Правительство готовит новую реформу пенсионной системы

Правительство готовит новую реформу пенсионной системы

Пенсионная система будущего будет выглядеть совсем не так, как все думали. НИИ труда подготовило концепцию развития негосударственного пенсионного обеспечения, – именно ее Минздравсоцразвития и собирается утвердить (см. документ). Пока это драфт документа, но Минздравсоцразвития уже создана рабочая группа для работы над этим документом, говорит председатель «Национальной ассоциации пенсионных фондов» (НАПФ) Константин Угрюмов. По его словам, уже готово техническое задание для НИИ труда, по которому должны быть разработаны механизмы реализации всего задуманного. А задумано немало. Семь портфелей | Что получат граждане

Правительство готовит новую реформу пенсионной системы

СЕМЬ ПОРТФЕЛЕЙ

Во-первых, после 2023 года в России не будет обычных НПФ, их место займут негосударственные и государственный накопительные пенсионные фонды, в которых и будут копиться пенсии граждан. Взносы в эти фонды будут осуществлять предприятия и организации, причем переводить деньги они будут в тот фонд, который выберет работник.

Но выбор фонда станет делом обязательным, оставаться молчуном будет крайне невыгодно. Согласно концепции, взносы молчунов будут перечисляться в государственный накопительный фонд, но не будут никуда инвестироваться. Единственное, что этот фонд сможет сделать для молчунов – защитить их средства от обесценения, положив их на депозит.

«Для предотвращения обесценивания таких средств они должны размещаться на депозитах банков в порядке, установленном для размещения временно свободных средств казны Российской Федерации», – говорится в концепции. Накопления будут формироваться за счет взносов работодателей.

Причем в 2023 году система будет функционировать по-разному для работников бюджетной сферы и всех остальных. Бюджетные предприятия и организации будут платить 6% от зарплаты работника, если она не превышает уровня страхуемого заработка. В 2010 году – это 415 000 рублей.

Все остальные будут отчислять такой процент, какой будет зафиксирован в договоре с трудовым коллективом. Если процент окажется меньше 6%, недостающую сумму работодатель сможет брать из зарплаты работника. Переход на такую схему отчислений будет постепенным и начнется в 2013 году с установления для всех работодателей обязанности перечислять 6% на пенсионные накопления.

Накопительные пенсионные фонды получат возможность самостоятельно инвестировать средства будущих пенсионеров, но не куда угодно, а в один из семи инвестиционных портфелей (см. таблицу). Каждый из портфелей будет соответствовать определенному возрасту работника, и все они будут составлены по общему принципу: чем моложе, тем рискованней.

Инвестировать средства в деривативы можно будет только до 40 лет, а покупать высокодоходные «мусорные» бумаги можно будет только для будущих пенсионеров, не достигших 30 лет. Самый консервативный портфель предусмотрен для тех, кому уже перевалило за 55 – он соответствует нынешнему консервативному портфелю ВЭБа.

ЧТО ПОЛУЧАТ ГРАЖДАНЕ

Выйдя на пенсию, застрахованные смогут распоряжаться этими накоплениями по своему усмотрению: взять всю сумму сразу или получать ежемесячную пенсию. Можно будет также оставшиеся средства передавать по наследству.

Сейчас с этим есть проблема: средства обязательного пенсионного страхования не могут быть переданы по наследству, поскольку не являются собственностью пенсионера – они принадлежат Российской Федерации. Что делать со средствами добровольного пенсионного страхования – до сих пор не ясно. «Выплатной» закон завяз в межведомственных согласованиях.

По словам председателя НАПФ Константина Угрюмова, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития никак не могут прийти к единому мнению относительно правовой базы для ускоренной выплаты этих средств или их наследования. Более того, будущие пенсионеры смогут еще и заложить свои пенсионные накопления и получить под них ссуду.

Кроме того, граждане постепенно станут полноценными участниками корпоративных пенсионных программ. Случится это к 2040 году, когда, проработав в компании всего один год, работник будет иметь право на добровольные пенсионные накопления, сформированные этим работодателем. В 2023 году он будет иметь такое же право лишь по истечении 10 лет верной службы.

При этом работодатель уже в 2023 году будет обязан включать в добровольную пенсионную программу всех сотрудников старше 35 лет, правда, только в том случае, если такая программа у него есть. Программ таких может быть не больше двух: одна – для менеджмента, вторая – для всех остальных. Право создавать индивидуальные пенсионные программы будет ограничено.

За счет всех этих мер правительство рассчитывает вовлечь в добровольное пенсионное обеспечение 20% экономически активного населения уже к 2023 году, при этом половина всех работающих должна будет перечислять обязательные взносы в негосударственные фонды.

В этом случае, как считают авторы концепции, удастся обеспечить пенсию работающим гражданам на уровне 70% от утраченного заработка, правда, при двух условиях: если накопления осуществляются не менее 30 лет и зарплата не превышает подлежащий страхованию порог в 415 000 рублей (в рублях 2010 года). Для тех, кто зарабатывает больше, государство обещает пенсию на уровне 40% утраченного заработка. Ну, а тем, кто не работал или работал сам на себя – 2,5 прожиточных минимума пенсионера.

Правительство готовит новую реформу пенсионной системы

Источник: https://republic.ru/posts/16519

Госдуме предложили пересмотреть пенсионную реформу

Правительство готовит новую реформу пенсионной системы

С 2019 года начали действовать изменения в пенсионной системе, которые были приняты еще в 2018 году. Основные корректировки относятся к возрасту людей, которые имеют право на выход на пенсию. Такие нововведения были негативно восприняты населением, что привело к значительному снижению рейтинга Путина и всего Правительства.

Именно поэтому представители разных фракций регулярно вносят предложения в Госдуму относительно возможности пересмотра данной реформы.

Пересмотр пенсионной реформы

Теперь люди вынуждены работать на 5 лет дольше, чтобы выйти на пенсию. Такие изменения были приняты якобы для увеличения пенсии имеющихся пенсионеров, хотя фактически люди, получающие пенсию, не заметили особой прибавки за счет увеличения платы за услуги ЖКХ и повышения цен на потребительские товары.

