Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях

В условиях бюджетно-страховой системы финансирования охраны здоровья населœения мероприятия по ликвидации чрезвычай­ных ситуаций, в т.ч. лечение больных и пострадавших, фи­нансируются из бюджетов различных уровней. Таким образом госу­дарство несёт большие расходы при ликвидации чрезвычайных си­туаций, ᴛ.ᴇ.

оплачивает затраты на оказание медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате травм, болезней и других нарушений здоровья, причиной которых нередко являются не толь­ко стихийные бедствия, аварии, катастрофы и эпидемии, но и раз­личные виды противоправных действий физических и юридических лиц, ʼʼэкономияʼʼ на выполнении предусмотренных законодательст­вом обязательных мер по обеспечению безопасности людей.

Так, значительная часть инфекционной заболеваемости, судя по статистике эпидемиологически расследованных вспышек, связа­на с обеспечением населœения недоброкачественной водой и пищей.

Почти половина населœения России подвергается риску заболеть ин­фекционными заболеваниями из-за нарушения санитарного законо­дательства в области водоснабжения. По данным Роспотребнадзора ежегодно возникает от 4 до 5 млн. случаев острых кишечных ин­фекций (дизентерия, сальмонеллёз, брюшной тиф, вирусный гепатит и т.д.

) и до 100 случаев массовых пищевых отравлений, связанных с несоблюдением санитарного законодательства. Общее число граж­дан, пострадавших в результате возникновения инфекционных за­болеваний и пищевых отравлений в связи с установленными факта­ми нарушений санитарно-противоэпидемических правил в среднем достигает 300 тыс. чел.

в год, при биолого-социальных ЧС — около 9000 чел. Общая потребность в стационарном и амбулаторном лече­нии пострадавших граждан составляет примерно 7 млн. человеко-дней.

По данным МЧС России, ежегодно на территории Россий­ской Федерации происходит свыше 1 тыс. ЧС, в результате которых страдает более 300 тыс. человек, гибнет около 2 тыс. человек.

Сравнительная характеристика ЧС, произошедших в 2004-2003 годах, представлены в табл. 24.

Социальная защита населения при чрезвычайных ситуациях
i аил Сравнительная характеристика чрезвычайных ситуаций,
.j-vji'lii lUnllDlA V. И 1 У произошедших на территории в 2004-2003 гᴦ.
ЧС по характеру и виду ис-
ионная заболе ваемость людей
  • На состояние экономики влияют значительные расходы, ко­торые связаны с ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф на потенциально опасных объектах (далее -ПОО) и покрываются за счёт бюджетных средств, средств граждан и юридических лиц.
  • Из-за недостатка средств частных организаций (в том числе страховых компаний) затраты на превентивные мероприятия и ком­пенсация убытков в подавляющих случаях происходят за счёт бюд­жетных средств, благодаря чему ущемляются имущественные ин­тересы граждан и юридических лиц.
  • В целом в настоящее время развитие программ страховой защиты в регионах и субъектах Российской Федерации затормози­лось.
  • Причиной сложившейся ситуации является отсутствие до сих пор специальных федеральных законов об обязательном страхо­вании гражданской ответственности.
  • Это, прежде всœего, касается, обязательного страхования гра­жданской ответственности опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, перевозок опасных грузов и др.
  • При этом принятие указанных законов в настоящее время представляется проблематичным, так как до сих пор, несмотря на принятые в последние два года изменения и дополнения в соответ­ствующие федеральные законы и постановления Правительства Российской федерации, не установлены правовые нормы, регули­рующие основы обязательного страхования гражданской ответст­венности (порядок разделœения финансовой ответственности между государством, страховыми компаниями и страхователями, единый порядок действия субъектов страховых отношений при страховом

случае, многие другие вопросы), ни отдельным федеральным зако­ном об основах проведения обязательного страхования, ни законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 ᴦ. № 4015-1 ʼʼОб органи­зации страхового дела в Российской Федерацииʼʼ.

Это приводит к разночтению норм федеральных законов об обязательном страховании, их непониманию в субъектах Россий­ской Федерации (пример: страхование автогражданской ответствен­ности), неадекватной идентификации потенциально опасных объек­тов, применению демпинговых тарифов, занижению лимитов стра­ховой ответственности и, как следствие, дискредитации собственно страхования.

