В правительстве рф задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

Президент РФ Владимир Путин предложил скорректировать параметры разработанного правительством пенсионного маневра.

Для рассказа о том, какие изменения необходимо внести в систему обеспечения граждан пенсионного и предпенсионного возраста, глава государства выбрал уникальный формат — прямого телеобращения к народу.

В своем выступлении президент сообщил о целом комплексе смягчающих предложений и поправок к правительственному законопроекту, цель которого — обеспечить устойчивый рост пенсионных выплат выше уровня инфляции. Для женщин пенсионный возраст увеличится до 60 лет, а не до 63, как планировалось ранее.

Кроме того, граждане предпенсионного возраста смогут получать повышенное пособие по безработице, а за их увольнение работодателям будет грозить уголовная ответственность. Все инициативы президента в ближайшее время будут оформлены в качестве поправок к законопроекту об изменениях в пенсионной системе.

Формат внепланового обращения главы государства к нации используется в разных странах. Однако выступление российского лидера стало уникальным, поскольку оно впервые касалось конкретной социально-экономической инициативы. Выбор такого способа донесения до сограждан своей позиции связан с чрезвычайной важностью этого вопроса для общества, считает глава ВЦИОМа Валерий Федоров.

— Президент продемонстрировал свое понимание и уважение к людям. Он — политик, человек, от которого ждут решений. И вот он выступил в органичной для себя роли стратега, — сказал социолог «Известиям».

— Когда мы спрашиваем у людей, что им импонирует в образе Путина, они как раз выделяют два его главных амплуа: он стратег (то есть видит дальше, знает больше и думает о том, о чем другие не думают) и защитник (защищает страну от внешних врагов, защищает бедных, слабых, пенсионеров, детей, молодежь). 

Необходимость

Дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста началась не вчера, напомнил президент, обращаясь к гражданам. Об этом говорилось и во времена СССР, и в 1990-е, и в начале 2000-х годов. Предпосылки назрели уже давно, и сегодня государство просто не может их игнорировать.

В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

— Наше бездействие сейчас или принятие временных «косметических» мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям, — заявил Владимир Путин.

Демографические проблемы, с которыми сегодня столкнулась наша страна, обусловлены тяжелейшими людскими потерями еще в период Великой Отечественной войны — каждые 25–27 лет рождается не столь многочисленное поколение, чем могло бы быть.

В 90-е годы прошлого столетия, когда во взрослую жизнь вступало очередное малочисленное поколение, страна столкнулась еще и с тяжелейшим социально-экономическим кризисом. Это привело к еще одному демографическому провалу, сопоставимому с тем, что был в 1943 и 1944 военных годах.

Именно это малочисленное «поколение 90-х» сегодня вступает в трудоспособный возраст, из-за чего еще больше возрастает нагрузка на пенсионную систему. Отчисления работающих россиян идут на выплаты нынешним пенсионерам: чем меньше трудоспособного населения — тем меньше и выплаты.

По данным властей, если еще в 2005 году соотношение работающих граждан к пенсионерам составляло 1,7, то в 2019-м этот показатель достигнет уровня 1,2 — практически один к одному. А это грозит сокращением доходов и нынешних, и будущих пенсионеров.

В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

— А куда их снижать-то? Пенсии и так сегодня довольно скромные, несоизмеримые тому вкладу, который внесли старшие поколения в развитие страны, — заявил Владимир Путин, подчеркнув, что главная задача реформы — именно рост доходов людей пенсионного возраста.

Обращение президента к нации по такому сложному вопросу носит исторический характер, отметил председатель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов.

— Пенсии — актуальный для всех вопрос, реформа вызывает большие столкновения мнений, которые широко обсуждаются в обществе. Поэтому позиция президента по этому вопросу важна и интересна, — сказал он «Известиям». — Я бы обратил внимание, что этот разговор был абсолютно честным.

Было не просто сказано, что необходимо сделать, — президент рассказал обо всей подоплеке предлагаемых изменений. Он ответил и на популистские предложения — например, потратить на пенсии Фонд национального благосостояния, ввести прогрессивную шкалу налогообложения или пустить на это нефтегазовые расходы.

Глава государства объяснил, что потратить можно, но это не решит проблем пенсионной системы. 

Равенство

В изначальной версии законопроекта правительство предлагало повысить возраст выхода на пенсию до 65 лет для мужчин (на пять лет) и 63 лет для женщин (на восемь лет). В качестве аргумента нередко приводился тот факт, что в большинстве стран, ранее входивших в состав СССР, пенсионный возраст уже повышен.

— Так не пойдет, конечно. Это неправильно, — заявил Владимир Путин. — И в нашей стране отношение к женщинам особое, бережное.

Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин.

Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с восьми до пяти лет.

В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

Необходимо предусмотреть и право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей, подчеркнул президент. По его мнению, женщины с тремя детьми должны иметь возможность уйти на отдых на три года раньше (в 57 лет), а с четырьмя — в 56 лет. Для матерей пяти и более детей срок выхода на пенсию останется прежним — 50 лет (на 10 лет раньше установленного срока).

Многодетные семьи являются одной из самых уязвимых социальных категорий, благосостояние которых подвержено высоким рискам, отметила уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. Отсутствие возможности работать, подчеркнула она, впоследствии сказывается и на благосостоянии родителей в период выхода на пенсию и размере пенсионного обеспечения.