Кому спишут долги в этом году? Узнаете тут.

  • С 2019 года действительно пенсии граждан были повышены на 7%, но такая прибавка является незначительной, поэтому повышение пенсионного возраста считается необоснованным.
  • Изменит ли Госдума пенсионную реформу? Смотрите видео:

Сотрудники ПФ объясняют, что прибавка к пенсии является исторической, хотя фактически она составила всего около 1 тыс. руб. Относительно недавно ЛДПР, коммунисты и другие партии направили в Конституционный суд иск об отмене повышения пенсионного возраста, но данное заявление было отклонено.

Особенности законопроекта

В результате партия Справедливая Россия создала специальный законопроект, который был представлен на рассмотрение в Государственную Думу.

К основным особенностям данного проекта относится:

  • в данном проекте представители фракции требуют отмены реформы и возврата к прежнему пенсионному возрасту;
  • дополнительно указывается на необходимость отказа от бальной системы, так как уже имеется множество случаев, когда люди, обладающие значительным стажем и хорошей зарплатой, получали минимальную пенсию за счет ошибок в расчете баллов или отсутствия возможности получить справку с работы;
  • в проекте представители партии Справедливая Россия требуют восстановления минимального стажа в 5 лет, так как увеличение этого показателя до 15 лет вызвало негативную реакцию у российского населения.

Правительство готовит новую реформу пенсионной системыГраждане против пенсионной реформы. Фото yaplakal.com

Специалисты утверждают, что такой законопроект просто предполагает возврат к прежним правилам расчета и назначения пенсии. Многие российские граждане действительно поддержали данный документ, поэтому надеются, что он будет принят Государственной думой.

Почему пенсионер может потерять дачу в 2019 году? Подробнее здесь.

Но многие люди уверены, что даже работники нижней палаты отклонят этот документ. Уже сейчас Комитет по труду и социальной политике рекомендовал чиновникам не рассматривать этот проект.

Зачем партии подают иски в суд или предлагают проекты

  1. Представители Справедливой России должны помнить, что предлагаемые ими законопроекты являются заранее проигрышными, так как изменить решение Правительства и Единой России просто невозможно.
  2. Что не досказал Путин про пенсионную реформу? Ответ в видео:

Источник: http://FBM.ru/novosti/peresmotr-pensionnoj-reformy-v-gosdume.html

Новые изменения в пенсиооном цаконодательстве и введение ИПК

Правительство РФ предпринимает очередную попытку лишить граждан пенсии и готовит страну к полной отмене обеспечения в старости. Отнимут пенсии окончательно или нет, пока неизвестно, а вот новая пенсионная реформа уже готовится к реализации.

Правительство готовит новую реформу пенсионной системы

Содержание

  • Для чего нужен ИПК
  • Как будут реализовываться изменения в системе

Для чего нужен ИПК

Глава ЦБ РФ, ставшая регулятором на федеральном уровне, рассказала об очередных изменениях в пенсионном законодательстве страны. В частности Э. Набиуллина предупредила, что система ИПК из предложения становится приоритетным направлением работы Центробанка, который всемерно поддерживает нововведение.

ИПК – это индивидуальный пенсионный капитал, а заботиться о нем граждане будут самостоятельно, государство будет только «управлять» этими накоплениями, как доселе «управляло» пенсионными отчислениями россиян.

Но глава федерального регулятора говорит, что пенсионные накопления крайне важны для России, они являются источником длинных денег и как видит Э. Набиуллина, именно ИПК являются надежной и устойчивой бизнес-моделью страны.

Говоря простым языком – ИПК – это забота граждан о своей старости без надежды на государственную поддержку.

Но от выплат взносов никого освобождать не собираются, капитал хоть и «индивидуальный», перечислять взносы будут сами граждане.

Как будут реализовываться изменения в системе

Граждане будут делать отчисления с собственных доходов, работодатели тоже станут принимать участие в софинансировании ИПК, а денежки поступят в государственные банки. Э.

Набиуллина обещает налоговые льготы работодателям и населению, как только люди начнут делать взносы в ИПК, также гарантирует, что средства будут находиться в собственности граждан, а не государства, управлять россияне собственным капиталом станут тоже сами – правительство придумает специальные сервисы для осуществления всех задач. И главный «сахарок» — деньги ИПК будут защищены системой гарантированных пенсионных накоплений.

Важно, чтобы об этих гарантиях не услышали сегодняшние старики, которые не видят и не увидят собственных накопительных пенсий, замороженных для выплат по причине отсутствия этих накоплений в казне. А куда делись их деньги – об этом старикам-пенсионерам, всю жизнь отработавшим на государство, знать «не положено».

Идея снять с государства заботу о гражданах – не новая. Концепция ИПК разрабатывалась Центробанком и Минфином в 2016 году и может быть систему и ввели бы в 2018, но народ почему-то очень негативно воспринял идею работать до смерти в связи с увеличением пенсионного возраста, потому правительство пока отложило введение ИПК в работу.

Но страсти по пенсионной реформе утихают, потому ничто не мешает продолжать политику власти и отучать граждан надеяться на государство. Подключать россиян к новой системе будут автоматически, а всем, кто не желает принимать участие в очередных экспериментах, придется написать заявление.

Всем остальным, согласным делать перечисления со своего дохода, предложат выбрать ставку взноса. Делать выплаты граждане смогут сами, не дожидаясь, пока за них это сделают работодатели. Ставка отчислений будет повышаться каждый год на 1% до достижения показателя в 6%.

Источник: https://build-experts.ru/gotovit-novuyu-pensionnuyu-reformu/

Минфин и ЦБ затеяли новую реформу пенсий — МК

Россиянам предоставят самим выбирать, сколько они отложат на старость

Не успели россияне разобраться с пенсионной реформой 2013-2015 годов, как правительство готовит им новые правила игры. Так, Минфин и ЦБ разрабатывают добровольную систему накопления для граждан.

