Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получили право на полноценную бесплатную юридическую помощь в РФ

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получили право на полноценную бесплатную юридическую помощь в РФ

Самое важное по теме: «права детей и подростков, оставшихся без попечения родителей» с ми профессионалов. Внимательно прочтите статью и если что-то будет не понятно вы всегда можете задать вопрос нашему дежурному юристу.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке.

Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г.

В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).
  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, получили право на полноценную бесплатную юридическую помощь в РФ

Федеральным законом от 2.07.2013 г. № 167-ФЗ внесены изменения  в ФЗ № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи» (указанные положения вступают в силу с даты официального опубликования закона).

В соответствии с изменениями право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных статьей 6 ФЗ о бесплатной юридической помощи (далее БЮП) в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи получили не только дети-сирот и дети, оставшиеся без попечения родителей, но и лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (п. 4 ч. 1 ст.20 закона о БЮП в новой редакции).

  • Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
  • — правового консультирования в устной и письменной форме;
  • — составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • — представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах (ст. 6 закона о БЮП).

Кроме детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, право на бесплатную юридическую помощь получили:

— лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью (новый п. 4.1. ч. 1 ст. 20 закона о БЮП);

— усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей (новый п. 4.2. ч. 1 ст. 20 закона о БЮП).

Теперь государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера также в случаях:

— признания права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения (п. 2 ч. 2 ст. 20 закона о БЮП в новой редакции);

установления усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми (новый п. 10.1. ч. 2 ст. 20 закона о БЮП);

защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (новый п. 10.2. ч. 2 ст. 20 закона о БЮП).

Это связано и с тем, что с 1.01.2013 г. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, жилые помещения предоставляются в соответствии с новыми правилами ФЗ № 15-ФЗ, сначала по договорам найма специализированного жилого помещения, затем после окончания срока специализированного найма — по договорам социального найма.

Государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1)      истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения (пп. б п. 1 ч. 3 ст. 20 закона о БЮП в новой редакции);

  1. 2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:
  2. а) о взыскании алиментов;
  3. б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  4. в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2 ч. 3 ст. 20 закона о БЮП в новой редакции).

Управление опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей министерства образования и науки Хабаровского края / Меры государственной и социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей, принявших на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированные федеральным и краевым законодательством

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется:

  • бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), обучающимся в общеобразовательных учреждениях;
  • выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой или попечительством (предоставление им за время пребывания в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости), в размере от 8 652,64 руб. до 11 536,85 руб. на каждого подопечного, в зависимости от районного коэффициента (размер увеличен с 1 января 2012 года на 38 процентов);
  • выплата денежных средств лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находившимся под попечительством в период их обучения в общеобразовательных организациях, до завершения обучения в них, в размере от 8 652,64 руб. до 11 536,85 руб. на каждого, в зависимости от районного коэффициента;
  • сохранение права пользования жилым помещением или права собственности на жилое помещение, за детьми, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
  • предоставление путевок в оздоровительные лагеря и санаторно-курортное лечение (оплата стоимости путевки в оздоровительный лагерь, в размере, не превышающем 100 процентов от средней расчетной стоимости путевки);
  • предоставление полного государственного обеспечения находящимся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения);
  • выплата денежных средств на личные расходы обучающимся и воспитанникам краевых государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (30, 70, 150 рублей в зависимости от возраста);
  • бесплатное посещение дошкольных образовательных организаций; 
  • единовременное денежное пособие в размере 3 тыс. рублей (при первичном трудоустройстве; при увольнении в запас из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации; при первичном вступлении в брак; при рождении первого ребенка).
Читайте также:  Заявление на отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2021 году - образец

Все дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получают пенсию по потере кормильца либо социальную, либо по инвалидности (имеющие право на пенсию), а также алименты, взысканные с родителей. 

