Женщин может ожидать послабление пенсионной реформы

Правительство России предлагает поднять возраст выхода на пенсию до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что реформа должна осуществляться поэтапно. Соответствующий законопроект планируется внести на рассмотрение Госдумы 14 июня.

Повышать возраст выхода на пенсию в России начнут с 2019 года, сообщил в четверг премьер Дмитрий Медведев на заседании правительства. Переходный период растянется на 15 лет, таким образом, возраст выхода на пенсию для мужчин будет увеличен до 65 лет к 2028 году, для женщин – до 63 лет к 2034 году.

Для людей, имеющих большой трудовой стаж, правительство предлагает предусмотреть возможность выхода на пенсию на два года раньше установленного срока.

Социальную пенсию по старости (выплачивается тем, кто не смог официально наработать необходимый трудовой стаж) женщины будут получать в 68 лет, а мужчины – в 70.

Медведев пообещал, что существующие льготы по досрочному выходу на пенсию будут сохранены. Это право останется у тех, кто работает на вредном или опасном производстве, женщин, которые имеют пять и более детей, инвалидов и некоторых других категорий. По словам премьера, реформа будет способствовать росту пенсионных выплат «ориентировочно на 1000 рублей в год».

Итоговый вариант правительственного законопроекта пенсионной реформы может быть внесен в Госдуму России 14 июня. Ранее сообщалось, что депутаты могут рассмотреть его уже в июле – до ухода депутатов на парламентские каникулы.

Женщин может ожидать послабление пенсионной реформы

Пенсионеры в Крыму

Предстоящую реформу можно с уверенностью назвать непопулярной. Согласно опросу фонда «Общественное мнение», идею повышения пенсионного возраста одобряют только 9 процентов россиян, 82 процента высказались против.

Треть боится не дожить до пенсии. Сейчас в России мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55.

Ожидаемая продолжительность жизни в России, по данным Всемирной организации здравоохранения за 2016 год, составляет 71,9 лет.

Почему правительство именно сейчас решилось на такую непопулярную реформу? Рассуждает заместитель директора Института социальной политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Оксана Синявская:

Женщин может ожидать послабление пенсионной реформы

Оксана Синявская

– Об этой реформе говорили последние лет 15, но раньше главные аргументы против этой меры состояли в том, что в России на протяжении длительного периода сохранялась очень низкая продолжительность жизни и смертность практически не уменьшалась.

Это было вызвано многими причинами, в том числе и трансформацией, которая происходила в социально-экономической сфере.

Второй аргумент, почему на эту меру не решались, состоял в том, что внешние экономические условия были крайне благоприятными, и высокие цены на энергоносители позволяли достаточно спокойно решать текущие проблемы внутри пенсионной системы путем более интенсивных трансфертов из федерального бюджета.

В последние годы российская пенсионная система в существенной степени зависела от поступлений из федерального бюджета. Сейчас ситуация изменилась. С одной стороны, мы видим положительную динамику в продолжительности жизни, и некоторые эксперты полагают, что эта динамика будет сохраняться и в дальнейшем за счет, скажем, более крепкого здоровья у средних и молодых поколений.

С другой стороны, экономическая ситуация тоже изменилась, бюджет наращивать свой трансферт в пенсионную систему уже точно не может. Более того, представители Минфина неоднократно говорили, что они хотели бы сократить тот трансферт, который уже сейчас есть в Пенсионный фонд России.

Все вместе это подвигло правительство к тому, чтобы решиться на предложения повысить пенсионный возраст.

– Вы считаете, что эта реформа может быть эффективной для решения бюджетных проблем и улучшения качества жизни нынешних пенсионеров?

– В общем, да. И оценки нашего института, и другие экспертные оценки, которые я видела, показывают, что повышение пенсионного возраста – это одна из тех мер внутри пенсионной системы, которая дает достаточно существенный фискальный эффект.

В этом смысле те задачи, которые ставит перед собой правительство по повышению размера пенсий, могут быть достигнуты. Если возраст не повышать, то индексация будет примерно на уровне инфляции, а пенсия все больше будет отставать от заработной платы.

Повышение возраста позволяет получить пенсию более высокого размера за счет двух источников.

Во-первых, будут повышаться более высокими темпами пенсии всем неработающим пенсионерам, а во-вторых, у тех людей, которые будут выходить на пенсию позже, уже будет более продолжительный трудовой страховой стаж, у них будет больше величина индивидуального пенсионного коэффициента и, соответственно, их индивидуальная пенсия также будет выше, – полагает Оксана Синявская.

Против повышения пенсионного возраста в эфире Радио Свобода высказался проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов:

Женщин может ожидать послабление пенсионной реформы

Александр Сафонов

– Я не являюсь сторонником повышения пенсионного возраста, потому что мы упустили ситуацию, когда это было можно сделать для балансирования Пенсионного фонда.

Все-таки все страны принимают решение о повышении пенсионного возраста в период экономического роста: когда вы определяете, что оставляете на рынке труда дополнительную рабочую силу, вам надо понимать, куда она денется, ведь если люди старших возрастов не найдут работу, то нет смысла и повышать пенсионный возраст.

Исполнительный директор негосударственного пенсионного фонда «Сафмар» Евгений Якушев в эфире Радио Свобода согласился с тем, что повышение пенсионного возраста ставит вопрос о занятости старшего поколения:

Женщин может ожидать послабление пенсионной реформы

Евгений Якушев

– Нужно очень хорошо понимать, что делать со старшими возрастами, которые остаются на рынке. Это означает очень большой комплекс мер по изменению рынка труда: частичная занятость, какое-то наставничество, что позволит людям социализироваться.

Еще одна важная вещь в изменении пенсионного возраста: если человек хорошо себя чувствует, он активен, может работать, значит, ему нужно дать возможность выйти на пенсию позже, но тогда эта пенсия будет больше.

И наоборот, если ты плохо себя чувствуешь и не можешь работать, то у тебя должно сохраниться право выйти на пенсию, но она будет ниже. Самое главное, чтобы повышение пенсионного возраста привело к повышению пенсий.

По мнению Оксаны Синявской, несмотря на стагнацию российской экономики, демографическая ситуация в стране благоприятствует повышению пенсионного возраста:

– За последние 20 лет так много стран решились на повышение пенсионного возраста, что уже проще назвать страны, в которых возраст не был пересмотрен. Повышают его в разных ситуациях, в том числе, например, страны Южной Европы повышали пенсионный возраст в периоды экономических трудностей.

Что касается России, то здесь, несмотря на то что экономика в настоящее время находится в стагнации, существует достаточно благоприятная ситуация для такой меры: на рынок труда входит малочисленное поколение людей, рожденных в 90-е годы.

Поэтому российские работодатели оказываются в непривычной для себя ситуации, когда у них нет массового притока рабочей силы, за счет которой они могли бы отказываться от труда пожилых работников. В этом смысле старение населения выступает тем самым подспорьем, которое, я надеюсь, позволит провести эту реформу относительно безболезненно.

Но, безусловно, есть проблемы дискриминации при найме пожилых работников, и, видимо, правительство должно предложить не только повышение пенсионного возраста, но и какие-то меры по обучению, переобучению, содействию в трудоустройстве людей старшего возраста.

