В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

Росздравнадзор заявил о росте нарушений прав граждан на лекарственное обеспечение. За четыре месяца 2019 года в ведомство обратилось 3500 россиян. Больше половины жалоб связаны с отсутствием в аптеках выписанных лекарств. Обращения поступают из Краснодарского края, Ульяновской, Московской, Ярославской, Белгородской областей и других регионов.

«По 2018 году 76% льготников вышли из программы в части лекарственного обеспечения. На 2019 год показатель составил 79%, то есть уже на 3% рост. Есть субъекты, в которых количество льготников, отказавшихся от данного вида помощи, превышает 90%», — сообщил замруководителя Росздравнадзора Дмитрий Пархоменко.

«В условиях финансирования на данную программу, которая заложена в законодательство, это делает фактически невозможным полноценное обеспечение лекарственными препаратами данной категории граждан», — заявил он.

В Ульяновской области не выписано и не поставлено на отсроченное обеспечение 40% рецептов. Во Владимирской — 11%, в Крыму — 20%. Во всех этих случаях пациенты не получили положенных лекарств, говорит Дмитрий Пархоменко.

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

«Территориальными органами в 2018 году проведено более 1200 проверок органов исполнительной власти в 58 субъектах. В 50 из них, это 86%, выявлены нарушения.

Нарушаются права граждан вообще на получение лекарственной помощи, 298 проверок. Несвоевременное обеспечение по выписанным рецептам 619 проверок.

Отсутствие выписки препаратов при наличии медицинских показаний установлены в 55 проверках», — отметил замруководителя ведомства.

На девятом Конгрессе «Право на лекарство», организованном «Лигой пациентов», врачи, общественники, законодатели и ученые ищут способы заставить систему лекарственного обеспечения работать эффективно.

По мнению первого проректора ВШОиУЗ Николая Прохоренко, нужно увеличить государственные расходы на здравоохранение, которые, очевидно, не покрывают потребности населения в лекарственном обеспечении.

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

«81% государственных расходов на амбулаторное лечение оплачивают сами россияне. Для сравнения, в странах ЕС доля личных расходов граждан не превышает 62%. На закупку лекарств государство тратит 233 млрд рублей (0,25% ВВП). Надо в два раза больше», — считает врач.

Дополнительные средства эксперт предлагает направить на лечение болезней кровообращения. Смертность от них в России выше, чем в странах ЕС в 1,5 раза. Смертность от инфекционных болезней в возрасте от 15 до 29 лет в нашей стране выше в 10 раз, а в трудоспособном возрасте, от 30 до 44 лет, — в 16, заявил кандидат экономических наук.

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

«И, соответственно, дети. Смертность детей лечение детей от 0 до 14 лет в России в 2 раза выше, чем в «новых» странах ЕС. Да, мы достигли достаточно больших успехов в борьбе с младенческой смертностью, но что происходит в более старших возвратах, это, конечно, серьезная ситуация», — добавил Николай Прохоренко.

По мнению президента организации «Лига пациентов» Александра Саверского, проблема в том, что в каждом регионе сформировалась «своя система здравоохранения».

«Президент удивляется, как это в соседних регионах цифры на одно лекарство могут отличаться в 59 раз? Да. Такую систему создает регулировщик. Он не знает, что у него происходит в другом городе», — заявил общественник.

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

В России есть закон «Об обращении лекарственных средств», но нет нормативного документа, который гарантировал бы к ним доступ, считает Александр Саверский. В результате государство превратилось в регулятора, который не обеспечивает право граждан на бесплатные лекарства. Решить проблему призван проект закона «Об обеспечении лекарственными средствами».

«Все люди, не только льготники, не только в стационаре, а все должны получать лекарства в рамках жизненно необходимых и важнейших препаратов», — считает автор инициативы.

Как отметил общественник, полномочия по здравоохранению должны вернуться на федеральный уровень.

«Возможно, необходимо даже возвращаться к централизации финансирования, потому то оно достаточно равномерное, понятное: мы знаем, сколько примерно пациентов, чем болеют по районам и регионам. Если что-то неправильно посчитали, субъект федерации должен дополнительно это профинансировать, эти дырки закрыть», — пояснил Александр Саверский корреспонденту Федерального агентства новостей.

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

Впрочем, региональные власти уже сегодня могут обеспечить отдельные категории граждан льготными лекарствами амбулаторно — без дополнительных финансовых затрат. Это успешно доказала Кировская область. В феврале этого года власти запустили в регионе Пилотный проект лекарственного обеспечения среди больных артериальной гипертензией и ишемической болезни сердца.

«Пациент приходит к врачу. Врач в компьютерной программе, где учитываются все льготные категории, выбирает соответствующее направление системы лекарственного возмещения, лекарственный препарат, выбирает аптеку распечатывает рецепт. По МНН (Международному непатентованному наименованию.— прим.

ФАН) пациент с этим рецептом идет в аптеку и выбирает сам лекарственный препарат уже по любому торговому наименованию, который имеет соответствующее МНН.

Этот перечень утвержден нашим региональным Минздравом», — рассказал первый заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов.

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

Пациенты платят в аптеках 50% от предельной стоимости льготного лекарства. Уникальный проект позволяет оказывать дополнительную помощь и простым пациентам, и льготникам.

«За три месяца реализации проекта число отпущенных рецептов составило более 39 тысячи, — заявил Дмитрий Курдюмов. — Отпущенных упаковок около 90 тысяч. Общий объем субсидий, предоставленных аптекам, пока около 5 млн рублей.

На второй месяц работы проекта число граждан, воспользовавшихся лекарственным возмещением, увеличилось в два раза, а в третий месяц еще на 40%. Таким образом, мы считаем, что проект удачен и востребован среди жителей региона».

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

Как отметил в интервью корреспонденту ФАН профессор НИУВШЭ Василий Власов, пример Кировской области показывает, что даже небогатый регион может «договориться» с Минфином и помогать людям.

«Все лекарственное обеспечение должно реализовываться на уровне регионов.

Все попытки перетаскивать его на федеральный уровень являются способом приспособления к нынешней бюджетной ситуации, когда все деньги сконцентрированы в федеральном центре.

