В условиях бюджетно-страховой системы финансирования охраны здоровья населœения мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. лечение больных и пострадавших, финансируются из бюджетов различных уровней. Таким образом государство несёт большие расходы при ликвидации чрезвычайных ситуаций, ᴛ.ᴇ.
оплачивает затраты на оказание медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате травм, болезней и других нарушений здоровья, причиной которых нередко являются не только стихийные бедствия, аварии, катастрофы и эпидемии, но и различные виды противоправных действий физических и юридических лиц, ʼʼэкономияʼʼ на выполнении предусмотренных законодательством обязательных мер по обеспечению безопасности людей.
Так, значительная часть инфекционной заболеваемости, судя по статистике эпидемиологически расследованных вспышек, связана с обеспечением населœения недоброкачественной водой и пищей.
Почти половина населœения России подвергается риску заболеть инфекционными заболеваниями из-за нарушения санитарного законодательства в области водоснабжения. По данным Роспотребнадзора ежегодно возникает от 4 до 5 млн. случаев острых кишечных инфекций (дизентерия, сальмонеллёз, брюшной тиф, вирусный гепатит и т.д.
) и до 100 случаев массовых пищевых отравлений, связанных с несоблюдением санитарного законодательства. Общее число граждан, пострадавших в результате возникновения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений в связи с установленными фактами нарушений санитарно-противоэпидемических правил в среднем достигает 300 тыс. чел.
в год, при биолого-социальных ЧС — около 9000 чел. Общая потребность в стационарном и амбулаторном лечении пострадавших граждан составляет примерно 7 млн. человеко-дней.
По данным МЧС России, ежегодно на территории Российской Федерации происходит свыше 1 тыс. ЧС, в результате которых страдает более 300 тыс. человек, гибнет около 2 тыс. человек.
Сравнительная характеристика ЧС, произошедших в 2004-2003 годах, представлены в табл. 24.
![]() |
i аил Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций, |
.j-vji'lii lUnllDlA V. И 1 У произошедших на территории в 2004-2003 гᴦ. |
ЧС по характеру и виду ис- |
ионная заболе ваемость людей |
- На состояние экономики влияют значительные расходы, которые связаны с ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на потенциально опасных объектах (далее -ПОО) и покрываются за счёт бюджетных средств, средств граждан и юридических лиц.
- Из-за недостатка средств частных организаций (в том числе страховых компаний) затраты на превентивные мероприятия и компенсация убытков в подавляющих случаях происходят за счёт бюджетных средств, благодаря чему ущемляются имущественные интересы граждан и юридических лиц.
- В целом в настоящее время развитие программ страховой защиты в регионах и субъектах Российской Федерации затормозилось.
- Причиной сложившейся ситуации является отсутствие до сих пор специальных федеральных законов об обязательном страховании гражданской ответственности.
- Это, прежде всœего, касается, обязательного страхования гражданской ответственности опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, перевозок опасных грузов и др.
- При этом принятие указанных законов в настоящее время представляется проблематичным, так как до сих пор, несмотря на принятые в последние два года изменения и дополнения в соответствующие федеральные законы и постановления Правительства Российской федерации, не установлены правовые нормы, регулирующие основы обязательного страхования гражданской ответственности (порядок разделœения финансовой ответственности между государством, страховыми компаниями и страхователями, единый порядок действия субъектов страховых отношений при страховом
случае, многие другие вопросы), ни отдельным федеральным законом об основах проведения обязательного страхования, ни законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 ᴦ. № 4015-1 ʼʼОб организации страхового дела в Российской Федерацииʼʼ.
Это приводит к разночтению норм федеральных законов об обязательном страховании, их непониманию в субъектах Российской Федерации (пример: страхование автогражданской ответственности), неадекватной идентификации потенциально опасных объектов, применению демпинговых тарифов, занижению лимитов страховой ответственности и, как следствие, дискредитации собственно страхования.
Действующий сегодня закон от 21 августа 1997 ᴦ. 116-ФЗ ʼʼО промышленной безопасности опасных производственных объектовʼʼ, который ввел вид страхования — обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, не отвечает требованиям страховой защиты населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций в случае аварии на объекте.