– Тем не менее реформа не вызывает поддержки у населения. Согласно одному из опросов, около 30 процентов респондентов вообще выразили обеспокоенность, что могут не дожить до пенсии.

– Продолжительность жизни растет, но можно не дожить и до действующего пенсионного возраста. У нас сохраняется проблема высокой смертности мужчин после 40–45 лет. Но последняя динамика позволяет надеяться на достаточно неплохую картину смертности в ближайшие десятилетия.

Что касается отношения населения, здесь могут быть разные оценки, и наши исследования чуть более высокие цифры давали. Но, безусловно, эта мера ни в одной стране не пользовалась большой популярностью. А у нас на нее еще накладывается общее недовольство людей уровнем зарплаты, отношением работодателей к ним и условиями труда.

Поэтому есть такое желание – получить право на заслуженный отдых чуть раньше, в том числе иметь возможность совмещать пенсию и зарплату, что у нас возможно. И это тоже фактор, который влияет на негативное отношение людей.

Но пока это негативное отношение не носит активный характер, то есть ожидать таких выступлений, как были при монетизации льгот в 2005 году, я бы не стала, – говорит Оксана Синявская.

Доктор политологических наук Марк Урнов также не видит оснований для социального протеста в связи с новой реформой и не разделяет недовольства россиян повышением пенсионного возраста:

Женщин может ожидать послабление пенсионной реформы

Марк Урнов

– Честно говоря, эту реформу проводить было давно пора, потому что, во-первых, население у нас стареющее, и тех пенсионных фондов, которые на сегодняшний день имеются, явно не хватает для нормальной оплаты пенсий. Во-вторых, мы отнюдь не в лучшем сейчас бюджетном состоянии, поэтому изыскивать дополнительные ресурсы тяжело.

Я отношусь к тому меньшинству российского населения, которое эту реформу поддерживает, и мне не вполне понятно, почему столь многие люди недовольны. У нас большая часть валового внутреннего продукта производится, как известно, на государственных и полугосударственных предприятиях, и пенсии у нас, мягко говоря, невысокие.

Но когда повышается пенсионный возраст, человека из государственных организаций значительно сложнее уволить, поэтому вместо того, чтобы оказываться после более-менее сносной заработной платы на очень низком пенсионном уровне, ему предоставляется возможность работать дальше и себя более-менее нормально обеспечивать.

Так что людям дают возможность получать больше, чем они могли бы получать, если бы их, руководствуясь пенсионным законодательством, просто отправили бы на заслуженный отдых.

Понятно, что эмоционально это вызывает недовольство – нас хотят заставить работать дольше, а мы уже старенькие… Но по факту ведь кто не может работать, тот выходит на пенсию, а кто может работать, продолжает.

– Может ли это недовольство перерасти в социальный протест?

– Ни в коем случае. Какие-то маленькие протесты могут быть, но я не вижу сейчас никакого мощного протестного потенциала в обществе, ни среди людей среднего возраста, ни в пенсионной категории.

Разные партии могут попробовать на этом как-то сыграть, но не думаю, что это можно раскрутить до серьезных протестных движений, с перекрытиями дорог и так далее. Реформа проводится достаточно мягко и в интересах как раз пожилых людей, которых насильственно отправляют на пенсию.

Для людей, которые работают на государственных предприятиях, это выгодно. Если бы я был пропагандистом, я бы сейчас сосредоточился на разъяснении людям, которые выходят на пенсию, что им дается возможность просто продлить более или менее приличное существование.

Зарплата – 30, 40, 60 тысяч в месяц, а когда вы выходите на пенсию, у вас по максимуму пенсия – 14 тысяч. Выбирайте! Я понимаю, что это значит признать крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, но так оно и есть, в принципе.

– Согласно опросам, многие россияне опасаются не дожить до нового пенсионного возраста…

– Ну, это же не с пенсионным обеспечением связано, а с состоянием здоровья российского населения. Оно плохое, и разрыв в уровне здоровья в возрастных когортах стареющих между Россией и развитыми странами очень велик.

Но это никоим образом не связано с уровнем пенсий. Если бы меня спросили: что ты хочешь, умереть на работе или на пенсии, я бы точно ответил, что я хочу умереть, будучи в рабочем состоянии, – говорит политолог Марк Урнов.

В России проживает почти 43 миллиона пенсионеров, около 40 миллионов из них получают страховые пенсии по старости. В 2018 году средний размер такой пенсии составил 13 172 рубля.

Больше всего получают пенсионеры Чукотки, где минимальная пенсия – без малого 21 тысяча рублей. Самая маленькая пенсия по стране – 7 тысяч рублей – в Курской области.

В 2018 году дисбаланс бюджета Пенсионного фонда составляет почти 2,5 триллиона рублей.

Источник: https://www.svoboda.org/a/29290072.html

Путин может отменить решение о повышении пенсионного возраста

Вопрос «кого коснется повышение пенсионного возраста в России» бьёт рекорды популярности в поисковых системах. Срок ухода на пенсию не менялся в РФ довольно давно.

Даже в кризисные 1990-е годы повышения удалось избежать. Но теперь правительство называет приравнивание возраста ухода на пенсию к европейскому уровню неизбежным.

Поэтому многих интересует не только кого затронет реформа, но и может ли президент страны отменить её?

Общество не готово к пенсионной реформе

Слухи о повышении пенсионного возраста регулярно возникали в медийном эфире.

Впрочем, до выборов президента и даже на прямой линии 7 июня вопросов о повышении пенсионного возраста не было — законопроект на тот момент ещё не опубликовали.

Но вот пару недель назад из домыслов реформа пенсионной системы превратилась в реальность, а граждане России с волнением ловят последние новости о грядущих переменах.

В России много лет сохранялся самый низкий возраст выхода на пенсию: 55 и 60 лет. Такой же срок действует в Беларуси, Украине и Узбекистане (то есть, в небольшой части бывших союзных республик).

Аналогичная граница установлена в Китае, но не для всех (пенсионная система Китая делит граждан на несколько категорий, для подавляющей части которых пенсия не предусмотрена вовсе).

Даже в Казахстане граница пенсионного возраста чуть выше российской — 58 лет и 63 года. Европейцы и американцы начинают получать пенсионные выплаты в 65, а японцы — только после 70. Все эти факты используются в дискуссии, когда требуется доказать, что России пора догонять остальной мир и по этому показателю. Но общество явно не готово к реформе.

Читайте также:  ​​отпуск многодетным родителям в 2019 году

Женщин может ожидать послабление пенсионной реформыВесь продолжающийся трудовой период необходимо вносить средства в пенсионный фонд.

Почему россияне не хотят изменений в пенсионной системе

Причина такого негативного отношения к переносу границы пенсионного возраста не в том, что россияне не хотят работать после определённого возраста. Практика показывает, что многие вынуждены это делать или продолжают карьеру по собственному желанию: в среднем граждане нашей страны работают ещё 7-10 лет после выхода на пенсию.

