Как правильно рассчитать срок ответа на требование из налоговой, полученное 1 апреля?

Если вы получили тре­бо­ва­ние по ито­гам ка­ме­раль­ной на­ло­го­вой про­вер­ки, то ответ на него нужно дать в те­че­ние 5 ра­бо­чих дней со дня по­лу­че­ния тре­бо­ва­ния.

В ответе, составленном в свободной форме, нужно указать данные по вне­се­нию необ­хо­ди­мых ис­прав­ле­ний (например, что была подана уточ­нен­ная де­кла­ра­ция). Если по­яс­не­ни­я даются по декларации НДС, то они долж­ны быть на­прав­ле­ны в фор­ма­ли­зо­ван­ном виде в элек­трон­ной форме в налоговую инспекцию.

Если вы получили требование о представлении документов или информации, то сроки на­прав­ле­ния от­ве­та на тре­бо­ва­ние будут зависить от ос­но­ва­ния для ис­тре­бо­ва­ния до­ку­мен­тов:

Продвинутый бухгалтер

Узнать подробнее

  • до­ку­мен­ты, ис­тре­бу­е­мые при про­ве­де­нии встречной на­ло­го­вой про­вер­ки, долж­ны быть пред­став­ле­ны в те­че­ние 5 ра­бо­чих дней со дня по­лу­че­ния со­от­вет­ству­ю­ще­го тре­бо­ва­ния,
  • до­ку­мен­ты, ис­тре­бу­е­мые при про­ве­де­нии на­ло­го­вой про­вер­ки, долж­ны быть пред­став­ле­ны в те­че­ние 10 ра­бо­чих дней со дня по­лу­че­ния со­от­вет­ству­ю­ще­го тре­бо­ва­ния,
  • до­ку­мен­ты, ис­тре­бу­е­мые при проведении проверки, ко­то­рые были вклю­че­ны в ре­ест­ры для под­твер­жде­ния обос­но­ван­но­сти при­ме­не­ния на­ло­го­вой став­ки 0% и на­ло­го­вых вы­че­тов, долж­ны быть пред­став­ле­ны в те­че­ние 20 ра­бо­чих дней со дня по­лу­че­ния со­от­вет­ству­ю­ще­го тре­бо­ва­ния,
  • до­ку­мен­ты, ис­тре­бу­е­мые при проведении проверки, ко­то­рые были вклю­че­ны связаны с исчислением и упла­той НДФЛ по эмис­си­он­ным цен­ным бу­ма­гам, долж­ны быть пред­став­ле­ны в те­че­ние 3 месяцев со дня по­лу­че­ния со­от­вет­ству­ю­ще­го тре­бо­ва­ния,
  • до­ку­мен­ты, ис­тре­бу­е­мые при проведении проверки, ко­то­рые имели отношение к сдел­кам между вза­и­мо­за­ви­си­мы­ми ли­ца­ми, долж­ны быть пред­став­ле­ны в те­че­ние 30 ра­бо­чих дней со дня по­лу­че­ния со­от­вет­ству­ю­ще­го тре­бо­ва­ния.

Что бы вовремя отправить ответ на требование нужно правильно уметь посчитать срок ответа на требование.

Срок для от­ве­та на тре­бо­ва­ние на­ло­го­вой ин­спек­ции нужно начинать считать со дня, сле­ду­ю­ще­го за днем по­лу­че­ния тре­бо­ва­ния.

Датой по­лу­че­ния тре­бо­ва­ния счи­та­ет­ся дата вру­че­ния (при пе­ре­да­че тре­бо­ва­ния лично), при от­прав­ке тре­бо­ва­ния по почте за­каз­ным пись­мом – 6-ой ра­бо­чий день со дня от­прав­ки.

При от­прав­ке тре­бо­ва­ния через ТКС день по­лу­че­ния тре­бо­ва­ния – это день на­прав­ле­ния на­ло­го­пла­тель­щи­ком на­ло­го­вой ин­спек­ции кви­тан­ции о при­е­ме тре­бо­ва­ния в элек­трон­ном виде.

/ «Бухгалтерская энциклопедия «Профироста»15.07.2019

Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающихБухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Налоги ИП, 3-НДФЛ, Организация учета, как проверить, транспортнй налог Красноярск, транспортный налог, ответ на требование ИФНС, ответ на требование контролирующих органиов, контроль ИФНС, выездная налоговая проверка.

