Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Право инвалидов на трудоустройство регулируется целым рядом нормативно-правовых документов. Руководство организаций с числом работников от 35 человек должно образовывать специальные должности для людей с ограниченными возможностями. Размер квот зависит от специфики предприятия.

Закон о квотировании: регламенты, участники, основные субъекты

Защита прав инвалидов на трудоустройство проводится на всех уровнях власти: от федерального до муниципального, и регулируется специальными актами.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Федеральный уровень: схема работы квотирования

Основными законами, которые защищают права инвалидов при трудоустройстве, являются:

  • 181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ»;
  • 1031-1 «О занятости населения».

На предприятиях обязательно должны быть выделены места для трудовой занятости инвалидов – так называемые квоты. Это сделано для того, чтобы не допустить дискриминации по признаку здоровья при рассмотрении кандидатур соискателей.

Квотирование рабочих мест для инвалидов производится в такой пропорции:

  • 2-4% от штатного списка в фирмах и организациях, где официально устроено более 100 человек;
  • До 3% – в компаниях, где трудится 35-100 человек.

В фирмах с меньшей численностью квоты предоставляются по желанию работодателя: это не может быть вменено в обязанность. Соответственно, и отчитываться им о выделении и оборудовании таких мест нет необходимости.

При расчете квоты в штатный список не включаются те сотрудники, которые задействованы на специфических условиях труда. Предприятия, где все рабочие места относятся к вредному либо опасному производству, тоже могут не выделять никаких вакансий.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

От квотирования освобождаются:

  • Объединения инвалидов;
  • Предприятия, чей уставной капитал сформирован инвалидами.

В чем заключается региональная специфика квотирования

Региональные власти должны непосредственно исполнять требования федерального законодательства и контролировать исполнение работодателями своих обязанностей по предоставлению социальных гарантий людям с ограниченными возможностями здоровья.

Местные власти имеют право:

  • Увеличить объем квот или снизить его до минимума;
  • Исполнить предусмотренные квоты.

В полномочия региональных органов власти входят и следующие действия:

  • Организация перепрофилирования для инвалидов (обучение их новым профессиям);
  • Предоставление льгот для инвалидов-предпринимателей и вовлечение их в предпринимательскую деятельность;
  • Поддержка предприятий, трудоустраивающих инвалидов в пропорции, больше, чем предусмотрено нормативами.

В большинстве субъектов РФ нормы местного законодательства предусматривают установление такого же количества квотированных мест, как и на федеральном уровне. При этом в некоторых из них, например, в Ставрополье и в Ульяновской области за норму принята верхняя граница квоты.

В Москве и Санкт-Петербурге установлены свои требования, которые в целом не выходят за общероссийские рамки.

В Нижнем Новгороде, к примеру, норма мест для инвалидов снижена до 2% (т.е. до минимального установленного порога), но при этом работодатель обязан выделить 1% от общего числа мест для других льготников – детей-сирот и несовершеннолетних детей, попавших в сложное финансовое положение.

Видео по теме:

Процедура трудоустройства инвалида

Работодатель не должен заниматься самостоятельным поиском работника-инвалида, но если тот обратится – должен принять его на работу (конечно, если сотрудник соответствует предъявляемым квалификационным требованиям). При этом на предприятии должны быть созданы все условия для осуществления таким сотрудником своих профессиональных обязанностей.

Для предприятия

В целом процедура квотирования «инвалидных» рабочих мест выглядит так:

  1. Работодатель разрабатывает положения и приказы в соответствии со спецификой своего предприятия (учитывается численность штата и вредность производства);
  2. Акты подписываются и издаются;
  3. Сведения о квотах поступают в местный Центр занятости населения (ЦЗН);
  4. Производится наем на работу инвалида;
  5. Для полноценного осуществления труда новому специалисту выделяются все необходимые материалы и инструменты;
  6. Направляется отчет в контролирующие органы о выполнении требований по оборудованию мест и предоставлению должностей для сотрудников со ограниченными возможностями здоровья.

При крайней необходимости ответственный сотрудник должен создать подходящее рабочее место для инвалида, оборудовав его всем необходимым с учетом специфики заболевания специалиста.