Дело в том, что начало получения пенсии в 55 и 60 лет давало каждому человеку определённые гарантии. Например, если работодатель решит заменить его кем-то помоложе, человек не будет обречён на нищету, так как уже заработал свою пенсию. Теперь перспективы старшего поколения выглядят шаткими. Многие попросту боятся не дожить до пенсии.

Кроме того, весь продолжающийся трудовой период необходимо вносить средства в пенсионный фонд. То есть, женщины будут платить дольше на 8 лет, а мужчины — на 5. Если работник получает в месяц 20 тысяч рублей, то каждый месяц его работодатель перечисляет в ПФР 4 440 рублей. То есть за год на пенсионном счете работника накопится 52 800 рублей, а за 8 лет — 422 400 рублей.

Для большинства россиян это колоссальные деньги. Даже 4400 рублей в месяц стали бы для многих семей существенной прибавкой к бюджету. Но получать эти деньги пенсионер будет очень небольшими порциями по 11-15 тысяч рублей в месяц. Часть граждан умирает раньше, прежде чем успевает получить все свои заработанные средства.

Как видите, ни о каком государственном иждивении в большинстве случаев речи не идёт. На пенсии граждане просто получают заработанные ранее собственные деньги. Поэтому современная реформа воспринимается как стремление государства обмануть и не вернуть россиянам их собственные деньги.

Почему президент — последняя надежда для многих граждан

В последние годы рейтинг доверия президенту России Владимиру Путину постоянно рос и редко опускался ниже 80%. Это очень большое значение, показывающее, что подавляющая часть общества не сомневается в действиях лидера государства. Убедительная победа на выборах в марте только подтвердила этот факт.

Владимир Путин неоднократно высказывался о том, что во время его президентства повышение пенсионного возраста не планируется, более того — он его не допустит.

С другой стороны, большинство таких цитат относится к нулевым годам, то есть к первому и второму сроку. Разумеется, реальность изменилась и, возможно, необходимость реформы назрела.

Но большинство граждан верят давним обещаниям и надеются, что президент лично отменит все изменения пенсионной системы.

Женщин может ожидать послабление пенсионной реформыВладимир Путин неоднократно высказывался о том, что во время его президентства повышение пенсионного возраста не планируется.

Полномочия президента в сфере федеральных законов

Чтобы понять, есть ли возможность отмены пенсионной реформы лично президентом, нужно разобраться, какие полномочия в законодательной сфере есть у лидера государства. Нынешний законопроект является поправками в действующий федеральный закон, а все федеральные законы подписывает президент.

Но прежде чем любой законопроект попадёт на стол лидера государства, его в течение нескольких месяцев будет рассматривать Государственная Дума (иногда чуть быстрее) и в течение 2-3 недель — Федеральное собрание (верхняя палата парламента).

Источник: https://biztolk.ru/raznoe/putin-mozhet-otmenit-reshenie-o-povyshenii-pensionnogo-vozrasta.html

Блоги / Люся Штейн: Чем плоха пенсионная реформа. 13 вопросов государству

Женщин может ожидать послабление пенсионной реформы Женщин может ожидать послабление пенсионной реформы Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

Экономисты РАНХиГС утверждают, что если не повышать пенсионный возраст, то нагрузка на экономику будет расти, а реальные пенсии будут сокращаться. А так как население страны стареет, и численность пенсионеров к середине 2030-х годов сравняется с числом работающих россиян, то кормить пожилых людей будет просто некому. Если не повышать пенсионный возраст, придется повысить ставку страховых пенсионных взносов или увеличить трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета.

Увеличение расходов на пенсии и старение населения – общеевропейская проблема. Обычно решают ее тремя способами: снижают пенсии, повышают налоги или повышают пенсионный возраст. Обычно предпочитают последний вариант: он кажется более приемлемым на фоне первых двух, абсолютно непопулярных и неприемлемым.

Поскольку структура занятости меняется, и идут сложные демографические сдвиги, во всем мире пенсионные системы находятся под давлением. Люди живут дольше, проводят на пенсии больше времени, а молодых, которые платили бы взносы, становится все меньше.

Государство через распределительную систему не даст пенсионеру умереть с голоду, но он вряд ли сможет в старости чувствовать себя финансово состоятельным. Для этого необходимы современные финансовые рынки и институты, которые при этом могли бы еще и защитить накопления людей.

Кроме того, это предполагает и повышенную личную ответственность за свое будущее. Во многих странах с высокоразвитой экономикой такие системы работают – они дают экономике длинные деньги, а пенсионерам – дополнительный доход.

В этой небольшой заметке я, изучив самые важные мнения экспертов, постараюсь задать правительству вопросы, как именно они собираются реформировать пенсионную систему (и собираются ли на самом деле).

Самая очевидная и масштабная проблема пенсионной реформы в разрушении доверия между властью и народом. Представители власти твердили, что пока они занимают свои посты, повышения пенсионного возраста никогда не случится, что они будут изыскивать любые другие способы для оптимизации бюджета.

Строго говоря, это не реформа, а обычный перерасчет, равно как и планы властей по повышению ставки НДС. И смех про Искандеры и раздавленный бульдозерами пармезан обернулся для миллионов людей ощущением неопределенности, которая будет преследовать их десятилетиями.

А вдруг в Кремле еще что-то решат поменять? И сколько бы Путин не «брал на себя ответственность», люди чувствуют, что их обманули — залезли к ним в карман. Это разрушение общественного договора.

Так вот. Первый вопрос. Что же такое вдруг случилось, что власть пошла на крайнюю меру? Может, санкции все-таки действуют? Может, ежегодный вывод десятков миллиардов долларов из России в офшоры все-таки сказывается на экономике? Может, не все так радужно, как сообщает нам Дмитрий Киселев?

Второе. В развитых странах о повышении возраста выхода на пенсию граждан принято предупреждать заранее. В Германии сейчас известно о том, что очередное повышение пенсионного возраста состоится в 2030 году. Это делается потому, что люди должны иметь возможность адаптироваться к новой ситуации.

В особенности это актуально для России, где пенсионный возраст не менялся с 1930-х годов, а теперь население ставят перед фактом за полгода до начала повышения.

Почему такое важное для каждого гражданина нашей страны решение было принято в такой спешке и в обстановке тотальной и навязчивой пропаганды, в которой обязали принимать участие прикормленных руководителей профсоюзов, школьных учителей и так далее? Почему не пошли по пути референдума, как, например, в Швейцарии?

Третье. Сегодня многие российские пенсионеры продолжают работать. Уровень занятости людей в пенсионном возрасте у нас довольно высок.

Однако не все люди в трудоспособном возрасте находятся на рынке труда, а многие, достигшие пенсионного возраста, наоборот, работают.

Значит, большого притока на рынок труда после повышения пенсионного возраста быть не может. Те, кто хочет работать, уже делают это. На что тут рассчитывает власть?

Четвертый вопрос касается демографии. Общая численность занятых в нашей экономике к 2030 году может сократиться примерно на 8% по сравнению с 2015-м, а численность занятых в возрасте до 40 лет – на все 20–25%.

Молодых работников с каждым годом будет становиться все меньше, но люди пожилого возраста не смогут их заменить – эти группы заняты в разных профессиях и обладают разными возможностями.