Действующий сегодня закон от 21 августа 1997 ᴦ. 116-ФЗ ʼʼО промышленной безопасности опасных производственных объек­товʼʼ, который ввел вид страхования — обязательное страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опас­ные производственные объекты, не отвечает требованиям страховой защиты населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций в случае аварии на объекте.

Об этом свидетельствует то, что объём страховых возмеще­ний составляет менее 1 % от собираемых страховщиками премий. То есть, фактически происходит безвозмездное изъятие финансовых средств у владельцев опасных производственных объектов.

  1. Сегодня, по-прежнему, основными целями стра­хового дела остаются выработка и реализация мер по удовлетворе­нию потребностей в страховой защите населœения, организаций и государства, которые являются стимулом расширения предприни­мательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инве­стиционных ресурсов для развития экономики государства.
  2. Основной задачей Минздравсоцразвития России в 2005-2006 годах по развитию страхового дела является участие в:
  3. — развитии обязательного и добровольного видов страхова­ ния;
  4. — создании эффективного механизма государственного регу­ лирования страховой деятельности.
  5. Необходимо отметить, что формирование законодательной базы рынка страховых услуг, развитие обязательного и доброволь­ного видов страхования должны проводиться Минфином России совместно с другими заинтересованными ведомствами.
  6. Система обязательного страхования должна предусматри­вать эффективную защиту человека, имущественных интересов го-

сударства от стихийных бедствий, аварий и катастроф при мини­мальных затратах бюджетных средств.

Обязательное страхование должно основываться на принципе формирования страховых резер­вов для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахован­ным лицам и иным выгодоприобретателям и исключать финансиро­вание мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйст­венности организаций за счёт средств страхователœей.

Принятие за­конодательных актов должно осуществляться на базе предвари­тельной финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения проблем страховой защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях.

Направлениями развития страхования должны также являть­ся:

— усиление контроля за проведением страхования;

— введение видов страхования объектов, подверженных зна­ чительным рискам и убыткам, для граждан и юридических лиц, ко­ торым должна быть причинœен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварией катастроф, в т.ч. при переме­ щении опасных -грузов.

Вместе с тем, представляется существенным развитие таких видов страхования, как страхование риска проведения поисково-спасательных работ, работа над усилением страховой защиты тури­стов для въездного и внутреннего видов туризма.

Эффективным механизмом компенсации ущерба от чрезвы­чайных ситуаций, снижения нагрузки на бюджеты субъектов Рос­сийской Федерации и федеральный бюджет, а также экономическо­го принуждения хозяйствующих субъектов к снижению риска, за­мене изношенных производственных фондов является система стра­ховой защиты населœения от техногенных чрезвычайных ситуаций.

Принятие федерального закона об основах обязательного страхования гражданской ответственности подтолкнет владельцев опасных производственных объектов, в т.ч. и гидротехниче­ских сооружений, к работе по снижению рисков возникновения ава­рийных ситуаций, выполнению мероприятий по повышению их безопасности, накоплению соответствующих финансовых ресурсов и т.д.

  • В 2004 году Минздравсоцразвитием России велась коорди­нация разработок программ развития страхования рисков от при­родных и техногенных чрезвычайных ситуаций на региональном уровне по структуре и содержанию программы внедрения страховой
  • защиты населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера в субъектах Российской Федерации.
  • В результате этого программы страховой защиты в настоя­щее время утверждены в 21 субъекте Российской Федерации, в большинстве субъектов Российской Федерации программы нахо­дятся на стадии разработки или утверждения.
Читайте также:  Льготы инвалидам 2 группы в 2019 году

При этом следует отметить, что реализация программ страхо­вой защиты во многом сдерживается проблемами, решение которых в настоящее время реализует МЧС России, а именно отсутствие не­обходимой инфраструктуры страхового рынка, обеспечивающей защиту прав страхователœей. Без такой инфраструктуры страхователь оказывается практически беспомощным перед недобросовестным страховщиком, что резко снижает доверие к страхованию и реали­зации предлагаемых страховых продуктов.

