Социальное партнерство: уровень развития в 2019 году

Социальное партнерство: уровень развития в 2019 году

Описание страницы: социальное партнерство уровень развития в 2019 году от профессионалов для людей.

На определенном этапе развития общества возникает такой вид урегулирования интересов сторон, как социальное партнерство. Оно зиждется на принципах взаимоуважения, равенства прав партнеров, исполнения законов и принятых решений. Государство же способствует развитию соцпартнерства.

Скачать для просмотра и печати:

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.
Видео (кликните для воспроизведения).

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны. При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Систему социального партнерства составляют следующие уровни:

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.

Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе. В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся.

По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Партнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

Значение социального партнерства в трудовой сфере состоит в том, что оно приводит разрозненные интересы работников и работодателей к общему значению. При этом прямое вмешательство государства без оснований невозможно. В итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению.

Наиболее часто встречаются договора и соглашения о социальном партнерстве, когда одной из сторон является социальное учреждение. Это может быть детский сад, школа, колледж, техникум, институт.

При этом обе стороны такого соглашения получают для себя очевидную выгоду: образовательное учреждение получает дополнительную площадку для развития своих воспитанников, а, например, предприятие — будущие кадры в свой штат.

Вернуться назад на Партнерство

Развитие системы партнерских отношений в России 90-х гг. XX в. происходит в качественно новых условиях.

А именно, перехода экономики на рыночные отношения, в условиях острого глубокого кризиса всей системы общественных отношений, всех социальных и экономических институтов.

Кризис сопровождается нарушением экономических и социальных связей, спадом производства, сломом существовавшей в течение семидесяти лет советской системы управления и становлением новой государственности.

Формирующаяся система социального партнерства в России сопряжена с кардинальными изменениями трудовых отношений, с созданием нового механизма заключения коллективных договоров и соглашений, применением цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, конфликтов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальное партнерство в России, как и в других индустриально развитых странах, базируется на единых принципах, сформулированных Международной Организацией Труда (МОТ), законодательных и нормативно-правовых актах стран мирового сообщества. МОТ, возникшая в 1919 г.

, за время своего существования создала концепцию социального партнерства, приняла важнейшие нормативные документы, составляющие своего рода Международный кодекс труда. В них дана развернутая правовая основа социального партнерства, сформулированы положения о правовом статусе сторон партнерских отношений.

В конвенциях МОТ раскрываются важнейшие вопросы о свободе объединений работников и работодателей, их правах на коллективные переговоры, коллективные договора и соглашения; о формах и методах сотрудничества между властными структурами, организациями трудящихся и предпринимателей; о путях достижения согласия, примирения, компромисса и консенсуса.

Существенную роль в правовом обеспечении системы социального партнерства играют рекомендации МОТ: «О коллективных договорах» (1951 г.), «О сотрудничестве на уровне предприятия (1952 г.

), «О сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах (1960 г.), «О содействии переговорам (1981 г.) и др.

Обязательную юридическую силу для различных стран-членов МОТ имеют лишь нормы Конвенций в случае их ратификации на государственном уровне.

Рекомендации МОТ ратификации не подлежат, но их желательно учитывать при разработке национального законодательства.

Советским Союзом ратифицировано 50 Конвенций МОТ, из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению лишь 43. В Генеральном Соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. предусматривается ратификация 11 Конвенций МОТ.

В России в условиях перехода к рыночной экономике формируется новая правовая база социального партнерства. В ноябре 1991 г. издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)». В марте 1992 г. принят Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», а в 1995 г.

внесены в него дополнения и изменения.

Данные правовые и законодательные акты конкретизировали уровни социального партнерства по типам (видам) коллективных договоров и соглашений; ввели соответствующую международным нормам процедуру коллективных переговоров, подготовки и заключения соглашений; установили ответственность сторон за выполнение принимаемых договоренностей.

В течение 90-х гг. XX столетия в России приняты важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, обеспечивающие необходимую правовую базу развития системы социального партнерства. Наиболее значительны законы РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (декабрь 1995 г.

); «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (январь 1996 г.); «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (май 1999 г.).