Сроки предоставления документов по требованию налоговых органов – АКГ «Деловой профиль»

Время в России неспокойное, да и бюджет многострадальный стремительно редеет. А значит, бизнесу стоит ожидать пристального внимания со стороны различных органов исполнительной власти. И не в последнюю, а, возможно, даже в первую, очередь – со стороны Федеральной налоговой службы.

Строго говоря, с налоговой можно и нужно спорить о результатах ее деятельности, выливающейся в штрафы, пени и прочий законный (или нет, что случается также довольно часто) способ пополнения бюджета.

Но делать это нужно грамотно и с соблюдением правил игры, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также правоприменительной судебной практикой.

Иначе, можно отстояв город, проиграть на фронтире.

Кейс: последствия несоблюдения сроков ответа

Итак, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (сокращенно — ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Приморскому краю о признании недействительным решения от 01.08.2019 N 4132, которым указанное учреждение привлекалось к ответственности по пункту 1 статьи 129.1 НК РФ — неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.

Обосновывая свои требования, заявитель ссылался на то, что в рамках проводимой камеральной проверки юридическое лицо предоставило контролирующему органу все требуемые документы и пояснения по каждому объекту налогообложения.

Когда от ИФНС в адрес ФГКУ «ДВТУИО» Минобороны РФ поступило еще одно требование, выставленное по тем же основаниям, в отношении тех же объектов и по тем же причинам, учреждение направило ответ, в котором указало, что налоговый орган требует объяснения и документы, ранее уже представленные ему по аналогичному требованию.

Ответ учреждения составлен и направлен в срок, установленный п.3 ст. 93 НК РФ. Документы и переписка, соответственно, прилагается.

ИФНС №11 по Приморскому краю возражало против заявленных требований, указывая на тот факт, что заявителю направлялись два разных требования, на каждое из которых должен был быть дан самостоятельный ответ, в рассматриваемом случае пояснение, в пределах срока, установленного абз.1 п.3 ст. 88 НК РФ.

Также налоговый орган ссылается на тот факт, что регистрация учреждением в своем внутреннем учете исходящей корреспонденции письма и присвоение ему исходящего номера в пределах срока, установленного абз.1 п.3 ст.88 НК РФ, не означает его своевременного направления в контролирующий орган.

В соответствии с данными Почты России трек-номер почтовому отправлению присвоен позже срока ответа проверяющему органу, установленному Налоговым кодексом.

Данные факты подтверждены документальными доказательствами, которые суд изучил в ходе рассмотрения дела и дал им надлежащую оценку в вынесенном решении. Заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

Решение суда первой инстанции поддержали апелляционная и кассационная инстанции, оставив его без изменений, а жалобы без удовлетворения – решение от 14.02.

2020 по делу А51-25211/2019, вынесенное АС Приморского края Постановление АС Дальневосточного округа от 31 июля 2020 года № Ф03-2743/2020 по делу № А51-25211/2019.

Ошибка заявителя, из-за которой и было вынесено такое решение, – в несоблюдении сроков направления ответа контролирующему органу. Давайте подробнее рассмотрим, в какие же сроки необходимо отвечать налоговой инспекции, если она обратила на вас свое всевидящее око.

Немного сухих фактов о сроках и запросах налоговых органов

В соответствии с НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

Пожелания налоговой оформляются в виде требования о предоставлении документов, составленного по установленной форме (приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.

2015 № ММВ-7-2/189@)) и содержащего перечень требуемых документов, в том числе и пояснений.

Представление документов по требованию налоговой | Контур.НДС+

В случае инициирования камеральной и выездной проверок, налоговые инспекторы, руководствуясь положениями ст. 93 Налогового Кодекса Российской Федерации, имеют право запросить у плательщика налогов ту или иную документацию.

При проведении камеральной проверки налоговая имеет право затребовать предоставление исключительно тех документов, которые содержатся в перечне, упомянутом в положениях ст. 88 НК РФ:

  • документация, являющаяся подтверждением права на получение тех или иных льгот (п.6 ст.88 НК РФ)
  • документация, подтверждающая право на получение вычета по НДС (п.8 ст.88 НК РФ)
  • счета-фактуры, первичная и не только документация, относящаяся к случаю противоречий, возникших при предоставлении данных, указанных в декларации по НДС и в отчётной документации, принадлежащей контрагентам (п.8.1 ст.88 НК РФ)
  • документация, представляющая собой подтверждение внесения изменений в первоначальные данные, а также в регистры налогового учёта, в которых отражаются показатели, соответствующие ситуации «до» и «после» внесения изменений (п.8.3 ст.88 НК РФ)
  • документация, которая подтверждает обоснованность отражения необлагаемых сумм и применения пониженных тарифов в случае подачи расчёта по страховым взносам (п.8.6 ст.88 НК РФ)