Комплекс мер, предложенный и внедряемый Минздравсоц­развитием России, направлен на обеспечение экономических и пра­вовых условий для создания к 2010 году возможности значительной компенсации причинœенного вреда пострадавшему населœению и тер­риториям за счёт внедрения системы страховой защиты.

Проводимые в 2004 ᴦ. мероприятия позволили добиться снижения или стабилизации уровня заболеваемости по ряду инфек­ционных болезней.

Из 47 нозологических форм, регистрируемых в Федеральном государственном статистическом наблюдении, по сравнению с аналогичным периодом 2003 ᴦ., отмечается снижение заболеваемости по 23 видам заболеваний.

Произошло значительное снижение по заболеваемости вирусным гепатитом В — на 20%, ко­рью — на 25,7%, клещевым весенне-летним энцефалитом — на 11,6%, малярией — на 29,7%.

В группе детских воздушно-капельных инфекций отмечено значительное снижение заболеваемости эпидемическим паротитом — на 53,9%, а также дифтерией — на 23,4% и менингококковыми ин­фекциями — на 15,5%.

Заболеваемость дизентерией стала ниже на 4,2%, сальмо-неллезами — на 7,7%, уровень заболеваемости острыми кишечными инфекциями остался практически на том же уровне. В 2004 ᴦ. не­сколько увеличилось количество вспышечной заболеваемости.

Все­го была зарегистрирована 71 вспышка острых кишечных инфекций с числом пострадавших 4 061 человек (в 2003 ᴦ.

— 61 вспышка с чис­лом пострадавших 2 280 человек), что не позволяет считать обста­новку по острым кишечным инфекциям благополучной.

Из числа зарегистрированных, число вспышек водного ха­рактера — 12, пищевого — 41.

Самые крупные вспышки, связанные с употреблением не­доброкачественной питьевой воды, зарегистрированы в ᴦ. Махачка­ле (Республика Дагестан) с числом пострадавших 402 человека и среди населœения ᴦ. Новомосковска (Тульская область), где заболело 464 человека.

Среди социально значимых инфекций число заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), составило 30 208, что на 5,3% ниже, чем в 2003 ᴦ. При этом среди детского населœе­ния отмечен выраженный рост заболеваемости — на 23,1%, число заболевших составило 556 человек.

Случаи ВИЧ-инфекции выявлены во всœех субъектах Россий­ской Федерации, показатель числа инфицированных ВИЧ на 100 тыс. населœения (ʼʼпораженностьʼʼ) вырос с 121 в 2001ᴦ. до 200 в 2004ᴦ.

Минздравсоцразвития России совместно с Всемирной орга­низацией здравоохранения (ВОЗ) продолжалась работа по реализа­ции программы по безопасности вакцинации и соблюдения холодо-вой цепи. В программе рассматриваются вопросы качества вакцин, их транспортировки и хранения, безопасность иммунизации для па­циентов, медицинского персонала, а также вопросы утилизации от­работанного материала.

Обеспечение населœения качественной лекарственной помо­щью остается одной из приоритетных задач в здравоохранении. Контроль за качеством лекарственных средств осуществляют 92 территориальных центра контроля качества (контрольно-аналитические лаборатории), расположенных в субъектах Россий­ской Федерации.

На складах Минздравсоцразвития России продолжается ос­вежение и наращивание резерва медицинского имущества.

Международные связи осуществлялись путем сотрудничест­ва с Всемирной организацией здравоохранения, продолжается со­трудничество со странами АСЕАН по вопросам обмена информаци­ей, проведения научных исследований.

Интенсифицировалось взаи­модействие с комитетами НАТО по проблемам защиты и оказания помощи гражданскому населœению в условиях ЧС, по подготовке медицинских кадров и участию в разработке нормативных докумен­тов.