При получении детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессионального образования, им предоставляется:

  • право обучения на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
  • право обучения на курсах по подготовке к поступлению в краевые государственные профессиональные образовательные организации, реализующие программы подготовки специалистов среднего звена, без взимания платы;
  • право на получение второго среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) без взимания платы;
  • полное государственное обеспечение до завершения обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования по очной форме обучения:
  • бесплатное ежедневное питание (не менее 150 рублей) или ежемесячное возмещение его стоимости,
  • бесплатный комплект одежды, обуви и мягкого инвентаря (не менее 16 316 рублей на I курсе обучения, не менее 10 879 рублей — на II — IV курсах обучения),
  • бесплатное место в общежитии или ежемесячное возмещение его полной стоимости (в размере минимального размера оплаты за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в общежитии для обучающихся, определенного локальным актом профессиональной образовательной организации,
  •  предоставление бесплатной медицинской помощи в медицинских организациях;
  • государственная социальная стипендия;
  • государственная академическая стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером государственной академической стипендии, установленной для остальных категорий лиц, обучающихся в указанных образовательных организациях;
  • бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси);
  • бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы;
  • ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной государственной академической стипендии;
  • 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики;
  • ежемесячное денежное пособие на приобретение предметов личной гигиены в размере не менее 200 рублей для девушек и 160 рублей для юношей;
  • полное государственное обеспечение, выплата государственной академической стипендии в период академического отпуска по медицинским показаниям;
  • предоставление путевок в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации при наличии медицинских показаний, оплата проезда к месту лечения и обратно.

Выпускники образовательных организаций однократно обеспечиваются:

  • одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем стоимостью не менее 29 тыс. рублей или денежной компенсацией в указанном размере,
  • единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.
  • Имеют право на поучение ежемесячного пособия по безработице в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации.
  • Имеют право на получение благоустроенного жилого помещения, в установленном порядке.
  • Имеют право на получение ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилых помещений до обеспечения жилыми помещениями.

Гражданам (усыновителям, опекунам (попечителям), в том числе приемным родителям), при передаче в их семью на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, выплачивается единовременное пособие, размер которого составляет от 18 615,18 руб. до 24 820,24 руб.

в зависимости от районного коэффициента, за каждого ребенка, а в случае усыновления детей-инвалидов, детей в возрасте старше 7 лет, детей, являющихся братьями и (или) сестрами – единовременное пособие, размер которого составляет от 142 234,80 руб. до 189 234,80 руб.

в зависимости от районного коэффициента, за каждого ребенка. Дополнительно, в крае гражданам, усыновившим после 01 января 2012 года детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается единовременное пособие в размере 250,0 тыс.руб.

за каждого усыновленного ребенка.

Опекунам и попечителям, осуществляющим свои обязанности на возмездной основе (по договору о приемной семье), осуществляться выплата ежемесячного вознаграждения, размер которого в крае составляет от 11 608,50 руб. до 15 478,00 руб.

в зависимости от районного коэффициента, за одного подопечного (размер увеличен с 1 января 2012 года на 255 процентов).

Дополнительно к вознаграждению, за воспитание каждого ребенка, не достигшего 3х-летнего возраста или имеющего ограниченные возможности здоровья (4 или 5 группы здоровья), ежемесячно выплачивается 25 процентов минимального размера оплаты труда.

Опекуны и попечители, воспитывающие подопечных детей в количестве трёх и более (включая родных), с 1 января 2014 года получают 30-процентную скидку на оплату за пользование коммунальными услугами, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами детей в возрасте до 6 лет, и бесплатный проезд на транспорте детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.  

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса, в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также в иных нормативных правовых актах.

Основным в настоящей главе является понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Легального определения этого понятия Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания, заботы.

Законодатель лишь перечисляет самые распространенные случаи, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние — ребенок становится «оставшимся без попечения родителей».

Ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей также при отобрании его у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы.

Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. Это связано с тем, что круг юридических обязанностей родителей по отношению к детям чрезвычайно широк (ст.

63, 64, 80 СК), а их неисполнение может привести к различным негативным последствиям, таким как: заболевание ребенка, совершение ребенком правонарушения и пр.

«Ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей» — разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.

Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет таких детей — задача государственного масштаба, исполнение которой позволит гарантировать каждому ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации, предоставление необходимой и возможной помощи, а также планировать расходование бюджетных средств для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходят в следующем порядке:

1. Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отношении ребенка поступают в орган опеки и попечительства.