Однако, при исключительных случаях, налоговые инспекторы имеют право в ходе проведения камеральной проверки запросить дополнительную документацию. К исключительным случаям относятся такие, как:

  • проверка декларации, которая была подана членом простого товарищества
  • предъявление вычетов по акцизам
  • оказание каких-либо услуг на территории РФ компанией, зарегистрированной, как иностранный контрагент
Читайте также:  Справка о заработной плате в соцзащиту: образец о зарплате за 3 и 12 месяцев, скачать бесплатно примеры оформления формы о доходах, для детских пособий

В случае, если проводится выездная проверка, представители ИФНС не ограничиваются в правах и могут затребовать немедленное предоставление абсолютно любой документации, если она связана с процедурой исчисления и уплаты налогов за период и по вопросу проверяемого налога (п.12 ст.89 НК РФ).

Сроки возобновления налоговых проверок

Случай второй: проведение встречной проверки ИФНС

Налоговые инспекторы имеют право на осуществление запроса документации по плательщику налогов не у самого плательщика, а у его контрагентов. При этом могут быть осуществлены запросы в адрес контрагентов не только первого, но и второго, третьего звена, а также в адрес лиц, располагающих, по мнению ИФНС, необходимой информацией.

Налоговые органы в праве осуществить запрос документации и вне рамок проведения камеральной и выездной проверок, но только в том случае, если они вовлечены в процесс сбора информации о той или иной конкретной сделке.

В таком случае порядок действия ИФНС будет несколько иным – налоговый инспектор, которому поручен сбор сведений о сделке, готовит и направляет специальный запрос – поручение в адрес той инспекции, в которой состоит на учёте интересующий проверяющего контрагент или третье лицо, располагающее сведениями о конкретной сделке или плательщике, в отношении которых собирается информация. Далее инспекция, получившая спецпоручение, на его основании формирует требование о представлении документов (информации), которое и направляется указанному лицу (ст.93.1 НК РФ).

ВАЖНО! При оформлении запроса, в него может быть включён перечень абсолютно любых документов, запрашиваемых инспекторами, т.к.

по закону при проведении встречной проверки инспекторы ничем не ограничены в своих действиях и могут запросить абсолютно любую документацию, относящуюся к финансовой и иной деятельности плательщика налогов, в отношении которого инициирована проверка.

Форма получения требования ИФНС

Пункт 4 статьи 31 Налогового Кодекса РФ регулирует правила и сроки предъявления требования налоговым органом плательщику налогов. В том случае, когда сдача налоговой отчётности плательщиком осуществляется в электронной форме, требование о представлении документов также должно быть направлено ему через электронный документооборот.

Статьёй 23 (п.5.1) НК РФ закрепляется обязанность налогоплательщика обеспечить себе техническую возможность для получения от представителей ИФНС документации в электронном виде посредством телекоммуникационной связи с помощью того или иного оператора электронного документооборота (ЭДО).

С этой целью плательщик налогов обязуется заключить договор с тем или иным оператором ЭДО, а впоследствии получить от него квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

Все эти операции необходимо осуществить на протяжении не более, чем 10 дней с момента принятия налогоплательщиком на себя ответственности по сдаче отчётности в электронной форме.

Электронный документооборот обязателен не для всех компаний-налогоплательщиков, а исключительно для тех, среднесписочная численность сотрудников которых выше 100 человек.

Отметим, что несмотря на это, предоставление отчётности в электронной форме является обязательным для всех без исключения плательщиков налога на добавленную стоимость, а также для тех компаний, которые являются налоговым агентом по НДС, либо выставляют контрагентам счета-фактуры.

Все это приводит к тому, что на практике обязанность использовать электронный документооборот присуща большинству организации и ИП, а следовательно, и получение требований от ИФНС они должны осуществлять исключительно в электронной форме.

Обязанность вести переписку с ИФНС в формате ЭДО от лица налогоплательщика может быть возложена на уполномоченного представителя организации.

При таком случае ИФНС необходимо получить от плательщика налогов документ, который является подтверждением прав уполномоченного представителя организации на получение от налогового органа электронного требования, а также иных документов, адресованных данному плательщику налогов (п.5.1 ст.23 НК РФ).