Если даже инвалид пока не принят на работу, вакансия всё равно должна быть предоставлена.

К числу документов, которые необходимо создать на предприятии, относятся «Положение о квотировании» и Приказ о выделении вакансий.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

В Положении указываются:

  • Число выделенных квот;
  • Категории граждан, принимаемых по ним (инвалиды, дети-сироты, иностранцы и т.д.);
  • Какие мероприятия должны быть проведены для обеспечения выполнения Положения;
  • Порядок оформления на работу специалиста с инвалидностью;
  • Ответственное лицо за выполнение всех условий.

В Приказе о выделении вакансий указываются конкретные данные:

  • Должность, которая будет предоставлена инвалиду;
  • Порядок исполнения им своих трудовых обязанностей (в т.ч. режим работы);
  • Ответственное за исполнение приказа лицо.

Решение о выделении новых льготных мест принимается на основе штатной численности. Если на предприятии трудится 35 человек, то для инвалида должно быть выделено хотя бы одного рабочее место.

В целом формула, чтобы рассчитать число квотируемых мест, выглядит так:

(общее число работников – сотрудники, занятые на вредном производстве) * норма квотирования, определенная законом

Например, на заводе трудится 200 человек, 50 из которых работают в опасных и сложных условиях. При квоте в 2% работодатель должен зарезервировать (200 – 50) * 2% = 3 рабочих места для инвалидов.

Если в итоге после вычислений получается дробное значение, то используется стандартное правило округления: при значении до 0,5 – в меньшую сторону, при 0,5 и более – в большую.

Для соискателя

Возможность устроиться по квоте есть только у инвалида 3 группы, который имеет статус трудоспособного (т.е. не обладает заболеванием, делающим осуществление любой трудовой деятельности невозможным).

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Порядок действий таков:

  1. Соискатель обращается в Центр занятости со всеми имеющимися документами на руках, подтверждающими его статус инвалида, а также наличие необходимого образования и минимального опыта работы;
  2. Специалисты Центра подыскивают вакансии из числа предлагаемых работодателями по квоте и направляют соискателя по одному из мест;
  3. Кандидат пребывает к работодателю, проходит собеседование;
  4. В случае решения в пользу инвалида производится официальное трудоустройство.

Само по себе наличие инвалидности не гарантирует, что соискатель будет устроен на работу. Он должен соответствовать заявленным требованиям и обладать достаточной квалификацией.

По инициативе работодателя, ЦЗН либо по собственному желанию будущий сотрудник может пройти переквалификацию, чтобы занять желаемую должность. Порядок перепрофилирования прописывается в Центре, чаще всего это бесплатные 1-2-недельные курсы, по окончании которых выдается сертификат или диплом.

Оформление на работу производится по стандартной процедуре:

  1. Подписывается трудовой договор;
  2. Работник знакомится с внутренними документами, техникой безопасности и должностной инструкцией, а затем выходит на работу.

В самом договоре или приложении к нему может быть оговорен особый режим труда, к примеру, увеличенная продолжительность обеда или возможность какие-то часы работать удаленно.

Важно! При приеме на должность на инвалидов не должна быть возложена обязанность по прохождению стажировки или отработки испытательного срока.

При желании работодатель может превысить квоты по найму инвалидов, если соискатель соответствует всем требованиям.

Куда и в какие сроки предоставляется отчетность

Закон «О занятости» устанавливает обязанность работодателя подавать в отделение Минтруда – местный ЦЗН – отчет, в котором отображается:

  • Количество свободных вакансий вобщем;
  • Число квотированных мест для льготников – инвалидов, детей и других категорий;
  • Количество устроенных инвалидов;
  • Меры, предпринятые для выполнения требований законодательства об инвалидах (например, о создании специально оборудованного места для работы).

Аналогичный отчет необходимо предоставлять и в органы статистики.

От данной обязанности освобождены малые предприятия и ИП.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Как проходит проверка

Надзорным органом, контролирующим на местах соблюдение норм «инвалидного» законодательства, является Министерство труда. Основным документом, регламентирующим порядок и продолжительность проверки организаций, является приказ ведомства №181н 2013 года.