Зачастую такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попечительства при исполнении их служебных обязанностей. Однако необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст.

122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных, общеобразовательных, медицинских и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Исполнение этой обязанности не подкреплено юридической санкцией, и это обстоятельство является одной из причин того, что тысячи должностных лиц и рядовых граждан ежедневно проходят безучастно мимо детей, нуждающихся в помощи.

2. В соответствии с п. 6 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г.

N 101), орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот, зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета, а также внести имеющуюся информацию о ребенке в специальную анкету ребенка.

Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предоставляется месячный срок для устройства ребенка.

3.

Орган опеки и попечительства также обязан направить информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Орган власти субъекта Федерации передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта Федерации организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Таким образом, в Российской Федерации существует система учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Она предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта Федерации, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан.

Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

Как уже говорилось, отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Безусловно, важнейшим правом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является право на устройство в семью. Это один из главных элементов специального правового статуса ребенка.

Законодатель одновременно употребляет термины «устройство детей» и «воспитание детей», что требует разъяснения. Глава 18 СК РФ называется «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей», однако в наименовании разд. VI Кодекса использован иной оборот — «формы воспитания детей».

Это расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя. Дело в том, что воспитание как процесс воздействия на личность ребенка включает в себя не все из возможных действий, которые приходится совершать усыновителям, опекунам, попечителям ребенка.

На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, в том числе и обязанность по представительству и защите интересов несовершеннолетнего. Действия во исполнение этой обязанности (обращение в суд в защиту ребенка, в орган социальной защиты для получения льгот и пр.) понятием «воспитание» не охватываются.

Таким образом, в содержание понятия «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» включается их «воспитание».

Читайте также:  Образец заполнения формы заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, — один из видов социальной заботы (заботы государства и общества о людях).

Оно состоит в том, что уполномоченный на то орган закрепляет за ребенком лицо (нескольких лиц), обязанное (обязанных) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические и (или) юридические действия, направленные на удовлетворение потребностей такого ребенка, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетнего.

Понятие «устройство ребенка» является юридическим. Это связано, во-первых, с тем, что задачей устройства является обеспечение прав и интересов несовершеннолетнего.

Следовательно, закрепление за ребенком опекуна или иного обязанного лица может быть облечено только в установленные законом формы.

Во-вторых, важным признаком устройства является то, что оно осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти или местного самоуправления.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него.

Формы устройства могут быть различными, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической ситуации, демографической ситуации и пр. Так, еще в XVIII в.

в Российской империи по инициативе Екатерины II в Екатеринославском наместничестве на старост и старшин возлагалась «обязанность приискивать средства для пропитания малолетних.

С этой целью одни должны были отдавать беспомощных сирот состоятельным односельчанам с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение пользовались до совершеннолетия их трудами. На старосту возлагалась обязанность наблюдать, чтобы эти опекуны содержали малолетних изрядно и не изнуряли работами». Безусловно, цивилизованные правопорядки таких форм устройства детей «в семью» не знают.

В соответствии с п. 1 ст.

123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы по схеме:
  •                                 Схема N 1
  •                             Формы устройства
  •                               /        
  •                              /          
  •                         Формы             Формы
  •                  «индивидуального»   «неиндивидуального«
  •                      устройства         устройства

При «индивидуальном» устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство).

В случаях «неиндивидуального» устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица.

Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица — работники организации, однако их личности для формы устройства ребенка юридического значения не имеют.

Важно только, что педагоги организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соответствующее образование. Однако это требование общего характера. Для передачи ребенка в такую организацию не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог.

Более того, один педагог (или воспитатель, няня) может быть в любое время заменен другим, что невозможно сделать при «индивидуальном» устройстве ребенка (например, при помещении под опеку). В настоящее время в соответствии с п. 1 ст.

123 СК РФ к формам «неиндивидуального» устройства относится временная, на период до их устройства на воспитание в семью, передача ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из п. 2 ст. 155.2 СК РФ, правовое положение ребенка, пребывающего в такого рода организации, аналогично положению ребенка, которому назначен опекун (попечитель).

