Лекция 9: признание безработным. правовой статус безработного

13.09.2018

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан.

Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

а) не достигшие 16летнего возраста; б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет; в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы; г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Правовой статус безработного

Не занятые граждане приобретают статус безработного после их регистрации в органах занятости.

Регистрация безработных граждан производится отделами занятости по месту жительства гражданина, не имеющего дохода, в четыре последовательных этапа, следующих один за другим: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы, регистрация граждан в качестве безработных, перерегистрация безработных граждан.

Совокупность прав и обязанностей лица, обратившегося в орган занятости, на каждом этапе регистрации различна. Безработный пользуется правами, предоставленными ему законодательством о занятости, в полном объеме только после регистрации его в качестве безработного на 3 этапе регистрации.

Участие в общественных работах осуществляется только по направлениям органов занятости и с согласия безработного. За безработным сохраняется право на получение пособия по безработице и заработной платы за участие в общественных работах (ст.17 Положения об организации общественных работ).

Правовое регулирование экономических отношений

Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит получение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.

  • отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
  • отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного;
  • некоторые другие случаи, предусмотренные законодательством.

Снятие безработных граждан с регистрационного учета осущест­вляется органами по вопросам занятости в следующих случаях: признания в соответствии с законодательством РФ граждан заня­тыми; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлениям органов по вопросам занятости с выплатой стипендии; неявки без уважитель­ных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях по­иска подходящей работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявки в срок, уста­новленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных; длительной (более месяца) неявки в орга­ны по вопросам занятости без уважительных причин; переезда в другую местность; установления злоупотреблений со стороны граждан (сокрытия заработка (дохода), предоставления документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т. п.); осуждения к исправительным работам без лишения свобо­ды, а также к наказанию в виде лишения свободы; назначения в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Учитывая, что на практике и в теории при определении поня­тия «безработный», а также в процессе подыскания гражданам работы возникают трудности с квалификацией ее в качестве под­ходящей или неподходящей, Закон о занятости (ст. 4) подробно регламентирует обе эти разновидности работ.

В ст.

12 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение. Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Понятие и правовой статус безработного

Будучи зарегистрированными, в целях поиска подходящей работы, безработные граждане в установленный день проходят регистрацию в качестве безработных в органах по вопросам занятости и предъявляют следующие документы: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. [6]

В последние годы уровень занятости растёт во всех регионах мира. Наряду с понятием занятых граждан немаловажное значение имеет определение понятия безработного и установление содержания его правового статуса. Безработицей является незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности.

Только, если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться.

Но многие граждане, оставшиеся без работы, не могут самостоятельно адаптироваться в условиях современного рынка труда.

• оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность (п.8 ст.29 Закона о занятости).

Важной социальной гарантией служит также льготный порядок исчисления трудового стажа.

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой и страховой стаж52.

Помимо определения понятия, правовой статус безработного включает в себя его права и обязанности, ответственность за ненадлежащее выполнение или невыполнение обязанностей, а также социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством с целью предоставления безработному гражданину возможности реализовать предоставленные права.

Безработными признаются граждане, которые сами активно ищут работу и готовы к ней приступить. Если безработный не ищет работу или его направили на работу и он не явился на переговоры с работодателем о трудоустройстве, то служба занятости может приостановить выплату пособия по безработице или лишить его статуса безработного.

Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке по последнему месту работы; для не имеющих профессии — паспорта и документа об образовании. Если у гражданина имеются нетрудоспособные иждивенцы, то он должен предоставить документ, подтверждающий совместное проживание с иждивенцем и наличие иждивенца для того, чтобы можно было получать дополнительную надбавку за иждивенцев. Статус безработного не приобретают граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными. В то же время никакой ответственности за это законом о занятости не предусмотрено.

— соответствие условиям последнего места работы.