В том случае, когда тот или иной плательщик налогов имеет право на сдачу налоговой отчётности на бумаге, налоговики обязаны направлять ему требования о представлении документов на бумажном носителе посредством пересылки заказным письмом с использованием услуг Почты России или нарочно курьерской службой. При этом отмечается, что такой плательщик освобождается от обязанности обеспечить возможность получать электронных требований от ИФНС через оператора ЭДО.

Форма направления истребованных документов

В Налоговом кодексе отсутствует статья, обязывающая организации-налогоплательщиков, получивших требования в электронной форме, исполнять их исключительно в формате ЭДО, т.е.

получив требование о предоставлении информации в электронном виде, организация имеет право подготовить и направить в адрес ИФНС ответ на бумажном носителе.

Однако, как показывает практика, получившие требование в формате ЭДО плательщики предоставляют ответные документы также в электронном виде.

Форматные электронные документы и документы на бумажном носителе

Пункт 2 статьи 93 Налогового Кодекса Российской Федерации регулирует порядок подачи форматных электронных документов – согласно положениям данной статьи, посредством ЭДО плательщик имеет право предоставить либо электронную форму документа установленного формата (в частности, счёта-фактуры), либо сканированные копии бумажных документов.

С целью передачи скан-копий бумажных документов они должны быть переведены в определённый электронный формат, который ранее был утверждён положениями приказа Федеральной Налоговой Службы России № ММВ-7-6/16 от 18.01.2017 года.

Передача таких документов осуществляется посредством телекоммуникационной связи через оператора ЭДО (электронного документооборота).

Обязательным требованием, предъявляемым к таким документам, является наличие подтверждения их усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или его представителя.

В том случае, когда плательщик предпочитает воспользоваться своим правом предоставления документации на бумажном носителе, он в личном порядке, или через представителя, или посредством отправки заказным письмом при помощи соответствующей услуги Почты России, направляет в ИФНС заверенные копии документов, составленных на бумажном носителе.

ВАЖНО! В случае предоставления документации по запросу ИФНС на бумажном носители, все листы в обязательном порядке должны быть прошиты и пронумерованы, при этом нотариальное заверение в общем случае не требуется (п.2 ст.93 НК РФ).

Электронные документы «неформат»

Статьи Налогового Кодекса не регулируют способ представления запрошенных налоговиками документов, в том случае, когда они изначально были составлены в электронном формате, но не по установленному формату (например, договоры).

При этом, согласно положениям Налогового Кодекса Российской Федерации, если так называемые «неформатные» документы после составления были подписаны электронной подписью и переданы контрагенту посредством системы ЭДО, они являются юридически значимыми.

Согласно тексту письма Федеральной Налоговой Службы России № СА-4-7/15871 от 09.09.2015 г.

, документ, перед тем как он будет передан в налоговый орган, необходимо распечатать и заверить в обычном порядке, сделав отметку о том, что ранее он уже был подписан электронной подписью.

После завершения данной процедуры «неформатный» документ может быть предоставлен для ознакомления налоговым инспекторам. Отправка такой документации может быть произведена как посредством заказного письма Почтой России, так и при личном посещении ИФНС налогоплательщиком.

Налоговикам разрешено проводить вызов и допрос налогоплательщиков

Сроки представления документов

Налоговый Кодекс России регламентирует сроки предоставления документации, запрошенной налоговиками в рамках проведения камеральной, выездной или встречной проверки.

Если в отношении плательщика инициирована камеральная или выездная проверка, то вся запрошенная налоговым органом документация должна быть предоставлена в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения требования (п.3 ст.93 НК РФ).

Другие требования к срокам предоставления документации – в случае проведения встречной проверки ИФНС. Здесь срок предоставления документов не должен превышать 5 рабочих дней с даты получения требования.

Если же налоговые инспекторы адресовали требование касательно конкретной сделки, то срок предоставления документации также, как в случае с камеральной проверкой, не может превышать 10 рабочих дней с даты получения требования (п.

 5 ст. 93.1 НК РФ).

Требование, направленное налогоплательщику в электронной форме

В том случае, когда плательщик налогов получил требование в электронной форме, датой его получения считается день, в который был открыл файл с данным требованием, что инициирует автоматическую отправку в ИФНС квитанции о приёме данного требования (п.10 Порядка, утверждённого приказом ФНС России от 16.07.20 № ЕД-7-2/448).

ВАЖНО! Квитанция о приёме требования плательщиком налогов должна быть обязательно передана в налоговый орган посредством оператора ЭДО в срок, не превышающий 6 рабочих дней с момента отправки требования инспекцией (п.5.1 ст.23 НК РФ), при этом следует учитывать, что сам момент отправки фиксируется в документе — «Подтверждение даты отправки», формируемом самим оператором ЭДО в автоматическом порядке.