  1. В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка формы устройства разделяются:
  2.                                 Схема N 2
  3.                             Формы устройства
  4.                               /        
  5.                              /          
  6.                         Формы             Формы
  7.                      временного         постоянного
  8.                      устройства         устройства

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одной из специальных организаций всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет право на семью. Ребенку, помещенному в интернат или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подходящую семью.

Устройство ребенка без указания срока (постоянное) предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в правовую форму усыновления. Пожизненный характер этих отношений играет роль при их установлении, но не исключает впоследствии отмены усыновления, как родство родителей и детей не исключает лишения родителей родительских прав.

Такая форма устройства, как опека (попечительство), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а также патронатная семья, возможность создания которой может быть предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, являются разновидностью опеки (попечительства).

  • Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, складывается следующим образом:
  •                                 Схема N 3
  •                          Формы устройства детей
  •                         /                     
  •                        /                       
  •      Формы «индивидуального»           Формы «неиндивидуального«
  •           устройства                          устройства
  •          /                             (пребывание ребенка в
  •         /                             специальной организации)
  • Усыновление       Опека и
  •     детей       попечительство
  •                   над детьми
  •                   /       
  •                  /         
  •        «Классическая«      Возмездная
  •       (безвозмездная)

Не является формой устройства детей временная (не более чем на три месяца, в исключительных случаях — не более чем на полгода) передача ребенка в семью граждан, осуществляемая на основании п. 4 — 6 ст. 155.2 СК РФ.

Лица, принимающие ребенка в семью на указанных основаниях, не являются его законными представителями, а ответственность за жизнь, здоровье, воспитание ребенка продолжают нести те организации, в которые ребенок был ранее помещен.

Важной составляющей системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является деятельность органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст.

121 СК РФ только эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В Российской Федерации запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, были особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. была включена специальная ст. 126.

1 «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей», в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие.

Необходимо иметь в виду, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 154 УК РФ; ст. 5.37 КоАП).

В соответствии с действующим законодательством органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако органы местного самоуправления тоже могут быть органами опеки и попечительства в случае, если законом субъекта Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А

Как сироты и малые села помогают друг другу

Главная / Семейное право / Права детей

Назад

Опубликовано: 14.08.2018

Время на чтение: 8 мин

  Льготы по налогу на имущество в 2021 году

833

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории — сироты и оставшиеся без родительского попечения.

  • Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?
  • Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»
  • Льготы
  • Права
  • Виды социальной помощи

В обоих случаях дальнейшей жизнью ребёнка начинают заниматься государственные органы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

Виды социального сиротства

Отдельно можно выделить такое явление как скрытое социальное сиротство. При этом дети могут проживать в семье, однако по факту остаются безнадзорными, поскольку родители не проявляют интереса к их жизни, не занимаются воспитанием. Часто такие дети становятся беспризорниками, занимаются бродяжничеством.

Все несовершеннолетние, лишенные родительского попечения, подлежат семейному устройству. Однако чаще всего сделать это быстро не удается. Государственная система предусматривает различные типы специализированных учреждений, рассчитанные на определенный возраст детей, учитывающие наличие у них заболеваний или длительность пребывания.

Читайте также:  Налоговый вычет за детский сад: возврат НДФЛ за обучение в дошкольном учреждении в 2021 году

Если ученик ВУЗа или проф.учреждения не закончил обучение, но ему исполнилось 23 года, за ним остается право на финансовую поддержку со стороны государства и никто не имеет права его отменить. Вплоть до последнего курса обучения осиротевшие (лишенные родительского попечения) студенты имеют право на денежную поддержку государства.

Идеальным вариантом является распределение малышей в семью или в детские дома, проживание в которых максимально напоминает жизнь в семейном кругу.

Когда малолетнего усыновляют (удочеряют), его права приравниваются к правам родного ребенка. Кроме того, он может поменять свою фамилию на фамилию новых родителей, получить новое имя.

Новая семья обязуется ухаживать за ребенком, воспитывать, защищать и обучать, как родного.

Порядок и сроки выплаты. Подать заявление можно в любое время после смерти кормильца. Лучше сделать это в течение 12 месяцев — только в этом случае выплатят деньги за все время с момента смерти кормильца. Пенсию назначат с месяца, в котором обратились за ней.