Об этом свидетельствует то, что объём страховых возмещений составляет менее 1 % от собираемых страховщиками премий. То есть, фактически происходит безвозмездное изъятие финансовых средств у владельцев опасных производственных объектов.
- Сегодня, по-прежнему, основными целями страхового дела остаются выработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населœения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства.
- Основной задачей Минздравсоцразвития России в 2005-2006 годах по развитию страхового дела является участие в:
- — развитии обязательного и добровольного видов страхова ния;
- — создании эффективного механизма государственного регу лирования страховой деятельности.
- Необходимо отметить, что формирование законодательной базы рынка страховых услуг, развитие обязательного и добровольного видов страхования должны проводиться Минфином России совместно с другими заинтересованными ведомствами.
- Система обязательного страхования должна предусматривать эффективную защиту человека, имущественных интересов го-
сударства от стихийных бедствий, аварий и катастроф при минимальных затратах бюджетных средств.
Обязательное страхование должно основываться на принципе формирования страховых резервов для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и иным выгодоприобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйственности организаций за счёт средств страхователœей.
Принятие законодательных актов должно осуществляться на базе предварительной финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения проблем страховой защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях.
Направлениями развития страхования должны также являться:
— усиление контроля за проведением страхования;
— введение видов страхования объектов, подверженных зна чительным рискам и убыткам, для граждан и юридических лиц, ко торым должна быть причинœен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварией катастроф, в т.ч. при переме щении опасных -грузов.
Вместе с тем, представляется существенным развитие таких видов страхования, как страхование риска проведения поисково-спасательных работ, работа над усилением страховой защиты туристов для въездного и внутреннего видов туризма.
Эффективным механизмом компенсации ущерба от чрезвычайных ситуаций, снижения нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, а также экономического принуждения хозяйствующих субъектов к снижению риска, замене изношенных производственных фондов является система страховой защиты населœения от техногенных чрезвычайных ситуаций.
Принятие федерального закона об основах обязательного страхования гражданской ответственности подтолкнет владельцев опасных производственных объектов, в т.ч. и гидротехнических сооружений, к работе по снижению рисков возникновения аварийных ситуаций, выполнению мероприятий по повышению их безопасности, накоплению соответствующих финансовых ресурсов и т.д.
- В 2004 году Минздравсоцразвитием России велась координация разработок программ развития страхования рисков от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций на региональном уровне по структуре и содержанию программы внедрения страховой
- защиты населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации.
- В результате этого программы страховой защиты в настоящее время утверждены в 21 субъекте Российской Федерации, в большинстве субъектов Российской Федерации программы находятся на стадии разработки или утверждения.
При этом следует отметить, что реализация программ страховой защиты во многом сдерживается проблемами, решение которых в настоящее время реализует МЧС России, а именно отсутствие необходимой инфраструктуры страхового рынка, обеспечивающей защиту прав страхователœей. Без такой инфраструктуры страхователь оказывается практически беспомощным перед недобросовестным страховщиком, что резко снижает доверие к страхованию и реализации предлагаемых страховых продуктов.
Комплекс мер, предложенный и внедряемый Минздравсоцразвитием России, направлен на обеспечение экономических и правовых условий для создания к 2010 году возможности значительной компенсации причинœенного вреда пострадавшему населœению и территориям за счёт внедрения системы страховой защиты.
Проводимые в 2004 ᴦ. мероприятия позволили добиться снижения или стабилизации уровня заболеваемости по ряду инфекционных болезней.
Из 47 нозологических форм, регистрируемых в Федеральном государственном статистическом наблюдении, по сравнению с аналогичным периодом 2003 ᴦ., отмечается снижение заболеваемости по 23 видам заболеваний.
Произошло значительное снижение по заболеваемости вирусным гепатитом В — на 20%, корью — на 25,7%, клещевым весенне-летним энцефалитом — на 11,6%, малярией — на 29,7%.