Нормальным образом деньги должны быть выделены регионам на эти цели. Регионы должны их тратить в соответствии нуждами народа», — считает доктор медицинских наук.

Источник: https://riafan.ru/1181206-roszdravnadzor-zayavil-o-problemakh-s-lekarstvami-dlya-lgotnikov

Федеральная льгота на лекарства (лекарственное обеспечение) в 2019 году

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

На лекарственное обеспечение льготных категорий граждан из госказны РФ ежегодно тратится около 100 млн. руб. Данная мера позволяет открыть доступ к необходимым медикаментам малоимущим слоям населения. Но не все осведомлены о своем праве на перечень лекарств по федеральному или местному законодательству. Согласно последнему условия выдачи препаратов, их количество, наименования и лица, претендующие на преференцию, варьируются на усмотрение региональных властей.

ФЗ устанавливает общие права для всех граждан РФ, независимо от материального статуса и национальности. Льготы же зависят от принадлежности к особой категории (инвалид, ветеран, малоимущий).

К сожалению, получать лекарства можно только по одному из оснований (хотя прямого запрета на одновременное пользование федеральной и региональной преференциями нет), поэтому льготник должен будет сделать выбор. Выплату на лекарства государственному льготнику осуществляет ПФ, а региональному – орган соцзащиты.

Федеральная и региональная преференция на лекарства

Федеральная и региональная льгота на необходимые лекарства предоставляется на разных основаниях и в неодинаковом объеме. Так, местная льгота целиком зависит от регионального бюджета.

Различается и алгоритм оформления рецепта: врачу документ регионального уровня обычно гораздо быстрее и проще заполнять.

Но в обоих случаях рецепт лечащего доктора обязателен, равно как и пакет документов, подтверждающих право на него.

Важно! Региональная льгота на определенное лекарство предполагает его получение только лицом, относящимся к данной категории. Федеральный льготник не может ее получить и наоборот: являясь региональным льготником, вы не сможете рассчитывать на бесплатные лекарства из госбюджета.

Порядок получения федеральной / региональной преференции

  • Посещение поликлиники и консультация с лечащим врачом о возможности получения государственной или региональной соцпомощи, согласно ФЗ № 178.
  • Уточнение, к какой категории вы относитесь.
  • Если вы обладаете правом на федеральную преференцию, нужно будет посетить территориальное отделение ПФ.
  • В ПФ придется написать заявление по образцу и предоставить пакет документации:
    • паспорт / детскую метрику;
    • пенсионное (СНИЛС);
    • справку об инвалидности (факультативно) / другую бумагу, дающую право на скидку.
  • ПФ выдаст справку о том, что с определенной даты вы – обладатель права на медикаменты.

  • С данным документом вы будете ежемесячно приходить в свою больницу для получения льготных рецептов на лекарства либо изделия мед. назначения.
  • В вашу амбулаторную карту внесут соответствующую запись.

Если вы окажетесь региональным льготником, то идти в ПФ не нужно.

По предъявлению тех же документов вам оформят право на преференцию в той же поликлинике. Там же можно узнать, какие медикаменты выдаются со скидкой, и в каких аптеках.

Федеральные и региональные льготники: медикаментозное обеспечение

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

Не все могут рассчитывать на лекарства безвозмездно по госпрограмме. На федеральном уровне получить гарантированную помощь в первую очередь могут:

  • чернобыльцы (ликвидаторы, пострадавшие);
  • ветераны ВОВ, ее инвалиды, работники тыла, пленники фашизма;
  • участники БД, войн;
  • члены их семейств, если военнослужащий скончался;
  • инвалиды, дети с инвалидностью;
  • призывники на службе;
  • военные, отмеченные наградными знаками, герои СССР, РФ, кавалеры Ордена Славы;
  • герои соцтруда;
  • блокадники и родные погибших в Ленинграде;
  • дети до 3-х лет;
  • отпрыски многодетных родителей до 6-и лет;
  • малоимущие, например, пенсионеры.

Другой критерий для получения права на данную преференцию – наличие у человека определенной патологии. При этом не обязательно входить в список вышеперечисленных лиц.

Врач должен выписать рецепт на бесплатные лекарства по федеральной преференции при наличии таких заболеваний:

  • туберкулез;
  • муковисцидоз;
  • гемофилия;
  • рассеянный склероз;
  • рак;
  • миелолейкоз.

После трансплантаций также положены льготные лекарства.

Чем федеральный льготник отличается от регионального?

Первое отличие – законы, которыми устанавливается и регулируется соцпомощь. Это ФЗ и региональные законодательные акты.

Второе отличие – уровень бюджета, финансирующего получение лекарств.

Еще один нюанс – орган, занимающийся оформлением и выдачей компенсаций: ПФ России или местные отделения соцзащиты.

Наименования, количество федеральных лекарств – фактически закрыты. Внести в них какие-либо изменения можно только на высшем уровне. Региональные списки, как самих медикаментов, так и людей. Могущих их получить, постоянно видоизменяются, расширяются или сужаются.

Общее между региональным и федеральным льготником в том, что некоторые категории одновременно могут пользоваться обеими преференциями. Отличия в том, что получение помощи из ФБ обычно исключает аналогичное финансирование из РБ и наоборот.

Кто является региональным льготником в 2019 году?

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

Обычно это малоимущие, многодетные категории граждан. В некоторых субъектах, например, в СПБ, к таковым относятся все граждане с определенными болезнями.

Перечни разнятся в субъектах РФ, но чаще всего это следующие лица:

Обратите внимание! Получить лекарства не всегда просто. Так, онкобольные испытывают трудности по этому вопросу, им не хватает обезболивающих.

Читайте также:  Можно ли уволиться во время учебного отпуска в 2019 году

Финансирование данной категории недостаточное, но все же имеется, поэтому нужно добиваться привилегий, даже если участковый врач сам не предлагает выписать рецепт и вовремя не информирует о бесплатных медпрепаратах.

Получить необходимые сведения можно и самостоятельно в интернете либо страховой компании.