  1. Планомерно осуществлялось взаимодействие со странами Содружества Независимых Государств (СНГ) в рамках ʼʼСоглаше­ния о сотрудничестве в области охраны здоровья населœения госу­дарств — участников СНГʼʼ.
  2. Проведение работ по спасению людей, защите природной среды, оказание населœению, пострадавшему в чрезвычайных ситуа­циях, медико-санитарной и других видов помощи, созданию усло­вий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, подавлению или доведению до минимума возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов возла­гается на аварийно-спасательные формирования или на спасателœей, привлеченных в индивидуальном порядке.
  3. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
  4. ‣‣‣ на постоянной штатной базе — профессиональные аварийно- спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования;
  5. ‣‣‣ на нештатной базе — нештатные аварийно-спасательные фор­ мирования (в учреждениях Роспотребнадзора — ГСЭР, СЭБ, СПЭО, СПЭБ),
  6. ‣‣‣ на общественных началах — общественные аварийно-спасатель­ ные формирования.
  7. К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться спасатели (подготовленные и аттестованные на проведение аварий­но-спасательных работ) в индивидуальном порядке федеральными органами исполнительной власти.

Правовые, организационные и экономические основы стра­ховой защиты и страховых гарантий населœения, аварийно-спасательных служб аварийно-спасательных формирований и спа­сателœей при чрезвычайных ситуациях с медико-санитарными по­следствиями регламентированы Конституцией Российской Федера­ции, Федеральными законами от 11.11 1994ᴦ.

№68-ФЗ ʼʼО защите населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераʼʼ, от 16 июля 1999ᴦ. №165-ФЗ ʼʼОб основах обязательного социального страхованияʼʼ, от 22 августа 1995ᴦ. №151-ФЗ ʼʼОб аварийно- спасательных службах и статусе спасате­лей ʼʼ, от 24 июля 1998ᴦ.

№125-ФЗ ʼʼОб обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеванийʼʼ, от 30 марта 1999ᴦ. №52-ФЗ ʼʼО санитарно-

эпидемиологическом благополучии населœенииʼʼ, от 07.02. 1992 ᴦ. №2300-1 ʼʼО защите прав потребителœейʼʼ, от 30.12.2001 ᴦ. №197-ФЗ ʼʼТрудовой кодекс Российской Федерацииʼʼ.

Вред, причинœенный личности, имуществу гражданина или юридического лица при чрезвычайных ситуациях вследствие нару­шения санитарногс законодательства, подлежит возмещению физи­ческим или юридическим лицом причинившими вред, в полном объёме в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, органы местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие работников, вправе помимо обязательного социального страхования, предусмотренного Федеральными зако­нами от 24 июля 1998ᴦ. №125-ФЗ и от 16 июля 1999ᴦ. №165-ФЗ, осуществляют за счёт собственных средств иные виды страхования работников, предусмотренные законодательством Российской Фе­дерации.

Социальная защита и поддержка спасателœей профессиональ­ных аварийно-спасательные служб, аварийно-спасательных форми­рований, привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвы­чайных ситуаций в составе нештатных аварийно-спасательные фор­мирований, общественных аварийно-спасательных формирований или в индивидуальном порядке — осуществляется в порядке, преду­смотренном законодательством Российской Федерации и законода­тельством субъектов Федерации.

Источник: http://referatwork.ru/category/voennoe_delo/view/20944_xii_social_naya_zaschita_naseleniya_i_spasateley_pri_chrezvychaynyh_situaciyah

Организация защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях

  • Домашняя контрольная работа
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Вариант № 1
  • Тема: Организация защиты и жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
  • План
  • защита население чрезвычайная ситуация
  • 1. Понятие ЧС, источники ЧС, общая классификация ЧС
  • . Основные направления профилактической деятельности
  • . Способы защиты населения при ЧС
  • . Коллективные, индивидуальные и медицинские средства защиты
  • . Права, обязанности и ответственность граждан при ЧС
  • 1. Понятие о чрезвычайных ситуациях и их классификация
  • Хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийные бедствия, катастрофы и аварии с многочисленными человеческими жертвами, огромные материальные потери и нарушения условий нормальной жизнедеятельности.
Читайте также:  Как получить и оформить статус «ветеран великой отечественной войны» в 2019 году

В России ежегодно отмечают две крупные аварии на трубопроводе, раз в неделю — на транспорте, ежемесячно в промышленности. Промышленные катастрофы происходят раз в полгода. В течение последних лет в крупных и мелких авариях и катастрофах ежегодно гибло по 50 тыс. человек и 250 тыс. получали ранения. По прогнозам Российской академии наук, с каждым годом число катастроф будет расти.