В группе детских воздушно-капельных инфекций отмечено значительное снижение заболеваемости эпидемическим паротитом — на 53,9%, а также дифтерией — на 23,4% и менингококковыми инфекциями — на 15,5%.
Заболеваемость дизентерией стала ниже на 4,2%, сальмо-неллезами — на 7,7%, уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями остался практически на том же уровне. В 2004 ᴦ. несколько увеличилось количество вспышечной заболеваемости.
Всего была зарегистрирована 71 вспышка острых кишечных инфекций с числом пострадавших 4 061 человек (в 2003 ᴦ.
— 61 вспышка с числом пострадавших 2 280 человек), что не позволяет считать обстановку по острым кишечным инфекциям благополучной.
Из числа зарегистрированных, число вспышек водного характера — 12, пищевого — 41.
Самые крупные вспышки, связанные с употреблением недоброкачественной питьевой воды, зарегистрированы в ᴦ. Махачкале (Республика Дагестан) с числом пострадавших 402 человека и среди населœения ᴦ. Новомосковска (Тульская область), где заболело 464 человека.
Среди социально значимых инфекций число заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), составило 30 208, что на 5,3% ниже, чем в 2003 ᴦ. При этом среди детского населœения отмечен выраженный рост заболеваемости — на 23,1%, число заболевших составило 556 человек.
Случаи ВИЧ-инфекции выявлены во всœех субъектах Российской Федерации, показатель числа инфицированных ВИЧ на 100 тыс. населœения (ʼʼпораженностьʼʼ) вырос с 121 в 2001ᴦ. до 200 в 2004ᴦ.
Минздравсоцразвития России совместно с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) продолжалась работа по реализации программы по безопасности вакцинации и соблюдения холодо-вой цепи. В программе рассматриваются вопросы качества вакцин, их транспортировки и хранения, безопасность иммунизации для пациентов, медицинского персонала, а также вопросы утилизации отработанного материала.
Обеспечение населœения качественной лекарственной помощью остается одной из приоритетных задач в здравоохранении. Контроль за качеством лекарственных средств осуществляют 92 территориальных центра контроля качества (контрольно-аналитические лаборатории), расположенных в субъектах Российской Федерации.
На складах Минздравсоцразвития России продолжается освежение и наращивание резерва медицинского имущества.
Международные связи осуществлялись путем сотрудничества с Всемирной организацией здравоохранения, продолжается сотрудничество со странами АСЕАН по вопросам обмена информацией, проведения научных исследований.
Интенсифицировалось взаимодействие с комитетами НАТО по проблемам защиты и оказания помощи гражданскому населœению в условиях ЧС, по подготовке медицинских кадров и участию в разработке нормативных документов.
- Планомерно осуществлялось взаимодействие со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) в рамках ʼʼСоглашения о сотрудничестве в области охраны здоровья населœения государств — участников СНГʼʼ.
- Проведение работ по спасению людей, защите природной среды, оказание населœению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медико-санитарной и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, подавлению или доведению до минимума возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов возлагается на аварийно-спасательные формирования или на спасателœей, привлеченных в индивидуальном порядке.
- Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
- ‣‣‣ на постоянной штатной базе — профессиональные аварийно- спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования;
- ‣‣‣ на нештатной базе — нештатные аварийно-спасательные фор мирования (в учреждениях Роспотребнадзора — ГСЭР, СЭБ, СПЭО, СПЭБ),
- ‣‣‣ на общественных началах — общественные аварийно-спасатель ные формирования.
- К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться спасатели (подготовленные и аттестованные на проведение аварийно-спасательных работ) в индивидуальном порядке федеральными органами исполнительной власти.
Правовые, организационные и экономические основы страховой защиты и страховых гарантий населœения, аварийно-спасательных служб аварийно-спасательных формирований и спасателœей при чрезвычайных ситуациях с медико-санитарными последствиями регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 11.11 1994ᴦ.