В связи с этим при предложении подходящей работы должны быть учтены профессия, должность, специальность по последнему месту работы, размер получаемой заработной платы в сумме, не превышающей прожиточной минимум на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Из данного правила сделано исключение для выполнения общественных работ, к которым граждане могут привлекаться и без учета условий последнего места работы;

Гражданин получает статус безработного в силу того, что полномочные органы не могут обеспечить его подходящей работой, и по этой причине он лишается получения средств для существования.

Отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе свидетельствует об исполнении органами службы занятости своей обязанности по предоставлению гражданину подходящей работы.

Тогда как гражданин вправе отказаться от любого варианта трудоустройства, то есть свободно распорядиться своими способностями к труду. Отказ от реализации права на трудоустройство не может влечь возникновения корреспондирующей данному праву обязанности.

Правовое положение безработных граждан и реализация государственной социальной политики в отношении безработных граждан

Гражданин снимается с регистрационного учета вследствие неявки без уважительных причин в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы в орган занятости для предложения ему подходящей работы, а также неявки в срок, установленный органом по вопросам занятости, для регистрации в качестве безработного.

На каждого гражданина, зарегистрированного в целях поисках подходящей работы, оформляется личное дело.

В нем производятся соответствующие записи о всех предложениях органов по вопросам занятости, в том числе по предоставлению подходящей работы, о направлении к работодателям для трудоустройства, о направлении на профессиональное обучение, о приглашении граждан в органы по вопросам занятости и других действиях, связанных с поиском подходящей работы, а также о согласии (отказе) граждан с предложениями органов по вопросам занятости.

Правовой статус безработного гражданина Ссылка на основную публикацию Лекция 9: Признание безработным. Правовой статус безработного Лекция 9: Признание безработным. Правовой статус безработного

Лекция 9: Признание безработным. Правовой статус безработного

Лекция 9: Порядок и условия признания гражданина безработным. Правовой статус безработного.

  • Порядок и условия признания гражданина безработным
  • Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.
  • Решение принимается не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости:
  • паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию гражданина, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
  • для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.
  1. В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.
  2. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
  3. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
  4. В соответствии с п. 3 статьи 3 Закона безработными не могут быть признаны следующие категории граждан:
  • лица, не достигшие 16-летнего возраста;
  • лица, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно; либо пенсия, предусмотренная п. 2 статьи 32 Закона при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, уволенных в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия; либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа дважды;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными.
  • Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Читайте также:  Орден мужества. награжденные орденом мужества :: syl.ru

Правовой статус безработного

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан.

Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

  • Безработными не могут быть признаны граждане:
  • а) не достигшие 16летнего возраста;
  • б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;
  • в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;
  • г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

  1. Случаи снятия безработных граждан с регистрационного учета:
  2. а) признание граждан занятыми;
  3. б) прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовка по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;
  4. в) неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска работы в органы по вопросам занятости для предложения им подходящей работы, а также неявк а в срок для регистрации их в качестве безработных;
  5. г) длительная (более месяца) неявка в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
  6. д) переезд в другую местность;

е) установление злоупотреблений со стороны граждан (сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными и т. п.);

ж) осуждение к наказанию в виде лишения свободы;

з) назначение в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (возрасту), за выслугу лет.

Лекция №20. Безработные граждане. Понятие, правила регистрации, признание гражданина безработным

Согласно ст.3 закона «О занятости» безработным признаётся гражданин при наличии следующих условий:

  1. трудоспособность по состоянию здоровья и возрасту, т.е. гражданин достиг 16 лет  и не получает пенсии по старости или за выслугу лет;
  2. отсутствие работы и заработка, при этом не учитывается оплата за время выполнения общественных работ по направлению службы занятости, для уволенных по п.1, 2 ст.81 ТК;
  3. готовность приступить к работе;
  4.  регистрация в целях поиска подходящей работы в государственной службе занятости по месту жительства, а для беженцев и вынужденных переселенцев – по месту пребывания;
  5. отсутствие возможности трудоустройства в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. В течение 10 дней служба занятости обязана по возможности предложить гражданину два варианта подходящей работы, а если нельзя подобрать подходящую работу или когда у гражданина нет необходимой квалификации – два варианта профессиональной подготовки, при этом одно и то же место работы, обучения не может быть предложено дважды.