Человечество ежедневно сталкивается с множеством суровых природных явлений. На Земле ежегодно происходят тысячи гроз, примерно 10 тыс. наводнений, свыше 100 тыс. землетрясений, многочисленные пожары и оползни, извержения вулканов и тропические циклоны.

По данным ООН, за последние 20 лет на нашей планете в результате стихийных бедствий и катастроф погибло более 3 млн. чел.

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) — одна из актуальных проблем современности. Умелые действия по спасению людей, оказанию им необходимой помощи, проведению аварийно-спасательных работ в очагах поражений позволяют сократить число погибших, сохранить здоровье пострадавших, уменьшить материальные потери.

  1. Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, возникающая в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, социального и политического характера, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности.
  2. Основные причины возникновения ЧС:
  3. внутренние: сложность технологий, недостаточная квалификация персонала, проектно — конструкторские недоработки, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина;
  4. внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекращение подачи электроэнергии, газа, технологических продуктов, терроризм, войны.
  5. ЧС могут произойти при следующих обстоятельствах:
  6. наличие источника риска (давление, взрывчатые вещества, радиоактивные вещества);
  7. действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);
  8. нахождение в очагах поражения людей, сельскохозяйственных животных и угодий.
  9. Анализ причин и хода развития ЧС различного характера выявил их общую черту — стадийность. Можно выделить пять стадий развития ЧС:
  10. накопление отрицательных эффектов, приводящих к аварии;
  11. период развития катастрофы;
  12. экстремальный период, при котором выделяется основная доля энергии;
  13. период затухания;
  14. период ликвидации последствий.
  15. Классификация чрезвычайных ситуаций.
  16. Чрезвычайные ситуации классифицируют:
  17. по природе возникновения: природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;
  18. по масштабам распространения последствий: локальные, объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные;
  19. по причине возникновения — преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);
  20. по скорости развития — взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;
  21. по возможности предотвращения ЧС — неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные, антропогенные).
  22. К техногеннымотносятся ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами — пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушения зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.
  23. К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы — землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.
  24. К экологическимЧС относятся аномальные природные загрязнения атмосферы, разрушение озонового слоя Земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.
  25. К биологическимЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
  26. К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе — межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.
  27. Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

Локальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

Объектовые ЧС — это чрезвычайные ситуации, когда последствия ограничиваются территорией завода, комбината, промышленно- производственного комплекса, учреждения, учебного заведения, но не выходит за рамки объекта. Для их ликвидации привлекают все силы и средства предприятия, их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией.

Местные ЧС — это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью.

Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта.

В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС.

Национальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов или суверенных государств, но не выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, иногда с привлечением иностранной помощи.

РегиональныеЧС — это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают, кроме всех видов формирований, подразделения МЧС, МВД.

Глобальные ЧС — это чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны.

Для ликвидации последствий привлекают силы МЧС, МВД, ФСБ.

Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается специальная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны — Председатель Правительства.