№68-ФЗ ʼʼО защите населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераʼʼ, от 16 июля 1999ᴦ. №165-ФЗ ʼʼОб основах обязательного социального страхованияʼʼ, от 22 августа 1995ᴦ. №151-ФЗ ʼʼОб аварийно- спасательных службах и статусе спасателей ʼʼ, от 24 июля 1998ᴦ.
№125-ФЗ ʼʼОб обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеванийʼʼ, от 30 марта 1999ᴦ. №52-ФЗ ʼʼО санитарно-
эпидемиологическом благополучии населœенииʼʼ, от 07.02. 1992 ᴦ. №2300-1 ʼʼО защите прав потребителœейʼʼ, от 30.12.2001 ᴦ. №197-ФЗ ʼʼТрудовой кодекс Российской Федерацииʼʼ.
Вред, причинœенный личности, имуществу гражданина или юридического лица при чрезвычайных ситуациях вследствие нарушения санитарногс законодательства, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом причинившими вред, в полном объёме в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательного социального страхования, предусмотренного Федеральными законами от 24 июля 1998ᴦ. №125-ФЗ и от 16 июля 1999ᴦ. №165-ФЗ, осуществляют за счёт собственных средств иные виды страхования работников, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Социальная защита и поддержка спасателœей профессиональных аварийно-спасательные служб, аварийно-спасательных формирований, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе нештатных аварийно-спасательные формирований, общественных аварийно-спасательных формирований или в индивидуальном порядке — осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Федерации.
Источник: http://referatwork.ru/category/voennoe_delo/view/20944_xii_social_naya_zaschita_naseleniya_i_spasateley_pri_chrezvychaynyh_situaciyah
Организация защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
- Домашняя контрольная работа
- Основы безопасности жизнедеятельности
- Вариант № 1
- Тема: Организация защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
- План
- защита население чрезвычайная ситуация
- 1. Понятие ЧС, источники ЧС, общая классификация ЧС
- . Основные направления профилактической деятельности
- . Способы защиты населения при ЧС
- . Коллективные, индивидуальные и медицинские средства защиты
- . Права, обязанности и ответственность граждан при ЧС
- 1. Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация
- Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийные бедствия, катастрофы и аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.
В России ежегодно отмечают две крупные аварии на трубопроводе, раз в неделю — на транспорте, ежемесячно в промышленности. Промышленные катастрофы происходят раз в полгода. В течение последних лет в крупных и мелких авариях и катастрофах ежегодно гибло по 50 тыс. человек и 250 тыс. получали ранения. По прогнозам Российской академии наук, с каждым годом число катастроф будет расти.
Человечество ежедневно сталкивается с множеством суровых природных явлений. На Земле ежегодно происходят тысячи гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны.
По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибло более 3 млн. чел.
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) — одна из актуальных проблем современности. Умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери.
- Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, возникающая в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, социального и политического характера, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности.
- Основные причины возникновения ЧС:
- внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно — конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
- внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.
- ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:
- наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);
- действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);
- нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.
- Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту — стадийность. Можно выделить пять стадий развития ЧС:
- накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
- период развития катастрофы;
- экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
- период затухания;
- период ликвидации последствий.
- Классификация чрезвычайных ситуаций.
- Чрезвычайные ситуации классифицируют:
- по природе возникновения: природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;
- по масштабам распространения последствий: локальные, объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные;
- по причине возникновения — преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);
- по скорости развития — взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;
- по возможности предотвращения ЧС — неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные, антропогенные).
- К техногеннымотносятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами — пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушения зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.
- К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы — землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.
- К экологическимЧС относятся аномальные природные загрязнения атмосферы, разрушение озонового слоя Земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.
- К биологическимЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
- К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе — межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.
- Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.
Локальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.
Объектовые ЧС — это чрезвычайные ситуации, когда последствия ограничиваются территорией завода, комбината, промышленно- производственного комплекса, учреждения, учебного заведения, но не выходит за рамки объекта. Для их ликвидации привлекают все силы и средства предприятия, их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией.
Местные ЧС — это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью.
Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта.
В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС.
Национальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов или суверенных государств, но не выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, иногда с привлечением иностранной помощи.