В них заложены основные принципы партнерских отношений: равноправия сторон, добровольности, взаимной ответственности, приоритетности примирительных методов и процедур при согласовании различных интересов и регулировании социальных конфликтов.

В законодательных актах зафиксированы права на проведение забастовок, акций протеста, демонстраций, организуемых профсоюзами и другими общественными организациями трудящихся. Конфронтация, борьба признаются в партнерских отношениях сторон, но не как методы насилия и подавления, а лишь как возможные варианты регулирования и разрешения противоречий.

Развитие социального партнерства, повышение эффективности его функционирования достигается также на основе формирования правовой базы в регионах. В 2000 г. законы о социальном партнерстве приняты более чем в 30 субъектах РФ.

Читайте также:  Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (демо)

Кроме того, в ряде регионов утверждены законодательные акты, регулирующие отдельные наиболее существенные стороны партнерских отношений.

Социальное партнерство как система отношений равных и равноправных субъектов опирается на юридические и моральные принципы ответственности за нарушение партнерских обязательств.

Существенную роль в повышении ответственности участников партнерских отношений должностных лиц за выполнение принятых на себя обязательств должны играть органы государственной власти, а также трехсторонние комиссии.

Им предоставлено право вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение достигнутых соглашений по урегулированию трудовых конфликтов.

Члены данных комиссий могут при необходимости посещать предприятия и организации, независимо от формы собственности, знакомиться с трудовыми и социально-бытовыми условиями работающих, а также с отчетами, статистическими и другими материалами.

По настоящему партнерские отношения строятся на верности слову и заключенному договору, соглашению, на уважении законов и национальных традиций, умении и готовности довести начатое дело до соответствующего результата.

Ответственность предполагает признание и осуществление в отношениях между партнерами правовых и моральных норм, регулирующих организацию работы партнеров и обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития взаимоотношений между всеми участниками.

Именно на этой основе формируется и поддерживается этика партнерских отношений как высоко нравственная социальная ценность, предполагающая недопустимость обмана или незаконной конкуренции.

В общественном сознании глубоко укоренилась идея, что жизненный мир человека и человечества есть диалектическое единство и борьба противоположностей.

Общественное сознание без особого напряжения отражает жизненный мир с помощью таких парных категорий, как «добро и зло», «плюс и минус», «левое и правое», «прогрессивное и негативное», «революция и контрреволюция».

Между тем человеческий интеллект, интересы, потребности, ценностные установки усиливают потенциал не столь явно выраженных и определенных категорий, а состояний смешанных, многоаспектных, основывающихся на поиске меры согласия, примирения крайностей, на соблюдении определенных норм и принципов общественных отношений, развития социального мира.

Мера согласия, мера цивилизованности, ориентация на взаимосогласованное сосуществование выступают фундаментальным свойством человеческого жизнебытия и важнейшим критерием социальных отношений.

Сложная диалектика согласия и противостояния, миролюбия и конфронтации, индивидуализма и коллективизма проявляется в социальном партнерстве как определенном типе договорных отношений и одном из важнейших способов человеческого жизнебытия.

Уровень согласования интересов, мера согласия выступают в качестве одного из исходных критериев социального партнерства. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок субъектов социальных отношений создает условия для неприязненных, а порой и конфронтационных отношений.

Источник: https://xn—-8sblenbpkrbiqr6fya2c9a1a.xn--p1ai/sotsialnoe-partnerstvo-uroven-razvitiya-v-2019-godu/

Губернатор Андрей Травников на форуме «Социально-экономическое партнёрство-2019» обозначил стратегию развития региона до 2024 года

Обращаясь к участникам форума «Социально-экономическое партнёрство-2019 «Сибирское лидерство – стратегия действий», глава региона отметил, что в Стратегии «Сибирское лидерство» определены несколько целевых ориентиров.

В 2024 году в Новосибирской области будет проживать почти 2 миллиона 900 тысяч человек, средняя продолжительность жизни составит более 76 лет, а к 2030 году – до 80 лет. Валовый региональный продукт вырастет более чем в полтора раза – до 1 триллиона 970 миллиардов рублей.

Доходы консолидированного бюджета области в 2019−2021 годах в общей сумме прогнозируются на уровне не менее 544 миллиардов рублей, а в 2022−2024 годах – уже около 697 миллиардов рублей.