Перечень препаратов для федеральных льготников в 2019 году

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

  • Не каждый медицинский препарат входит в число безвозмездных. Полный перечень бесплатных препаратов для государственных льготных категорий граждан следующий:
  • «Ацетилсалийиловая кислота», «Диклофенак», «Кодеин», «Морфин», «Наркотин», «Папаверин», «Тебаин», «Тримеперидин», «Ибупрофен», «Кетопрофен», «Кеторолак», «Парацетомол», «Трамадол».
  • «Ацикловир», «Азитромицин», «Бензилбензоат», «Доксициклин», «Тетрациклин», «Амоксициллин», «Цефалексин», «Бензатина бензилпенициллин», «Тилорон», «Цефуроксим», «Сульфасалазин», «Кларитромицин», «Ципрофлоксацин», «Флуконазол», «Клотримазол», «Метронидазол», Клавулановая кислота.
  • «Азатиоприн», «Анастрозол», «Бусульфан», «Гидроксикарбамид», «Интерферон альфа-2b», «Меркаптопурин», «Мелфалан», «Метотрексат», «Митомицин», «Циклофосфамид», «Медроксипрогестерон», «Флутамид», «Интерферон альфа-2a», «Тамоксифен», «Хлорамбуцил».
  • «Цетиризин», «Лоратадин», «Хлоропирамин».
  • От эпилептических припадков:

«Бензобарбитал», «Гидрохлорохин», «Клоназепам», «Карбамазепин», «Окскарбазепин», «Пеницилламин», «Топирамат», «Вальпроевая кислота», «Этосуксимид», «Фенобарбитал».

«Амантадин», «Бенсеразид», «Карбидола», «Леводопа», «Тригексифенидил».

  • Лекарства для укрепления костей:
  1. Алендроновая кислота, «Альфакальцидол», «Кальцитонин», «Колекальциферол».
  2. «Галоперридол», «Диазепам», «Зуклопентиксол», «Кветиапин», «Оланзапин», «Оксазепам», «Перициазин», «Рисперидон», «Сульпирид», «Тиоридазин», «Трифлуоперазин», «Флупентиксол», «Флуфеназин», «Хлорпромазин».
  3. Аминофенилмасляная кислота, «Амитриптилин», «Бетагистин», «Винпоцетин», «Глицин», «Имипрамин», «Кломипрамин», «Пароксетин», «Пипофезин», «Пирацетам», «Сертралин», «Тизанидин», «Флуоксетин», «Этилметилгидроксипиридина сукцинат».
  4. «Неостигмина метилсульфат» и «Пиридостигмин бромид».
  5. «Варфарин», «Гепарин натрия», «Клопидогрел», «Пентоксифиллин».
  • Наименования препаратов для поддержки сердца:

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

  • Медикаменты для кишечника:

«Бисакодил», «Дротаверин», «Лактулоза», «Метоклопрамид», «Омепразол», «Панкреатин», «Сеннозиды А, В», «Смектит диоктаэдрический».

  • Препараты для терапии почек:

«Доксазозин», «Тамсулозин», «Финастерид», «Циклоспорин».

  • Офтальмологические лекарства:

«Тимолол» и «Пилокарпин».

  • Гормоносодержащие для щитовидки:

«Аллопуринол», «Бетаметазон», «Метилпреднизолона ацепонат», «Бромокриптин», «Гидрокортизон», «Дексаметазон», «Десмопрессин», «Левотироксин натрия», «Флудрокортизон», «Метилпреднизолон», «Преднизолон», «Тиамазол».

  • Лекарства для диабетиков:

Инсулин: аспарт, аспарт двухфазный, гларгин, детемир, изофан, лизпро, лизпро двухфазный, растворимый, двухфазный, глулизин, «Гликлазид», «Глибенкламид», «Глюкагон», «Метформин», «Репаглинид».

«Амброксол», «Ацетилцистеин», «Аминофиллин», «Беклометазон», «Будесонид», «Беклометазон», «Ипратропия бромид», «Формотерол», «Сальбутамол», «Тиотропия бромид», «Фенотерол».

Важно! Скидка может быть 100%-ной или только половинной. Возможно абсолютно безоплатное предоставление медикаментозных средств при амбулаторной, стационарной терапии. Но при амбулаторном лечении чаще дают 50%-ную скидку. Рецепт врача обязателен.

Законы

  • ФЗ № 178 «О государственной соцпомощи» (за 1999-й г.).
  • Постановление «О господдержке развития медицины и улучшения обеспечения граждан медпрепаратами» от 30.06.1994-го.
  • Законопроект «Об утверждении медпрепаратов, отпускаемых по рецепту… группам лиц, имеющим право на получение гос. соц. помощи».

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Источник: https://SocLgoty.ru/lgoty/federalnaya-i-regionalnaya-lgota-na-lekarstva.html

Список льготных лекарств на 2019 год

Список льготных лекарств на 2019 год

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями По статистике в России около 20 миллионов человек имеют право на бесплатные, так называемые льготные, лекарства. Примерно 15,5 миллионов из этих людей предпочитают лекарствам денежную компенсацию, и лишь около 4 миллионов человек пользуются своим правом в полном мере. Кому положены такие лекарства в 2019 году и в каких случаях государство может оплачивать лечение? Обо всем по порядку.

Какие лекарства выдают бесплатно

Перечень бесплатных лекарств регламентируется правительством. Документ, утверждающий их получение — приказ Министерства здравоохранения и социального развития России «Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным группам граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи», принятый в 2006 году, в сентябре. В этот документ регулярно вносятся правки, поскольку одни препараты включаются в этот список, а другие исключаются из него. В 2019 году в группу бесплатных лекарств попали все категории лекарственных препаратов:

  • ненаркотические и опиоидные анальгетики;
  • нестероидные противовоспалительные средства;
  • средства для лечения аллергии, подагры, и паркинсонизма;
  • анксиолитические, противосудорожные, антипсихотические вещества;
  • антидепрессанты, антибиотики, снотворные;
  • противовирусные и противогрибковые препараты;
  • лекарства для лечения сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной системы;
  • гормоны и многие другие препараты.

Практически любое заболевание может быть излечено исключительно с помощью бесплатных препаратов.