  • — Позиция главы государства еще раз подчеркивает особый статус многодетных семей, необходимость их поддержки на государственном уровне, подтверждает своевременность и необходимость принятия единого нормативно-правового акта о статусе многодетных семей на территории Российской Федерации, — заявила она.
  • Вместе с тем Анна Кузнецова отметила, что при разработке поправок к пенсионному законодательству будет правильно учесть интересы не только женщин, родивших и вырастивших собственных детей, но также принявших в семью и воспитавших троих и более детей-сирот.
  • Возраст

Согласно законопроекту, повышение пенсионного возраста должно происходить постепенно, чтобы люди могли безболезненно адаптироваться к изменениям и выстраивать жизненные планы. Именно поэтому для граждан, которым предстояло выйти на пенсию в ближайшие два года, глава государства предложил установить особую льготу — право оформить пенсию на шесть месяцев раньше.

— Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года, — пояснил Владимир Путин. — То есть, повторю, на шесть месяцев раньше.

В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

Найти работу после 50 лет действительно сложно, подчеркнул президент. В связи с этим, заявил он, необходимо предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда.

На переходный период Владимир Путин предложил считать предпенсионным возрастом пятилетний отрезок до наступления срока выхода на пенсию.

Однако для защиты трудовых прав будущих пенсионеров потребуется целый пакет мер, разработкой которых предстоит заняться правительству, отметил он.

— Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста, — заявил президент.

Соответствующие изменения в законодательство, подчеркнул Владимир Путин, нужно внести одновременно с принятием законопроекта о повышении пенсионного возраста.

В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

Административная ответственность для работодателей будет хорошо работать для крупных компаний, считает управляющий директор по макроэкономике рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. Остальные работодатели, по его мнению, могут попытаться обойти нововведение, за некоторое время до «защищенного возраста» выводя сотрудников за штат или не принимая их на работу.  

— Права работников должны быть равны вне зависимости от возраста. При этом и обязанности у них должны быть одинаковые, — считает секретарь Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков. 

  1. Решить эту проблему и избежать перекосов, считает он, могло бы наделение профсоюзов большими полномочиями. 
  2. Люди старших возрастов обладают большим профессиональным опытом — это сотрудники, которые способны принести большую пользу своим предприятиям, отметил в своем выступлении глава государства.
  3. — Важно, чтобы они, так же как и более молодые работники, при желании могли пройти необходимое переобучение, получить новые навыки, повысить свою квалификацию, — заявил президент.

Владимир Путин поручил правительству утвердить специальную программу повышения квалификации и подготовить предложения, стимулирующие работодателей принимать в штат людей предпенсионного возраста.

При этом, если человек решил уволиться сам, но не успел найти новое место работы, государство защитит его интересы и в этом случае.

Президент предложил с 1 января 2019 года увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза — с 4900 рублей до 11 280 рублей. Выплачиваться такое пособие будет в течение одного года.

Кроме того, работодателей обяжут ежегодно предоставлять сотрудникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

Исключения

При проведении изменений нельзя действовать по шаблону, «чохом», подчеркнул Владимир Путин. Именно поэтому, чтобы учесть особые условия жизни и труда людей, будут в полном объеме сохранены льготы для шахтеров, работников горячих цехов, химических производств, «чернобыльцев» и коренных малочисленных народов Севера.

В сельской местности глава государства предложил установить 25-процентную надбавку к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, которые не менее 30 лет отработали в сельском хозяйстве. Эта выплата также должна быть введена уже с 1 января 2019 года, подчеркнул Владимир Путин.

В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

Для граждан, которые рано начали трудовую деятельность, сохранится возможность выхода на пенсию не только по возрасту, но и с учетом стажа.

— Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию. Для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42, — сказал Владимир Путин.

Льготы

До завершения преобразований в пенсионной системе все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года, будут сохранены. Это предложение главы государства касается, в частности, льгот по налогам на недвижимость и землю.

В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

— Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию.

Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста, — пояснил Владимир Путин.

— То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, еще до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

Также президент поддержал и предложения властей субъектов РФ по сохранению действующих региональных льгот. Речь идет о бесплатном проезде на общественном транспорте, льготах по оплате коммунальных услуг, капитального ремонта и газификации, а также льготном приобретении лекарств.

— Рады, что позиция регионов была услышана, — сказал «Известиям» секретарь генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак. — Это те предложения, которые мы собирали в течение двух месяцев, проводя широкое общественное обсуждение в регионах. В них участвовали наши партийцы, депутаты, эксперты, общественные организации, профсоюзы.

Перспективы

Задача реформы — не просто обеспечить устойчивость пенсионной системы, но и повысить качество жизни нынешних и будущих пенсионеров, подчеркнул президент.

— Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7%, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года, — привел данные глава государства. — В целом в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тыс. рублей.

Читайте также:  Как можно использовать и обналичить материнский капитал до 3 лет в 2019 году

В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. рублей в месяц. Сейчас, напомню, это 14 144 рубля.

В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции.

В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

По словам Владимира Путина, сегодня страна готова к внесению изменений в пенсионное законодательство: ощутимо снизился уровень безработицы, дала свой результат программа материнского капитала, а российская экономика, несмотря на трудности, чувствует себя уверенно.

— Откладывать дальше действительно нельзя.

Это было бы безответственно и может привести к тяжелым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придется это сделать.

В долгосрочной перспективе, если мы сейчас проявим нерешительность, это может поставить под угрозу стабильность общества, а значит, и безопасность страны, — сказал глава государства. — Еще раз подчеркну, нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение.