В нем указано, что имеется два вида проверок:

  1. Плановые, которые проводятся по заранее согласованному плану;
  2. Внеплановые, например, спровоцированные обращениями граждан.

Проверки проводятся в двух форматах:

  • Выездные с контролем на месте;
  • Документарные с проверкой подаваемых отчетов.

Стандартный срок «документарки» – 15 дней, а выездной проверки – 10 (в исключительных случаях – 15), но на деле всё происходит гораздо быстрее, обычно в течение суток (но всё зависит от размера компании). Приостановления проверки не предусмотрено.

Наиболее эффективной оказывается плановая выездная проверка. Она осуществляется по таком алгоритму:

  1. Центр занятости населения формирует график проверки предприятий;
  2. В назначенную дату издается приказ о контроле конкретной организации;
  3. Инспектор прибывает по адресу фактического расположения компании, предъявляет служебное удостоверение и вручает ответственному лицу копию приказа;
  4. В ходе проверки специалист знакомится с документацией, проверяет, правильно ли произведен расчет квот, а также организацию рабочих «инвалидных» мест, соответствие занимаемых должностей, фактическое наличие работника на своем месте и т.д.;
  5. По мере прохождения проверки формируется акт в двух экземплярах, в котором фиксируются нарушения;
  6. По окончании проверки оба акта подписываются руководителем и проверяющим, затем экземпляры разделяются.

При наличии нарушений руководителю выписывается предписание по их устранению. В нем оговорен разумный срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. Затем руководитель организации составляет специальный акт об устранении недочетов и направляет его в Центр занятости.

Видео по теме:

Ответственность и штрафы за нарушения

Если руководитель не устранил нарушения, вмененные контролирующей организацией, либо отказывает инвалиду в устройстве на работу при наличии квотируемых мест и соответствии образования соискателя заявленным требованиям, то в отношении него применяются меры административного воздействия, а именно – штраф от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).

В случае нарушения сроков предоставления отчетности штраф будет такой:

  • 10-20 тысяч рублей для должного лица;
  • 20-70 тысяч для самой организации (юрлица).

При повторном нарушении штрафы удваиваются.

Местные органы власти могут ужесточить эти санкции, так как выплаты по данным штрафам поступают в региональный бюджет. Поэтому имеется смысл выполнить все требования.

Работодателя контролирующие органы могут привлечь к ответственности и за то, что:

  • На предприятии не создано подходящих рабочих мест;
  • Отсутствует нормативная база;
  • «Инвалидные» места созданы чисто на бумаге без реального выделения квот.

Процент квот определяется в зависимости от размера компании и особенностей ее функционирования.

Инвалиды обычно направляются на потенциальное место работы через местный ЦЗН. При этом должностное лицо должно регулярно направлять в контролирующие организации отчеты об исполнении нормативных требований и количестве принятых на работу инвалидов. За отсутствие квот и документов или срыв сроков сдачи отчета предусмотрен штраф.

Читайте также:  Пособия и выплаты матерям-одиночкам в 2019 году

Источник: https://invalid.expert/kvotirovanie-rabochih-mest/

Трудоустройство инвалидов в 2019 году

С 2019-го года ответственность за невыполнение правил трудоустройства инвалидов обещают серьезно ужесточить. О том, как принимать на работу людей с разными группами инвалидности, что учесть в договоре и какова ответственность работодателя за ошибки, читайте в нашей статье

Особенности трудоустройства инвалидов в России

В 2008 году России подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. С этого времени в стране началась активная работа по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Российские законы их всесторонне поддерживают, в частности, содействуют трудоустройству.

► Работа для инвалидов 3 группы

ФЗ № 181 от 24.11.1995 обязывает предприятия с численностью персонала от 35 человек, как государственные, так и коммерческие, иметь квоту вакансий, на которые принимаются работники с ОВЗ. И руководитель не вправе отказать инвалиду, откликнувшемуся на вакансию, если его квалификация подходит для этой работы.

По закону запрещено принимать людей с ОВЗ на виды работ:

  • с которыми могут справляться только здоровые люди (в МЧС, МВД);
  • которые связаны с вредными условиями;
  • на которых невозможно организовать условия для выполнения ИПР.