«Жизнь в регионе должна измениться качественно – на это нацелена Стратегия.

Первый этап нашей Стратегии – реализация национальных проектов, которые в ближайшие шесть лет будут осуществлены в Новосибирской области», − подчеркнул Андрей Травников.

  В своём выступлении Губернатор представил амбициозные проекты, нацеленные на развитие социальной сферы: «В общей сложности до 2024 года мы построим более 570 социальных объектов: школ, детских садов, поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов, спортивных сооружений, учреждений культуры. Ещё около 350 школ, детсадов, учреждений спорта и культуры будут отремонтированы и реконструированы». 

Завершая выступление, Андрей Травников оценил значение поставленных задач Стратегии «Сибирское лидерство»: «Мы сформировали стратегию развития нашего региона. И тот факт, что работа над ней совпала по времени с разработкой нацпроектов, стал решающим для нас в выборе сценария развития.

Если все амбициозные задачи, которые мы определили, будут выполнены, то и область будет прирастать в экономике, в социальной сфере в прогрессии.

Но для того, чтобы реализовать именно инновационный сценарий, регион должен быть первым и лучшим в реализации нацпроектов, всех обозначенных Президентом России инициатив и задач», – резюмировал глава региона. 

Участниками форума «Социально-экономическое партнёрство-2019 «Сибирское лидерство – стратегия действий» стали представители исполнительных и законодательных органов власти, руководители промышленных предприятий и аграрного комплекса, ветераны Великой Отечественной войны и труда, представители науки, образования, здравоохранения, делового сообщества. Также на мероприятии присутствуют активисты общественных объединений, профессиональных союзов, руководители отделений политических партий, те, кто принимал активное участие в разработке стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года.

Полный текст доклада Губернатора будет размещён на сайте Правительства Новосибирской области в ближайшее время. 

Последние новости Новосибирской области по теме:Губернатор Андрей Травников на форуме «Социально-экономическое партнёрство-2019» обозначил стратегию развития региона до 2024 года

Источник: http://Novosibirsk.BezFormata.com/listnews/partnyorstvo-2019-oboznachil-strategiyu/73208035/

Социальное партнерство в сфере образования — виды, задачи

Социальное партнерство в сфере образования, опираясь на похожие принципы взаимодействия сторон, в ряде аспектов существенно отличается от социального партнерства, осуществляемого в сфере труда. Рассмотрим, чем оно примечательно.

  • Идея социального партнерства в сфере образования
  • Задачи социального партнерства в образовании
  • Виды социального партнерства в сфере образования
  • Социальное партнерство в ДОУ
  • Социальное партнерство в школе
  • Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования
  • Итоги

Идея социального партнерства в сфере образования

Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей.

Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.

О том, как государство участвует в партнерстве, регулируемом ТК РФ, читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:

  • равноправие участников;
  • взаимное уважение;
  • заинтересованность в результатах;
  • свобода обсуждения интересующих вопросов;
  • добровольность принятия на себя обязательств;
  • ответственность.

Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован.

Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним.

С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:

  • в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) им обычно становится само учреждение;
  • во взаимоотношениях со школой, являющейся промежуточной ступенью между ДОУ и учебным заведением, дающим профессиональное образование, им может выступать как школа, так и оба граничащих с ней образовательных учреждения;
  • в партнерских отношениях с учреждением профессионального образования появляется заинтересованность у государственных органов, работодателей, службы занятости, школ, и они могут стать их инициатором.

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:

  • в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
  • школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
  • учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому.

Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к.

от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

Виды социального партнерства в сфере образования

Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Читайте также:  Минэкономразвития пояснило, что пенсии возможно повысить лишь за счет остального населения

Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования.

На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:

  • целенаправленного перехода обучающихся из ДОУ в определенные школы, из школ — в определенные учреждения профессионального образования, из заведения профессиональной подготовки — к определенному работодателю;
  • подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.

Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

Социальное партнерство в ДОУ

ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

  • внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
  • на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).

Формами социального партнерства становятся:

  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера;
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания;
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

Социальное партнерство в школе

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

  • развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • получение знаний, дополняющих школьную программу;
  • знакомство с профессиями и местами работы родителей;
  • помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
  • сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.