РегиональныеЧС — это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают, кроме всех видов формирований, подразделения МЧС, МВД.
Глобальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны.
Для ликвидации последствий привлекают силы МЧС, МВД, ФСБ.
Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается специальная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны — Председатель Правительства.
- Также чрезвычайные ситуации подразделяются на ситуации мирного и военного времени.
- В свою очередь чрезвычайные ситуации мирного времени можно разделить на пять групп:
- сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окружающую среду;
- связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;
- на транспортных коммуникациях;
- военно-политического характера;
- вызванные стихийными бедствиями.
- К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:
- аварии на атомных электростанциях;
- утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны;
- аварии на атомных судах с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории;
- аварии на ядерных установках научно — исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;
- аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;
- падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;
- аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ;
- аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.
- Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся:
- пожары в населенных пунктах, на объектах экономики и транспортных коммуникациях;
- взрывы на объектах и транспортных коммуникациях;
- взрывы в жилых домах.
- К третьей группе относятся:
- авиационные катастрофы;
- столкновение и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене);
- аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных зон;
- территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами;
- аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;
- аварии на электростанциях и других инженерных сетях, повлекшие нарушение н
Источник: https://www.studsell.com/view/99005/
Защита населения при чс социального характера
-
Одна из основных
проблем государства и общества на
современном этапе – создание гарантий
безопасной жизнедеятельности населения
на всей его территории как в мирное, так
и в военное время. В нашей стране система
безопасности населения создавалась по
двум направлениям: -
1) от опасностей
антропогенного характера мирного
времени и при стихийных бедствиях; -
2) от воздействия
поражающих факторов во время возможной
войны. -
Оба направления
предусматривают весь спектр потенциальных
опасностей, в соответствии с которым
моделировались масштабы и характер
вероятных последствий, что и служило
исходными данными для создания
государственной системы обеспечения
безопасности.
Исторический опыт
свидетельствует, что защита от социальных
опасностей – важнейшая функция
государственных и общественных структур.
Она заключается прежде всего в
профилактических мероприятиях,
направленных на ликвидацию этих
опасностей, а также выполнении населением
определенных правил безопасного
поведения,
сообразно складывающейся ситуации.
-
Безопасное
поведениепредполагает
наличие четырех основных компонентов: -
• предвидение
опасности; -
• избежание
влияния опасности; -
• преодоление
опасности; -
• создание
ресурсов безопасности.
А) обеспечение безопасности населения в военное время и при угрозе вооруженных конфликтов
В
случае начала агрессии против РФ или
ее непосредственной угрозы на территории
страны или в отдельных ее регионах может
быть введено военное
положение
(Федеральный конституционный закон от
30 января 2002 года № 1-ФКЗ
«О военном положении»). В
период действия военного положения
могут в той или иной мере, в какой это
необходимо для обеспечения обороны
страны и безопасности государства,
ограничиваться права и свободы граждан.
-
Можно
сформулировать некоторые общие
рекомендации по безопасному поведению
в условиях военного положения. -
При
объявлении в городе военного
положения
рекомендуется: -
• не
выходить на улицу при вводе войск; -
• своевременно
изучать приказы комендатуры и других
силовых структур, строго соблюдать
комендантский час и другие ограничительные
меры, безоговорочно подчиняться военным
приказам и распоряжениям; -
• по
возможности заранее создать запас воды
и продуктов; -
• вложить
самые ценные вещи, документы в удобную
для переноса упаковку и быть готовым к
эвакуации; -
• объединиться
с жильцами дома с целью взаимопомощи; -
• не
приближаться к двигающейся военной
технике, так как у ее водителей малый
ближний обзор и можно получить травму; -
• с
наступлением темноты включать свет,
только зашторив окна; -
• ни
в коем случае не приобретать и не хранить
оружие и боеприпасы, не распространять
и не поддерживать непроверенные слухи. -
При
попытке изменения конституционного
строя РФ, захвата или присвоения власти,
вооруженного мятежа вводится чрезвычайное
положение
(ЧП).