Читайте также:  Участники страхования пенсионных фондов

Напомним, сейчас 22% страховых взносов от фонда заработной платы (которые расщепляются как 6% на накопительный компонент и 16% — на страховой) уплачивает работодатель.

Но, как известно, накопительная составляющая пенсий замораживается ежегодно с 2014 года. То есть взносы работодателей за сотрудников, которые выбрали формирование накопительной части пенсии, сейчас полностью идут в часть распределительную.

Это позволило властям сэкономить часть бюджетных расходов на трансферте Пенсионному фонду.

Однако у Минфина и ЦБ есть альтернативное предложение — заменить обязательную накопительную часть пенсии индивидуальным пенсионным капиталом (ИПК).

Судя по всему, накопительную часть пенсии фактически ликвидируют и включат ее в страховую часть. То есть страховая доля составит все 22%. Что позволит обеспечить нынешних пенсионеров выплатами в полном объеме. Тем не менее, правительство и ЦБ озабочены тем, чтобы будущие ветераны труда получили бы пенсию, которой бы им хватало на достойную жизнь в старости, как и на Западе.

Поэтому и родилась следующая схема. Россиянам могут разрешить добровольно отчислять любой процент от своей зарплаты — от 1% до 50% от зарплаты на будущую жизнь.

Автоматически в эту систему попадут россияне, которые только начинают работать, и те, кто моложе возраста выхода на заслуженный отдых. Другие категории граждан должны будут написать соответствующее заявление.

Средства ИПК будут размещаться в негосударственных пенсионных фондах (НПФ). Причем для тех, кто только вступают в трудовые отношения, фонд будет выбираться автоматически из списка НПФ, которые входят в систему гарантирования. За вас сделает выбор компьютер.

Те же, кто сделал выбор в пользу определенного НПФ, могут и дальше пользоваться его услугами. Но при желании вправе его поменять: накопившаяся сумма по ИПК из предыдущего фонда перейдет в новый.

Правительство готовит новую реформу пенсионной системы Министр финансов и глава ЦБ снова замышляют с пенсиями что-то недоброе?

Для граждан, которые имеют накопительную часть в Пенсионном фонде, будет действовать переходный период. Для них ставка взноса будет увеличиваться ежегодно на 1% — с 0% до 6%.

Но в первый год работы новой системы гражданин, который делает взносы в ПФР, ничего не платит, но на следующий год размер его отчислений на пенсию вырастет на 1%. И так до 6%.

Работник может в любое время зафиксировать или изменить размер взноса.

Предусматриваются так называемые «каникулы» — приостановка уплаты взносов. Сделать это можно в любой момент и неограниченное количество раз. Правда, на срок не превышающий 5 лет. Если «каникулы» не будут продлены, то по их окончании взносы будут автоматически возобновлены.

Кроме того, участник системы ИПК сможет воспользоваться при срочной необходимости частью и всей суммой накоплений еще до выхода на пенсию.

По словам Антона Силуанова, в этом и следующем годах Минфин и ЦБ будут прорабатывать и обсуждать новую добровольную систему накоплений для граждан. Нынешней осенью они планируют внести ее в правительство. А в 2018 году запустить.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в свою очередь, заявила, что государство не сможет обеспечить достойную пенсию работающим в настоящее время гражданам в долгосрочной перспективе без добровольных пенсионных накоплений.

Однако в МЭР, опасаются, что проект Минфина и ЦБ себя не оправдает. «Там модель такая — со вступлением по умолчанию в нее и с выходом по заявлению — то есть она добровольная, не обязательная, в надежде на то, что всех запишут и кто-то не выйдет.

Но если мы сейчас заморозим полностью пенсионные накопления, или тем более переведем их в страховую часть навсегда, я боюсь, что стимулов у граждан входить и в новую систему, тем более в добровольную, будет еще меньше», — сказал замглавы МЭР Олег Фомичев.

ЭКСПЕРТ «МК»:

Никита ИСАЕВ, директор Института актуальной экономики:

«Минфин в последнее время просто фонтанирует идеями: то предлагает все основные налоги повысить на 1%, то повысить НДС на 2% и убрать ограничения по социальным отчислениям, которые незаметно повысят нагрузку на большинство россиян и снизят пенсии. Сейчас дошло до того, чтобы обделить работающих пенсионеров законными выплатами.

Поговаривают также о том, чтобы с 2017 года постепенно возвращать накопительную часть пенсии, а то вовсе предлагают ничего не размораживать и создать новую накопительную пенсионную систему с неизвестными принципами, конечно же «забыв» про прежнюю, в которой совокупные накопления граждан составляют порядка 3 трлн рублей.

Минфину сейчас не позавидуешь: с одной стороны, ведомству надо как-то извернуться и найти деньги на покрытие дефицита федерального бюджета при том, что экономических реформ, которые могли бы поднять уровень доходов естественным путем, у правительства пока нет. И не предвидится минимум до лета 2017 года.

А с другой стороны – приходится выполнять требования президента о недопустимости шоковой терапии, о необходимости введения моратория на повышение налогов до 2019 года.

Вот и предлагает Минфин все подряд варианты, не задумываясь о последствиях, в надежде на то, что хоть какой-то из них будет одобрен президентом. О качестве проектов в такой суете говорить не приходится. Все это напоминает отчаянные попытки лечить онкологию настоем ромашки.

Пока еще ни одно из предложений Минфина не может похвастаться продуманностью и гарантированно положительным эффектом для экономики. Чиновники ведомства становятся все больше похожи на депутатов Госдумы предыдущего созыва с их фантастическими скоростями по выпуску законопроектов.

Одно предложение сменяется другим, но ясно одно: всё идёт к тому, что сначала будут приниматься ужесточающие меры, способные принести бюджету хотя бы в краткосрочной перспективе сотни миллиардов рублей, без особого разбора кому это может навредить (а пострадают, как всегда, в первую очередь простые граждане, самые незащищенные слои населения).