В остальном для трудоустройства инвалида в 2019 не существует никаких препон, если он владеет специальностью или, при ее отсутствии, готов на низкоквалифицированный труд.

На практике человеку с ОВЗ довольно трудно найти работу. Работодатели опасаются сложностей, связанных с приемом на работу инвалида и зачастую отказывают им в работе, ссылаясь, разумеется, не на состояние их здоровья (ибо это нарушение ст. 64 ТК РФ), а находя другие причины.

Нередки случаи, когда люди с инвалидностью скрывают информацию о своем здоровье, и при трудоустройстве не предъявляют справку об инвалидности и ИПР.

В общих случаях это не является нарушением, но работник в таком случае должен понимать, что лишается всех трудовых гарантий работающим инвалидам, положенных ему по закону.

У него остается возможность сообщить о своей инвалидности задним числом, предоставить документальное подтверждение, и тогда работодатель с месяца, следующего за месяцем, в котором он был уведомлен, оформит или переоформит все документы, нужные для льгот.

► Какие гарантии вправе требовать работник-инвалид и как их предоставить

Различия в приеме на работу инвалидов 2 и 3 группы

Многие инвалиды могут быть вполне дееспособными людьми, способными успешно справляться с посильными видами деятельности. Но в 2019 есть некоторые особенности приема на работу инвалида 2 или 3 группы:

1. В трудовом договоре обозначается срок медицинского заключения – не менее 1 года. После положенного переосвидетельствования работник предъявляет справку – снятие группы, снижение группа, продление группы. Работодатель далее действует по обстоятельствам.

2. За сотрудником-инвалидом закрепляется право на льготные отпуска: ежегодный оплачиваемый – 30 дн., за свой счет – 60 дн. (ст.128 ТК РФ).

3. Действует запрет на ночную или сверхурочную работу (ст. 96, 99 ТК РФ). Она допускается в порядке исключения и только с письменного согласия сотрудника. Труд в выходные и праздники допускается, только если не противоречит ИПР (ст.113 ТК РФ). Во всех случаях руководитель обязан ознакомить работника под роспись о праве отказаться от такой работы.

► Нужно ли получать у инвалида согласие каждый раз перед ночной работой

4. Работодатель обязуется организовать рабочее место служащему-инвалиду в соответствии с СП 2.2.9.2510-09

Если получает инвалидность уже работающий служащий и есть возможность создать ему условия труда, не противоречащие ИПР, он может продолжать работать, заключив с начальником допсоглашение о внесении изменений в договор, либо уволиться по собственному желанию.

Есть и некоторые различия при приеме на работу инвалида 2 и 3 группы.

2 группа инвалидности подразумевает более серьезные проблемы со здоровьем, в связи с чем такому работнику нужно больше времени на отдых, необходимые медпроцедуры и обследования.

Поэтому закон обязывает нанимателя не допускать труда таких сотрудников более 35 часов в неделю. Время распределяется по дням в соответствии с ИПР (ст. 94 ТК РФ).

Работающий инвалид 1 или 2 группы может работать и менее 35 часов в неделю, но при этом оплата все равно начисляется за 35 отработанных часов.

Инвалиды 3 группы в большинстве случаев – люди, временно утратившие трудоспособность в результате заболевания или травмы. Велика вероятность, что при следующем переосвидетельствовании инвалидность с них снимется, и они будут готовы полноценно трудиться. В связи с этим для них предусмотрена полная рабочая неделя в 40 часов, если иное не определено ИПР.

Прием на работу инвалида 1 группы

Инвалиды 1 группы имеют меньше всего шансов найти работу, поскольку состояние их здоровья связано с серьезными ограничениями трудоспособности.

Но это не значит, что человек, например, с ампутированными конечностями или утративший зрение, не может заниматься умственным трудом, а ментальный инвалид не может работать дворником или упаковщиком.

Тем более, что нигде в законодательстве нет упоминаний того, что человек с 1 группой инвалидности не может быть принят на работу.

► Как проверить, что кандидат не инвалид

Потенциальных работодателей смущает (и небезосновательно), 1 группа инвалидности рабочая или нет. Главное, о чем нужно помнить — четкое следование индивидуально-реабилитационной программе (ИПР) инвалида.