На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

О том, как участие в социальном партнерстве может отразиться на зарплатах учителей и воспитателей ДОУ, читайте в материале «Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2016 году».

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций.

Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям.

Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

Итоги

Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/socialnoe_partnerstvo/socialnoe_partnerstvo_v_sfere_obrazovaniya_vidy_zadachi/

Социальное партнерство: уровень развития в 2019 году

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны. При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

  Поздравления на Благодарность за работу не в стихах

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Система соцпартнерства

Систему социального партнерства составляют следующие уровни:

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.

Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Социальное партнерство в труде

Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе.

В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Роль государства

Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Политика социального партнерства

Партнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

  Обязанности психолога в детском саду — особенности работы

Социальное партнерство в разных странах мира

В ряде стран с довольно развитой рыночной экономикой социальное партнерство существенно отражается на социально-трудовых отношениях. Это происходит даже не взирая на тот факт, что его модели в ряде стран существенно отличается организационно-правовым механизмом. На сегодняшний день известны две основные модели соцпартнерства.

А именно: трипартизм и бипартизм. В списке странах, где основная роль государства в управлении трудовыми отношениями, сравнительно невелика, а это такие страны как США, Канада, Великобритания, активно практикуется двустороннее взаимодействие между объединениями предпринимателей и целыми организациями трудящихся.

Государство вправе целиком и полностью выступать в такой соцмодели в качестве арбитра или, иначе говоря – посредника, в случке возникновения соцконфликтов. Наиболее распространенный трипартизм – то есть трехстороннее сотрудничество – наблюдается во Франции, ФРГ, Швеции, Австрии.

Исключительно во всех странах Центральной, равно как и в Восточной Европы, начиная с конца 80-х годов, повсеместно наблюдается коренное и регулярное обновление трудового законодательства. Самыми первыми плодами данной работы были принятия законов о:

  • о забастовках и митингах;
  • перемены в законодательстве касательно профсоюзов;
  • внесение изменений к Трудовому кодексу в Венгрии;
  • закон о общих, коллективных переговорах на территории бывшей Чехословакии;
  • о профсоюзах и решении различных трудовых конфликтов в Польши;
  • румынские законы о коллективных договорах, различных трудовых конфликтах и профсоюзах за 1991 год;
  • правки к Трудовому кодексу Болгарии.

Подобные перемены уже не впервые в истории были предметами трехсторонних консультаций. В литературе ранее уже отмечалось, что в посттоталитарных государствах,  действие и введение соцпартнерства происходит “сверху”, а не “снизу”, при это решающая роль отводиться государству.

Коллективный характер соцпартнерства

Взаимоотношения соцпартнерства носят на себе коллективный характер, в их основании лежит коллективная заинтересованность обеих сторон.

Такой коллективный характер соцпартнерства оказывает влияние в трех аспектах: по наличию обоюдного интереса всех принимающих участие субъектов в области применения наемной работы; наличия в обороте общественных взаимоотношений в данной области; коллективной системе и структуре обеих сторон соцпартнерства.

  Как рассчитать НДС: формула расчета

За многие годы опыт множества стран по всему лицу земли неоспоримо доказывает, что проблемы экономики, равно как и общественной жизни, включая и сферу применения наемной работы, решаются самым выгодным и оптимальным образом, если приходит в действие система ориентации не на конфронтацию, а наоборот, на  достижение социального согласия.

Когда достигается социальное согласие, то это, в свою очередь, служит обобщению согласования всех интересов разнообразных общественных групп.

Основой и внутренним стержнем соцпартнерства является принцип взаимовыгодного сотрудничества между непосредственно работодателями и нанимаемыми рабочими.

Этот принцип вступает в действие в виде проведения переговоров, заключаемых коллективным договоров и соглашениями, и еще в ходе согласования проектов любых нормативно-правовых актов, советов в процессе принятия решений соцпартнерами на всех доступных уровнях.