Предложения, высказанные президентом, будут оформлены в качестве поправок и в кратчайшие сроки внесены в Госдуму. Глава российского правительства Дмитрий Медведев уже поручил вице-премьеру Татьяне Голиковой в сжатые сроки подготовить предложения по осуществлению пенсионных инициатив главы государства.

В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

— В ближайшее время фракции «Единой России» в Государственной думе и региональных парламентах составят «дорожную карту» и примут все законопроекты, необходимые для реализации озвученных главой государства предложений по совершенствованию пенсионной системы, — уточнил Андрей Турчак. — Целый ряд предложений, который сегодня был озвучен в обращении президента, требует законодательного закрепления, и не только в рамках принимаемого законопроекта. 

Выступление президента подвело итог общественной дискуссии, которая разворачивалась вокруг пенсионной реформы, считает глава «Опоры России» Александр Калинин.

— Поправки, которые выдвинул президент к правительственному законопроекту, существенные, они созвучны общественному мнению, — сказал он «Известиям». — При этом он говорил с населением доверительно и проникновенно. Предложенные президентом поправки, конечно, будут позитивно восприняты обществом — он в значительной мере смягчил довольно жесткие формулировки законопроекта.

После выступления президента основные вопросы по пенсионной реформе можно считать снятыми, заключил Александр Калинин. Дальше процесс изменений, по его мнению, «пойдет по накатанной».

Источник: https://iz.ru/783005/egor-sozaev-gurev-elina-khetagurova-tatiana-gladysheva-angelina-galanina-elena-ladilova-svetlana/trudnoe-neprostoe-no-neobkhodimoe-reshenie

Пенсионные инсинуации

Навязываемая правительством стране пенсионная реформа, да еще такими лукавыми методами, вредна государству …

В Правительстве РФ задумались о несовершенстве действующей пенсионной системы

Правительством РФ предпринимается попытка резкого повышения пенсионного возраста. Причем, правительство пошло самым радикальным путем. Пенсионный возраст правительством предлагается повысить: до 65 лет для мужчин, до 63 лет — для женщин. Это с нынешних 60 и 55 лет соответственно. И сразу изменения со следующего, 2019 года.

Хотя члены правительства и некоторые центральные СМИ предпочитают говорить о «плавных и постепенных» изменениях, крайне щадящем и мягком режиме повышения пенсионного возраста. На деле, поднимать пенсионный возраст до таких «высот» и без соответствующих общественных обсуждений — потрясение для страны.

Правительство по цифрам повышения возраста, конечно, приняло разработки Центра стратегических реформ Кудрина. Ну и еще некоторые «международные» рекомендации, на которые ориентировался изначально и сам Кудрин. Об этом чуть ниже.

Главными проводниками повышения пенсионного возраста являются Минфин и Минэкономразвития (Силуанов, Орешкин) и «примкнувший к ним» социальный блок в лице вице-премьера Татьяны Голиковой.

Чувствуется, что правительственными структурами ведется серьезная работа в кулуарах по проталкиванию своего варианта. Поработали, чувствуется, и с Федерацией независимых профсоюзов. Изначально, сразу после объявления намерения повысить пенсионный возраст, мнение профсоюзов было категорично — против. Теперь, сообщается, профсоюзы выступают против, но как-то так…

уже несколько вяловато: «не поддерживают законопроект о пенсионной реформе», но, зачем-то в Профсоюзах уточняют, что предлагают ограничить пенсионный возраст для женщин не 63 годами, как в правительственном варианте, а 60-ю. Вы уж определитесь там, в Профсоюзах — либо против, либо такими частными своими поправками, получается, что по принципу выступаете за «реформы».

Поработали структуры Правительства и с центральными электронными СМИ.

Информационно-аналитические передачи в выходные дни 16 и 17 июня 2018 года центрального телевидения по итогам прошедшей недели (даже передачи Алексея Пушкова на ТВЦ и Дмитрия Киселева на «Россия-1») всячески представляют только аргументацию правительства.

Опрометчиво, однако, телевидению действовать столь навязчиво.

Лучше бы повнимательнее почитали, что говорят о повышении пенсионного возраста в социальных сетях и в подавляющем большинстве СМИ! И, кстати, а почему не подается информация в электронных центральных СМИ, что Петиция против повышения пенсионного возраста набрала уже более миллиона подписей?! Практически всего за три-четыре дня и только в одной версии, на сайте Change.org. Зачем скрывать очевидные факты? Есть и другие, пока менее массовые петиции и обращения по неприятию «реформы».

Обращают на себя внимание и некоторые иные инсинуации.

Например, момент объявления правительством повышения пенсионного возраста, 14 июня 2018 года, случайно совпал с церемонией открытия чемпионата мира по футболу в России, когда всё внимание было приковано на спортивные и политические моменты, связанные с этим. Всё делается быстро-быстро, чтобы никто не успел опомниться. Во всяком случае, прослеживаются такие устремления правительства.

Вся эта, пока только начинающая набирать обороты, история с очередной «реформой» пенсионной системы хотя бы только по своей процедуре оставляет весьма неприятное ощущение.

Если бы была реальная забота правительства о повышении благосостояния жителей России, улучшении социально-экономического и общественного положения в стране, бережном и уважительном отношении к своим гражданам, то сначала было бы организовано, как и положено в таких случаях, масштабное общественное обсуждение, представление экспертных заключений профсоюзов и иных общественных объединений, выявление мнений регионов страны и т.д. Были бы предложены несколько вариантов изменения пенсионного возраста. Ничего подобного нет.