Определение подходящей работы дано в ст.4 закона «О занятости», применительно к отдельным категориям безработных. По общему правилу, подходящей считается работа, учитывающая 4 условия:

  • профессиональная пригодность работника. Если у работника несколько профессий, то поиск работы производится по каждой из них, при этом предпочтение отдаётся той профессии, по которой он работал перед обращением в службу занятости, учитываются состояние рынка труда и пожелания гражданина;
  • условия последнего места работы, учитывается состояние охраны труда и заработок. Предлагаемый заработок не может быть ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, а если этот заработок выше прожиточного минимума в регионе для трудоспособного населения, то не ниже прожиточного минимума;
  • состояние здоровья: возраст, физические недостатки, хронические заболевания. Для инвалидов подходящая работа – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, медицинскими рекомендациями;
  • Транспортная доступность нового рабочего места, т.е. максимальная удалённость от места жительства безработного определяется службою занятости.

Для отдельных категорий безработных эти требования понижаются:

Для тех, кто впервые ищут работу, не имел профессии, специальности, кто уволен более 1 раза в течение 1 года за виновные действия, для прекративших предпринимательскую деятельность, для стремящихся возобновить трудовую деятельность после более года перерыва, кто не работал более трёх лет, кто обратился после сезонных работ. Для них любая оплачиваемая работа считается подходяще, которую они могут выполнять с учётом возраста, состояния здоровья и других особенностей.

В любом случае подходящею не может считаться работа, если она связана с переменою места жительства, без согласия гражданина; условия труда не отвечают требованиям охраны труда; предлагаемый заработок ниже заработной платы на прежней работе, ниже прожиточного минимума; одна и та же работа предложена дважды и если рабочее место транспортно недоступно.

Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий. При возникновении спорных вопросов они разрешаются в суде или в вышестоящей организации. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления   необходимых документов,  т.е.

со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Если подходящей работы нет и в ближайшее время не предвидеться, то гражданин регистрируется  в качестве безработного до истечения 10 дней (т.е. даже в день обращения). С этого момента начинается отсчет первого периода безработицы, в течении которого граждане будут получать пособие по безработице в течение 6 или 12 мес.

Для  признания гражданина безработным не имеет значения:

  • Причина увольнения с места работы, службы  (даже если работник был уволен по п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК).
  • Сколько времени прошло со дня увольнения по день обращения в службу занятости.

Безработным не может быть признан гражданин:

  • Не достигший 16 лет
  • Которому назначена пенсия по старости или за выслугу лет
  • Отказался в течении 10 дней со дня регистрации в службе от 2 вариантов подходящей работы или 2 вариантов профессиональной  подготовки.
  • Не явился без уважительной причины в течении 10 дней со дня регистрации для предложения подходящей работы, а также не явился в срок для регистрации в качестве безработного.
  • Осуждён по решению суда к исправительным работам или к лишению свободы.
  • Предоставил документы, содержащие заведомо ложные сведения.
  • Считающийся занятым.

Отказ в регистрации не лишает гражданина  права на повторное обращение в службу занятости через месяц со дня отказа.

Регистрация безработных осуществляется органами службы занятости в соответствии с порядком, утвержденным правительством РФ №778 от 9 июля 1999 г в следующей последовательности:

  1. Первичная регистрация без документов с целью учета.
  2. Регистрируется в целях поиска подходящей работы.

    Для нее необходимы следующие документы:

  • Паспорт
  • Документ, подтверждающий трудовой стаж
  • Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы
  • Документы о профессиональной квалификации
  • Инвалиды представляют индивидуальную программу реабилитации.
  • Граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья соответствующие—справки
  1. регистрация граждан в качестве безработного (необходимы те же  документы)
  2. перерегистрация  безработных осуществляется в сроки, устанавливаемые службой занятости, но не реже 2 раз в месяц. При перерегистрации необходимо предъявить те же  документы.