Основным предметом социального партнерства выступают общие отношения между соцпартнерами, вытекающие из:

  • принятия участия трудовых коллективов в составе правил касательно условий работы;
  • из участия в управлении того предприятия, на котором они работают;
  • заключения. равно как и выполнение общих договоров и соглашений на отраслевом, региональном и национальном уровнях;
  • касательно работы профсоюзов, а также любых других представительных органов рабочего состава в социально-трудовых отношениях;
  • касательно образования и работы общих объединений работодателей;
  • из решения отдельных и общих рабочих споров.

К области социального партнерства относят:

  • достижение общего консенсуса по моментам обеспечения занятости,
  • создание вспомогательных рабочих мест,
  • компаний оплачиваемых общественные работа,
  • гарантия защиты населения от угрозы безработицы,
  • применение наемной работы с гарантией следования технике безопасности,
  • требования из общества здравоохранения рабочих в ходе выполнения работы,
  • оплаты стоимости труда и гарантия обеспечения воспроизводящей, равно как и стимулирующей функций зарплаты,
  • права самих рабочих на получение заработной платы вовремя,
  • гарантия обеспечения нормального графика работы, равно как и отдыха,
  • обеспечение права рабочих на принятие участия в регулировании работы на всем предприятии,
  • в грамотном распределении дохода для гарантии качества соцдеятельности предприятия,
  • в определении соцстандартов и определении их минимальных границ,
  • в учреждении порядка проведения общественных переговоров, решении об коллективных трудовых споров и другое тому подобное.

Источники

  • http://lgoty-vsem.ru/lgoty/sotsialnoe-partnerstvo.html
  • https://biznes-prost.ru/socialnoe-partnerstvo.html
  • [свернуть]

Источник: https://pozakonu.site/trudovoe-pravo/sotsialnoe-partnerstvo-uroven-razvitiya-v-2018-godu.html

2019 — Год социального партнерства

Наступивший 2019 год объявлен Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) Годом социального партнёрства. Профсоюзу и организациям железнодорожного транспорта предстоит заключить новое Отраслевое соглашение и коллективные договоры.

По словам лидера Роспрофжела, именно диалог между профсоюзными организациями и работодателями позволил в 2018 году продвинуться по многим вопросам, связанным с улучшением условий труда работников.

«Мы с удовлетворением отмечаем, что программы, о необходимости которых профсоюз говорил уже давно, начали реализовываться, – отметил Николай Никифоров. – Впервые за 15 лет на сеть поступили новые вагоны для сопровождения путевой техники и отдыха работников, задействованных на капитальном ремонте пути.

Также поставлены мобильные комплексы для проживания путевых бригад, модульные табельные и пункты обогрева». 

Кроме того, не без инициативы Роспрофжела в ОАО «РЖД» утвердили и начали реализовывать программу оснащения служебно-технических вагонов инвентарём и оборудованием, обеспечивающим соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований охраны труда, пожарной и электрической безопасности.

Как отметил Николай Никифоров, эти вагоны десятилетиями не ремонтировали, проверяли только ходовую часть с точки зрения безопасности, а жить там было невозможно. Кроме того, в компании приступили к приведению в норму служебных проходов на объектах: реконструировано уже 5,3 тыс. проходов на сумму 35,2 млн руб.

Эта работа продолжится и в 2019 году. 

Комфортнее стало трудиться и локомотивным бригадам. На данный момент кондиционерами оборудовано 55% эксплуатируемого парка, биотуалетами – 18%.

При этом бюджет на обслуживание систем жизнеобеспечения (кондиционер и биотуалет) вырос с 13,9 млн руб. в 2014 году до 104,6 млн руб. в 2018-м.

«Установлен запрет выдачи локомотивов в эксплуатацию с неисправными системами жизнеобеспечения», – уточнил председатель Роспрофжела. 

Работать стало и комфортнее, и безопаснее, подчеркнул Николай Никифоров. «Работников в полном объёме обеспечивают спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Проблем, которые у нас возникали ещё пару лет назад с неполными поставками, сегодня больше нет. А с 2019 года начинается внедрение новой комплектации специальной одежды», – сказал он. 

На 21% к аналогичному периоду 2017 года снизилось количество нарушений безопасности движения, производственный травматизм в организациях, где действует Роспрофжел, сократился на 9,5%, в том числе в ОАО «РЖД» – на 10%.