Где, кстати, рассмотрение этого вопроса на всевозможных консультативных комиссиях хотя бы при министерствах, в «открытом правительстве»? Ведь столько разговоров было про «открытость» и ведомственные общественные советы, на которых перед принятием решений правительством должны рассматриваться общественно-значимые вопросы. Или эти структуры только для пыли в глаза, для галочки, для пустой риторики построения «гражданского общества»?

Если бы правительство ответственно относилось к решению данного вопроса, то тогда бы в качестве одного из вариантов рассматривалось бы повышение пенсионного возраста всего на один год. И для мужчин, и для женщин. С тем, чтобы какое-то время посмотреть на результаты и последствия такого шага.

Бросаются в глаза тенденциозность, натянутость и односторонность аргументации повышения возраста выхода на пенсию из уст премьер-министра, вице-премьеров и министров, практическое отсутствие просчетов такого резкого повышения пенсионного возраста, чем всё это обернется для страны.

Вот сколько было шума насчет предыдущей реформы пенсионной системы: «накопительная и страховая часть пенсий», «балльная система» и так далее. Все делалось также директивно, без серьезных прогнозов и просчетов, соответствующих консультаций с общественностью. Теперь, по совсем последним заявлениям, то же Правительство «задумалось об отказе от балльной пенсионной системы».

То они «задумываются» так, то этак. Но, если не закончена предыдущая пенсионная «реформа», то зачем на нее накладывать еще более непродуманную и масштабную новую пенсионную «реформу»? Наложение реформ (колебаний) одной на другую, как известно из физики, ведет к резонансу, полному разрушению.

К чему вы, в правительстве, стремитесь? Ведь речь идет о судьбах миллионов людей, которых затрагивают эти эксперименты «старого-нового» правительства. И нужно понимать, что пенсионная реформа только начало комплексным негативным явлениям.

Потом примутся и за военные пенсии, за повышение минимального стажа по выходцу на пенсию, закручиванию иных социальных гарантий, ломке всей привычной и хорошо зарекомендовавшей себя социальной организации жизни в стране. О некоторых аспектах этого — также чуть ниже.

Прикрываются именем Президента. Мол, В.В. Путин ставит амбициозные экономические задачи и задачи по сокращению в два раза количества бедных в стране, вот мы в правительстве и обязаны искать дополнительные финансовые источники.

Не надо намеренно путать вопросы! Где, в чем, у кого вы изыскиваете дополнительные средства? Почему дополнительные финансовые источники вновь ищутся у трудового населения, а не, скажем, у олигархов? Повышение пенсионного возраста приведет как раз к увеличению числа бедных.

«Повышая пенсионный возраст, мы ставим одну задачу — повысить жизненный уровень граждан», — как мантру повторяют члены Правительства, что Силуанов, что Голикова, что иные. На кого рассчитаны эти заклинания? Каким образом вы собираетесь «повысить жизненный уровень»? Отнимая право у значительной части населения уйти на пенсию и получать пенсию в 55 (60) лет?

Дублем с реформой повышения пенсионного возраста правительство вознамерилось также повысить НДС до 20 процентов с 2019 года. НДС заложен в стоимость любых товаров и услуг в стране, его по цепочке оплачивают все, кто участвует в производстве.

Таким образом, за счет увеличения НДС в России подорожает абсолютно всё, удар будет нанесен именно по производительной экономике, но не по финансово-спекулятивной. Правильно было бы обложить налогами сверхбогатых, а не всё население.

То есть повысить нужно для особо обеспеченных ставки НДФЛ, а НДС — не трогать. На деле делается всё наоборот.

Идут спекуляции, что сегодняшняя система отчисления работающего населения в пенсионный фонд не позволит в будущем должным образом наполнять этот фонд для выплат увеличивающемуся числу пенсионеров.

Да? А полученные дополнительно средства от удачной пока конъюнктуры мировой цены на нефть всё также бесконтрольно будут «уплывать» за рубеж? Не правильнее ли поработать в части оттока капитала из России? А еще в сфере повышения реального производства, поддержки конкурентоспособности наших производителей, снижения роли спекулятивного финансового капитала. Пресечение вывода капиталов за рубеж, изменение схемы формирования цен на бензин, увеличение ставки подоходного налога для сверхбогатых. Вы, в правительстве, в этом направлении не хотите подумать для поиска недостающих средств для повышения пенсий тем, кто всю свою жизнь честно работал для страны и своего народа?

Членами правительства представляются обильные рассуждения про то, что пенсионный возраст в стране не менялся уже 60 лет, мол, «цивилизованный мир» менял, а вот мы в России, в застое. Но, позвольте! Россия — «социальное государство». Читайте статью 7 Конституции России.

В СССР пенсионный возраст устанавливался именно исходя из принципов социальности.

Вы хотите сказать, что социальность сейчас должна быть снижена, да столь существенно, по сравнению с социальностью «тяжких» советских времен? Это нормально для «социального государства»? Вы занимаетесь, исходя из своих главных функций, социально-экономическим развитием страны или «социально-экономическим регрессом»?