Кто имеет право на бесплатные лекарства

Категории лиц, которые имеют право на бесплатные лекарства, прописаны в статье 6.1 закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года, в статье 125 закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. В 2019 году получение бесплатных лекарств гарантировано следующим категориям граждан:

  • Участникам и инвалидам ВОВ, а также ветеранам боевых действий;
  • Лицам, которые награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • Членам семей ветеранов Великой отечественной войны, погибших инвалидов войны и участников боевых действий;
  • Военнослужащим воинских частей, которые не входили состав действующей армии во время ВОВ;
  • Военнослужащим ВОВ, которые награждены орденами или медалями СССР;
  • Лицам, работавшим в период ВОВ на военных объектах в тылу;
  • Членам семей погибших работников госпиталей и больниц Санкт-Петербурга;
  • Инвалидам и детям-инвалидам;
  • Лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на АЭС в Чернобыле.

Кроме этого, льготные лекарства предназначены больным, которые страдают следующими заболеваниями:

  • гемофилией;
  • миелолейкозом;
  • муковисцидозом;
  • болезнью Гоше;
  • гипофизарным нанизмом;
  • рассеянным склерозом;
  • нуждающимся в иммуносупрессии после трансплантации органов и тканей.

Кто прописывает «бесплатные» рецепты Какие именно бесплатные лекарства могут быть выписаны в конкретном случае можно уточнить у лечащего врача или у представителя страховой медицинской организации, которая оплачивает лечение. Льготные лекарственные препараты выписываются лечащим врачом в соответствии с медицинскими показаниями, рецепты заверяются заведующим отделением. В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями На рецепте обязательно указывается срок его действия, обычно один месяц. Это время, в течение которого лекарство должно быть получено в аптеке. В случае отсутствия препарата может быть предложено лекарство аналогичного действия. Срок действия рецепта может быть продлен и в этом случае аптека обязана в течение 10 дней организовать выдачу запрашиваемого препарата. При необходимости продолжить лечение, а также в случае утери рецепта, врач обязан выписать препарат повторно. Бесплатное лекарство по выписанному врачом рецепту может получить любой человек, которому будет передан рецепт. Это особенно важно, когда больной сам не в состоянии забрать необходимое ему лекарство.

Бесплатные лекарства детям

Сегодня право на бесплатные лекарства в России имеют дети до трех лет, кроме того дети до 6 лет из многодетных семей. Сюда же относятся малыши, страдающие редкими, угрожающими жизни заболеваниями, лечение которых обходится крайне дорого. Достаточно зарегистрировать ребенка по месту жительства и получить медицинский полис и СНИЛС в отделении пенсионного фонда, чтобы в дальнейшем при необходимости получать бесплатные препараты. Что делать, если лекарств нет в аптеке? Предположим, Вы добились выдачи необходимого препарата, но необходимые Вам льготные лекарства отсутствуют в аптеке. Что делать? При временном отсутствии выписанного препарата и невозможности его замены аналогичным администрация аптеки обязана поставить рецепт на учет и принять меры к скорейшему получению лекарственного средства. Как только лекарство появится, пациенту должны позвонить. В случае задержки Вы можете пожаловаться главврачу или вышестоящим инстанциям. Справку о наличии препаратов в той или иной аптеке Вам могут дать по телефону 8-800-100-01-22. Телефон работает бесплатно для всех регионов России. Подобные справочные телефоны есть и в каждом крупном городе или регионе.

Изменения в списке льготных лекарств

В 2017 году правительство страны утвердило новый список необходимых и жизненно важных лекарственных препаратов. По сравнению с предыдущим годом он вырос на 42 позиции. Теперь общее количество льготных лекарств составляет 646 наименований. Важно, что производство 6 лекарств из утвержденного списка находится на территории России. Для отдельных категорий льготников список лекарств был увеличен на 15 препаратов. Дорогостоящие лекарства пополнились одним новым наименованием. А список минимально необходимого ассортимента лекарственных препаратов, в свою очередь, расширился на две позиции.

Перечень бесплатных лекарств

Группа анальгетиков:

1. Кодеин;7. Ацетилсалициловая кислота
2. Морфин;8. Ибупрофен
3. Наркотин;9. Диклофенак
4. Папаверин;10. Кетопрофен
5. Тебаин;11. Кеторолак
6. Тримеперидин;12. Парацетамол и Панадол

Противоэпилептические:

1. Бензобарбитал;6. Клоназепам
2. Вальпроевая кислота;7. Топирамат
3. Гидрохлорохин;8. Этосуксимид
4. Пеницилламин;9. Фенобарбитал
5. Карбамазепин;10. Окскарбазепин

Противопаркинсонические:

1. Тригексифенидил;4. Амантадин
2. Леводопа;5. Карбидола
3. Бенсеразид

Психолептики:

1. Зуклопентиксол;8. Трифлуоперазин
2. Галоперридол;9. Тиоридазин
3. Кветиапин;10. Флупентиксол
4. Оланзапин;11. Флуфеназин
5. Рисперидон;12. Хлорпромазин
6. Перициазин;13. Оксазепам
7. Сульпирид;14. Диазепам

Психоаналептики:

1. Амитриптилин;8. Бетагистин
2. Кломипрамин;9. Аминофенилмасляная кислота
3. Имипрамин;10. Винпоцетин
4. Пароксетин;11. Пирацетам
5. Сертралин;12. Глицин
6. Пипофезин;13. Тизанидин
7. Флуоксетин;14. Этилметилгидроксипиридина сукцинат

Антихолинэстеразные:

1. Пиридостигмин бромид;2. Неостигмина метилсульфат

Лечение инфекций:

1. Доксициклин;9. Азитромицин
2. Тетрациклин;10. Ципрофлоксацин
3. Амоксициллин+Клавулановая кислота;11. Флуконазол
4. Цефалексин;12. Клотримазол
5. Бензатина бензилпенициллин;13. Тилорон
6. Цефуроксим;14. Ацикловир
7. Сульфасалазин;15. Метронидазол
8. Кларитромицин;16. Бензилбензоат

Противоопухолевые:

1. Гидроксикарбамид;9. Азатиоприн
2. Бусульфан;10. Тамоксифен
3. Меркаптопурин;11. Медроксипрогестерон
4. Мелфалан;12. Анастрозол
5. Метотрексат;13. Флутамид
6. Хлорамбуцил;14. Интерферон альфа-2a
7. Митомицин;15. Интерферон альфа-2b
8. Циклофосфамид

Укрепление костей:

1. Кальцитонин;3. Альфакальцидол
2. Колекальциферол;4. Алендроновая кислота

Свертывающие кровь:

1. Гепарин натрия;3. Пентоксифиллин
2. Варфарин;4. Клопидогрел

Препараты для сердца:

1. Лаппаконитина гидробромид;17. Каптоприл
2. Дигоксин;18. Лизиноприл;
3. Амиодарон;19. Эналаприл
4. Пропафенон;20. Периндоприл
5. Соталол;21. Метилдопа
6. Изосорбид мононитрат;22. Клонидин
7. Изосорбида динитрат;23. Калия и магния аспарагинат
8.

Нитроглицерин;24. Спиронолактон
9. Бисопролол;25. Фуросемид
10. Атенолол;26. Индапамид
11. Метопролол;27. Гидрохлоротиазид
12. Карведилол;28. Ацетазоламид
13. Верапамил;29. Ивабрадин
14. Амлодипин;30. Аторвастатин
15. Нифедипин;31. Симвастатин
16. Лозартан;32.

Моксонидин

Препараты для кишечника:

1. Метоклопрамид;5. Сеннозиды А и В
2. Омепразол;6. Лактулоза
3. Дротаверин;7. Панкреатин
4. Бисакодил;8. Смектит диоктаэдрический

Гормональные для щитовидной железы:

1. Дексаметазон;7. Флудрокортизон
2. Бетаметазон;8. Десмопрессин
3. Гидрокортизон;9. Левотироксин натрия
4. Метилпреднизолон;10. Бромокриптин
5. Метилпреднизолона ацепонат;11. Тиамазол
6. Преднизолон;12. Аллопуринол

Для сахарного диабета:

1. Гликлазид;9. Инсулин двухфазный
2. Глибенкламид;10. Инсулин лизпро
3. Глюкагон;11. Инсулин-изофан
4. Инсулин аспарт;12. Инсулин растворимый
5. Инсулин аспарт двухфазный;13. Инсулин лизпро двухфазный
6. Инсулин детемир;14. Репаглинид
7. Инсулин гларгин;15. Метформин
8. Инсулин глулизин

Препараты для лечения почек:

1. Финастерид;3. Тамсулозин
2. Доксазозин;4. Циклоспорин

Офтальмологические лекарства:

1. Тимолол;2. Пилокарпин

Препараты против астмы:

1. Беклометазон;6. Сальбутамол
2. Аминофиллин;7. Формотерол
3. Будесонид;8. Тиотропия бромид
4. Беклометазон+Формотерол;9. Ацетилцистеин
5. Ипратропия бромид + фенотерол;10. Амброксол

Лекарства антигистаминного типа:

1. Лоратадин;3. Хлоропирамин
2. Цетиризин

Цены на лекарства из списка жизненно важных и необходимых лекарств утверждает правительство. Это необходимо для контроля в сфере регулирования цен. Таким образом Правительство страны стремится минимизировать стоимость лекарств для медицинских учреждений и общества. В декабре 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление по ограничению государственной закупки лекарств импортного производства. Такая мера поможет развитию производства лекарственных препаратов на территории нашей страны. В 2018 г. списки льготных и жизненно важных лекарств расширились. В первый перечень добавлено 25 новых наименований, а во втором — появились 60 дополнительных лекарств и 8 препаратов. Среди них противоопухолевые, гормональные и антидепрессанты. Проект дополненного списка опубликован на сайте Минздрава РФ. В 2018 г. Минздрав увеличил объем ассигнований для госзакупки лекарственных средств для ВИЧ-инфицированных до 21,6 млрд р. Ранее выделялось 17,8 млрд. р. Согласно данным проведенного Общероссийским народным фронтом социального исследования, большинству россиян в 2018 г. недоступны даже льготные лекарства, поскольку во многих населенных пунктах испытывается их дефицит в государственных медучреждениях и аптеках. Последние изменения

Читайте также:  Алименты на ребенка после 18 лет

Источник: https://vselg.ru/spisok-lgotnyx-lekarstv

Новый год – новые правила обеспечения лекарственными препаратами лиц, страдающих редкими заболеваниями

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

Еще в августе этого года стало известно, что с 1 января 2019 года Перечень 7 редких нозологий, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет федерального бюджета, расширяется до 12 нозологий. Связано это с внесением изменений в часть 7 статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323).

Напомним, что Перечень редких нозологий дополняется с нового года такими заболеваниями, как гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, мукополисахаридозы I, II и VI типов.

Для того, чтобы с 2019 года механизм обеспечения лекарственными средствами работал исправно, необходимо внесение изменений в некоторые правительственные акты, о чем в настоящей заметке и будет рассказано.

Итак, 26 ноября 2018 года было подписано Постановление Правительства РФ от 26.11.

2018 № 1416 «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Порядок № 1416). Указанным нормативным правовым актом утверждаются:

  • Правила организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее – Правила организации обеспечения ЛС);
  • Правила ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей (далее – Правила ведения Федерального регистра).

Указанные выше правила вступают в силу с начала 2019 года. При этом с нового года утрачивают силу:

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1155 «О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. № 404 «Об утверждении Правил ведения Федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей»

Правила организации обеспечения лекарственными препаратами

  • Названные правила являются нововведением и описывают процедуру поставки лекарственных средств (то есть регулируют взаимоотношения между Минздравом России, уполномоченными органами в субъектах РФ и организациями-получателями) и процесс обеспечения больных лиц необходимыми препаратами.
  • Обращаем внимание, что организация обеспечения Минздравом России лекарственными препаратами осуществляется с учетом стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственных препаратов (пункт 4 Правил организации обеспечения ЛС).
  • При этом потребность (объем поставки) в лекарственном препарате, заявляемая регионами, определяется с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственного препарата исходя из ежемесячной фактической потребности больных и необходимости формирования запаса на 15 месяцев.
  • Далее заявленные объемы потребности будут оцениваться специальной Комиссией Минздрава РФ, которую еще предстоит создать при ведомстве.