Требование на бумажном носителе

В случае, когда налогоплательщик осуществляет приём требования о предоставлении информации, направленном в его адрес налоговым органом на бумажном носителе, датой получения документации считается шестой день со дня отправки указанного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

Увеличение предельного срока направления налоговых требований

Порядок действий в случае, когда налогоплательщик не укладывается в сроки

В ситуации, когда налогоплательщик не укладывается в сроки, зафиксированные в требовании, ему необходимо уведомить об этом налоговый орган (приказ ФНС России от 24.04.19 № ММВ-7-2/204). Срок подачи такого уведомления – следующий за днём получения требования день.

Подача данного уведомления осуществляется либо при личном посещении ИФНС представителем организации, либо в электронной форме посредством ЭДО.

И только те лица, которые не обязаны предоставлять отчётность в электронной форме, имеют право направить уведомление посредством Почты России.

После получения данного документа, налоговый орган в течение 2 рабочих дней должен принять решение о продлении срока представления затребованных документов или отказе.

ВАЖНО! Налоговый кодекс РФ никак не ограничивает налоговых инспекторов в вопросе пролонгации срока представления документов.

Способ быстрой отправки в ИФНС большого объёма документации

В большинстве случаев объём документации, запрашиваемой налоговыми органами, оказывается огромным.

Подготовить и передать такие объёмы бывает непросто, поэтому большинство современных компаний-налогоплательщиков используют в своей работе различные сервисы, которые позволяют во много раз ускорить процесс предоставления документов в инспекцию.

Одним из лучших сервисов в этой области является «Коннектор Контур.Экстерн», позволяющий осуществлять единовременную отправку десятков тысяч электронных документов в адрес налогового органа.

Посредством «Коннектор» возможно осуществить передачу в ИФНС абсолютно любых электронных документов, созданных по утверждённым форматам.

Кроме того, сервис передачи документации «Коннектор» справляется с отправкой форматов pdf, jpg, png, tiff сканированных копий документов, ранее созданных на бумажном носителе.

Удобством данного сервиса является автоматическое создание описи переданных документов.

В случае необходимости отправки колоссальных объёмов документации, существует возможность установки сервиса «Коннектор Контур.Экстерн» на разных компьютерах и параллельного запуска отправки документации. Это сводит риск нарушения сроков предоставления документации к нулю.

Порядок действий налогоплательщика при отсутствии нужных документов

В случае, когда ИФНС запрашивает документацию, которая отсутствует у налогоплательщика или его контрагента, плательщик имеет законное право на отказ от предоставления данных документов (п.3 ст.93 НК РФ), согласно пункту 5 статьи 93.1 Налогового Кодекса Российской Федерации и приказу Федеральной Налоговой Службы России от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204.

Может ли ИП отказать в предоставлении документов при проверке?

Порядок действий налогоплательщика при повторном запросе документации

ИФНС имеет право осуществления повторного запроса документации, которая ранее уже была предоставлена налогоплательщиком. При этом плательщик налогов в праве отказаться от повторного предоставления документации.

В таком случае налогоплательщик или его представитель обязан уведомить ИФНС о том, что запрошенные налоговым органом документы ранее уже были предоставлены, указав при этом реквизиты документа, содержащего в своем приложении все повторно запрошенные сведения.

Срок подачи такого уведомления совпадает со сроком исполнения требования.

Исключением из данного правила является запрос подлинников документации, которые ранее были возвращены налогоплательщику после ознакомления и документы, утрата которых произошла «вследствие обстоятельств непреодолимой силы». Такие документы обязательно нужно предоставить и во второй раз.

Будет ли штраф за непредоставление документов по требованиям ФНС?

Санкции для нарушителей сроков и порядка предоставления документации в ответ на требование ИФНС

В случае, если плательщик обязан предоставить отчёт в ИФНС в электронном виде, но не обеспечил возможность получения от налогового органа электронных документов, то его банковские счета могут быть заблокированы по запросу ИФНС. Такие же санкции будут применены налоговиками к плательщику в случае не направления им квитанции о получении электронного требования (подп.1.1 и подп.2 п.3 ст.76 НК РФ).

За отказ от представления запрошенных документов в срок налогоплательщик может быть оштрафован согласно п.1 ст.126 НК РФ. При этом размер штрафа составит 200 рублей за каждый непредставленный документ. В случае отказа от предоставления документации контрагентом, штраф, предусмотренный п.