Кроме того, усилится поляризация рабочих мест: пожилые люди будут вынуждены занимать самые низкооплачиваемые должности, поскольку им не будет хватать компетенций для всего остального. Правительство учитывало это при разработке реформы?

Пятое. Опыт других стран подсказывает, что если нет согласования демографической политики и повышения пенсионного возраста, то позитивный эффект быстро исчерпывается. Количество плательщиков и количество получателей пенсии будет сходиться. И вскоре потребуются новая реформа и повышение пенсионного возраста.

Заявленный властью подход позволяет временно сохранить размер выплат для действующих пенсионеров на текущем уровне, но не делает пенсионную систему более сбалансированной в долгосрочном периоде.

На первых порах экономия превысит 200 млрд рублей в год, но фискальный эффект довольно быстро сойдет на нет, поскольку рано или поздно люди, затронутые реформой, смогут выйти на пенсию. Дмитрий Медведев пообещал, что за счет отсрочки выхода на пенсию для 10 млн человек ежемесячные выплаты оставшимся пенсионеров вырастут на 1000 рублей.

Но половина этой суммы — это естественная индексация, предусмотренная законом, а другая часть в значительной степени будет съедена инфляцией. Может ли правительство гарантировать, что через 5-10 лет пенсионный возраст вновь не повысят?

Шестое. Как, помимо страшилки об уголовном наказании, правительство будет препятствовать дискриминации работников предпенсионного возраста? И если будет обеспечено отсутствие дискриминации для людей пожилого возраста, что случится с безработицей среди молодежи?

Седьмое – это вопрос переквалификации. Повышать пенсионный возраст, не выстроив в стране систему непрерывного образования, невозможно. Люди раз в пять лет должны обновлять свою квалификацию. Сегодня лишь 17% трудоспособного населения охвачены программой переквалификации, а это очень мало.

Можно ожидать, что государство создаст программу переобучения для учителей и врачей, которые в основном работают в государственной системе. Но для частного сектора это крайне сложно.

Как государство собирается это решить и каковы будут затраты? Сколько работающих необходимо на одного пенсионера для обеспечения сбалансированности пенсионного фонда?

Восьмое. Как показывает практика, чем жестче регулирование, тем хуже ситуация на рынке труда. Особенно для молодежи и уязвимых групп. Специалисты хорошо знают, что если издержки увольнения лишних работников слишком большие, то работодатели просто перестают нанимать людей.

В итоге уровень занятости оказывается ниже возможного и растет безработица. Сегодня многие страны стремятся к модели «флексикьюрити», распространенной в Дании. Она сочетает в себе гибкость (flexibility) и защиту работников (security).

С одной стороны, при необходимости работодатели могут легко уволить работника, но потерявшие таким образом работу попадают в эффективную систему социальной защиты.

В Германии, где раньше были очень жесткие трудовые законы, в нулевые годы прошла реформа рынка труда, в результате безработица быстро снизилась. То же самое со Швецией. Понимает ли это правительство? Изучило ли оно международный опыт?

Девятое. Специалисты приходят к выводу, что сегодня одна из основных проблем рынка труда в России – ограниченный спрос на труд. Сегодня в России уровень безработицы в группе 50–59 лет очень низкий – он составляет менее 4%.

Люди, при желании, находят работу, но часто с низкой зарплатой и в профессиях, которые не требуют особых навыков. Кто-то остается на том же рабочем месте, но потихоньку теряет в зарплате, кто-то переходит на менее квалифицированную работу, а кто-то добровольно переходит на полставки.

В год в организациях создается примерно 6–7% новых рабочих мест и чуть больше ликвидируется. В развитых экономиках этот показатель вдвое выше, а в быстрорастущих – в 2,5–3 раза выше.

Если бы в корпоративном секторе создавались в должном объеме рабочие места приличного качества, то они не только предъявляли бы спрос на работников старших возрастов, но и вытягивали бы людей, которые раньше были в тени.

Это означает, что в России неблагоприятный бизнес-климат, и никакая «палочная система» тут не поможет. Тут мы приходим к выводу, что повышение пенсионного возраста – это скорее косметическая мера, а речь должна идти о комплексной институциональной реформе. Готова ли власть к такой реформе и почему ничего не говорит о ней?

Десятое. Правительство утверждает, что главная проблема рынка труда – это большой теневой сектор, из-за которого бюджет и внебюджетные фонды (в том числе ПФР) недополучают значительные деньги.

Чтобы корректно оценить величину «теневого сектора», нужно сопоставить данные из трех источников – из налоговой инспекции, Пенсионного фонда и Росстата. Такой возможности нет, есть только данные Росстата. Но если кого-то не видит статистика, то это не означает, что у этого человека есть теневые доходы.

Да, есть люди, которые имеют доходы, невидимые для государства. Но часто это небольшие суммы, а чтобы их выявить и заставить человека платить, нужно потратить больше денег, чем потенциальный выигрыш от сбора налогов. Сейчас средний заработок у тех, кто занят вне корпоративного сектора, на 20% ниже, чем в корпоративном.

Рациональнее всего в то, что называют «теневым сектором» – вообще не лезть, а создавать условия для нормального роста «белого сектора». Почему у правительства нет этого понимания?

Одиннадцатое. Заявленная «реформа» — это способ найти дополнительные деньги для исполнения «майского указа» президента и сбалансировать доходы и расходы казны. А почему же практически ничего не выполнено в ходе реализации стратегии долгосрочного пенсионного развития 2012 года?

Двенадцатое. Какие иные источники компенсации дефицита бюджета пенсионного фонда, кроме повышения пенсионного возраста, рассматривало Правительство? Правильно ли я понимаю, что цель реформы только в банальном уменьшении трансферта в Пенсионный фонд из федерального бюджета? И почему мы, например, никогда публично не обсуждаем вопрос с введением прогрессивного налога?

И, наконец, тринадцатое. Сейчас почти 30% граждан, то есть около 14 млн человек, выходят на пенсию раньше срока – это неоправданно высокий процент, который не встречается нигде в мире. Именно досрочные пенсии, за которые платят все граждане, обеспечивают существенную часть нагрузки на Пенсионный фонд.

В эту категорию входит большое количество «опричных людей». Речь идет о сотнях тысяч сотрудников органов власти и правоохранительных органов – прокурорах, военнослужащих, полицейских, гражданских госслужащих, – которые выходят на пенсию в 40 с небольшим лет и получают различные надбавки.

В отличие от шахтеров или инвалидов, эти люди обычно не имеют хронических проблем со здоровьем и сохраняют возможность работать – например, военнослужащие после армии выходят на рынок труда и устраиваются охранниками или менеджерами.

Многие из этих людей получают пенсии не через Пенсионный фонд, а напрямую из федерального бюджета – по статьям соответствующих ведомств. Они никоим образом не будут затронуты фальшивой «реформой». Получается, что интересы «опричных людей» учитываются гораздо больше, чем интересы большинства населения.

Минфин недавно предлагал повысить для силовиков стаж выслуги до 25–30 лет. Однако Татьяна Голикова ранее заявила, что льготы для военнослужащих и сотрудников силовых структур сохранятся в полном объеме. Справедливо ли это? Вопрос скорее риторический.