Особо заметен акцент заявлений, например, Силуанова и Голиковой, что ресурсы, которые получат от этой «структурной меры» (экономии на выплате пенсии лицам, которые в 55 или 60 лет должны были бы по действующей пенсионной системе выйти на пенсию, но не выйдут) можно будет направить на увеличение пенсий уже действующим пенсионерам. Называется сумма — тысяча рублей каждый месяц. Здесь прослеживается желание вбить клин между действующими пенсионерами и людьми возраста близкого к пенсионному. Непорядочно как-то. Но, не получится найти противоречия поколений, тем более, близких по возрасту. Ту же петицию против этой очередной пенсионной реформы подписывают люди всех возрастов. Ну, а в повышение пенсий ежемесячно на тысячу рублей, начиная с января 2019 года, думаю, мало кто верит. Несколько месяцев, может быть, подержат этот ритм, затем «как всегда» — забудут. Откроются новые обстоятельства, пойдут новые «реформы» и т.д. и т.п.

А по сути, Правительство РФ выполняет рекомендации МВФ о повышении пенсионного возраста. Помянув о рекомендациях МВФ и в целях показать, что пенсионной реформой дело не закончится, хочу вновь обратить внимание на интересный оборот мыслей еще одного члена Правительства РФ Вероники Скворцовой.

По мнению Скворцовой, на основе «тенденции всего мира», детство, которое с её точки зрения, сегодня продолжается до 21 года, в перспективе будет продолжаться до 30 лет. Ориентация на «детство» до 30 лет в России создаст как духовные, так и экономические проблемы для страны.

Читайте также:  Справка об остатке средств и состоянии счета материнского капитала

В таких рассуждениях официальных лиц можно увидеть намерение пассивно «плыть по течению» мировой практики.

Не правильнее ли было проанализировать порочные мировые тенденции в этих сферах, чтобы снизить, а желательно исключить, для детей и российской молодежи проявления типа «гендерного воспитания», распространения идей ЛГБТ, чернухи и желтухи в СМИ и разложение нравственности в обществе в целом?

Сколько бы правительство не заявляло о программах «80 плюс», сколько бы не говорило о курсе на повышение средней продолжительности жизни до этих цифр, от этого слаще не становится.

Вот сейчас вице-премьер Голикова заявляет о прогнозе, сделанном правительством, что к 2030 году в России будет обеспечена средняя продолжительность жизни в 80 лет.

Сколько было всяких прогнозов? Многие ли из них сбылись? Да кто ж сейчас проверит, что будет в 30-м году?! Можно заявлять, что угодно. Кто-нибудь на серьезном уровне, в том числе в самом правительстве, в это верит? Сомневаюсь.

Сама тема по стиранию граней между детством, зрелой жизнью, пенсионным возрастом и т.д.

чем-то напоминает другие «популярные» на Западе темы: «толерантного отношения» к наличию «третьего пола», самоидентификации своего пола, «родитель № 1 и № 2».

Тут же рядом курсируют темы «новой культуры», создания «киборгов и кентавров», ювенальной юстиции, десакрализации рождения и смерти. Отсюда и пропаганда поздних браков, а, значит, снижение рождаемости. Всё в одном блоке вопросов.

Если за последнее десятилетие на несколько лет удалось повысить среднюю продолжительность жизни, так это на фоне в основном, лихих 90-х. Дальше повышать среднюю продолжительность жизни будет всё сложнее и сложнее.

Тем более на фоне реформ сферы здравоохранения с её вариативностью и коммерциализацией, платными услугами, недостатком и высокой ценой медикаментов, нехваткой квалифицированных кадров и т.д. Сама система здравоохранения во многом порушена.

Крупные медицинские центры, построенные за последнее время и оснащенные современным медицинским оборудованием, действительно, могут идти в зачет достижений последних лет, но самой системы здравоохранения, пронизывающей всю страну, не заменяют и будут иметь положительное воздействие лишь в отдельных, точечных вопросах. Ну и если продолжать рассуждения про среднюю продолжительность жизни граждан России, то увеличение, да столь радикальное, пенсионного возраста, напрямую сократит продолжительность жизни, потому как вводит потогонную систему для 60-ти летних немолодых и не всегда здоровых людей. Большинству из них как раз в этом возрасте (55-60 лет) нужно озаботиться поправкой своего здоровья, но их будут заставлять тянуть груз еще 5-8 лет!

Столь радикальное повышение пенсионного возраста ломает всю привычную социальную среду воспитания малых детишек в миллионах российских семей, когда занятые и неопытные родители могут рассчитывать на помощь молодых бабушек, вышедших на пенсию. Часто — и дедушек, из состава тех мужчин, которые вообще доживают до пенсионного возраста в 60 лет.

То есть, взрослые, умудренные жизнью люди, вышедшие на пенсию, имеют пока возможность давать добротное начальное воспитание своим внукам, в условиях, когда система образования в стране усилиями тех же реформаторов почти разрушена.

И вот, кардинальным увеличением пенсионного возраста и эта возможность в надлежащем воспитании подрастающего поколения существенно снижается.

Также в качестве аргументов за радикальное повышение пенсионного возраста приводятся в пример западные и соседние страны. Россия осталась, практически, единственной с таким уровнем пенсионного возраста.

Во-первых, радоваться нужно уровнем демократии и социальности в этом вопросе по сравнению с другими государствами, бережно к этому относиться, как к достижению наших предков, а не ломать одно из последних достижений прежних времен.

Во-вторых, еще нужно посмотреть на социально-экономические результаты повышения пенсионных возрастов в соседних странах, бывших республиках СССР. Еще не прошло достаточного времени, чтобы судить о результатах там. В-третьих, уровень жизни и размер пенсий в России несопоставим с западными странами.