2 ст.126 НК РФ, составит 10 000 рублей. Необоснованный отказ от предоставления информации о конкретной сделке влечёт штраф в размере 5000 рублей, согласно п.1 ст.129.1 НК РФ, а повторный отказ в течение 1 года — штраф 20000 рублей (п.2 ст.129.1 НК РФ).

10 важных пунктов для грамотного ведения учёта у ИП

Истребование налоговым органом документов и информации в период карантина 2020 | «Правовест Аудит»

Основные варианты направления налоговым органом требований о предоставлении документов (информации), предусмотренные налоговым законодательством, можно квалифицировать следующим образом.

Варианты истребования документов (информации) Срок предоставления документов (информации) Ответственность за непредставление / несвоевременное представление документов (информации)
1. В рамках «встречной» проверки контрагента, проводимой в связи с камеральной или выездной налоговой проверкой налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) 5 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п.5 ст.93.1 НК РФ) 10 000 руб. (за непредставление / несвоевременное представление истребуемых документов)(п.6 ст. 93.1, п. 2 ст. 126 НК РФ)
2. В рамках «встречной» проверки, проводимой для получения документов и информации по конкретной сделке /сделках — истребование вне рамок налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (абз. 2 п.5 ст.93.1 НК РФ) 5 000 руб. (за несообщение /несвоевременное сообщение истребуемой информации (п.6 ст. 93.1, п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ, см. Письмо ФНС России от 27.06.2017 №СА-4-9/12220@)
3. В рамках камеральной или выездной налоговой проверки налогоплательщика (ст. 88-89, 93 НК РФ) 10 рабочих дней со дня получения требования о представлении документов (п.3 ст. 93 НК РФ) 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126, п. 4 ст. 93 НК РФ)
5 рабочих дней — для подачи пояснений и документов, запрошенных на основании п. 3 ст. 88 НК РФ 5 000 руб. (за несообщение /несвоевременное сообщение истребуемых сведений (п.6 ст. 93.1, п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ)

При этом следует заметить, что на практике организации и индивидуальные предприниматели, прежде всего, получают от налогового органа требования о представлении документов и информации в ситуациях истребования информации и документов по п. 1 ст.93.1 НК РФ, в том числе в рамках предпроверочного анализа, а также по п. 2 ст. 93.1 НК РФ (истребование вне рамок налоговых проверок).

В связи с введением в Российской Федерации с 30 марта 2020 года режима повышенной готовности Правительство России в пунктах 3, 4, 7 Постановления «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» от 02.04.2020 № 409 , среди прочего, предусмотрело некоторые послабления для бизнеса в части истребование документов (информации), а именно:

Во-первых, продлены сроки для ответа на требования о представлении документов (информации), пояснений

  • на 20 рабочих дней при их получении в период с 1 марта по 31 мая 2020,
  • на 10 рабочих дней при получении требований в период с 1 марта по 31 мая 2020, направленных в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС.

Во-вторых, введен мораторий на применение мер налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление документов и иных сведений в период с 1 марта по 31 мая 2020.

В-третьих, до 31.05.2020 приостановлено назначение выездных налоговых проверок, а также проведение назначенных выездных налоговых проверок, что в силу положений п. 9 ст. 89 НК РФ влечет невозможность для истребовать у налогоплательщика документы и информацию в рамках ст. 93 НК РФ в ходе выездной налоговой проверки.

Таким образом, несмотря на то, что пункт 3 Постановления «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» от 02.04.

2020 № 409 прямо не конкретизирует, на какие непосредственно случаи истребования налоговым органом документов (информации) распространяется продление срока, вместе с тем, по нашему мнению, такие совокупные сроки на представление документов (информации) выглядят следующим образом:

Варианты истребования документов (информации) Установленный НК РФ срок представления документов (информации) Новый срок с учетом продлений
1. В рамках «встречной» проверки контрагента, проводимой в связи с камеральной налоговой проверкой налогоплательщика (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) 5 рабочих дней 10 рабочих дней 25 рабочих дней
2. В рамках «встречной» проверки, проводимой для получения документов и информации по конкретной сделке/сделках- истребование вне рамок налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ) 30 рабочих дней
3. В рамках камеральной налоговой проверки представленных налогоплательщиками налоговых деклараций, кроме налоговой декларации по НДС (п. 1 ст. 93 НК РФ) 10 рабочих дней 30 рабочих дней
4. В рамках камеральной налоговой проверки декларации по НДС (п. 3 ст. 93 НК РФ) 10 рабочих дней 5 рабочих дней 20 рабочих дней
В рамках камеральной налоговой проверки по НДС при истребовании пояснений и документов в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ 15 рабочих дней
5. В рамках камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по другим налогам (не НДС) при истребовании пояснений (документов) в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ 5 рабочих дней 25 рабочих дней

Как известно, срок на представление документов (информации), пояснений по требованиям по действующему НК РФ начинает течь с даты получения соответствующего требования о представлении документов (информации).