  • Также чрезвычайные ситуации подразделяются на ситуации мирного и военного времени.
  • В свою очередь чрезвычайные ситуации мирного времени можно разделить на пять групп:
  • сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окружающую среду;
  • связанные с возникновением пожаров, взрывов и их последствий;
  • на транспортных коммуникациях;
  • военно-политического характера;
  • вызванные стихийными бедствиями.
  • К первой группе чрезвычайных ситуаций, сопровождающихся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относят:
  • аварии на атомных электростанциях;
  • утечки радиоактивных газов на предприятиях ядерно-топливного цикла за пределы санитарно-защитной зоны;
  • аварии на атомных судах с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории;
  • аварии на ядерных установках научно — исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;
  • аварийные ситуации во время промышленных и испытательных ядерных взрывов, связанные со сверхнормативным выбросом радиоактивных веществ в окружающую среду;
  • падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими устройствами на борту с последующим радиоактивным загрязнением местности;
  • аварии на химически опасных объектах с выбросом (утечкой) в окружающую среду сильнодействующих ядовитых веществ;
  • аварии с выбросом (утечкой) в окружающую среду бактериологических средств и биологических веществ в концентрациях, превышающих допустимые значения.
  • Ко второй группе чрезвычайных ситуаций относятся:
  • пожары в населенных пунктах, на объектах экономики и транспортных коммуникациях;
  • взрывы на объектах и транспортных коммуникациях;
  • взрывы в жилых домах.
  • К третьей группе относятся:
  • авиационные катастрофы;
  • столкновение и сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитене);
  • аварии на водных коммуникациях, повлекшие значительное количество человеческих жертв или вызвавшие загрязнение акватории портов, прибрежных зон;
  • территорий, внутренних водоемов нефтепродуктами и (или) сильнодействующими ядовитыми веществами;
  • аварии на трубопроводах, вызвавшие выброс большой массы транспортируемых веществ и загрязнение ими окружающей среды;
  • аварии на электростанциях и других инженерных сетях, повлекшие нарушение н
Читайте также:  Президент рф утвердил новые бюджеты страхового медицинского и пенсионного фондов

Источник: https://www.studsell.com/view/99005/

Защита населения при чс социального характера

  • Одна из основных
    проблем государства и общества на
    современном этапе – создание гарантий
    безопасной жизнедеятельности населения
    на всей его территории как в мирное, так
    и в военное время. В нашей стране система
    безопасности населения создавалась по
    двум направлениям:
  • 1) от опасностей
    антропогенного характера мирного
    времени и при стихийных бедствиях;
  • 2) от воздействия
    поражающих факторов во время возможной
    войны.
  • Оба направления
    предусматривают весь спектр потенциальных
    опасностей, в соответствии с которым
    моделировались масштабы и характер
    вероятных последствий, что и служило
    исходными данными для создания
    государственной системы обеспечения
    безопасности.

Исторический опыт
свидетельствует, что защита от социальных
опасностей – важнейшая функция
государственных и общественных структур.
Она заключается прежде всего в
профилактических мероприятиях,
направленных на ликвидацию этих
опасностей, а также выполнении населением
определенных правил безопасного
поведения
,
сообразно складывающейся ситуации.

  1. Безопасное
    поведение
    предполагает
    наличие четырех основных компонентов:
  2. • предвидение
    опасности;
  3. • избежание
    влияния опасности;
  4. • преодоление
    опасности;
  5. • создание
    ресурсов безопасности.

А) обеспечение безопасности населения в военное время и при угрозе вооруженных конфликтов

В
случае начала агрессии против РФ или
ее непосредственной угрозы на территории
страны или в отдельных ее регионах может
быть введено военное
положение

(Федеральный конституционный закон от
30 января 2002 года № 1-
ФКЗ
«О военном положении»).
В
период действия военного положения
могут в той или иной мере, в какой это
необходимо для обеспечения обороны
страны и безопасности государства,
ограничиваться права и свободы граждан.

  • Можно
    сформулировать некоторые общие
    рекомендации по безопасному поведению
    в условиях военного положения.
  • При
    объявлении в городе
    военного
    положения

    рекомендуется:
  • • не
    выходить на улицу при вводе войск;
  • • своевременно
    изучать приказы комендатуры и других
    силовых структур, строго соблюдать
    комендантский час и другие ограничительные
    меры, безоговорочно подчиняться военным
    приказам и распоряжениям;
  • • по
    возможности заранее создать запас воды
    и продуктов;
  • • вложить
    самые ценные вещи, документы в удобную
    для переноса упаковку и быть готовым к
    эвакуации;
  • • объединиться
    с жильцами дома с целью взаимопомощи;
  • • не
    приближаться к двигающейся военной
    технике, так как у ее водителей малый
    ближний обзор и можно получить травму;
  • • с
    наступлением темноты включать свет,
    только зашторив окна;
  • • ни
    в коем случае не приобретать и не хранить
    оружие и боеприпасы, не распространять
    и не поддерживать непроверенные слухи.
  • При
    попытке изменения конституционного
    строя РФ, захвата или присвоения власти,
    вооруженного мятежа вводится чрезвычайное
    положение

    (ЧП).