Источник: https://echo.msk.ru/blog/shtein_l/2272452-echo/

Правительство предложило повысить пенсионный возраст

МОСКВА, 14 июн — РИА Новости. Правительство РФ после долгих дискуссий поставило точку в вопросе повышения пенсионного возраста, установив его на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. На заседании в четверг кабмин одобрил новый законопроект и запланировал внести его в Госдуму в ближайшее время.

Читайте также:  Как выделить доли детям при использовании материнского капитала

Зачем нужна реформа

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев начал заседание правительства в четверг с вопроса о необходимости изменения пенсионной системы, заявив, что изменения в ней назрели давно. Без решительных мер в этой сфере, по его словам, невозможно повысить уровень жизни людей и развивать экономику.

Он объяснил необходимость реформы демографической ситуацией в стране, заявив, что доля работающих людей становится все меньше, а пенсионеров — все больше, и с каждым годом этот дисбаланс будет расти.

Все это, отметил премьер, может привести к разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет выполнять социальные обязательства. По его словам, нормальный уровень жизни пенсионеров на долгосрочный период можно обеспечить, только приняв дополнительные меры.

Нынешний пенсионный возраст был установлен в РФ середине прошлого века, и его давно пора пересмотреть, отметил Медведев. Так, на сегодняшний день практически все страны уже сделали этот шаг, начало повышения пришлось на 1980-е годы.

Например, в Молдавии, Азербайджане пенсионный возраст для мужчин установлен на уровне 65 лет, женщины выходят на пенсию в 63 года в Армении. В странах Прибалтики к 2025–2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в Германии, Испании, Италии в 2020-е годы – до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

Одним из первых на предложения кабмина отреагировал глава Счетной палаты Алексей Кудрин, заявив, что пенсионная реформа действительно назрела, и предложенное правительством решение выгодно для граждан. Кудрин говорил о необходимости повышения пенсионного возраста уже несколько лет. Законопроект, сформулированный правительством, по его словам, позволит повысить пенсии.

Плавное, поэтапное повышение

Реформа, предполагающая повышение пенсионного возраста до 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно, будет поэтапной и начнется с 2019 года с переходным периодом.

Переходный период для мужчин составит промежуток от 2019 года до 2028 года, для женщин — с 2019 по 2034 годы. Это, по словам премьера, позволит «направить дополнительные средства на увеличение пенсий сверх уровня инфляции».

Реформа первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Эти граждане получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте 61 года и 56 лет.

Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения выйдут на пенсию в 2022 году в возрасте 62 лет и 57 лет. В 65 лет в 2028 году на пенсию выйдут мужчины 1963 года рождения. В 63 года в 2034 году на пенсию выйдут женщины 1971 года рождения.

У молодого поколения, отметил Медведев, много времени, чтобы адаптироваться к новым условиям.

В качестве компенсации правительство предлагает предусмотреть для всех, кто имеет большой стаж (40 лет для женщин и 45 лет для мужчин), возможность выйти на пенсию на два года раньше установленной границы.

Нынешних пенсионеров реформа не затронет

Медведев заявил, что реформа не затронет нынешних пенсионеров. Более того, «благодаря программе увеличения трудоспособного возраста их пенсии будут расти, ориентировочно на тысячу рублей в год», отметил премьер.

Кроме того, они, как и раньше, будут получать все положенные им другие социальные выплаты.

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова заявила на пресс-конференции по итогам заседания правительства, что главной целью проводимой реформы является увеличение пенсий в долгосрочной перспективе.

Несмотря на то, что в первые годы каких-то существенных плюсов не будет, в дальнейшем ресурсы пенсионной системы будут накапливаться, отметила вице-премьер. Это и есть главный компенсационный механизм реформы. Как уточнила Голикова, по мере накопления средств в Пенсионном фонде сумма повышения может быть увеличена.

Она также заявила, что пенсии будут индексироваться с учетом доходов от реформы с 1 февраля, а затем с 1 апреля 2019 года. Вице-премьер уточнила, что индексация будет осуществляться с некоторым опережением, и россияне будут получать тысячу рублей, согласно озвученным расчетам, ежемесячно.

Голикова также сообщила, что правительство еще не рассматривает прибавку к пенсии для работающих пенсионеров. Пока этого в законопроекте нет.

Льготы на досрочный выход на пенсию

Для некоторых категорий граждан правительство предлагает сохранить льготы на досрочный выход на пенсию.

В первую очередь, это граждане, работающие в опасных и вредных условиях труда (так называемые «списки»): например, те, кто работает на подземных работах, в горячих цехах, на работах по добыче угля, на строительстве шахт и рудников, в летном составе гражданской авиации.

То же верно и для трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, рабочих и мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, а также спасателей в профессиональных службах.

Кроме того, повышения пенсионного возраста избегут те, кому досрочная пенсия назначается по социальным мотивам и состоянию здоровья: например, женщины, родившие пять и более детей, одному из родителей инвалидов с детства и другим. Изменения не коснутся и тех, кто пострадал в результате радиационных и техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы в Чернобыле.

Согласно законопроекту, пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно. Например, для тех, кто работает в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним: сейчас возраст выхода установлен на уровне 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин). Законопроект предусматривает повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно. Это объясняется тем, что в 1950-е годы условия проживания в этих районах были очень тяжелыми. Это со временем изменилось.
Некоторые изменения коснутся и педагогических, медицинских и творческих работников. Для них институт досрочных пенсий сохранится, но возраст выхода на досрочную пенсию повысится на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа. Сейчас этим гражданам нужно выработать специальный стаж от 15 до 30 лет, и это правило останется без изменений. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а назначить досрочную пенсию можно будет с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.
Законопроект также предлагает 1 января 2020 года увеличить темпы роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Кроме того, планируются изменения и в случае выхода на социальную пенсию. Так, гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Эти изменения также будут реализовываться постепенно.

Министр финансов Антон Силуанов рассказал журналистам, что срок выслуги для выхода на пенсию военнослужащих также должен быть скорректирован, но пока этот вопрос только обсуждается с Минобороны.

Дело за Госдумой

Глава Минтруда РФ Максим Топилин заявил журналистам, что в ближайшие дни проект закона будет внесен в Госдуму и, предположительно, будет принят в первом чтении, а окончательно — после завершения парламентских каникул.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что спешки в рассмотрении законопроекта о повышении в России пенсионного возраста не будет. В течение месяца Дума обсудит его вместе с региональными законодательными собраниями, а затем рассмотрит в первом чтении.

Глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов поддержал реформу, заявив, что она давно назрела и должна привести к увеличению материального состояния пенсионеров. Он также подчеркнул, что Госдума детально изучит законопроект, который поступит в нижнюю палату парламента. Кроме того, обсуждения этого вопроса пройдут с экспертами и регионами РФ.

Неверов также пообещал, что депутаты выслушают позицию сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. «Я знаю, что они предполагают их выразить в самое ближайшее время. Мы будем советоваться с союзом пенсионером России, с общественными организациями, с экспертами.