Останавливаться подробно на доведении лекарственных средств до организаций-получателей мы в настоящей заметке не будем.

Лучше обратим внимание читателей на обеспечение больных закупленными лекарствами (пункты 18-26 Правил организации обеспечения ЛС).

Так, например, определено, что лечащий врач определяет количество лекарственного препарата, единовременно выписываемого пациенту, а также назначает срок для посещения врача (пункт 20 Правил организации обеспечения ЛС). Пунктом 22 рассматриваемых Правил установлено, что отпуск лекарственных средств может быть осуществлен пациенту или его законному представителю.

Также Правилами организации обеспечения ЛС установлено, что если пациент покидает регион своего проживания не более, чем на 6 месяцев, то либо организуется назначение лекарственных препаратов на срок выезда за пределы региона проживания, либо организуется обеспечение лекарственными препаратами на соответствующий срок. Данная вилка зависит от срока годности имеющихся остатков лекарственных препаратов.

Если же пациент покидает регион проживания на срок, превышающий 6 месяцев, то в таком случае назначение или обеспечение лекарственными средствами происходит на срок не более 1 месяца, при этом данные о пациенте «передаются» в региональный сегмент Федерального регистра того субъекта, куда въехал пациент. Слово «передаются» не зря взято в кавычки, т.к. пациент сначала исключается из регионального сегмента Федерального регистра субъекта ИЗ которого выезжает, а только потом включается в аналогичный регистр субъекта, В который въезжает пациент.

В настоящий момент действует порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденный Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н. Он в полной мере применяется для назначения и выписывания лекарственных препаратов лицам, страдающим семью редчайшими нозологиями (злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также гражданам после трансплантации органов и (или) тканей).Заметим, что в названном Порядке не установлено норм о праве назначения лекарственного препарата (не говоря уже об обеспечении лекарствами) «с запасом» для указанной категории пациентов в случае выезда пациента за пределы региона проживания.

Правила ведения Федерального регистра

Новые правила ведения Федерального регистра существенно не отличаются аналогичных правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 404 и действующих в настоящее время.

Но все же отметим, некоторые изменения. Например, определены цели ведения федерального регистра:

  • Обеспечение лекарственными препаратами больных лиц;
  • Мониторинг движения и учета больных;
  • Эффективное планирование и расходование финансовых средств.

Также из отличий отметим, что в Федеральном регистре по новым правилам должна содержаться выписка из медицинской документации больного, содержащая сведения о назначении и использовании лекарственных препаратов (пп. «с» п. 9 Правил ведения Федерального регистра).

Исключается норма о том, что сведения о больном или их изменения, внесенные в Федеральный регистр, сохраняются в течение 3 лет с даты исключения сведений о больном из Федерального регистра.

Правилами ведения Федерального регистра уточняется, что сведения об отпущенных лекарственных средствах предоставляются ежемесячно до 5-го числа месяца в орган государственной власти субъекта.

Источник: https://www.kormed.ru/novosti/novyy-god-novye-pravila-obespechenie-lekarstvennymi-preparatami-lits-stradayuschih-redkimi-zabolevaniyami/

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заб

В 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заболеваниями

Описание страницы: в 2019 г. будет действовать новый алгоритм бюджетного лекарственного обеспечения больных редкими заб от профессионалов для людей.

Утверждены Правила организации обеспечения лекарствами лиц, больных нижеследующими редкими заболеваниями:

  • гемофилией,
  • гипофизарным нанизмом,
  • муковисцидозом,
  • болезнью Гоше,
  • злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей,
  • гемолитико-уремическим синдромом,
  • рассеянным склерозом,
  • юношеским артритом с системным началом,
  • мукополисахаридозом 1-2 и 6-го типов,
  • а также лиц после трансплантации органов/тканей.

Нет видео.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, определены Правила ведения Федерального регистра лиц, больных упомянутыми заболеваниями.

Напоминаем: перечень болезней для бюджетного лекарственного обеспечения расширен ФЗ-299 от 03.08.2018 г.

  • Право больного на обеспечение лекарствами возникает с момента включения информации о нем в региональный сектор данного Федерального регистра.
  • Потребность (объем поставки) в лекарствах будут определять по клиническим рекомендациям (протоколам лечения) и средней курсовой дозы лекарственного средства, исходя из ежемесячной фактической потребности больных в лекарствах, согласно информации регионального сектора Федерального регистра и необходимости формирования запаса на 15 месяцев.
  • Сформированная Минздравом России комиссия рассмотрит заявки, представленные регионами, на предмет обоснованности заявленных объемов лекарств, в случае необходимости — откорректирует их, и согласует с вынесением соответствующего решения.
  • Также к полномочиям Минздрава будет отнесен мониторинг движения и учета лекарственных средств в российских регионах.
  • При выезде больного за территориальные пределы региона своего проживания в другой субъект РФ на период не более полугода — ему назначают лекарства на срок приема, равный сроку его выезда, или, с учетом сроков годности имеющихся остатков лекарственных средств, обеспечивают этого человека лекарствами на соответствующий срок.

Источник: https://xn—-8sblenbpkrbiqr6fya2c9a1a.xn--p1ai/v-2019-g-budet-dejstvovat-novyj-algoritm-byudzhetnogo-lekarstvennogo-obespecheniya-bolnyh-redkimi-zab/

Таблетка поедет за пациентом — В России ввели новые правила снабжения лекарствами больных с редкими недугами

С 1 января 2019 года расширена федеральная программа лечения редких заболеваний.

Если ранее за счет федерального бюджета лекарствами обеспечивались больные по семи редким и наиболее затратным в лечении недугам, то в этом году список заболеваний расширен до двенадцати.

Как пояснила «Российской газете» директор Института экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Лариса Попович, в общей сложности за счет бюджета лекарства будут получать около 200 тысяч человек.

Теперь в список входят больные с гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, а также люди, перенесшие трансплантацию органов и (или) тканей.