Основания для снятия безработного с учета те же, что и для отказа в регистрации (кроме осуждения его к исправительным работам). Кроме того осуждение снятие с учета происходит при переезде безработного в другую местность, не явки без уважительной причины в течении 1 месяца, смерть безработного. Если вы безработный то можете начать выполнение дипломных работ на заказ.

При снятии с учета служба занятости дает гражданину справку о сроке, в течении которого он числился безработным. При некоторых условиях (ст. 110. 113 закона «О трудовых пенсиях») он включается в трудовой стаж.

Обязанности  безработного сводятся к следующему:

  1. соблюдать условия регистрации и перерегистрации.
  2. Являться на регистрацию и перегистрацию в трезвом состоянии.
  3. Являться на переговоры с работодателем в течении 3 дней с момента получения направления от службы занятости.

  4. Представлять достоверные сведения и документы
  5. Информировать службу занятости о своем трудоустройстве.
  6. Активной содействовать в трудоустройстве (самостоятельно искать работу, не отказываться от предложений).

  7. Добросовестно учиться по направлению службы занятости.

Невыполнение этих условий влечет ответственность: уголовную (за мошенничество), гражданско-правовую.

Кроме того это влечет приостановление выплаты пособия на срок до 3 месяцев, снижение его размеров на 25 % на срок до 1 месяца и лишения статуса безработного.

Понятие безработного. Порядок и условия признания граждан безработными. Правовой статус безработного. Понятие подходящей работы (правовые критерии)

В соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РСФСР» (далее — Закон о занятости) (в редакции от 7 августа 2000 г.) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Безработными не могут быть признаны лица, не достигшие 16-летнего возраста; лица, которым в соответствии с законодательством РФ назначены определенные виды пенсий; лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера [впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера].

Устанавливая право безработного на подыскание ему службой занятости населения подходящей работы, действующее законодательство предусматривает и ряд обязанностей, а также ответственность за совершение противоправных деяний.

Основной обязанностью безработного является его перерегистрация не реже двух раз в месяц (ст. 31 Закона о занятости). Безработный обязан незамедлительно сообщать органу службы занятости о поступлении на работу (постоянную, временную, сезонную).

Правовое положение (статус) безработного предусматривает включение не только прав, обязанностей и ответственности, но и гарантий материальной и социальной поддержки безработного (ст. 36 Закона о занятости: дотаций за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, транспортом и т.д.).

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном соотношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по их последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели не менее 26 календарных недель оплачиваемую работу на условиях полного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Во всех иных случаях пособие по безработице устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

  • Пособие по безработице устанавливается гражданам в следующих размерах:
  • — в первые три месяца безработицы — в 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
  • — в следующие четыре месяца — 60%;
  • — в дальнейшем — 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в регионе.
  • Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:
  • 1) первичная регистрация безработных граждан;
  • 2) регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
  • 3) регистрация граждан в качестве безработных;
  • 4) перерегистрация безработных граждан.

Подходящая работа (ст.

4 Закона о занятости) — такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Подходящей не может считаться работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина, условия труда не соответствуют правилам и нормам охраны труда, предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке.

В этом случае подходящей будет считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанной величины прожиточного минимума.

Для некоторых граждан подходящей будет считаться любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде.

В частности, это касается граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и иных категорий граждан. К числу таких видов деятельности относится и общественная работа, под которой понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Доверьте решение своих проблем профессионалам!

Правовое положение безработных

Аннотация. Статья посвящена одной из наиболее острых тем – безработице. Здесь будут рассмотрены основные особенности правового положения безработных в России, а также выявлены основные проблемы, связанные со статусом безработных граждан.

Ключевые слова: трудоспособность, безработный, работа, служба занятости, граждане.

На сегодняшний день проблема безработицы в нашей стране, является, пожалуй, одной из самых острых и наболевших. Огромное число граждан сталкиваются с отсутствием необходимых рабочих мест по своей специальности, а также с различного рода проблемами при трудоустройстве.

Поскольку безработица имеет такие подавляющие масштабы, а многие не могут найти по каким-либо причинам подходящую работу, то это все обусловило необходимость выделить безработных в отдельную социальную категорию, с присвоением таким лицам конкретного правового статуса.