Чрезвычайное
положение
на
всей территории РФ или в ее отдельных
местностях вводится указом Президента
РФ с незамедлительным сообщением об
этом высшим органам законодательной
власти РФ.

Цель
подобной
акции – устранение обстоятельств,
послуживших основанием для введения
ЧП, обеспечение защиты прав и свобод
человека и гражданина, защиты
конституционного строя РФ.

Согласно
Закону РФ «О чрезвычайном положении»,
на этот период могут предусматриваться
меры
и
временные
ограничения, в том числе:

  1. • приостановление
    полномочий органов исполнительной
    власти субъекта (субъектов) РФ, а также
    органов местного самоуправления;
  2. •установление
    ограничений на свободу передвижения
    по территории, введение на ней особого
    режима въезда и выезда;
  3. • усиление
    охраны общественного порядка, объектов,
    подлежащих государственной охране, и
    объектов, обеспечивающих жизнедеятельность
    населения и функционирование транспорта;
  4. • установление
    особого порядка, приобретения и
    распределения продовольствия и предметов
    первой необходимости;
  5. • запрещение
    или ограничение проведения собраний,
    митингов и демонстраций, а также иных
    массовых мероприятий;
  6. • запрещение
    забастовок и иных способов прекращения
    деятельности организаций;
  7. • ограничение
    движения транспортных средств и
    осуществление их досмотра;
  8. • приостановление
    деятельности опасных производств и
    организаций, в которых используются
    взрывчатые, радиоактивные, а также
    химически и биологически опасные
    вещества;
  9. • эвакуация
    материальных и культурных ценностей в
    безопасные районы в случае, если
    существует реальная угроза их уничтожения,
    похищения или повреждения в связи с
    чрезвычайными обстоятельствами.

Объявление
в регионе военного или чрезвычайного
положения, как правило, сопровождается вводом войск и военной техники, а при
неблагоприятном развитии событий –
ведением боевых действий. Существуют
некоторые общие, объективные правила
безопасного поведения

населения в этих условиях.

Так,
чтобы правильно ориентироваться в том,
что происходит, при появлении войск
следует включить местную радиостанцию
(в том числе в машине) или телевизор.
Необходимо связаться по телефону со
своим предприятием, для того чтобы
узнать, нет ли изменений в режиме его
работы, и, наоборот, с работы позвонить
домой, чтобы связаться с семьей и
согласовать с нею действия.

Детям до
выяснения обстановки лучше находиться
дома под присмотром взрослых. Среди
оптимальных вариантов защиты семьи –
отъезд на дачу. При эвакуации нужно
обязательно взять с собой документы (у
каждого члена семьи они должны быть в
кармане, а не в сумке или машине), немного
продуктов и необходимые вещи. Ценности
брать с собой не следует, их лучше
спрятать в городе.

Во
время любых передвижений необходимо
подчиняться требованиям военной
автоинспекции и патрулей. Пытаться
убедить их в своей правоте в каком-то
спорном вопросе очень сложно – здесь
все зависит от конкретных обстоятельств.

Но в любом случае разумнее быть терпеливым
и лояльным, учитывая психологию
военнослужащего, его напряжение,
раздражение и усталость.

Чтобы не
оказаться под подозрением в шпионаже
или других несанкционированных действиях,
нельзя иметь при себе бинокли,
фотоаппаратуру, радиотелефоны, а также
брать в дорогу или подбирать оружие,
боеприпасы. Привлекают внимание униформа
или какие-либо знаки различия.

Опасно
проявлять излишнее любопытство – это
может стоить жизни. Если дорога проходит
по простреливаемой местности, надо быть
готовым немедленно покинуть машину,
поэтому лучше всего обойтись без ремней
безопасности. Необходимо иметь при себе
аптечку – она в любой момент может
пригодиться, как и сигареты для
военнослужащих и патрулей.

Если
следовать этим советам, то вероятность
выжить в чрезвычайной ситуации значительно
возрастет. Однако их выполнение все-таки не гарантирует абсолютной безопасности.
Самое главное здесь, как и при любой
другой экстремальной ситуации, сохранять
спокойствие и действовать адекватно
обстановке.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5266726/page:26/

Ссылка на основную публикацию