Путин поручил создать реестр получателей бесплатных лекарств

При некоторых заболеваниях из списка стоимость годового курса лечения одного больного составляет более 20 миллионов рублей. Всего в России сегодня редкими или орфанными заболеваниями страдают около 5 миллионов человек. Как уточняет Попович, редкими считаются те недуги, которые встречаются с частотой один случай на 10 тысяч населения.

Но есть и такие болезни, которыми страдают в России лишь пару сотен человек. «Самая большая проблема таких больных — ранняя и точная диагностика, — подчеркивает Лариса Попович. — Но, к сожалению, это пока не всегда возможно.

Ведь в мире на сегодняшний день насчитывается более 7,5 тысячи редких болезней и появляются новые. В России же пока существуют протоколы лечения 24 орфанных заболеваний.

Читайте также:  С предприятий, не оформляющих на работу инвалидов, предлагают взимать компенсацию

Всего же в той или иной мере у нас в стране изучены порядка 100 редких недугов».

По новым правилам обеспечения лекарствами пациентов с 12 редкими недугами медорганизация должна будет передавать сведения о вновь выявленных пациентах в региональные минздравы в течение трех дней (ранее на это отводилось пять дней). Они получают право на обеспечение лекарствами со дня их включения в федеральный регистр «12 нозологий». Врач обязан зафиксировать эту дату в медкарте. Лекарства должны быть выданы пациенту не позднее 20 рабочих дней с этой даты.

Если пациент уедет погостить в другой регион, то запас лекарств ему должны выдать с собой. Но это правило работает, если человек намерен пробыть вне родного региона менее полугода. Если же пациент намерен задержаться в гостях на больший срок, то на руки ему выдадут месячный запас лекарств и передадут сведения о нем в сегмент федерального регистра того региона, куда пациент переехал.

Регионы получат более 30 млрд рублей на льготные лекарства в 2019 году

Количество лекарств, необходимых человеку, определяется на основе клинических рекомендаций, стандартов медпомощи и средней курсовой дозы.

Каждый регион осенью определит, сколько лекарств ему нужно для того, чтобы создать запас для всех своих пациентов с редкими недугами на 15 месяцев вперед.

Затем Минздрав России закупает лекарства, которые отправляются сразу в регионы.

Если вдруг где-то возникнет дефицит лекарств, то покрыть его можно будет за счет тех регионов, у которых образуются излишки препаратов. «Это логично, ведь сложно наперед просчитать, сколько новых пациентов с тяжелыми заболеваниями может появиться в том или ином регионе.

И также нужно учитывать, что смертность среди таких пациентов довольно высока», — добавляет Лариса Попович. Мониторить движение и учет препаратов поручено минздраву. Тот, в свою очередь, обязан уведомлять Росздравнадзор обо всех перемещениях дорогостоящих лекарств по России.

Источник: https://rg.ru/2019/01/09/pacientov-s-redkimi-zabolevaniiami-obespechat-lekarstvami-po-novym-pravilam.html

Елена Тельнова: программа льготного лекарственного обеспечения требует изменений

Бесплатное лекарственное обеспечение для льготных категорий граждан является очень важным элементом в системе здравоохранения.

Любой сбой и задержка с предоставлением лекарственных средств может привести к угрожающей жизни ситуации, ведь зачастую у этой категории лиц нет других возможностей получить дорогостоящий препарат.

А такие ситуации, к сожалению, не редкость, и причина их банальна – нехватка средств.

Как сегодня граждане обеспечиваются лекарствами по льготным рецептам? Что нужно изменить в системе обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС)?

Почему не хватает денег

Чтобы понять сложившуюся сегодня ситуацию с лекарственным обеспечением граждан, надо рассмотреть три наиболее важных индикатора, ее характеризующих, считает бывший руководитель Росздравнадзора, а ныне ведущий сотрудник ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», доктор фармацевтических наук Елена Тельнова.

К этим индикаторам относятся:

  • финансирование лекарств,
  • монетизация льгот,
  • проблема непредъявленных рецептов.

Финансирование лекарств, которые пациенты получают по льготным рецептам, идет из нескольких источников: федерального бюджета, региональных бюджетов, ФОМСов, благотворительных организаций…

Затраты на одного льготополучателя постоянно индексируются, увеличиваются, а финансирование происходит в объеме, соответствующем количеству пациентов, включенных в программу ОНЛС.

Что касается обязательств, финансируемых из федерального бюджета, то они исполняются сегодня полностью и в срок. Чего нельзя сказать о поддержке на региональном уровне. Так, 26 регионов снизили объем затрат на льготные лекарства. В их число входят Калужская, Астраханская, Кировская, Оренбургская и другие области, Башкортостан и Мордовия.

Пациентское сообщество давно добивалось, чтобы орфанные препараты закупались на федеральные средства, в виду проблем на региональном уровне.

Теперь на федеральный уровень вновь передаются полномочия по закупке пяти орфанных препаратов, из-за чего в 2019 и 2021 годах из федерального бюджета планируется дополнительно выделить на лекарственное обеспечение 20 млрд рублей.

Также в федеральный бюджет заложены средства на лекарственное обеспечение по программе высокозатратных нозологий на 2020-й и 2021-й годы.

Отказники и непредъявленные рецепты

Но финансирование зависит от численности льготополучателей, а ведь с этим есть проблемы. В 2005 году в программу ОНЛС вошли 15 млн человек. А сейчас в ней чуть больше 3-х млн. В ряде регионов из программы вышли до 90% пациентов. Причина в том, что люди захотели получать свою льготу деньгами.

Такая картина наблюдается в Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской областях. Всего по стране из программы вышли 76% пациентов.

Те, кто остались – наиболее тяжелые больные, которым требуются дорогие препараты, чаще всего от диабета, астмы, онкологических заболеваний… Получается, что солидарный принцип, который первоначально закладывался в программу, не работает.

Еще одна проблема – непредъявленные рецепты. Их насчитывается от 0,4 до 2% от всех выписанных бланков. В процентном соотношении цифра, вроде бы, небольшая. Но это более 900 тысяч рецептов за год. А за каждым непредъявленным рецептом стоит больной, не получивший необходимого ему лечения.