В-четвертых, и главное, — Россия не идет в сравнение ни с каким иным государством, тенденции и опыт других государств нужно применять в России постольку-поскольку. Неужели еще не насытились зудом «реформ», «передовым» западным опытом? Или говорят, в частности, об опыте Беларуси, которая повысила пенсионный возраст.

Так там, в отличие от России, еще достаточно уверенно чувствуют себя системы образования и здравоохранения, оставшиеся в большей степени нетронутыми от советских времен. Тогда, сначала в России верните принципы традиционного образования и справедливого здравоохранения, а потом уже приводите в пример Белоруссию и в вопросе повышения пенсионного возраста.

  • С моей точки зрения, очевидны некоторые выводы:
  • — Навязываемая стране пенсионная реформа, в виде проекта закона правительства, да еще такими лукавыми методами, вредна государству;
  • — Необходимо широкое общественное обсуждение вариантов изменения пенсионного возраста и вообще необходимости и целесообразности пенсионной реформы;

— Должны быть представлены иные варианты изменения пенсионного возраста и схем выхода на пенсию. Один из вариантов, если понадобится, будет предложен в следующем материале.

Андрей Сошенко, публицист, Калуга

Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2018/06/18/pensionnye_insinuacii/

Инициатива Владимира Путина по совершенствованию пенсионной системы приобрела форму законопроекта. Новости. Первый канал

Сегодня инициатива президента по совершенствованию пенсионной системы приобрела форму законопроекта. Соответствующие поправки внесены в Государственную думу.

Владимир Путин, напомним, предложил, в частности, снизить возраст выхода на пенсию для женщин, установить льготы для многодетных матерей, а также защитить права граждан старшего возраста на рынке труда.

Свои поправки внесли в Нижнюю палату и депутаты от партии «Единая Россия». 

Обращение Владимира Путина, посвященное изменениям в пенсионном законодательстве, задало тон корректировкам в первоначальном проекте правительства.

Президент скорректировал их в наиболее чувствительной части – женщины должны будут выходить на пенсию в 60, а не в 63 лет. Еще более важно, что в случае с многодетными семьями срок выхода женщин на пенсию будет значительно меньше чем 60 лет.

Если в семье трое детей, то в 57 лет, если четверо – в 56, а если пять и более – то пенсия полагается уже в 50 лет.

Должны сохраниться все «федеральные льготы», которые обычно начинали действовать только с выходом на пенсию.

Сформулировано определение «предпенсионный возраст», которое сейчас, после сохранения всех льгот, ранее только пенсионных льгот, фактически приобретает уже юридическое значение – это «подстраховка» от незаконного увольнения, притом работающая, как показывает практика, подстраховка.

Работодатели ведь приняли и соблюдают меру социальной ответственности в случае, когда под особой защитой, по закону, находятся беременные сотрудницы. Мера эта, относительно беременных, между прочим, прописана даже в Уголовном кодексе.

«За предлагаемыми изменениями стоят жизненные интересы и планы сотен тысяч, миллионов людей. Естественно, все это воспринимается многими людьми болезненно, я хорошо это понимаю и разделяю эту озабоченность. Но откладывать дальше действительно нельзя.

Сейчас уже ясно – государству придется это сделать, но чем позже, тем жестче будут эти решения. Если мы сейчас проявим нерешительность, это может поставить под угрозу стабильность общества, а значит и безопасность страны. Нам предстоит принять трудное, непростое но необходимое решение.

Прошу вас отнестись к этому с пониманием», – сказал Владимир Путин в телеобращении.

«Единая Россия» внесла в Госдуму пакет поправок к изменениям в пенсионном законодательстве, которые были сформулированы и согласованы по итогам общественных слушаний, проводившихся по всей стране.

«Сегодня задача – сделать законопроект максимально защищающим наших граждан предпенсионного возраста. И в этом контексте в сегодняшнем первом пакете мы вносим следующие поправки.

  • Досрочное установление страховой пенсии за два года до достижения пенсионного возраста гражданам с большим трудовым стажем 42 года для мужчин и 37 лет для женщин соответственно.
  • Сохранение сроков назначения накопительной пенсии, как и сегодня, 55 и 60 лет, для тех граждан, которые участвовали в ее формировании.
  • Проведение ежегодной диспансеризации работников предпенсионного возраста и предоставление им двух оплаченных дней на эти цели.
  • Сохранение действующих условий выхода на пенсию коренных и малочисленных народов Севера.
  • Направление в бюджет Пенсионного фонда всех конфискованных средств и имущества, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности.
  • Законодательное закрепление возможности добровольного отказа депутатов Госдумы и сенаторов от своих пенсионных преференций», – перечислил секретарь Генерального совета партии «Единая Россия», заместитель председателя Совета Федерации РФ Андрей Турчак.

Сейчас, по существу, единственное «окно возможностей» для изменений. Через 7-10 лет осуществлять их было бы уже поздно, поскольку в государственном бюджете образовалась бы «дыра» из-за увеличения числа пенсионеров и резкого уменьшения числа работающих, налогоплательщиков.

Объясняется все достаточно просто и наглядно – «демографическими ямами», самые существенные из которых пришлись на годы Великой Отечественной войны и на 90-е, ситуации возникшей после распада Советского Союза. Многие политики, уже только ради сохранения высокого рейтинга и популярности в общественном мнении, вероятно, не решились бы на необходимые шаги.

Президент и правительство решили поступить иначе из соображений ответственности перед страной.