Одним словом, будет всестороннее широкое обсуждение», — заключил он.

Глава комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов сообщил, что комитет создаст рабочую группу для обсуждения повышения пенсионного возраста. «Мы, естественно, как комитет, отвечающий за продолжительность жизни и за ее качество, и качество жизни пенсионеров, мы, конечно, будем вовлечены в дискуссию», — сказал он.

В свою очередь первый зампред фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Михаил Емельянов заявил, что эсеры не поддержат пенсионную реформу, так как законопроект, по их мнению, не решит существующих проблем в долгосрочной перспективе.

Глава социального комитета Совфеда Валерий Рязанский сообщил РИА Новости, что парламентарии поддержат закон о повышении пенсионного возраста в РФ, документ может быть принят до конца текущего года. По его мнению, правительство своевременно предлагает пенсионную реформу, поскольку «дальше ситуация будет только ухудшаться».

Он подчеркнул, что правительство учло замечания экспертного сообщества о пошаговом движении к достижению этой планки по возрасту. Рязанский также напомнил, что Россия последней из стран СНГ «вступает в эту полосу».

Источник: https://ria.ru/20180614/1522737665.html

Алексей Макаркин: «Реформу не отменят, но возраст выхода на пенсию женщин могут уменьшить»

Почему государство не дало денег на фильм с Захаром Прилепиным про загнивающий Запад, одобрив картины про ГУЛАГ и расстрел в Новочеркасске

«У власти открылось окно возможностей. Больших выборов не будет до 2021 года, и есть желание побыстрее провести все непопулярные инициативы», — говорит ведущий эксперт центра политических исследований Алексей Макаркин.

В интервью «БИЗНЕС Online» политолог рассказал о вероятности смягчения пенсионной реформы и отставки правительства Дмитрия Медведева, осенней активизации Алексея Навального и шансах «духовника Путина» стать патриархом православной церкви.

«МУНДИАЛЬ — НЕ МУНДИАЛЬ, РЕШЕНИЕ ПО ПЕНСИЯМ НАДО БЫЛО ПРИНИМАТЬ В ОЧЕНЬ КОРОТКИЕ СРОКИ»

— Алексей Владимирович, как и ожидалось, новое правительство сразу начало проводить непопулярные реформы. В Госдуму внесен законопроект о повышении пенсионного возраста, который не одобряют 82 процента россиян, и большинство экспертов считают, что старт реформ неслучайно совпал с чемпионатом мира по футболу. Как вы думаете, был ли здесь какой-то умысел власти?

— Я не думаю, что был умысел. Вопрос о необходимости пенсионной реформы поднимался задолго до 2018 года, еще в 2012 году. Но тогда были очень сложные выборы, усилилось оппозиционное движение, и увеличивать пенсионный возраст было никак нельзя.

Потом власть перехватила инициативу, началась консервативная волна, но тоже было нельзя, потому что происходила консолидация и мобилизация сторонников власти на патриотических, антизападных лозунгах. Дальше 2014 год: присоединение Крыма — нельзя. Затем 2016-й год: парламентские выборы — нельзя. Перед президентскими выборами 2018 тоже было нельзя.

Таким образом, по многочисленным политическим основанием этот вопрос откладывался до сегодняшнего дня.

И теперь мундиаль — не мундиаль, решение по пенсиям надо было принимать в очень короткие сроки, потому что тянуть дальше некуда. Это стало понятно, когда формировалось правительство Дмитрия Медведева.

Раз первым вице-премьером стал министр финансов Антон Силуанов, и был заменен руководитель социального блока (пришла Татьяна Голикова, которая готова к непопулярным решениям, в отличие от своей предшественницы Ольги Голодец), стало ясно, что решение по пенсионному возрасту будет предложено в ближайшие недели.

Так что я бы не абсолютизировал тему мундиаля. Даже если бы не было чемпионата мира, законопроект все равно бы внесли в Госдуму.

— Недовольные предстоящей реформой люди начали выходить на улицы, хотя из-за мундиаля запрещены все публичные акции в городах, где проводятся матчи. А что будет, когда чемпионат закончится?

— Акции протеста будут происходить. Но сколько людей выйдут на улицы и каков будет накал эмоций? Я думаю, что неприятие пенсионной реформы и критика власти сведется в основном к разговорам на кухнях. Кто-то будет ждать от президента, что он вмешается и что-то изменится. Конечно, протестная волна увеличится. Но она не перерастет во что-то очень массовое и радикальное.

Почему? Потому что есть несколько причин. Во-первых, те, кто подпадает под пенсионный закон, — это люди, которые привыкли жить в очень атомизированном обществе. Они получили образование еще в советское время, но в тот период мало поработали — просто потому что были молоды.

То есть реформа затрагивает главным образом тех, кто работал в 90-е годы, когда был распространен принцип «каждый сам за себя»: если ты ничего не сделаешь, тебе никто не поможет. Ни государство, ни друзья, ни даже семья. Ты должен работать и выкарабкиваться сам-сам-сам.

Опыт профсоюзного движения и протеста тоже показывает, что уровень мобилизации среди этих людей довольно слабый. Они не надеются на то, что могут достучаться до власти путем протеста.

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/388787

Все о пенсионной реформе: подводные камни, статистика, какие льготы аннулируются и что ждет людей после принятия законопроекта

Сегодня в большом зале Псковского облсовпрофа прошло расширенное заседание профсоюзного актива для обсуждения проекта закона, который вызвал столь серьезный социальный резонанс не только на территории Пскова, но и всей страны.

На совещании присутствовали представители почти всех сфер: здравоохранения, образования, культуры, автопромышленности, лесного хозяйства, электропрофсоюз, профсоюз военнослужащих.

Собрание открыла Председатель Псковкого облсовпрофа Ульяна Михайлова с подробным докладом о пенсионной реформе, о том, что ждет граждан, если ее примут, каких социальных льгот они могут лишится, и в чем именно этот закон  противоречит Конституции РФ. 

После выступления Председателя Псковского облсовпрофа  высказались и другие участники совещания. 

Так, машинист Алексей Кузнецов сообщил, что больше всего переживает за безопасность и здоровье. «Не представляю, как машинист в 65 лет будет вести поезд. Ведь мы возим и опасные грузы, и взрывчатые материалы.

Даже есть несколько примеров из прошлого, которые показывают, что мелкая халатность или невнимательность может привести к большой беде.

Даже с одной только этой точки зрения уже стоит отозвать законопроект»,  — пояснил мужчина.

  • А председатель первичной профсоюзной организации Палкинской школы Любовь Жильцова обращает внимание, что законопроект сделан «на колене», и не только не содержит экономического анализа, но и анализа предыдущих пенсионных реформ, которые не сделали пенсионерам лучше, а более того отменили индексацию. 
  • По итогу совещания было принято и составлено с учетом высказанных мнений социально-правовое заключение Псковского регионального союза организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов» по проекту Федерального закона 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которое будет направлено во все вышестоящие органы.
  • Основные выдержки из заключения приводим ниже.