Почему такое большое количество рецептов не отоваривается?

Самая распространенная причина – нужного препарата нет в аптеке. Рецепт на него не принимают или принимают, но не регистрируют, чтобы не возникло проблем при отчете. При этом покупателю говорят: «Когда препарат будет, мы вам позвоним».

В результате, рецепт лежит, пока не истекает срок его действия. И в то же время на складах годами хранятся лекарства.

В конце прошлого года по телевидению прошел острый сюжет: на складе Центральной фармацевтической базы Санкт-Петербурга прокуратура обнаружила 156 тысяч упаковок просроченных лекарств для льготников на сумму более 300 млн рублей.

При этом более 670 рецептов горожан в тот момент находились на отсроченном обслуживании. И больные не получили прописанных им лекарств, и деньги, выделенные государством на закупку препаратов, пропали. Такая картина наблюдается не только в Питере.

Изменения назрели

Сегодняшнюю ситуацию с обеспечением льготников лекарствами нельзя назвать удовлетворительной. Чаще всего проблемы носят организационный характер.

Это – недостатки в закупке и поставках лекарств, несвоевременное проведение аукционов, некорректное составление заявок, недостаточный контроль над распределением товарных запасов… Во многих регионах выявляются случаи отказа в выписке рецептов на лекарственные препараты, назначенные врачами по медицинским показаниям.

Льготные лекарства не всегда доступны жителям сельской местности и отдаленных регионов. Из всего этого следует, что программа льготного обеспечения требует изменений.

Изменения назрели еще и потому, что в связи с кризисом и санкциями, наложенными на нашу страну, претерпевает трансформацию и наша экономика. Коренным образом изменился фармрынок; меняется нормативная база.

При этом в России закон об обращении лекарственных средств, но нет закона о лекарственном обеспечении. Даже четкого определения, что такое лекарственное обеспечение, нет.

Сегодня мы являемся свидетелями уже третьей волны модернизации здравоохранения, но ведь здравоохранение не возможно без лекарственного обеспечения, иначе все назначения врачей бессмысленны, отмечает Елена Тельнова.

План улучшений

Как же может выглядеть усовершенствованная программа лекарственного обеспечения? В нее должны быть заложены определенные принципы, считает Елена Тельнова. А именно:

  • принцип всеобщности и обязательности,
  • подключение к программе системы ОМС,
  • участие средств граждан на паритетной основе,
  • организационная простота,
  • целевая ориентация.

Всеобщность – это значит, что программа должна охватывать всех граждан страны, застрахованных в системе ОМС. Все граждане должны получать назначенные им по медицинским показаниям препараты в рамках льготной программы. Можно внедрять этот принцип поэтапно, например, сначала обеспечить льготными лекарствами всех детей. Но принцип всеобщности должен закладываться сразу.

Очень важно также, сразу определиться с целевой ориентацией: все ли необходимые для лечения лекарства будут отпускаться пациентам бесплатно или будет действовать система перечня лекарств?

Разные страны решают эти вопросы по-разному. Есть страны, где государство частично возмещает пациентам средства, потраченные на лекарства, есть страны, которые возмещают расходы полностью, у кого-то фиксированные соплатежи.

Некоторые страны поощряют выписку больным дженериков. Где-то работает принцип шеринга, когда компания-разработчик лекарства платит деньги за лечение, и получает их обратно, если лечение проходит успешно.

Сейчас принцип шеринга опробуется в Московской области.

Так что прежде, чем идти на изменение программы лекарственного обеспечения, надо проработать ряд вопросов:

  • продумать механизм реализации программы, а также учет, отчетность, информационное обеспечение;
  • сформировать перечень лекарственных препаратов, которые будут отпускаться по льготным рецептам (если в этот перечень войдут не все лекарства);
  • отказаться от монетизации льгот;
  • выработать новые подходы к ценообразованию.

При этом новации в лекарственном обеспечении не должны ухудшить положение сегодняшних льготников.

Для успешной реализации программы нужна правильная мотивация и врачей, и аптечных работников, и пациентов. Если не провести подготовительной работы, если население и врачи не поймут сути проводимой реформы, программа работать не будет, уверена Елена Тельнова.

Аптеки должны добровольно присоединиться к программе – отпуск лекарств по льготным рецептам может осуществляться в любом аптечном учреждении, минимизация рисков по оплате отпущенных препаратов повысит финансовую привлекательность участия в программе. То есть аптека должна быть уверена, что ей оплатят отпущенные лекарства не через год, не через полгода, а своевременно.

Показательный эксперимент

Елена Тельнова также рассказала об эксперименте по лекарственному обеспечению, который проводился в Москве с 1994-го по 1998-й год. В начале 90-х рыночные отношения только складывались, и проходило это на фоне снижения продолжительности жизни россиян, роста социально значимых заболеваний. Тогда и родилась идея льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Но финансирования не хватало. Аптеки задыхались от неоплаченных рецептов. И, тем не менее, оборот льготного обеспечения постоянно увеличивался и дошел до 40% от общего оборота.

Московское правительство привлекло к эксперименту две страховые компании – МАКС и РОСНО, которые участвовали в финансировании лекарств для льготников, сначала в трех административных округах, а потом и во всем московском регионе.

В ходе этого эксперимента было утверждено много новых документов, была проведена большая подготовительная работа: был составлен перечень из 468 аптек, участвовавших в эксперименте, перечень лечебных учреждений, список лекарственных средств, которые можно было отпускать по льготным рецептам, порядок экспертиз, формы отчетности и т.д.. Бланк рецепта был дополнен сведениями о серии и номере страхового полиса, коде заболевания… Всего в реестр льготников вошли 3,5 млн человек.

Результаты эксперимента следующие: возросла выписка дорогих препаратов, увеличилась средняя стоимость рецепта, увеличилось финансирование льготной отрасли.

Этот опыт можно было бы сегодня взять на вооружение при работе над новой программой лекарственного обеспечения, считает Елена Тельнова.

Источник: https://lekoboz.ru/meditsina/elena-telnova-programma-lgotnogo-lekarstvennogo-obespecheniya-trebuet-izmenenij

Ссылка на основную публикацию