Так, в случае если такое требование было направлено в электронном виде по ТКС, то днем его получения будет являться дата, указанная в квитанции о приеме такого требования, при чем налогоплательщик, получивший такое требование обязан в течение 6 рабочих дней со дня его отправки налоговым органом передать квитанцию о получении требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). При направлении требования по почте датой получения считается 6 рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При этом данные сроки подлежат исчислению в рабочих днях, в связи с чем при расчете указанного 6-дневного срока не следует учитывать предусмотренный Указами Президента России от 25.03.2020 № 206, от 02.04.

2020 № 239, от 28.04.2020 № 294 период нерабочих дней (с 30 марта по 30 апреля, с 6 по 8 мая 2020 года) на основании норм п. 6 ст. 6.1 НК РФ. Изложенная позиция подтверждается письмом Минфина России от 15.04.

2020 № 03-02-08/29938.

В то же самое время данное правило не применяется к организациям, на которые не распространяется вышеприведенные Указы Президента России о нерабочих днях (например, непрерывно действующие предприятия, аптечные и медицинские организации и др.

), как следствие, таким организациям следовало направлять в налоговый орган квитанцию о получении требования о представлении документов в обычном порядке, без учета периода нерабочих дней. Изложенная позиция косвенно подтверждается письмом ФНС России от 14.04.

2020 №СД-4-3/6261@ и др.

Тем самым при получении в период карантина организациями и индивидуальными предпринимателями, на которых был распространен режим нерабочих дней требований о представлении документов (информации), пояснений, 6-дневный срок для отправки налоговому органу квитанции о получении такого требования следует отсчитывать с первого рабочего дня после окончания периода нерабочих дней, то есть с 12.05.2020 (см. Указ Президента РФ от 11.05.2020 № 316).

ПРИМЕР 1

Налоговый орган в адрес организации, на которую распространяется Указы Президента о нерабочих днях, направил по ТКС требование о представлении документов (информации) в рамках «встречной» проверки контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ), такое требование было организацией получено 07.04.2020.

Сроки направления требования об уплате налога и сбора

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Сроки направления требования об уплате налога и сбора

  • Требование об уплате налога и сбора может быть выставлено в нескольких случаях.
  • Содержание
  • Для максимального соблюдения действующих норм и правил, а также в целях защиты законных интересов налогоплательщиков, налоговое законодательство РФ устанавливает четкие сроки, в которые каждый налогоплательщик должен быть уведомлен о срочной необходимости уплаты того или иного налога и сбора.
  • Несоблюдение налоговым органом установленных условий по уведомлению того или иного налогоплательщика ведет к тому, что несвоевременно направленное уведомление теряет свою юридическую силу.
  • Соответствующе оформленное требование об уплате налога должно быть направлено уполномоченным органом налогоплательщику в установленный 3-х месячный период с того момента, когда существующая недоимка была выявлена и поставлена на учет.

В установлении допустимого срока определенную роль играет и сумма имеющейся недоимки. Если она не превышает 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено лицу в период, равный одному году со дня непосредственного обнаружения и фиксирования недоимки.

В данном случае допустимый срок предъявления требований увеличивается в связи с перевесом затрат действий налоговых органов в сравнении с взыскиваемой суммой недоимки.

Исключениями будут являться случаи, когда обнаружение недоимки в том или ином размере стало результатом ранее проведенной налоговой проверки. Тогда, после вынесения официальных результатов данной проверки и фиксирования недоимки, налоговый орган должен направить свои требования о ее погашении в течение 20 дней с момента проведения данной проверки.

Требования о погашении задолженности могут быть направлены как самому лицу-налогоплательщику, так и ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Требование об уплате того или иного налога составляется в письменной форме и, как правило, в одном экземпляре. Исключения составляют случаи, когда документ направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

После того, как на втором документе была проставлена отметка налогоплательщика, либо его представителя, о получении, данный экземпляр возвращается в налоговый орган и хранится там.

Правила установления срока исполнения требования об уплате

Сроки направления требования об уплате налога и сбора устанавливаются действующим законодательством РФ и, в дальнейшем, местными налоговыми органами. Исчисление срока всегда начинается с момента обнаружения недоимки. С этого времени у налогового органа появляется полноценное право на предъявление финансовых требований к налогоплательщику.

