы чиновники Национального банка получали пенсию по общим принципам, как и все остальные пенсионеры в государстве.

«По норме, которая внесена правительством, чиновники Национального банка будут получать пенсию по правилам, которые определит сам Национальный банк. Так, скажите, пожалуйста, где же справедливость? Где же справедливые пенсии, которые будут все получать?» — возмущался нардеп. Его замечание также не было учтено. 

6. Горцам — надбавка 20%

При этом профильный Комитет Рады учел другую интересную поправку. Она предусматривает 20% надбавки для пенсионеров, проживающих в горных населенных пунктах. Как пояснила глава Комитета Людмила Денисова («Народный фронт»), «горному» населению будет 20% доплата от их размера пенсии. 

«Это чтобы Западная Украина им давала голоса», — пояснил «Стране» мотивы этой надбавки депутат Сергей Каплин, имея, вероятно, в виду, что после аннексии Крыма горы теперь у нас только одни — Карпатские. 

7. «Осовременивание» пенсий проведут по минимуму

Если все вышеперечисленные нормы идеологи реформы поясняли неохотно, то норма об осовременивании пенсий была взята в качестве вооружения для любых эфиров и заявлений власти и околовластных депутатов на эту тему. По задумке Кабмина, ранее назначенные пенсии пересчитают с учетом средней зарплаты 3764,4 гривен. 

Речь идет о так называемом «осовременивании» системы расчета пенсий. 

«Я хочу вам сказать о том, что 1 миллион наших граждан ждут сейчас повышение пенсий.

Вы знаете, в воскресенье я была на Столичном рынке, и там люди спрашивают меня, когда это произойдет, мы уже считали, посчитали и потратили ваши деньги, которые вы нам предполагаете.

«Осовременивание» пенсий 5,6 миллиона наших граждан — это в среднем 700 гривен, увеличение минимальной пенсии на 140 гривен и это будет 1452 гривны», — расхваливала реформу Людмила Денисова. 

«Если все упреки, что правительство могло бы само, и правительство бы многое смогло, но без нас увеличить пенсии и осовременить пенсии невозможно.

Мы с вами увеличили их размеры и сейчас, если только мы проголосуем…

Здесь сидит председатель Пенсионного фонда, он будет очень рад, потому что, если Президент подпишет пенсионную реформу, нажать кнопку пуск и всем пенсионерам пересчитать пенсию с 1 октября», — продолжала она. 

Источник: https://strana.ua/articles/analysis/96497-kakie-skandalnye-normy-zalozheny-v-pensionnoj-reforme.html

Ссылка на основную публикацию