Если там нет фразы о полной нетрудоспособности человека — его законно можно брать на работу, предоставив необходимые условия труда.

Компания не несет ответственности за неисполнение ИПР только если программа не была предоставлена или работник дал письменный отказ от реабилитационных мероприятий.

Формируя квоты для инвалидов на предприятии, руководитель не должен забывать о создании на таких рабочих местах особой обстановки: адаптация вспомогательного и основного оборудования, дополнительного технического оснащения, предоставление приспособлений с учетом возможностей инвалидов.

Инвалиды 1 группы также имеют право на льготные отпуска и освобождение от сверхурочной и ночной работы.

Если уже работающий член коллектива получает 1 группу, его руководство принимает решение о дальнейших действиях, основываясь на заключении МСЭ:

  • либо человек остается работать, но уже на льготных условиях и, возможно, с переводом на другую должность (нужно подписать допсоглашение с изменениями);
  • либо он увольняется по п.5 ч.1 ст.83 ТК РФ с выплатой компенсации в виде двухмесячного заработка.

► Что должен сделать кадровик, чтобы компанию не обвинили в нарушении прав инвалидов

Что учесть в трудовом договоре

Трудовой договор с сотрудником-инвалидом заключается в том же порядке, что и с здоровым кандидатом, однако, в некоторым пункты придется внести поправки:

  • Предмет договора. Включить сюда сведения о периоде установленной инвалидности и сроках переосвидетельствования, если они предусмотрены. В перечень документов при приеме на работу добавить справку МСЭ и ИПР;
  • Режим работы. По закону для 1 и 2 групп – не более 35 ч/нед (с сохранением полной оплаты при уменьшении количества часов). Здесь же определить ежедневное количество часов и оговорить запрет на сверхурочную и ночную работу;
  • Отпуска. Льготные условия по ежегодному отпуску (30 дней) и по отпуску без содержания (60 дней);
  • Рабочее место. Обязательства работодателя по оборудованию рабочего места инвалида с учетом требований санитарных правил.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Скачать образец >>>

Льготы работодателям при приеме на работу инвалидов

В 2019 основной формой трудоустройства инвалидов является квотирование – таким образом государство пытается решить проблему трудовой адаптации граждан с ОВЗ. Наниматели обязаны иметь резерв вакансий для инвалидов и по возможности заполнять его. Подробнее о квотировании читайте тут.

Если квотированные рабочие места заняты инвалидами, предприятие может иметь ряд льгот.

1. Налоговые (ст.149 НК РФ). Полностью освобождены от уплаты налогов организации:

  • ООИ, в которых инвалидов не менее 80%;
  • уставной фонд которых сложился из вкладов инвалидов, половина сотрудников имеют ОВЗ, а на их зарплату тратится не менее четверти всего фонда.

Очевидно, у обычного предприятия, трудоустроившего несколько человек с ОВЗ, нет шансов получить налоговые льготы.

2. Страховые. Работодатель отчисляет взносы в ФСС за сотрудников-инвалидов по тарифу, сниженному до 60%. За прочий персонал ставка не снижается.

2. Субсидии:

  • на создание условий труда инвалидам — от 65 до 100 тыс.руб. в зависимости от группы инвалидности;
  • на обустройство рабочего места инвалида — до 500 тыс.руб.

Подытоживая перечень льгот, можно сказать, что компании недостаточно стимулированы, чтобы быть серьезно заинтересованными в трудоустройстве у себя инвалидов в 2019.

► Можно ли уволить работника, если сняли инвалидность

Ответственность работодателя

Каждый работодатель обязан:

  • рассматривать инвалида — кандидата на вакансию, наравне со здоровыми соискателями, учитывая лишь его квалификацию, но никак не состояние здоровья;
  • выделять квоты для инвалидов (если штат более 35 человек);
  • заполнять их льготниками, откликнувшимися на вакансию;
  • создавать инвалидам необходимые условия труда;
  • соблюдать особый режим труда и отдыха для таких работников.

Административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ч. 1 ст. 5.42 КоАП) наступает в виде штрафа на должностных лиц в размере 5-10 тыс.руб.

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1098103-18-m11-priem-na-rabotu-invalida-v-2019-godu

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов в 2019 году

Инвалиды – одна из самых незащищенных категорий граждан. Большинству из них назначают пенсии. Вот только размера их зачастую недостаточно для ведения нормальной жизни.

Поэтому вопрос трудоустройства становится одним из наиболее актуальных среди людей с ограниченными возможностями. Кто-то и просто хочет продолжить вести трудовую деятельность.

Поэтому государство, пытаясь помочь, использует квотирование рабочих мест для инвалидов. О его особенностях и поговорим сегодня.

Актуальность проблемы трудоустройства инвалидов

Сегодня порядка 8,2% населения России имеют инвалидность. Их количество за последние 5 лет сократилось на 7,8% и составляет 12,1 миллионов человек. Из них:

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Какие меры поддержки в трудоустройстве инвалидов существуют?

Предлагая человеку работу, руководитель предприятия оценивает совокупность факторов: образование, опыт, личные качества. К сожалению, негласно в предоставлении трудового места могут отказать по причине инвалидности, на деле сославшись на что-то еще. Отсюда и возникает сложность устройства на работу инвалидов. Для работодателя это:

  • дополнительная ответственность;
  • дополнительные расходы (на обустройство, на дополнительные дни отпуска).
Читайте также:  Кассационная жалоба в верховный суд рф

Поэтому государство использует различные способы мотивации работодателей, чтобы те устраивали на предприятия инвалидов. Сегодня применяются следующие форматы:

  1. введение квот на рабочие места на предприятиях;
  2. оказание услуги сопровождения при содействии занятости людей с ограниченными возможностями.

Причем эти два формата преследуют одну цель – помочь как можно большему количеству россиян с инвалидностью трудоустроиться.

Квоты

Квотирование рабочих мест для инвалидов – это, по сути, установление минимальной нормы, которой должен следовать работодатель, чтобы не нарушить закон. Устанавливается этот показатель субъектами РФ. Но существуют предельные лимиты, в рамках которых они должны держаться. Прописаны они в ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года.

Размер квоты определяется, исходя из среднесписочной численности предприятия. Существует следующая зависимость:

Среднесписочная численность Размер квоты
До 35 человек Не установлен
35 – 100 человек До 3%
Более 100 человек 2 – 4%

При расчете среднесписочной численности для установления квоты в конкретной организации не учитываются рабочие места с вредными или опасными условиями труда.

Квоты по количеству работников-инвалидов не устанавливаются только в отношении общественных объединений инвалидов и организованных ими организаций.

Что будет, если организация нужную квоту не предоставит? Ст. 5.42 КоАП РФ устанавливается размер административного штрафа в отношении должностных лиц, если они:

  • не создали/не выделили рабочие места для инвалидов;
  • отказались принять на работу инвалида при наличии невыполненной квоты.

Размер штрафа составляет 5 000 – 10 000 руб. Кстати, такой же штраф предусмотрен в отношении сотрудников службы занятости за отказ регистрации инвалида в качестве безработного.

Многие работодатели готовы заплатить штраф, но не брать инвалида на работу. Причем причины такого нежелания кроются чаще всего в необходимости обустраивать рабочие места людям с ограниченными возможностями (ст. 22 № 181-ФЗ). Ведь это дополнительные финансовые затраты. Также работодатель должен обеспечить инвалиду следующие условия труда (ст. 23 № 181-ФЗ):

  • ежегодный отпуск – от 30 календарных дней;
  • продолжительность рабочей недели – до 35 часов для инвалидов 1 и 2 группы (но полная оплата труда сохраняется);
  • работа в выходные, ночью, сверхурочно – только с согласия самого инвалида.

Интересно, что в разное время на обсуждение выносились законопроекты, которые бы могли способствовать увеличению количества трудоустроенных инвалидов. Варианты предлагаются следующие:

  • увеличить количество квот и административный штраф за неисполнение обязательств организациями;
  • применять к нерадивому работодателю запрет на участие в государственных закупках, получению поддержки со стороны государства, привлечению иностранцев на работу, а также наложение обязательств ежемесячно выплачивать компенсацию в размере от 7 800 руб.