Факт выявления недоимки, в обязательном порядке, фиксируется налоговым органом по установленным правилам. Документ, свидетельствующий о выявлении недоимки, является внутренней налоговой бумагой и налогоплательщику не направляется.

Нередко недоимки выявляются и во время производства по делу о налоговом правонарушении. В таком случае, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее, чем в течение 10 дней со дня обнаружения недоимки.

Законодательство РФ устанавливает минимальный срок, в течение которого требование налогового органа должно быть исполнено налогоплательщиком. Данный срок равен 8 дням с момент получения уведомления.

  1.  В тех случаях, когда требования об уплате направляется налогоплательщику в электронном виде, установленный срок увеличивается до 20 календарных дней, в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями – до 30 дней.
  2. До окончания срока, предусмотренного для добровольного исполнения требований налогоплательщиком, налоговый орган не может применить дополнительные принудительные меры, например, в виде пеней или штрафов.
  3. В судебной практике нередко встречаются случаи, когда решение налогового органа о принудительном взыскании долгов с налогоплательщика за счет его имущества, было признано незаконным именно потому, что оно было вынесено в период до истечения установленного законодательством срока для добровольного исполнения налоговых требований.
  4. Только после истечения установленного периода, налоговый орган может приступать к следующему этапу – выбору определенной принудительной меры для взыскания.

Срок исполнения требований об уплате налога, как правило, представляет собой стандартные цифры – 8, 20, 30 дней и один календарный год. Но, в определенных случаях он может быть увеличен, либо уменьшен, в зависимости от конкретных индивидуальных обстоятельств. Конечный результат устанавливается уполномоченным налоговым органом, но минимальное значение срока – 8 дней сократить нельзя.

Несоблюдение сроков направления требования об уплате

В налоговом праве сроки играют огромную роль, причем это напрямую касается не только налогоплательщиков и их обязательств, но и самих налоговых органов, действия которых не должно противоречить действующим нормам и правилам. Еще более важное значение приобретают сроки, когда речь идет о взыскании определённой материальной суммы для погашения налоговой задолженности.

Итак, если налоговый орган не проводил проверку, а недоимка составила сумму более 500 рублей, информирование налогоплательщика и предъявление соответствующих требований о погашении долга должно быть осуществлено в течение 3-х месяцев со дня обнаружения данной недоимки.

Если задолженность так и не была погашена, решение о взыскании может быть принято налоговым органом сразу после истечения установленного срока, но не позднее, чем в течение двух календарных месяцев после данного периода.

В действующем налоговом законодательстве РФ не установлено четких сведений о том, какую ответственность будет нести налоговый орган при нарушении установленного срока для предоставления требований об оплате.

Существуют множественные судебные решения, подтверждающие тот факт, что несоблюдение инспекциями установленных сроков по предъявлению требований не лишает их дальнейшей возможности взыскания различных штрафов и пеней. Помимо этого, данный факт не влечет изменения остальных сроков, предусмотренных законодательством РФ.

С другой стороны, судебная практика содержит в себе немало прецедентов, в которых действия налоговой инспекции были признаны незаконными, по причине несоблюдения установленных сроков и, как следствие, грубых нарушений действующего законодательства.

В таких случаях судебный орган нередко ставал на сторону налогоплательщика и освобождал его от необходимости оплаты выявленной ранее недоимки по причине неправомерных действий со стороны налоговых органов. Таким образом, в данном вопросе нет официальной и единственной позиции.

Как правило, во внимание принимаются различные, дополнительные обстоятельства, которые помогают судебному органу принять наиболее оптимальное и справедливое решение, максимально защитив интересы, как налогоплательщиков, так и представителей налоговых органов.

В тех ситуациях, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа о принудительном взыскании денежных средств, наложении ареста на имущество, либо о начислении пеней и штрафов за просрочку исполнения обязательства, он имеет полное право на обращение в судебный орган.

Разбирательство данных дел входит в компетенцию Арбитражного суда. Заинтересованному лицу следует подать иск, в котором необходимо указать имеющиеся требования и обосновать их.

В качестве основного доказательства нужно представить первоначальное требование налогового органа о срочной уплате существующей недоимке. В данном документе, в обязательном порядке, должен быть прописан срок, в который данная недоимка должна быть погашена. Затем следует представить в суд окончательное решение налоговой инспекции о принудительном взыскании денежных средств.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ссылка на основную публикацию