«Сегодня нужно думать о пожилых и пенсионерах. Вот кто уже не может работать, те должны получать более высокую пенсию. Без повышения пенсионного возраста этого не произойдет. Все эти меры ради пенсионеров, ради старшего поколения», – отметил председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин.

В 65 регионах страны в местные парламенты уже внесены законопроекты, которые будут рассмотрены самом начале осенней сессии.

Необходимо зафиксировать главное – все действующие льготы, ранее формулировками законов привязанные к пенсионному возрасту, теперь должны соответствовать другому критерию, а именно – наступлению 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Потребуется принять еще и большой пакет так называемых «подзаконных актов», которые должны существенно дополнить действующие льготы, поскольку стимулируют людей старшего возраста на то чтобы дольше работать, соответственно, получать больший доход. Речь и о переобучении, и о повышении квалификации за счет государства.

«Это комплексный план содействия занятости граждан предпенсионного возраста, предусматривающий финансовую поддержку регионов за счет средств федерального бюджета. Сумма этой поддержки уже озвучивалась, это порядка 5 миллиардов рублей», – подчеркнула заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая России» Ольга Баталина.

Читайте также:  Льготы, пособия и преференции депортированным крымским татарам в 2019 году

Помимо «общественных слушаний», единороссы провели целую серию консультаций с представителями бизнес-сообщества. В итоге целый ряд крупнейших компаний поддержали инициативу о введении дополнительных программ поддержки людей старшего возраста.

Объясняется это и социальной ответственностью, конечно, но и рациональным подходом – ключевые для российской экономики отрасли сориентированы на то, чтобы именно люди старшего возраста работали как можно дольше.

Достаточно вспомнить про «трудовые династии», про то, что не только хорошее образование, а еще и практический опыт работы делают человека профессионалом высшего уровня.

«Многие операции могут выполнить исключительно те люди, которые долго учились и обладают очень высоким уровнем навыков.

У нас распространены династии, для нас практика поддержки людей в возрасте является уже на сегодняшний момент абсолютно обычной, при этом появляется сейчас возможность закрепить это на законодательном уровне», – подчеркнул генеральный директор ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров.

«Мне самому 61 год, вот. И я могу сказать, что я, в принципе, если бы я брал на работу самого себя, я предпочел бы сегодняшнего Костина, чем 20-летней давности.

Потому что он больше знает, он больше умеет, у него как бы лучше контакты и лучшее понимание банковской системы.

Он еще достаточно здоров и силен для того, чтобы спать по 4 часа, если надо, летать по 10, и сразу на работу ехать», – отметил президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин.

И еще одно важное уточнение от «Единой России», сделанное сегодня, относительно «накопительной части пенсии».

«Мы предлагаем оставить за гражданами право обратиться за назначением накопительной части пенсии в нынешнем существующем сейчас пенсионном возрасте — 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.

Как раз накопительная часть пенсий будет выплачиваться с 55 и 60 лет.

То есть по ныне действующему пенсионному возрасту», – пояснил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев.

В Госдуме появления текста с поправками в законопроект о совершенствовании пенсионной системы ждут к 24 сентября.

Источник: https://www.1tv.ru/n/351871

Цель — обеспечение социальной справедливости На круглом столе общественники озвучили свои предложения по проведению пенсионной реформы

После развала Советского Союза и обретения Россией государственного суверенитета на наших глазах затевалось множество реформ, призванных облегчить нам жизнь. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система.

На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтобы условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт резкого повышения возрастного пенсионного ценза для госслужащих.

Напомним основные вехи этой эпопеи. Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях.

Документом вводилось четыре вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели.

Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус.

Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден Пенсионный фонд России.

Новый закон предполагал внедрение новой формулы расчета пенсий: в страховой стаж входил не только период работы, но и период вынужденного отсутствия — службы в армии, декрета, ухода за больными и т. д.

; сама же пенсия рассчитывалась за любые пять лет труда. Кроме того, введен минимальный предел назначения пенсий, обозначенный прожиточным минимумом, и институт индексации пенсий.

Потом в 1992 году, в результате выхода соответствующего президентского указа, появились негосударственные пенсионные фонды (НПФ), и в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию.

И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно вырос — за следующие два года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения.

Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая, правда, на сегодня уже упразднена.

Стоит отметить, что уже тогда негосударственная пенсия воспринималась в качестве дополнительного источника финансирования, в качестве бонуса к государственной пенсии.

При этом накопления принимались как от организаций, дополнительно финансирующих пенсии собственных сотрудников, так и от самих граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность фондов, появился лишь через шесть лет, когда стала понятна роль НПФ в финансировании будущих пенсий.

Главным в этом всём можно считать появление законодательного закрепления обязательств фондов перед его участниками.

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате Кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание трехуровневой системы пенсий.

Первая — социальная пенсия. Она являлась «фундаментом» — ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось — ранее установленный минимум для пенсий.

Далее — страховая пенсия. Она стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.

И, наконец, накопительная негосударственная пенсия, которая воспринималась в качестве бонуса, добавляемого к двум другим пенсиям. Само собой разумеется, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

После нулевых была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии.

В Кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной.

Страховую часть считали, исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным.

Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года — в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс. в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу.

Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был. Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000 + 1000», можно было до начала 2015 года.

С начала 2015-го прием в нее закрыт, однако около 16 млн россиян остаются активными участниками данного софинансирования.