А потом в конвульсиях и под страхом очередного подзатыльника от президента начнут запускаться меры по успокоению граждан, которые потребуют от государства уже куда меньших затрат. Если в новую накопительную часть пенсии пойдут те же 6%, что и раньше, то бюджет не досчитается примерно 360 млрд рублей в год, а население лишится разом порядка 3 трлн рублей из-за потери накоплений.

В накопительной части сейчас болтаются эти 3 трлн. Они зависли на счетах разных фондов и управляющих компаний. Пока их никто не отбирал, только новых поступлений туда нет. Но если введут новую систему и начнут все с нуля, то что будет с этими деньгами? Вполне возможно, что их просто изымут».

Источник: https://www.mk.ru/economics/2016/09/23/minfin-i-cb-zateyali-novuyu-reformu-pensiy.html

Пенсионеры пусть выживают сами: россиянам готовят еще одну пенсионную реформу

Не успела отшуметь пенсионная реформа, предполагающая повышение возраста выхода на пенсию на 5 лет, как в правительстве дали повод для нового беспокойства. Оказывается, нынешних изменений недостаточно и в ближайшие годы придется запустить руку в карман пенсионерам еще раз.

Федеральный центр не без скрипа продвинул скандальный правительственный законопроект о повышении пенсионного возраста, что многие эксперты назвали серьезным ударом по рейтингам Правительства, президента и партии власти.

Замедлить темпы падения рейтингов власти не удалось даже масштабной рекламной кампании, построенной на разъяснении принципов грядущей реформы, продвижении новой системы пенсионных баллов и прочих, якобы положительных эффектов от нашумевшего документа.

В действительности же оказалось, что вся эта работа была проделана впустую – никаких баллов, в том формате, который крупные федеральные чиновники, политики и министры описывали ранее не будет.

Россию на самом деле ждет еще одна пенсионная реформа, в рамках которой никто не будет выстраивать анонсированную ранее понятную, прозрачную и справедливую пенсионную реформу.

Власти уже сегодня занялись подготовкой очередных изменений к пенсионной системе, которую, скорее всего, снова предложат населению как безальтернативный вариант.

«Не было никаких пенсионных баллов»

Итак, российские власти решили не останавливаться на достигнутом (пенсионная реформа, напомним, на минувшей неделе была окончательно принята Госдумой в третьем чтении) и занялись подготовкой очередного этапа «модернизации» пенсионной системы.

Новые изменения, как рассказала недавно вице премьер-министр Татьяна Голикова, будут проходить в два этапа. Итогом такой модернизации станет новый порядок расчета размеров пенсионных выплат.

На этом фоне в социальном блоке Кабмина даже заявили, что говорить о полной отмене так называемых пенсионных баллов было бы неправильным.

«Я вынуждена разочаровать. У нас никогда на законодательном уровне не существовало понятия пенсионных баллов и не существует сейчас. Это термин сленговый, который был сформирован в минувшие годы. У нас принята система так называемых пенсионных коэффициентов, которая будет действовать до 1 января следующего года», — заявляет вице-премьер.

По словам Голиковой, до нынешнего года включительно стоимость пенсионных коэффициентов устанавливалась на законодательном уровне в соответствии с законом о бюджете и методике установления. Все это было неочевидным и непонятным, потому как законом предполагалось обязательное наличие разработанной правительством методики, которая до сих пор так и не была создана.

«Теперь же, с начала следующего года и в ближайшие шесть лет в пенсионном законодательстве России будет четко фиксирована стоимость пенсионных коэффициентов. Это позволит пересчитать пенсии – как они будут устанавливаться и в каком объеме будет осуществляться их повышение», — добавила Голикова.

По словам вице-премьера, в будущем система пенсионных коэффициентов будет изменяться – это вызвано принятием законопроекта о повышении возраста выхода на пенсию.

«Уже с 2025 года данная система потребует модернизации, потому что будет существовать другой порядок установления размеров пенсий», — заявляет вице-премьер.

По словам Голиковой, если говорить упрощенно, то нынешняя пенсионная реформа станет лишь первым этапом модернизации, который займет шесть лет, далее последует второй этап. Что именно принесет россиянам вторая пенсионная реформа, вице-премьер уточнять не стала.

При этом она поясняет, что в ближайшие 6 лет власти рассчитывают заняться активным обсуждением изменений, которые нужно будет принимать с 2025 года. Если перевести слова Голиковой на простой и понятный русский, выходит, что в Правительстве пока и сами не знают, как они планируют рассчитывать пенсии россиян в будущем.

И если называть недавнее заявление Голиковой шоком пока рановато, можно точно отметить, что ее слова являются яркой демонстрацией того, насколько легко федеральный центр готов отказаться от собственных обещаний, полностью перевернув принятые решения, которые несколько месяцев изо всех кабинетов называли не иначе, как единственно верными.

Выживайте сами

Вообще, важно отметить, что балльную систему, которая позволяла конвертировать реальные денежные обязательства государства перед российскими пенсионерами в некие баллы, начали внедрять еще три года тому назад. То есть, уже тогда население начали активно готовить к балльной системе.

Тогда же власти развернули масштабную рекламную кампанию, которая была посвящена разъяснению новой пенсионной формулы.

В те времена из уст едва ли не каждого федерального и регионального чиновника можно было услышать фразу «пенсионные баллы» — теперь же Голикова заявляет, что ни о каких баллах речи не велось.

Читайте также:  Как получить и оформить статус «ветеран великой отечественной войны» в 2019 году

Резонно было бы предположить два возможных варианта происходящего. Либо чиновники в 2015 году не до конца понимали, что именно они предлагают и собираются внедрять, например, делая это по наставлению федерального центра. Либо же действовали они на основании тщательно продуманного умысла, так сказать, с прицелом на будущее.

Тот же премьер Медведев в 2015 году заявлял, что правительство принимает разумные и взвешенные решения по выстраиванию эффективной пенсионной системы на годы вперед.