Пенсионная реформа в Российской Федерации волнует всё население, поскольку каждый налогоплательщик перечисляет определенные денежные средства в Пенсионный Фонд России, и в один прекрасный момент у него появляется возможность получить часть денег обратно в виде пенсии. В России система поддержки граждан, ушедших на заслуженный отдых, постоянно претерпевает изменения.

Читайте также:  Губернаторские 100000 рублей за 3 ребенка в 2019 году

Для работающих пенсионеров пенсионная реформа состоялась уже в 2016 году. Возможно, она была не слишком заметна: работающим пенсионерам тогда была отменена ежегодная индексация пенсий. То есть на сегодня граждане, которые достигли пенсионного возраста и продолжают работать, получают пенсию, которая была положена на конец 2015 года.

Новости пенсионной реформы на этом не закончились. Уже давно планировалось повысить пенсионный возраст.

 Сейчас в России женщины имеют право уйти на пенсию в 55 лет, мужчины получают такую возможность в 60 лет.

 Как показывает практика, около 35% граждан не прекращают работать после указанного возраста. Это натолкнуло Правительство на мысль о том, что в целях экономии бюджета пенсионный возраст надо повысить.

Нынешний пенсионный возраст был введён в СССР 60 лет назад. С тех пор численность трудоспособного населения сократилась с 97 млн. чел. до 76 млн. человек. 70% стран двадцатки и 100% стран Европы установили пенсионный возраст выше, чем в России.

Однако наше Правительство не вдаётся в подробности, почему работники продолжают работать!? А ответ прост: размер пенсии не позволяет обеспечить гражданам достойную старость, так как в большинстве случаев он равен прожиточному минимуму пенсионера. При росте цен и тарифов пенсии хватает только на примитивный набор потребительской корзины и оплату коммунальных услуг.

Региональный прожиточный минимум пенсионера в Псковской области в 2018 году равен федеральному и составляет 8726 рублей.

Средний размер пенсии в Российской Федерации в 2018 году составит 14414 рублей, в Псковской области — 13346 рублей, что равно 1,5 прожиточного минимума пенсионера.

 Уровень нынешних пенсий пока не достает до европейских стандартов замещения заработка. Чаще всего нехватка денежных средств и заставляет пенсионеров работать. Кроме того многие пенсионеры просто стремятся к финансовой независимости.

Занятые пенсионерами места, как правило, не являются высокооплачиваемыми.

Когда пенсионер продолжает трудовую деятельность, работодатель обязан вносить взносы в Пенсионный фонд. Размер отчислений составляет 22% фонда оплаты труда.

За счет отчислений работодателя сумма пенсионных выплат работающему пенсионеру ежегодно увеличивается, но в настоящее время это увеличение ограничено стоимостью трёх пенсионных баллов. С августа 2018 года пенсия работающих пенсионеров увеличится на 235 рублей, т.к.

стоимость 1-го пенсионного балла в 2017 году составляла 78,58 рублей. Стоимость одного пенсионного бала в 2018 году составляет 81,49 рублей. С августа 2019 года пенсия работающих пенсионеров увеличится на 244,5 рубля.

Новая пенсионная реформа, предложенная Правительством РФ в проекте Федерального закона 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее — Законопроект), предполагает постепенное повышение возраста выхода на пенсию. Начиная с 2019 года, женщинам хотят постепенно продлить трудоспособность до 63 лет в течение 15 лет, а мужчинам до 65 лет – в течение 10 лет. 

Большинство граждан России не довольны данной перспективой.

Возмущение вызывает тот факт, что Правительство РФ старается равняться на другие государства и не учитывает среднюю продолжительность жизни человека в нашей стране.

 Практически сразу после обнародования Законопроекта по всем регионам Российской Федерации прокатилась волна протестных выступлений (митинги и пикеты) против повышения пенсионного возраста.

В Псковской области после обнародования законопроекта были проведены: митинг в г. Пскове, на котором присутствовали более 700 человек; 10 пикетов (4 – в Пскове и 6 – в районных центрах области, 2 флешмоба в Пскове).

Все желающие смогли выразить на митинге своё отношение к подготовленному правительством Законопроекту. В настоящее время в Псковской области собрано более 12 тысяч подписей граждан против повышения пенсионного возраста.

Нас уверяют в том, что средняя продолжительность жизни россиян растет и что в 2018 году по этому показателю в России будет установлен рекорд. Специалисты Росстата сообщают, что средняя продолжительность жизни на сегодня превысила отметку в 72 года. За первое полугодие 2018 года эта цифра составила 72,4 года.

Средняя продолжительность жизни в Псковской области составила 70 лет. Причём мужчины живут значительно меньше, чем женщины (76 лет — женщины, 64 года – мужчины).

На 1 января 2018 года в России численность населения составила 146,9 млн. чел., из них пенсионеров 46,5 млн. чел. (31,7%), из них работающих – 12,3 млн. чел. (26,4%).

Практически то же самое соотношение и в Псковской области: при населении в 636 тысяч человек — 211 тысяч пенсионеров (33,2%) и только 55 тысяч из них работают (26,1% от общего числа пенсионеров). Почти половина из тех, кто оставил работу, называют в качестве основной причины ухода с работы плохое здоровье и усталость.

Российские чиновники рассказывают населению о постоянном увеличении продолжительности жизни, а вот ученые-демографы раскрывают детали «статистической кухни» и ставят под сомнения все пенсионные построения правительства. Оказывается, мужчины в РФ по-прежнему не доживают до пенсии из-за высокой смертности в трудоспособном возрасте.

А мифы о растущей продолжительности жизни возникли только благодаря сокращению младенческой смертности. В России самый высокий в Европе процент смертности среди мужчин в возрасте до 65 лет, свидетельствуют данные Всемирного банка.

Согласно исследованию, в России этот показатель составляет 43%, на Украине и в Белоруссии он чуть ниже — 40%, на четвертом месте — Молдавия с 37%, на пятом — Литва с 36%. 

Например, в Псковской области в 2017 году был достигнут максимально низкий показатель детской смертности за последние годы (5,3), хотя в целом сокращение численности населения происходило в основном из-за естественной убыли населения.

Демографы подчёркивают, что средняя продолжительность жизни в России в последние десятилетия испытывает падения и восстановления, но не устойчивый рост.

Главной проблемой демографического развития Псковской области является депопуляция. За три года численность населения Псковской области сократилась на 14,6 тыс. чел. (это число жителей одного-двух районов области).

Численность населения области по годам (на 01 января)

2015 2016 2017 2018
651,1 646,4 642,1 636,5

Наша область относится к территориям с низким уровнем рождаемости. Согласно национальному рейтингу рождаемости, область по этому показателю находится лишь на 84-м месте в России, а по уровню смертности Псковская область занимает 1-е место.  В 2018 году коэффициент смертности в нашей области продолжает расти.

 Увеличивается смертность от болезней системы кровообращения, новообразований, внешних причин смерти, от болезней системы пищеварения. Проблема высокой смертности в трудоспособном возрасте сохраняет свою остроту в России, несмотря на тенденцию снижения, сложившуюся в 2006-2017 годах. В 2017 году смертность в трудоспособном возрасте составила 473 чел.

на 100 тысяч населения (21,6% от общего числа умерших).