В конце 2013 года парламент принял новый закон о страховых пенсиях, который смог стать отправной точкой в новой реформе отечественных пенсий. До конца 2015 года была продлена возможность определиться с накопительной частью пенсий: или 6% или отказ от нее.

Знаковым моментом стал отказ от рассылки писем с результатами накоплений — теперь узнать объем накоплений на своем пенсионном счету предлагалось через сайт госуслуг.

В число приятных новостей вошло повышение страхового тарифа для индивидуальных предпринимателей на 100% — с начала 2014 года им необходимо было уплачивать около 33 тыс. рублей в год.

Знаковым событием 2014 года стала заморозка пенсионных накоплений. Причем даже для тех, кто выбрал в качестве тарифа накопительный вариант пенсии. Эта мера ежегодно дает сэкономить свыше 400 млрд рублей.

В 2015 году закон о страховых пенсиях заработал в полную силу, в результате чего появились пресловутые страховые баллы.

С тех пор пенсия россиян формируется не в деньгах, а в баллах, стоимость которых ежегодно меняется.

На протяжении последних трех лет вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы.

И хоть многие чиновники отрицали возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, было положено — с января прошлого года пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Повышение не будет одномоментным — предусматривается, что с этого года возраст выхода на пенсию для них будет возрастать на полгода в год и максимальные значения будут достигнуты в 2032 году.

И вот теперь правительство предлагает вовлечь в новую систему все население. Конечно, сразу же со всех сторон зазвучали голоса недовольства, в которых зачастую мало конструктивного подхода, попыток заглянуть в будущее.

Наиболее взвешенную позицию трезвого взгляда на проблему занимает «посредник» между народом и властью — Общероссийский народный фронт.

На днях на площадке ОНФ прошел круглый стол, на котором представители профильных ведомств, депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители профсоюзов, эксперты в сфере трудовых отношений обсудили проект пенсионной реформы, которую предлагают российские власти. Мероприятие проходило в режиме видеоконференцсвязи с регионами.

Участники дали оценку действующей пенсионной системе и законодательным инициативам правительства России по повышению пенсионного возраста.

Эксперты отметили, что существующая в стране пенсионная система, которая с советских времен не подвергалась значительным изменениям, не соответствует интересам как уже вышедших на пенсию граждан, так и тех, кто планирует выйти на заслуженный отдых в ближайшей и среднесрочной перспективе.

Дефицит пенсионного фонда значителен и покрывается прямыми трансфертами из федерального бюджета. Среди основных причин такой ситуации стоит выделить низкий уровень заработной платы, сокращение работников, высокую долю теневого сектора в экономике.

Эксперты подчеркнули, что уже сегодня на одного пенсионера приходится вдвое меньше работающих людей, чем 50 лет назад. Из-за этого происходит дисбаланс в пенсионной системе, который будет только расти. Очевидно, что в этих условиях существенное увеличение размера пенсий невозможно. Одним из вариантов решения проблемы может стать повышение пенсионного возраста.

— Реализация пенсионной реформы должна преследовать одну цель — обеспечение социальной справедливости, — поделилась своим мнением с «Ингушетией» участник круглого стола, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ингушетии Фатима Барханоева. — Иными словами, планируемая пенсионная реформа не должна привести к росту бедности и безработицы среди тех, кто планировал выйти на пенсию в ближайшие годы.

Добавим, что для решения поставленных задач эксперты ОНФ предложили комплекс мер. Так, отмечалась необходимость учитывать особенности демографии и продолжительности жизни в разных регионах, считают эксперты.

В зависимости от этого потребуется скорректировать сроки выхода на пенсию жителей отдельных субъектов федерации. Еще одно предложение касается протяженности переходного периода, в течение которого будет повышен пенсионный возраст.

Его следует увеличить на треть от того, что предлагает правительство.

Кроме того, участники круглого стола предложили расширить понятие «предпенсионный возраст» (сейчас он составляет два года, по мнению же экспертов, его стоит увеличить до пяти лет) и подкрепить его рядом социальных гарантий и льгот.

У таких граждан должно быть право выйти на пенсию досрочно или продолжать трудиться, если у них есть такое желание. При этом к их пенсионным выплатам должны быть применены соответствующие коэффициенты.

Право выйти на пенсию досрочно при желании, по мнению специалистов, нужно также дать женщинам, у которых есть трое и более детей.

Еще один блок предложений, озвученных экспертами, посвящен набору стимулов или компенсаций для участников пенсионной системы.

Была подчеркнута необходимость разработать и принять государственную программу, в рамках которой пожилые граждане смогли бы проходить обучение или профессиональную переподготовку по актуальным специальностям.

Если же они хотят открыть свой малый бизнес, процедуры регистрации и отчетности для них должны быть упрощены, а помещения предоставляться на льготных условиях.

Также было озвучено, что нужен комплекс мер на государственном уровне, которые подтолкнули бы работодателей приглашать граждан старшего поколения, а предприятия, в штате которых доля сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста превышает 10%, должны получать налоговые льготы. А еще на рынке труда потребуется организовать специальные ярмарки вакансий для желающих устроиться на работу в пенсионном и предпенсионном возрасте.

Такова, в целом, суть предложений, адресованных общественниками в адрес правительства по этой крайне важной теме.

Источник: http://gazetaingush.ru/obshchestvo/na-kruglom-stole-obshchestvenniki-ozvuchili-svoi-predlozheniya-po-provedeniyu-pensionnoy

Ссылка на основную публикацию