А спустя всего три года, то есть в нынешнем году, оказалось, что «годы вперед» — выдумка, что все эти изменения – лишь подкладка и прощупывание почвы перед реально возмутительными изменениями, которые многие уже назвали «грабежом» и «людоедством»,

Как результат, пенсионная реформа получила недавно в третьем чтении полный карт-бланш и будет приниматься едва ли не рекордными темпами.

В то же самое время, ее разъяснение населению закончилось тем, что любой молодой работник сегодня не имеет ни малейшего представления о том, что его ожидает в старости, на какую пенсию он сможет рассчитывать, и как она будет начисляться.

А, принимая во внимание последние полтора-два десятка лет, можно сделать вполне взвешенный прогноз о том, что пенсии, либо не будет вообще, либо будет хватать лишь на то, чтобы не умереть голодной смерть. В общем, задерживаем дыхание и ждем 2024-2025 годов, когда нам представят пенсионную реформу 2.

0. Возможно, уже совсем скоро в высоких кабинетах перестанут притворствовать и декларировать заботу о гражданах, и честно признаются, платить по своим социальным обязательствам государство больше не хочет – выживайте сами!

Источник: https://wek.ru/pensionery-pust-vyzhivayut-sami-rossiyanam-gotovyat-eshhe-odnu-pensionnuyu-reformu

Пенсионная реформа: новые планы Правительства

Пенсионная реформа не ограничится вопросом возраста и выхода на пенсию. Власти намерены отказаться от балльной пенсионной системы. «Все Выборы» собрали последнюю информацию.

Этого не ждал никто

Повышение пенсионного возраста – это только начало масштабной пенсионной реформы. Об этом в интервью российским федеральным телеканалам заявила заместитель председателя правительства Татьяна Голикова. Правительство планирует отказаться от «балльной» пенсионной системы, которая начала действовать в РФ с 2015 года.

«Да, это правда. Это очень сложное решение, но нам придется это решение принимать», — сказала Голикова, отвечая на вопрос Соловьева, планируется ли уход от «балльной» системы.

Вероятно, сложность отказа связана с тем, что балльная система не проработала и пяти лет. В то же время, эта система вызывала массу нареканий.

Вместо балльной системы, заявила вице-премьер, может быть введена система индивидуального пенсионного капитала. Проект новой системы накопления пенсии будет представлен осенью.

Об этом проекте пока мало известно, однако суть его заключается в следующем — будут существовать две части, из которых будет складываться пенсия. Первая — это обязательная часть, формируемая исходя из стажа. Вторая часть (тот самый капитал) будет формироваться исходя из уровня заработка гражданина.

Предполагается, что законопроект о новой системе формирования пенсий будет принят до конца осенней сессии.

3 аргумента Голиковой

Во-первых, правительство рассматривает возможность отмены балльной системы в пенсионной формуле. Справедливые претензии к ней сводятся к непрозрачности и сложности расчетов.

Даже примерно подсчитать размер будущих выплат практически невозможно.

Потому как стоимость балла в рублях пересматривается ежегодно, поэтому до момента назначения пенсии точная сумма выплат неизвестна никому: ни специалистам Пенсионного фонда, ни гражданину.

Во-вторых, увеличить доходы Пенсионного фонда предполагается не только за счет повышения возраста выхода на пенсию и увеличения числа работающих, но и вывода из тени части зарплат, которые сегодня люди получают черным налом. Поэтому правительство готовит новый комплекс мер по уходу от зарплат «в конвертах». В неформальном секторе, по оценкам Росстата, трудятся сегодня более 15 миллионов россиян.

В-третьих, Татьяна Голикова обратила внимание на накопительную часть пенсии. Вице-премьер рассказала, что правительство разрабатывает законопроект, которым будет создана новая инфраструктура для пенсионных накоплений, правда, не уточнив, принимается ли идея индивидуального капитала, или будет придумано что-то еще. Пока ясно одно: накопления в той или иной форме решено сохранить.

Опыт других стран

Пенсионный возраст в последние три десятка лет был увеличен во многих странах.

Мужчины выходят на пенсию в 65 лет в Молдавии и Азербайджане. Женщины имеют право на пенсионные выплаты по достижению 63 лет в Армении. В скором времени так же будет и в Казахстане.

В Литве, Латвии и Эстонии к 2025–2027 году пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в Германии, Испании, Италии — до 67 лет как для мужчин, так и для женщин. Средняя продолжительность жизни в странах ОЭСР в 2015 году была около 80 лет.

Источник: https://vsevybory.ru/pensionnaya-reforma-novye-plany-pravitelstva/

Правительство вынашивает новые идеи реформирования пенсионной системы

В пятницу, 28 сентября, в газете «Ведомости» был опубликован материал, в котором (со ссылкой на федеральных чиновников) говорится об обсуждаемых в правительстве планах дальнейшего реформирования пенсионной системы.

На этот раз речь идёт об изменении формулы расчёта страховых пенсий и, возможно, даже об отмене балльной системы. При этом есть все основания полагать, что в результате этих изменений будет окончательно отброшена ключевая норма об индексации пенсий по уровню инфляции.

Это откроет дорогу к значительному сокращению размера пенсии в реальном выражении.

ЕСЛИ КТО думал, что начатое новым правительством реформирование (по сути, разрушение) пенсионной системы ограничится принятым на прошлой неделе в окончательном виде законом о повышении пенсионного возраста, то он сильно заблуждался: у нашего правительства в запасе ещё много «интересных» идей о том, как бы собрать с народа побольше денег. Одна из них — это постепенное сокращение реального размера пенсий в результате отмены механизма индексации пенсий по инфляции, который был жёстко определён в пенсионном законодательстве 2013 года.

Первая атака на механизм индексации пенсий по инфляции случилась уже через год после принятия указанных законов: в 2016 году размер пенсий и стоимость пенсионного балла были проиндексированы лишь на 4%, при том что официальный уровень инфляции за 2015 год составил 12,9%. Тем самым реальный размер пенсии уменьшился примерно на 9%.