  1. По уходу за ребенком до полутора лет — 40% от среднего заработка. В 2021 году минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком — 3277,45 Р , за вторым и последующими детьми — 6554,89 Р . Максимальный размер — 26 152,27 Р .
  2. По уходу за ребенком от полутора до трех лет — 50 Р .
  3. По уходу за ребенком до трех лет, если отец ребенка служит по призыву. Размер в 2021 году — 11 863,27 Р .
  4. Дополнительную поддержку, например, путинские выплаты. Размер — величина прожиточного минимума на ребенка в регионе.
  • 1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав,
  • ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
  • Вас может заинтересовать :: Квартира Не Оформлена В Жилое Помещение
  • Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»

Разницу между двумя понятиями определяет Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Сиротами признаются дети, родители которых умерли. Без родительского попечительства же остаются дети, родители которых не могут или осознанно не хотят воспитывать ребёнка и заботиться о нём. В этом случает используется также понятие «социальные сироты».

Когда ребенок считается сиротой

приемная семья — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

Льготы

В качестве помощи детям, по разным причинам лишившихся самых близких людей, государством предусмотрены льготы.

Лицам, родителей которых нет в живых, положена пенсия по потере кормильца. Её размер зависит от трудового стажа родителя. При достаточном трудовом стаже ребёнок будет получать трудовую пенсию, если стажа мало — социальную.

https://www.youtube.com/watch?v=aFK9MnRD6jo

Выплаты производятся до момента совершеннолетия или до достижения наследником 23 лет, если он учится на очном отделении учебного заведения.

При зачислении в различные учебные заведения такие дети пользуются привилегиями в виде:

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Студенты ежегодно один раз получают тройную стипендию, предназначенную для приобретения принадлежностей для обучения.

После завершения обучения выпускник может обратиться в службу занятости. Сотрудники службы помогают трудоустроиться, проверив профессиональную пригодность и поставив его на учёт.

При отсутствии опыта работы он полгода будет получать пособие, размер которого равен средней зарплате по региону.

Медицинская помощь также совершенно бесплатна, как обычный осмотр, так и требуемые оперативные вмешательства. Финансы на оплату лечения берутся из государственной казны.

Помимо всего перечисленного, предусмотрено бесплатное оздоровление в лагерях, санаториях и пансионатах. Оплата путёвки также производится государством.

Что касается жилья, и здесь государство не оставляет сирот и детей без родительского попечительства без помощи. После выпуска из интерната и достигший 18-летнего возраста ребёнок является претендентом на получение собственных квадратных метров жилой площади.

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

При соблюдении этих условий ребёнок ставится в очередь на получение жилья.

Льготы касаются и коммунальных платежей. Для их получения ребёнок должен обучаться в школе или учебном заведении профессионального образования по очной форме, а также должен иметь жилое помещение. При этих условиях лица указанной категории освобождены от уплаты коммунальных платежей и платы за проживание.

При наличии собственного жилья положена 100-процентная скидка. При проживании на территории опекуна льгота распределяется на норму площади, достаточной для опекаемого.

Дела приемные

«Население села, в котором закрывается школа, сразу сокращается в два-три раза, — объяснила предмет завершенного исследования Галиндабаева.

— При этом в стране меняется подход к содержанию детей сирот: из интернатов их стараются поместить в приемные семьи. Этого требует Семейный кодекс. Кроме того, содержание ребенка в семье обходится в 4 — 5 раз дешевле, чем в интернате.

Расходы на одного здорового ребенка в интернате могут доходить почти до 4 млн рублей в год».

По данным вице-премьера Татьяны Голиковой, в январе 2021 года из 406 тысяч российских детей-сирот 365 тысяч находились на воспитании в замещающих семьях. За прошлый год число сирот в государственном банке сократилось на 6,6%.

Основное население интернатов: ребята с серьезными заболеваниями, подростки, братья и сестры из многодетных семей. По закону их нельзя разделять, а взять сразу пятерых на воспитание готовы немногие семьи.

И дети, не имеющие статуса сироты, их родители живы и прав на ребенка лишены не были.