Однако пока таких изменений не произошло. Законопроекты так и не были приняты. Поэтому к работодателям применяются все те же меры административной ответственности.

Сопровождение при содействии занятости инвалидов

Под сопровождением понимается индивидуальная помощь инвалидам, которые изъявляют желание работать. Такой формат поддержки введен Федеральным законом № 476-ФЗ от 29 декабря 2017 года. Он вступил в силу с 1 января 2019 года. Тем самым в Законе РФ № 1032-1 от 19 апреля 1991 года появилась новая статья – 24.1. Согласно ей, инвалид, желающий работать, получает следующие форматы поддержки:

  1. помощь в поиске подходящего места трудоустройства;
  2. создание условий, необходимых для нормальной работы инвалида на предприятии;
  3. оказание помощи по транспортировке человека на работу и с работы, а также помощь в передвижении инвалида в самой организации, если это необходимо.

За каждым регионом закрепляется необходимость разработать программу поддержки инвалидов. Субъекты РФ должны взаимодействовать с работодателями, бюро МСЭ, проводить профориентацию инвалидов.

На предприятии у инвалида должен быть куратор – наставник, который бы помогал осваивать профессию, следил за организацией и удобством рабочего места.

Обязанности по поддержке инвалидов есть и у центров занятости. Они должны не только отслеживать количество принимаемых на работу инвалидов, но и оказывать помощь в поиске работы.

Пока говорить об эффективности нововведений рано, т. к. изменения вступили в силу недавно. К сожалению, указанные в законе меры больше похожи на декларативные. Какая помощь будет оказываться фактически, мы увидим уже ближе к концу года.

Источник: https://urpomosh03.ru/pravo-socialnogo-obespecheniya/lgoty/kvotirovanie-rabochix-mest-dlya-invalidov

В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.

Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен  в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.

Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.

Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.

Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:

  • организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  • организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  • создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  • стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  • организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов-выпускников образовательных организаций;
  • расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае  оформления в трудовых отношений с инвалидом и / или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц – в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Читайте также:  Чернобыльские выплаты по декретному отпуску и уходу за ребенком в 2019 году

Проведение эксперимента запланировано на пять лет – с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Источник: https://rosmintrud.ru/employment/resettlement/13

С работодателей, не трудоустраивающих инвалидов, предлагается взимать компенсационную выплату в фонд содействия трудоустройству инвалидов

Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов»

Размер такой выплаты будет определяться субъектом РФ в (но не менее 7800 рублей в месяц) и устанавливаться в законе о бюджете субъекта РФ на очередной год.

Перечисление работодателями компенсационной выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов будет осуществляться в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Индексация размера компенсационной выплаты будет осуществляться в сроки и в объемах, предусмотренных для индексации размера величины прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Устанавливается, что квота считается выполненной в случаях трудоустройства инвалида на соответствующем рабочем месте либо осуществления работодателем компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов за каждое незаполненное инвалидом рабочее место в пределах установленной квоты.

На ФНС России предлагается возложить обязанность по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, сведений о работодателях, уплативших в истекшем году компенсационные выплаты в фонд содействия трудоустройству инвалидов за невыполнение установленной квоты.

Одновременно предлагается установить ограничения для работодателей, нарушающих положения законодательства о трудоустройстве инвалидов. Такие работодатели будут лишаться допуска к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также права привлечения иностранных работников.

Кроме того, корректируются правила установления квоты для инвалидов.

Так, устанавливается, что численность работников для определения обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов определяется количеством штатных единиц у работодателя согласно штатному расписанию без учета штатных единиц филиалов и представительств организации, расположенных в других субъектах РФ. Филиалам и представительствам квота устанавливается в соответствии с законодательством субъекта РФ, на территории которого они расположены и исходя из их штатной численности.

Предполагается, что федеральный закон вступит в силу с 1 января 2019 года.