При увеличении пенсионного возраста до 63 и 65 лет смертность в трудоспособном возрасте возрастёт значительно. В 15 регионах России у мужчин, с точки зрения статистики, шансов выйти на пенсию нет. Ещё в 58 регионах они смогут получать пенсию всего лишь 1-3 года. Это при самом благополучном раскладе!

А перед Правительством Российской Федерации в майском указе Президента поставлена задача: обеспечить устойчивый рост численности населения РФ и повысить до 2024 года ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет, а к 2030 году – до 80 лет.

Такие планы выглядят весьма амбициозно. Ведь согласно прогнозам Росстата, к 2024 году ожидаемая продолжительность жизни в России в лучшем случае составит 76,7 года, в худшем – 73,3 года.

К 2030 году средняя продолжительность жизни в стране также вряд ли подойдет к отметке в 80 лет. Согласно оптимистичным прогнозам, через 12 лет средний россиянин будет жить около 79,7 лет. В случае же реализации пессимистичного варианта прогноза – 74,1.

Хотя до обнародования Законопроекта эти цифры были намного пессимистичнее!

Логичным является утверждение того, что все внешние и внутренние факторы в жизни человека влияют на продолжительность его жизни. Материальное обеспечение, медицинское обслуживание, экологические и прочие факторы являются основополагающими в жизни человека.

Естественно, отдельные факторы подвластны нашему изменению: переезд в подходящую климатическую зону, отказ от вредных привычек и иные.

Но есть и факторы, способствующие повышению смертности, повлиять на которые мы не подвластны (природные, социальные катаклизмы и прочее).

Остановимся на состоянии медицинского обслуживания в нашей области.

Число больничных коек в области постепенно сокращается.

Обеспеченность врачебными кадрами составляет 28 чел. на 10 тысяч населения при нормативе обеспеченности врачами 41 чел. на 10 тыс. жителей, средним медицинским персоналом – 84,9 чел. на 10 тыс. населения.

Норматив обеспеченности больничными учреждениями предусматривает, что на 10 тыс. жителей должно приходиться 134,7 коек, в том числе больничных — 102. Число вызовов скорой медицинской помощи на 1000 населения в нашей области и в 2016, и в 2017 годах выше, чем в СЗФО и в целом по Российской Федерации.

Дефицит медиков в Псковской области, по расчетам Министерства здравоохранения, составляет 750 врачей.

Наиболее дефицитные специальности: педиатры, терапевты, врачи скорой медицинской помощи, анестезиологи-реаниматологи, хирурги и онкологи, неврологи, рентгенологи, ЛОР-врачи и окулисты, врачи общей практики.

Обеспеченность детскими врачами составила в 2017 году 12,5 врачей на 10000 детского населения (в 2013 году было 16,5 на 10000 детского населения). Сейчас в Псковской области работают лишь 145 врачей-педиатров, из них 89 участковых педиатров (в 2016 году было 113 участковых педиатров).

16 июня на заседании РТК по регулированию социально-трудовых отношений был озвучен подготовленный профсоюзами перечень первостепенных мер по стабилизации пенсионной системы, в частности: создание высокотехнологичных рабочих мест; повышение заработной платы; ратификация Конвенции 102 без изъятий; пересмотр методики определения прожиточного минимума; прекращение практики предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей; унификация порядка назначения и получения страховых пенсий для всех категорий наемных работников; подготовка финансово-экономического обоснования эффективности всех предлагаемых мер; урегулирование вопросов участия в пенсионной системе не уплачивающих страховые взносы лиц; исключение накопительной части из обязательной пенсионной системы и перевод ее в добровольный формат; повышение качества медицинских услуг.

И только после выполнения этих условий можно вернуться к обсуждению вопроса повышения пенсионного возраста.

«Не желает Правительство РФ понять, что повышение пенсионного возраста в России в настоящее время — это неуместное решение. В нашей стране пока ещё не созданы те условия, при которых можно было бы работать до 65 лет, не получая при этом пенсионных выплат.

 Кроме того, продолжаются манипуляции с цифровыми показателями, за которыми ничего не стоит! Если пенсия повысится, как нас уверяют, на 1000 рублей в 2019 году, то на столько же уменьшится и социальная доплата.

В результате доход пенсионера не вырастет никак! Как бы ни пытались показывать по телевизору радостных, здоровых и активных 60-ти летних людей — на работе таких мало! Как бы ни говорили, что нужны опытные сотрудники, но после 45 лет работнику трудно устроиться на работу!», — отметила в своем выступлении Ульяна Михайлова.

До рассмотрения вопроса о повышении пенсионного возраста профсоюзное сообщество предлагает «пакетное» соглашение, состоящее из следующих пунктов:

  1. Принять программу роста зарплат работников. Без роста зарплат не может быть роста пенсий.
  2. Принять конвенцию 102 Международной организации труда, которая устанавливает нижнюю планку пенсии в 40% от утраченного заработка и вводит страхование от безработицы.
  3. Создать новые рабочие места с достойной зарплатой, ориентированные на возрастных работников и молодежь (по расчетам на рынке труда в результате этой реформы останутся 15 млн человек трудоспособного возраста, а в течение ближайших 5 лет планируют создать около 3 млн высокотехнологичных рабочих мест).
  4. Накопительную часть пенсии вернуть в солидарную. Дополнительные страховые взносы на накопительную часть пенсии – только в добровольном порядке.
  5. Вместо множества законов нужен единый Пенсионный закон, одинаковый для всех. Граждане имеют право заранее знать размер своей пенсии. Определить точно и на бумаге, а не на словах — какая будет пенсия, и как ее будут считать.
  6. Нет полного взноса в Пенсионный фонд — нет полной пенсии! Кто дает льготы по пенсионным взносам, тот и должен платить за этих льготников.
  7. Пенсионные правила — не менять каждые три года!
  8. Страховые социальные фонды — под трехстороннее управление (профсоюзы, работодатели, правительство).
  9. Перечислять налог на доходы физического лица не по месту нахождения юридического лица, а по месту нахождения рабочего места.
  10. Установить дифференцированные ставки по налогу на доходы физических лиц в зависимости от уровня годового дохода налогоплательщика и ввести прогрессивную шкалу налогообложения НДФЛ.
  11. Перечислять взносы в Пенсионный фонд по месту нахождения рабочего места.
  12. Передать функции Пенсионного фонда РФ Фонду социального страхования РФ с целью уменьшения расходов на содержание внебюджетных фондов.
  1. Кроме того, необходимо провести реальные экспертные исследования:
  2. — фактической трудоспособности лиц старше 55 лет и 60 лет (соответственно женщины и мужчины);
  3. — фактического состояния здоровья этой возрастной группы с экспертным прогнозом расходов ФСС в связи с увеличением нагрузки на эту возрастную группу;
  4. — развития рынка труда (в особенности развития рынка труда в сельских территориях).

Узнать больше о пенсионной реформе, последствиях принятия законопроекта, его краткое разъяснение и «подводные» камни можно пройдя по ссылке в раздел Документы

Фоторепортаж

Источник: http://www.sovprofpskov.ru/vse-o-pensionnoy-reforme/

Ссылка на основную публикацию