«Мы ездили по селам многих регионов России: Бурятии, Брянской области, Смоленской, Ленинградской, Владимирской — и практически везде нам рассказывали одну и ту же историю: брать сирот в семьи решили все вместе на сельском сходе, — продолжает Николай Карбаинов. — Логика была такая.

Своих детей мало, значит, нашу школу могут закрыть. А это 20-30 рабочих мест. Педагоги лишатся работы, многим семьям придется уехать, отменят автобус до райцентра… И в селах, где за школу решили бороться, нашли такой метод — создавать приемные семьи и брать к себе сирот».

Для создания приемной семьи нужен не только доход потенциального замещающего родителя, но и жилищные условия — на каждого члена семьи должно быть не меньше 18 квадратных метров площади.

В селах больших домов оказалось достаточно, чтобы возражений у органов опеки и попечительства не возникло.

В результате кое-где получилось так: в школе учатся 35 мальчиков и девочек, из них 30 — приемные, пятеро — кровные. Хотя чаще приемные составляют треть от общего количества.

«Были села, где усыновлением руководил директор школы, — рассказывает Галиндабаева. — Говорил: мне нужны один ученик в третий класс и еще один в шестой. Просто потому, что его малокомплектная школа получает по 500 тысяч рублей на каждую параллель, в которой есть хотя бы один ученик. Заполняя классы, директор мог открыть новые ставки, набрать дополнительных учителей».

Многих детей взяли к себе в семьи сами учителя, но и селяне, чья жизнь непосредственно со школой не связана, не остались в стороне.

Причины называли самые разные: кого-то прельщала перспектива получить от государства «сиротские деньги», кто-то говорил о любви к детям и желании совершить добрый поступок.

Впрочем, «заработать» особо ни у кого не получилось: в зависимости от региона из бюджета на содержание одного ребенка ежемесячно выделяют 5-7 тысяч рублей, сказал Карбаинов. Еще некоторая сумма положена родителям в качестве меры социальной поддержки.

Для семьи, взявшей одного ребенка, в сумме получается в среднем около 15-17 тысяч рублей в месяц. Для одинокой учительницы, работающей в сельской школе за 35 тысяч рублей в месяц, это, конечно подспорье, но не более того, — ведь приемного ребенка надо кормить, одевать, помогать ему устраиваться в жизни».

Помимо прямых выплат, приемные семьи могут получить еще скидку на коммунальные платежи, транспорт, топливо, покупку лекарств, налоговые вычеты, им перепадает гуманитарная помощь от благотворительных организаций, добавляет Галиндабаева.

«Дети после интернатов очень хорошо знают законы, свои права и обязанности, — говорит Галиндабаева. — Например, они имеют право не заправлять постели, не помогать по дому — они ничем не обязаны своей новой семье.

Таких мы тоже видели, но в подавляющем большинстве случаев в новых семьях сложились взаимоотношения, которые мы называем «квазиродительскими».

Там и взрослые делали намного больше того, что обязаны по контракту: выбивали своим подопечным пенсии по потере кормильца, добивались признания их жилья аварийным, чтобы ребенку к восемнадцати годам выделили новую квартиру, помогали поступать в вузы, поддерживали уже выросших приемных сыновей и дочерей. И дети вели себя как в родной семье — помогали по дому и огороду, отвечали добром на добро. Роль личного подсобного хозяйства, где можно было бы эксплуатировать детей, сейчас не слишком велика».

Были села, где усыновлением руководил директор школы

По данным Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники», у детей, проведших в приемных семьях хотя бы пять лет, шанс на благополучную судьбу во взрослой жизни в несколько раз выше, чем у выпускников интернатов.

«По нашей статистике, из восьми сел, где для сохранения школы выбрали путь создания приемных семей, они продолжают работать в пяти, — резюмирует Галиндабаева. — Но для нас лучший показатель в другом: даже в тех селах, где отстоять школу не удалось, приемные дети остались в семьях.

Даже наоборот: были примеры, когда вся семья переезжала из родного села в райцентр, чтобы ставшему своим ребенку было проще ходить в школу».

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.

Лица из указанных категорий имеют следующие права:

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.
Ссылка на основную публикацию