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 16.02.2018

Поделиться ссылкой:

Источник: http://www.Consultant.ru/law/hotdocs/52652.html/

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2019 г. В 2020-2025 годах планируется проведение эксперимента по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места

Минтруд России подготовил пакет законопроектов, которые направлены на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

В частности, вносятся изменения в федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время выполнение квоты возможно лишь путем приема на работу инвалида. При этом действующий механизм выделения рабочих мест для найма инвалидов по квотам вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей.

Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и неотлаженным механизмом контроля за выполнением соответствующих квот, не удобен работодателям, не однозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов — установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов зафиксировано в федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3% среднесписочной численности работников.

  • Таким образом, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны:
  • — создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • — создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • — предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
  • За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, квотируемые рабочие места в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.

С целью совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов Минтруд России подготовил законопроект, в рамках которого в ряде регионов будет проведен эксперимент по введению специального механизма установления и исполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Он разработан по аналогии с пакетом федеральных законов, принятых в 2018 году о проведении в некоторых регионах эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

В качестве «пилотных» были выбраны Республика Саха (Якутия), Воронежская, Орловская, Свердловская и Тверская области, как регионы со средним для Российской Федерации показателем доли работающих в 2018 году инвалидов в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

С целью установления дополнительного способа выполнения квоты в «пилотных» регионах предусматривается введение компенсационной выплаты, что позволит работодателям не искать «обходных» путей для выполнения квоты.

Законопроектом предлагается создавать фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями как альтернативный вариант выполнения им квоты для приема на работу инвалидов, в случае обоснованной невозможности принятия на соответствующее рабочее место инвалида.

Размер компенсационной выплаты предлагается устанавливать законом субъекта Российской Федерации в бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на уровне Российской Федерации.

Если прожиточный минимум для трудоспособного населения субъекта Российской Федерации выше федерального, то в размере регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Такой подход обуславливается необходимостью сохранения единого подхода к размеру компенсационной выплаты в каждом субъекте Российской Федерации, участвующем в эксперименте, а также географических особенностей расположения регионов.

  1. Порядок формирования и использования средств фонда содействия трудоустройству инвалидов планируется устанавливать нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего региона. Согласно предлагаемым изменениям средства фондов могут направляться на:
  2. — организацию профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства;
  3. — организацию работодателем профессионального обучения инвалида непосредственно на рабочем месте, включая предоставление инвалиду при необходимости помощи наставника;
  4. — создание и оборудование специальных (дооснащённых) рабочих мест для инвалидов;
  5. — стимулирование работодателей к приёму на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты;
  6. — организацию стажировки инвалидов молодого возраста, в том числе из числа инвалидов — выпускников образовательных организаций;
  7. — расходы на осуществление сопровождения при содействии занятости инвалида, в том числе оказание помощи в организации труда инвалида при дистанционной работе или работе на дому.

Законопроектом устанавливается, что квота для трудоустройства инвалидов считается выполненной работодателем в случае оформления в трудовых отношений с инвалидом и/или осуществления компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов, исходя из количества рабочих мест в пределах установленной квоты, на которые не были трудоустроены инвалиды. При этом оформление работодателем трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, не отнесенное к заквотированным, в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.

Кроме того, с целью усиления ответственности работодателей предусмотрено внесение дополнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях за неисполнение работодателем в «пилотных» регионах обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида, либо неосуществление компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, на юридических лиц — в размере от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.

Проведение эксперимента запланировано на пять лет — с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.

В 2020-2025 гг. Минтруд намерен провести эксперимент по трудоустройству инвалидов на квотируемые рабочие места. В рамках квоты работодатели будут обязаны:

  • — создавать или выделять рабочие места для инвалидов;
  • — создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;
  • — предоставлять информацию для организации занятости инвалидов.
  • Отказ в приеме на работу инвалида в пределах квоты повлечет административное наказание.

В ряде регионов будет введен специальный механизм установления и исполнения квоты. Будут созданы фонды содействия трудоустройству инвалидов для внесения компенсационной выплаты работодателями. Это альтернативный вариант выполнения квоты при невозможности принять на работу инвалида. Минтруд разъяснил, как будет определяться размер такой выплаты.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72142752/

Ссылка на основную публикацию