Чрезвычайное
положениена
всей территории РФ или в ее отдельных
местностях вводится указом Президента
РФ с незамедлительным сообщением об
этом высшим органам законодательной
власти РФ.
Цель
подобной
акции – устранение обстоятельств,
послуживших основанием для введения
ЧП, обеспечение защиты прав и свобод
человека и гражданина, защиты
конституционного строя РФ.
Согласно
Закону РФ «О чрезвычайном положении»,
на этот период могут предусматриваться
меры
и
временные
ограничения, в том числе:
-
• приостановление
полномочий органов исполнительной
власти субъекта (субъектов) РФ, а также
органов местного самоуправления; -
•установление
ограничений на свободу передвижения
по территории, введение на ней особого
режима въезда и выезда; -
• усиление
охраны общественного порядка, объектов,
подлежащих государственной охране, и
объектов, обеспечивающих жизнедеятельность
населения и функционирование транспорта; -
• установление
особого порядка, приобретения и
распределения продовольствия и предметов
первой необходимости; -
• запрещение
или ограничение проведения собраний,
митингов и демонстраций, а также иных
массовых мероприятий; -
• запрещение
забастовок и иных способов прекращения
деятельности организаций; -
• ограничение
движения транспортных средств и
осуществление их досмотра; -
• приостановление
деятельности опасных производств и
организаций, в которых используются
взрывчатые, радиоактивные, а также
химически и биологически опасные
вещества; -
• эвакуация
материальных и культурных ценностей в
безопасные районы в случае, если
существует реальная угроза их уничтожения,
похищения или повреждения в связи с
чрезвычайными обстоятельствами.
Объявление
в регионе военного или чрезвычайного
положения, как правило, сопровождается вводом войск и военной техники, а при
неблагоприятном развитии событий –
ведением боевых действий. Существуют
некоторые общие, объективные правила
безопасного поведения
населения в этих условиях.
Так,
чтобы правильно ориентироваться в том,
что происходит, при появлении войск
следует включить местную радиостанцию
(в том числе в машине) или телевизор.
Необходимо связаться по телефону со
своим предприятием, для того чтобы
узнать, нет ли изменений в режиме его
работы, и, наоборот, с работы позвонить
домой, чтобы связаться с семьей и
согласовать с нею действия.
Детям до
выяснения обстановки лучше находиться
дома под присмотром взрослых. Среди
оптимальных вариантов защиты семьи –
отъезд на дачу. При эвакуации нужно
обязательно взять с собой документы (у
каждого члена семьи они должны быть в
кармане, а не в сумке или машине), немного
продуктов и необходимые вещи. Ценности
брать с собой не следует, их лучше
спрятать в городе.
Во
время любых передвижений необходимо
подчиняться требованиям военной
автоинспекции и патрулей. Пытаться
убедить их в своей правоте в каком-то
спорном вопросе очень сложно – здесь
все зависит от конкретных обстоятельств.
Но в любом случае разумнее быть терпеливым
и лояльным, учитывая психологию
военнослужащего, его напряжение,
раздражение и усталость.
Чтобы не
оказаться под подозрением в шпионаже
или других несанкционированных действиях,
нельзя иметь при себе бинокли,
фотоаппаратуру, радиотелефоны, а также
брать в дорогу или подбирать оружие,
боеприпасы. Привлекают внимание униформа
или какие-либо знаки различия.
Опасно
проявлять излишнее любопытство – это
может стоить жизни. Если дорога проходит
по простреливаемой местности, надо быть
готовым немедленно покинуть машину,
поэтому лучше всего обойтись без ремней
безопасности. Необходимо иметь при себе
аптечку – она в любой момент может
пригодиться, как и сигареты для
военнослужащих и патрулей.
Если
следовать этим советам, то вероятность
выжить в чрезвычайной ситуации значительно
возрастет. Однако их выполнение все-таки не гарантирует абсолютной безопасности.
Самое главное здесь, как и при любой
другой экстремальной ситуации, сохранять
спокойствие и действовать адекватно
обстановке.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5266726/page:26/