Однако тогда власти ещё не решались говорить об отмене самого требования об индексации пенсий по инфляции.

Недоиндексация пенсий изображалась как временная мера, вызванная исключительно тяжёлым финансовым положением государства; более того, через год все пенсионеры получили единовременную выплату пять тысяч рублей, которая объявлялась как компенсация за неполную индексацию пенсий в 2016 году. Понятно, что эти пять тысяч рублей и близко не компенсируют те деньги, которые пенсионеры недополучили из-за неполной индексации, а будущие пенсионеры вообще не получили даже такой символической компенсации сокращения стоимости своих пенсионных баллов в реальном выражении. Но власти тогда хотя бы попытались сделать вид, что действующее пенсионное законодательство имеет для них какое-то значение.

Следующий шаг на пути отказа от принципа индексации пенсий по инфляции — это только что принятый закон о повышении пенсионного возраста. В нём требование индексации пенсий и пенсионных баллов по инфляции отменяется на период 2019—2024 годов, а вместо него в закон вписаны конкретные значения стоимости пенсионного балла и величины фиксированной выплаты в указанные годы.

Это подаётся как большое благо, которое люди получают от государства в качестве компенсации повышения пенсионного возраста, поскольку закреплённые законом цифры эквивалентны индексации пенсий на более высокий процент (7,0%, 6,6%, 6,3%, 5,8%, 5,5%, 5,4% в 2019—2024 годах соответственно), чем официально прогнозируемый властями уровень инфляции (порядка 4% на весь период).

Но здесь тоже есть лукавство, ведь уже сейчас очевидно, что в ближайшие годы уровень инфляции будет значительно выше, чем нынешние официальные прогнозы, поскольку в последние месяцы появилось много дополнительных инфляционных факторов.

Наиболее очевидные из них — это грядущее повышение НДС и уже начавшееся падение курса рубля. Нынешний «отскок» курса до 65—66 рублей за доллар не должен никого вводить в заблуждение.

Это временное явление, вызванное удачным сложением нескольких краткосрочных факторов: в первую очередь, рекордно высокой ценой нефти и сравнительным «затишьем» на развивающихся рынках.

При определённых сценариях развития событий (весьма вероятных!) может даже оказаться, что инфляция в период 2019—2024 годов превысит заложенные в указанном законе проценты индексации пенсионного балла.

Однако в законе такая ситуация не предусмотрена, и, следовательно, при инфляции, превышающей указанные выше значения (7,0, 6,6 и т.д.), пенсии и стоимость пенсионного балла опять будут недоиндексированы.

Заменяя законодательное требование об индексации по фактической инфляции на индексацию на некоторый заранее установленный процент, власти хотя бы сделали вид, что это всё делается на благо народа — для увеличения реального размера пенсий. Но теперь, когда закон о повышении пенсионного возраста принят, о приличиях можно уже не заботиться. Именно так надо понимать информацию о новых инициативах правительства в области реформирования пенсионной системы.

Речь идёт об изменении формулы расчёта пенсий и, возможно, даже об отмене балльной системы.

Подобное предложение уже звучало и ранее (в частности, вице-премьер Татьяна Голикова высказывала его ещё в июне этого года), но сейчас это уже не инициатива отдельного чиновника, а мера, серьёзно обсуждаемая в правительстве.

Более того, «Ведомости» приводят слова анонимного правительственного чиновника, который объясняет необходимость отмены балльной системы следующим образом: «Балльная формула содержит дисбаланс: пенсионный балл индексируется по уровню инфляции, что в долгосрочной перспективе приводит к завышению пенсионных обязательств…» Иными словами, рассматриваемая правительством реформа расчёта размера пенсий должна будет «избавить» пенсионную систему от принципа индексации по инфляции, в результате чего реальный размер пенсий будет постепенно уменьшаться, и тогда систему можно будет сбалансировать.

Приведённое высказывание правительственного чиновника шокирует не только своей античеловеческой сущностью (а как ещё можно расценить утверждение, что в России пенсии растут слишком быстро?), но и полной безграмотностью.

На самом деле в мировой практике считается, что индексация пенсионных прав по уровню инфляции в долгосрочной перспективе приводит к занижению пенсионных прав.

Дело в том, что в страховой системе пенсия — это компенсация утраченного заработка, а в большинстве стран в среднем зарплаты растут выше инфляции; их рост может отставать от инфляции в периоды кризисов, но это сравнительно короткие периоды, а на горизонте десятилетий средний рост зарплат обычно превышает инфляцию. Поэтому в мире «лучшей практикой» считается индексация пенсионных прав по среднему уровню заработной платы в экономике или по какому-либо другому параметру, связанному с динамикой заработных плат, но иногда используется и индексация по инфляции, или некоторая комбинация индексации по инфляции и по уровню заработной платы. Показательным примером является Великобритания, где ежегодная индексация пенсий идёт по максимуму из трёх величин: потребительская инфляция, рост средней зарплаты и постоянная величина 2,5%.

Пока мы не знаем никаких подробностей о том, что готовит нам правительство в пенсионной сфере. Но по последним событиям видно, что власть потеряла всякий стыд и готова на всё.

Читайте также:  Оплата больничного листа во время отпуска. продление отпуска в связи с болезнью

Источник: https://kprf.ru/opponents/er/179349.html

Правительство готовит новую пенсионную реформу!

137 (+1)

Вторник, 23 марта 2010, 09:31

К 2040 году пенсия будет составлять 40-70% от заработка граждан!

Пенсионная система будущего будет выглядеть совсем не так, как все думали. НИИ труда подготовило концепцию развития негосударственного пенсионного обеспечения, — именно ее Минздравсоцразвития и собирается утвердить (см. документ).

Пока это драфт документа, но Минздравсоцразвития уже создана рабочая группа для работы над этим документом, говорит председатель «Национальной ассоциации пенсионных фондов» (НАПФ) Константин Угрюмов.

По его словам, уже готово техническое задание для НИИ труда, по которому должны быть разработаны механизмы реализации всего задуманного. А задумано немало.