Такая позитивная динамика, по мнению лидера отраслевого профсоюза, связана в том числе с более эффективной работой обновлённого состава общественных инспекторов по безопасности движения и уполномоченных по охране труда.

По данным Роспрофжела, за 2018 год общественные инспекторы устранили почти 350 тыс. отступлений и нарушений, эффективность на одного инспектора повысилась на 7,5% по сравнению с 2017 годом.

 «Тем не менее поставленная цель – достижение нулевого травматизма со смертельным исходом, пока не достигнута, – констатировал Николай Никифоров. – В 2019 году нам предстоит решать эти проблемы и продолжить движение к нулю». 

Николай Никифоров обратил внимание, что на безопасный труд работников эффективно мотивируют паспорта доверия. Их вручают тем, кто работает без замечаний. Получившим паспорта начисляются надбавки к заработной плате. «Прибавка к зарплате может составлять и 20%, и даже 50%. Считаю, что этот механизм нужно развивать и дальше», – отметил председатель Роспрофжела. 

Первыми паспорта доверия начали выдавать в ФПК, а сейчас опыт перенимают в подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры. 

В целом, как подчёркивают в Роспрофжеле, ситуация с заработной платой в организациях железнодорожного транспорта оставалась в 2018 году стабильной: за счёт различных выплат и премий зарплата выросла в среднем на 8–10% к уровню предыдущего года, а реальная – на 4–7%. Так, в ОАО «РЖД» заработная плата по основной деятельности достигла 54,9 тыс. руб., что на 8,9% выше уровня 2017 года. Коэффициент соотношения к средней заработной плате по стране сохраняется на уровне 1,28. 

Есть понимание по повышению зарплаты и на 2019 год. Профсоюз уже договорился об уровне индексации с организациями: она будет проведена не ниже уровня инфляции. 

Среди положительных моментов Николай Никифоров отметил снижение количества нарушений трудового законодательства – эта тенденция сохраняется третий год подряд.

В организациях, где есть первички, профсоюз в 2018 году зафиксировал на 10% меньше нарушений, чем годом ранее, а в ОАО «РЖД» их число сократилось на 17%.

Основные нарушения по-прежнему фиксируются в сфере режима труда и отдыха (31%), оплаты труда и иных выплат (22%), при заключении, изменении и расторжении трудовых договоров (12%), неправомерных привлечений к дисциплинарной и материальной ответственности (7%). 

По итогам выявленных нарушений в пользу работников перечислен 91 млн 515 тыс. руб. в виде незаконно удержанных премий, материальной помощи, пособий, доплат за сверхурочную работу и других выплат.

«Эти результаты достигнуты благодаря системной профилактической работе. Нам нужно продолжать работу в этом направлении, поскольку общее число нарушений ещё велико – почти 8 тыс.

», – считает Николай Никифоров. 

Наступивший 2019 год для Роспрофжела пройдёт под знаком социального партнёрства. Профсоюзу предстоит заключить два отраслевых соглашения, в том числе по организациям железнодорожного транспорта, и более 500 коллективных договоров, среди которых и договор с ОАО «РЖД».

«Практика показывает, что именно на Коллективный договор ОАО «РЖД» ориентируются в других компаниях. Нам нужно учесть всё хорошее и сохранить это, надеемся продвинуться вперёд. Могу однозначно сказать, что все основные льготы будут сохранены», – заявил Николай Никифоров.

 

Другое важное событие года – празднование 45-летия Байкало-Амурской магистрали. Роспрофжел активно участвует в подготовке и проведении юбилейных мероприятий. В частности, будет организован велопробег, в котором примут участие железнодорожники со всех магистралей. Ориентировочно он стартует весной. Участники проедут на велосипедах порядка 45 тыс. км и финишируют в Тынде. 

Тема развития физкультуры и спорта остаётся одной из приоритетных. Напомним, что Роспрофжел и РФСО «Локомотив» заключили соглашение о совместной организации спортивно-массовой работы в 2019 году, которое предусматривает популяризацию спорта и здорового образа жизни на линейном уровне и создание на железнодорожных предприятиях клубов физкультуры. 

Источник: «Гудок»

Источник: http://dprof.info/20190114-2/

Ссылка на основную публикацию