Существующая Конституция России не закрепляет обязательного труда: это означает, что даже трудоспособные граждане вовсе не обязаны трудиться, поскольку принудительный труд законодательно запрещен. Труд в России является свободным.

Этим современная Конституция кардинально отличается от существовавшего ранее советского законодательства: в СССР все трудоспособные граждане были обязаны трудиться на благо общества и государства: существовала даже уголовная ответственность по статье «тунеядство». Надо заметить, что и безработица в Советском Союзе была на самом минимальном уровне.

Итак, чтобывыявить особенности правового статуса безработных лиц, прежде всего, необходимо дать определение понятию «безработный».

В РФ в качестве безработных признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, и которые официально состоят на учете в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней [3].

Следует подчеркнуть, что при этом гражданин обязательно должен быть зарегистрированным в органе службе занятости, так как в ином случае статус безработного ему не присваивается.

Есть также и особенности учета заработка: если гражданин был уволен из организации по причине ее ликвидации или же сокращения численности штата сотрудников, при этом получает выходное пособие и сохраненный средний заработок, то такие выплаты в качестве заработка не учитываются.

Выше уже говорилось о том, что для признания безработным гражданину необходимо обязательно зарегистрироваться в службе занятости. Что касается порядка такой регистрации, то он определен Правительством Российской Федерации.

Для того, чтобы служба занятости приняла решение о признании гражданина безработным, установлен срок – не позднее 11 дней с того дня, когда гражданин предоставил органам службы занятости паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для тех граждан, кто впервые ищет работу и не имеет профессии (специальности) – например, студенты-выпускники, необходимо предоставление только паспорта и документа об образовании.

По поводу предоставления справки о среднем заработке за последние три месяца с последнего места работы имеется также одна важная особенность: если документ был предоставлен гражданином в иностранной валюте, то на органы службы занятости возлагается обязанность по переводу (конвертации) иностранной валюты в рубли по официальному курсу, который был установлен на день увольнения гражданина.Если же по каким-либо причинам гражданам не удается предоставить вышеуказанные документы в службу занятости в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы, то признание таких граждан безработными происходит с первого дня предъявления указанных документов.

Но как быть, если гражданин является инвалидом? Будет ли он признан официально безработным, и какие правовые последствия это может повлечь? Законом предусмотрено, что граждане, относящиеся к категории инвалидов, для признания их официально безработными в установленном законом порядке, дополнительно должны предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида, которая выдается им в установленном порядке и содержит заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Это является важным в данном случае, поскольку обычные условия труда для лиц с ограниченными возможностями могут оказаться неприемлемыми.

Рассмотрев категории граждан, которые могут признаваться безработными, также будет целесообразно вести речь и о тех категориях граждан, которые не могут быть признаны таковыми в силу определенных причин. Так, безработным гражданина нельзя признать, если он:— не достиг 16-летнего возраста.

Данная особенность вытекает из норм трудового законодательства РФ, согласно Трудового Кодекса РФ, на работу могут быть приняты граждане с 16-летнего возраста (и то далеко не на каждые виды работ и должности).

— получает в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовую пенсию по старости (или ее часть), в том числе досрочно, либо пенсию по инвалидности, либо пенсию по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;— в течение 10 дней со дня своей регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы отказался от двух вариантов подходящей работы, в том числе работы временного характера, а для лица, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, в том числе работы временного характера.Однако следует учитывать и ограничения, налагаемые на органы службы занятости: органы службы занятости не вправе предложить гражданину одну и ту же работу (профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды:

  • не явился без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в органы службы занятости для предложения ему подходящей работы, а также не явился в срок, который был установлен органами службы занятости для регистрации в качестве безработного. Отметим здесь, что уважительными причинами считается, например, болезнь (в этом случае необходимо подтверждать свое состояние наличием больничного листа);
  • осужден по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • предоставил документы с заведомо ложными сведениями об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные для признания себя безработным [4].