  • Прожиточный минимум пенсионера на 2010 год:
  • Москва — 5790 рублей
  • Московская область 4327 рублей
  • Санкт-Петербург 4481 рублей
  • Ленинградская область 4400 рублей

В остальных городах смотрите: http://www.slon.ru/articles/255047/

СЕМЬ ПОРТФЕЛЕЙ

Во-первых, после 2023 года в России не будет обычных НПФ, их место займут негосударственные и государственный накопительные пенсионные фонды, в которых и будут копиться пенсии граждан. Взносы в эти фонды будут осуществлять предприятия и организации, причем переводить деньги они будут в тот фонд, который выберет работник.

Но выбор фонда станет делом обязательным, оставаться молчуном будет крайне невыгодно. Согласно концепции, взносы молчунов будут перечисляться в государственный накопительный фонд, но не будут никуда инвестироваться. Единственное, что этот фонд сможет сделать для молчунов — защитить их средства от обесценения, положив их на депозит.

«Для предотвращения обесценивания таких средств они должны размещаться на депозитах банков в порядке, установленном для размещения временно свободных средств казны Российской Федерации», — говорится в концепции. Накопления будут формироваться за счет взносов работодателей.

Причем в 2023 году система будет функционировать по-разному для работников бюджетной сферы и всех остальных. Бюджетные предприятия и организации будут платить 6% от зарплаты работника, если она не превышает уровня страхуемого заработка. В 2010 году — это 415 000 рублей.

Все остальные будут отчислять такой процент, какой будет зафиксирован в договоре с трудовым коллективом. Если процент окажется меньше 6%, недостающую сумму работодатель сможет брать из зарплаты работника.

Переход на такую схему отчислений будет постепенным и начнется в 2013 году с установления для всех работодателей обязанности перечислять 6% на пенсионные накопления. Накопительные пенсионные фонды получат возможность самостоятельно инвестировать средства будущих пенсионеров, но не куда угодно, а в один из семи инвестиционных портфелей!(см. таблицу). http://www.slon.ru/articles/329084/

Каждый из портфелей будет соответствовать определенному возрасту работника, и все они будут составлены по общему принципу: чем моложе, тем рискованней.

Инвестировать средства в деривативы можно будет только до 40 лет, а покупать высокодоходные «мусорные» бумаги можно будет только для будущих пенсионеров, не достигших 30 лет.

Самый консервативный портфель предусмотрен для тех, кому уже перевалило за 55 — он соответствует нынешнему консервативному портфелю ВЭБа.

ЧТО ПОЛУЧАТ ГРАЖДАНЕ

Выйдя на пенсию, застрахованные смогут распоряжаться этими накоплениями по своему усмотрению: взять всю сумму сразу или получать ежемесячную пенсию. Можно будет также оставшиеся средства передавать по наследству.

Сейчас с этим есть проблема: средства обязательного пенсионного страхования не могут быть переданы по наследству, поскольку не являются собственностью пенсионера — они принадлежат Российской Федерации. Что делать со средствами добровольного пенсионного страхования — до сих пор не ясно. «Выплатной» закон завяз в межведомственных согласованиях.

По словам председателя НАПФ Константина Угрюмова, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития никак не могут прийти к единому мнению относительно правовой базы для ускоренной выплаты этих средств или их наследования. Более того, будущие пенсионеры смогут еще и заложить свои пенсионные накопления и получить под них ссуду.

Кроме того, граждане постепенно станут полноценными участниками корпоративных пенсионных программ. Случится это к 2040 году, когда, проработав в компании всего один год, работник будет иметь право на добровольные пенсионные накопления, сформированные этим работодателем. В 2023 году он будет иметь такое же право лишь по истечении 10 лет верной службы.

При этом работодатель уже в 2023 году будет обязан включать в добровольную пенсионную программу всех сотрудников старше 35 лет, правда, только в том случае, если такая программа у него есть. Программ таких может быть не больше двух: одна — для менеджмента, вторая — для всех остальных. Право создавать индивидуальные пенсионные программы будет ограничено.

За счет всех этих мер правительство рассчитывает вовлечь в добровольное пенсионное обеспечение 20% экономически активного населения уже к 2023 году, при этом половина всех работающих должна будет перечислять обязательные взносы в негосударственные фонды.

В этом случае, как считают авторы концепции, удастся обеспечить пенсию работающим гражданам на уровне 70% от утраченного заработка, правда, при двух условиях: если накопления осуществляются не менее 30 лет и зарплата не превышает подлежащий страхованию порог в 415 000 рублей (в рублях 2010 года).

Для тех, кто зарабатывает больше, государство обещает пенсию на уровне 40% утраченного заработка. Ну, а тем, кто не работал или работал сам на себя — 2,5 прожиточных минимума пенсионера. http://www.slon.ru/articles/329084/

Источник: https://odintsovo.info/white/blog.asp?id=6905

Пфр готовит новую пенсионную реформу

В конце апреля стало известно о планах Минфина реформировать пенсионную систему. В частности, ведомство Антона Силуанова предложило повысить пенсионный возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин с шагом 6-12 месяцев в год.

Кроме того, предлагается сократить бюджетный трансферт в ПФР: отменить компенсацию фондам их выпадающих из-за льгот по страховым тарифам доходов.

Еще одно предложение министерства состоит в отказе от выплаты пенсии (или хотя бы ее фиксированной части) работающим пенсионерам, а также отменить обязательность пенсионных накоплений, при одновременном стимулировании добровольных инвестиций в будущую пенсию.

Предложения Минфина снижают социальные обязательства государства и увеличивают налоги. Почти сразу же последовало опровержение со стороны вице-премьера Ольги Голодец, отвечающей за социальный блок в правительстве.

Как выяснил Лайф, в Пенсионном Фонде России, вслед за Минфином, также признают необходимость провести пенсионную реформу. Об этом желании свидетельствует  объявленный ПФР тендер под названием «Разработка системы критериев и показателей долгосрочной финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств для моделирования доходной и расходной частей бюджета ПФР».