Стоит также обратить внимание, что в случае, если гражданин трудоустроился самостоятельно, либо через службу занятости, то в течение трех дней с момента трудоустройства он обязан предоставить подтверждающие документы в службу занятости для того, чтобы быть снятым с учета безработных и прекращения выплат.В противном случае, непредставление сведений о занятости будет приравнено к мошенническим действиям: будут занятым и получая заработную плату, и одновременно пособие по безработице, лицо тем самым совершает обманные действия.Но как же быть гражданам, если при обращении в орган службы занятости им было отказано в том, чтобы признать их безработными? Такие граждане имеют право повторно обратиться в органы службы занятости спустя один месяц со дня отказа для признания их безработными[3].Если проанализировать данные статистики по безработице в России за минувший год, то мы видим, что ситуация значительно улучшилась: так, по данным ФСГС, за второй квартал 2018 года безработица в России составила 4,8%. Это один из самых низких показателей за всю историю в России. В сравнении с позапрошлым 2017 годом, статистика отображает увеличение занятости на 0,7 пунктов. Также можно заметить существенные улучшения, если сравнивать текущие показатели с кризисным 2009 годом: уровень нетрудоустроенности и вовсе сократился почти вдвое: в том году показатель безработицы составлял 8,3% [6].Поскольку мы пришли к выводу о том, что безработным в России законодательно присвоен определенный правовой статус, то со стороны государства предусматриваются социальные гарантии данной категории лиц. К таким гарантиям можно отнести:

  • выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участвовать в оплачиваемых общественных работах.

Также, на наш взгляд, безусловным плюсом является то, что время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, засчитывается в общий трудовой стаж.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что для безработных граждан в России закреплены законодательно правовые, экономические и организационные условия (гарантии) обеспечения занятости, реализации права на труд.

Множеством нормативных актов предусматриваются дополнительные гарантии обеспечения занятости, трудоустройства, реализации свободы труда, права на труд для некоторых категорий граждан, которые являются социально незащищенными.

Вместе с тем, существуют также и проблемные вопросы, касающиеся безработицы (связанные, в основном, с повышенным уровнем безработицы в маленьких городах и сельской местности, ввиду отсутствия рабочих мест).

Список литературы

Вопрос 129. Правовой статус безработного. Порядок и условия признания граждан безработными

Вопрос 129. Правовой статус безработного. Порядок и условия признания граждан безработными.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее – организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (ст.

3 Закона о занятости). Регистрация безработных граждан производится в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.

Порядок и условия признания граждан безработными.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), – паспорта и документа об образовании.

  • При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
  • Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
  • Безработными не могут быть признаны граждане:
  • -не достигшие 16-летнего возраста;
  • -которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • -отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах служ-бы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • -не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • -осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • -представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

-занятые граждане (ст. 2 Закона о занятости).

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными (п. 4 ст. 3 Закона о занятости).

Правовой статус безработного – совокупность прав, обязанностей и ответственности безработного, а также гарантии материальной и социальной поддержки безработного (ст. 8-13, 27-37 Закона о занятости).

  1. Безработные граждане имеют право:
  2. -на выбор места работы (ст. 8 Закона о занятости);
  3. -на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости (ст. 9 Закона о занятости);
  4. -на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст. 10 Закона о занятости);

-на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц (ст. 11 Закона о занятости).

  • Безработным гражданам гарантируются (ст. 12 Закона о занятости):
  • -свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
  • -защита от безработицы;
  • -бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;
  • -информирование о положении на рынке труда;
  • -социальная поддержка (ст. 28 Закона о занятости);
  • -осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
  • -бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;
  • -компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

Предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (ст. 13 Закона о занятости).

Понятие подходящей работы содержится в ст. 4 Закона о занятости.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Для некоторых категорий граждан подходящей работой считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

К числу таких граждан относятся (п. 3 ст. 4 Закона о занятости):

  1. -впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности);
  2. -уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;
  3. -прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством РФ порядке;
  4. -стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
  5. -отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  6. -состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
  7. -обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Ссылка на основную публикацию