Исследователям щедро отведено на свежие идеи 19 млн рублей.

Как указывается в конкурсной документации, сейчас «ни одна из финансовых схем страхового пенсионирования не в состоянии решить задачу устойчивого финансового обеспечения страховых пенсий, обеспечивающих достойный уровень жизни и установленный международными нормами минимум замещения пенсией заработка без изменения политики заработной платы в стране и создания реальных стимулов уплаты страховых взносов».

В текущей системе, признаёт ПФР, экономия государства на пенсиях начнётся с поколения, которое выходит на пенсию с 2022 года (накопительная часть формируется только у родившихся после 1 января 1967 года), — то есть их пенсии, по сути, будут меньше, чем у нынешних пенсионеров. Сейчас средняя пенсия составляет порядка 12 600 рублей. 

«Страховые взносы используются на солидарные выплаты пенсий предыдущему поколению работников и индивидуальные накопительные пенсии работников 1967 года рождения и моложе, доля которых постоянно растёт, — указывается в документе ПФР.

— Эта нагрузка начнёт компенсироваться лишь с началом выхода на пенсию этого поколения (2022 г.), так как их страховые пенсии, очевидно, будут ниже, чем у работников предыдущих поколений».

Разбалансировку в ПФР связывают с накопительной частью пенсии, из-за которой бюджет фонда несёт двойную нагрузку: эти деньги уходят не нынешним пенсионерам, а на личные счета граждан, фонду необходимо дополнительное финансирование.

Особенно цинично эти рассуждения выглядят на фоне заморозок отчислений на накопительную часть с 2014 года и пролоббированного социальным блоком правительства отказа от накопительной части пенсии: если гражданин не перевёл до 1 января 2016 года накопительную часть в НПФ, то впоследствии он сможет рассчитывать только на государство. Выходит, человек будет зависеть от страховой пенсии (а не накопительной части), и именно она будет снижаться.

Сейчас работодатели ежемесячно отчисляют в ПФР взносы на сумму, равную 22% зарплаты сотрудника. Раньше из них 16% шло в страховую часть и 6% — в накопительную.

Страховая часть является доходом ПФР, который идёт на выплаты нынешним пенсионерам, накопительную часть гражданин мог передать в управление негосударственным пенсионным фондам.

Если гражданин отказался от накопительной, ему будет выплачиваться только трудовая (страховая) пенсия по старости с небольшой надбавкой социальной пенсии (назначается всем нетрудоспособным гражданам) по утверждённой правительством формуле.

Эта формула была презентована Минтрудом России в 2013 году (её фактический разработчик не раскрывается).

Как отмечал в интервью «Известиям» руководитель ПФР Антон Дроздов, утверждённые вместе с новой формулой целевые показатели развития пенсионной системы предусматривают «увеличение уровня пенсий к 2030 году до 2,5—3 прожиточных минимумов пенсионера (сейчас этот минимум составляет 8803 рубля по России, в Москве — 11 428 рублей), сохранение текущей нагрузки на бизнес и как минимум на 1% ВВП сокращение зависимости Пенсионного фонда от федерального бюджета».

Теперь ПФР фактически признаёт, что прошедшая пенсионная реформа обернулась провалом и достичь объявленных целевых ориентиров невозможно.

Будущий исполнитель работ должен будет кроме чёткого прогноза и новых целевых показателей дать «законодательные предложения и нормативно-методологические рекомендации» для сокращения дефицита бюджета ПФР, «совершенствования» (то есть повышения) страховых тарифов и — одновременно — определения сумм помощи из госбюджета. Разработчиком этой научной работы может быть любое юрлицо, главное, чтобы оно не имело отношения к Турецкой Республике, подчёркивается в конкурсной документации.

Кроме предложений по законопроектной работе исполнитель должен просчитать и различные сценарии развития пенсионной системы.

Хотя обсуждаемого повышения пенсионного возраста в перечне нет, один из сценариев — увеличение среднего страхового стажа на 5 лет (сейчас средний стаж — 34,5 года), этот показатель не вырастет иначе как через увеличение пенсионного возраста законом. Впрочем, как подчёркивается в документе, в базовом сценарии средний трудовой стаж не изменится.

По мнению экспертов, фактическое признание накопительной части ненужной в нынешнем ее формате, хоть и выглядит нелогично (все-таки столько лет ее рекламировали), но по сути неизбежно. В этом все ведомства (ПФР, Минфин и ЦБ) сходятся в том, что она должна изменится.

— К сожалению, вопрос перераспределения пенсионных денег и изменений в такой сфере как пенсионная (которая по сути своей и по логике не должна менять правила игры десятилетиями) неизбежен из-за текущий макроэкономической ситуации в стране, — говорит начальник аналитического отдела Национального рейтингового агентства Карина Артьемьева. – Поэтому, как ни грустно, нам придется всем столкнуться с повышением пенсионного возраста, и с новыми правилами расчетам будущих пенсий.

Баланс в пенсионной системе министерство ищет аж с 1995 года, когда была утверждена первая Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ.

На её основе в 1998 году Минтруд представил проект программы пенсионной реформы, которая предусматривала введение обязательной накопительной части пенсии на основе индивидуальных счетов и инвестирования средств на финансовых рынках под управлением частных компаний.

Однако кризис 1998 года ограничил как масштабы, так и скорость преобразований. Разработкой новой программы реформ занялся специально созданный в 2001 году Национальный совет по пенсионной реформе.

И в 2002 году начала внедряться новая пенсионная система, в которую уже входил накопительный компонент. В 2013 году Минтруд, представив новую концепцию, предложил вернуться к практике СССР и 90-х.

А масштаб бедствия таков. По итогам 2015 года расходы ПФР составили порядка 7 трлн рублей, из которых 3 трлн дал федеральный бюджет (при общем уровне расходов федерального бюджета в 15,6 трлн рублей).

Источник: https://life.ru/400679

Ссылка на основную публикацию