Упрощается добровольное внесение пенсионных взносов на накопительную пенсию

Упрощается добровольное внесение пенсионных взносов на накопительную пенсию

Комитет Государственной думы РФ по бюджету и налогам обнародовал «Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Документ предполагает очередную «заморозку» накопительной части пенсии на 2017-2019 годы. Впрочем, судя по обсуждениям, идущим в правительстве, и по состоянию экономики, об обязательных пенсионных накоплениях можно забыть навсегда. Гражданам предложат сами позаботиться о будущих доходах.

Латание дыр

Первый раз к «заморозке» прибегли в 2013 году, введя мораторий на накопления на 2014 год. Тогда это было объявлено вынужденной разовой мерой, причиной введения которой является проверка деятельности различных негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний.

Однако вскоре стало понятно, что единственной разумной причиной замораживания средств на накопительных счетах является попытка стабилизировать положение в бюджете Пенсионного фонда при сокращении трансфертов из госбюджета.

Данный способ «латания дыр» пришелся по душе, и меру решили продлить на 2015-й, а потом соответствующий федеральный закон был принят и на 2016 год[1].

Напомним, что речь идет о 6% фонда оплаты труда из тех 22%, которые направляются на пенсионное страхование. В соответствии со статьей 33.

1 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[2] в 2012-2018 годах происходит разделение страховых взносов на 16%, которые идут на текущие пенсии в соответствии с принципом солидарности поколений (когда работающие содержат пенсионеров), а 6% застрахованный откладывает лично на свою будущую пенсию, и данные о конкретных суммах отражаются в специальной части индивидуального лицевого счета. Накопительную часть можно отдать под управление негосударственного пенсионного фонда или доверить государственному Внешэкономбанку и даже получить некоторую доходность.

До 2015 года такое разделение было обязательным, а после – будущий пенсионер стал сам решать, нужна ему накопительная пенсия или нет. В случае отказа от нее 6% участвуют в формировании страховой пенсии. Причем, даже если лицо отказывается от накопительной пенсии, отчисленные за предыдущие годы взносы продолжают составлять его накопления.

Хочется отметить, что, несмотря на критику накопительной пенсии, в последнее время она была наиболее осязаемой частью будущего дохода пенсионера, так как механизм ее расчета, при всех несовершенствах и рисках, был предельно прост и понятен (вся сумма накоплений делится на количество месяцев предполагаемого периода выплаты «дожития»)[3].

Страховая же пенсия равна произведению пенсионных баллов (индивидуальный пенсионный коэффициент) на стоимость одного коэффициента[4].

Но даже при достижении максимального количества баллов размер вашей будущей пенсии предсказать невозможно, так как стоимость одного балла правительство РФ определяет ежегодно, и вполне очевидна ее зависимость от экономического положения страны. Что будет с экономикой на момент выхода на пенсию – неизвестно…

По прогнозам, дефицит Пенсионного фонда РФ в 2016 году вырастет до 1,6 трлн рублей. Еще в прошлом году было принято решение экономить на всем:

1) Отказались от индексации пенсий работающим пенсионерам.
2) В 2016 году решили проиндексировать пенсию всего на 4%. Вторую индексацию заменили единовременной выплатой, которая будет произведена только в январе 2017 года.

Для сравнения – индексация за прошлые годы:

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Страховая пенсия 6,3% 8,8% 10,65% 10,12% 8,31% 11,4% 4%
Социальные пенсии 12,51% 10,27% 14,1% 1,81% 17,1% 10,3% 4%

По словам Оксаны Дмитриевой, по-хорошему пенсии в 2016 году следовало бы проиндексировать минимум на 16%. И то в этом случае уровень жизни пенсионеров не повысился бы, а лишь остался зафиксированным в прежнем состоянии (http://maxpark.com/community/5862/content/3734013).

3) Заморозили средства пенсионных накоплений, в результате чего Пенсионный фонд России получил дополнительно в 2016 году 342 млрд рублей.

Но и этого, как мы видим, недостаточно.

Временная мера может стать постоянной

Прения в правительстве РФ по поводу необходимости продления моратория на накопление пенсионных отчислений не только не утихают.

С одной стороны, Министерство финансов утверждает, что на сегодняшний день эта мера необходима, поскольку она позволит бюджету «выстоять» в непростых экономических условиях.

С другой стороны, Минэкономразвития настаивает – очередная «заморозка» принесет больше вреда для экономики, чем пользы.

  • В начале года Максим Топилин (министр труда и социального развития) уже говорил о том, что и в 2017 году высока вероятность того, что пенсионные накопления снова будут «заморожены».
  • В июле 2016 года Андрей Пудов (замминистра труда) отмечал, что ПФ РФ готовит бюджет, учитывая «заморозку» (мораторий) пенсий сразу на 3 года, то есть накопительная пенсия в 2017-2019 годах формироваться не будет.
  • В сложившейся ситуации рассчитывать на то, что в следующих 2017-2018 годах государство откажется от возможности воспользоваться средствами пенсионеров, не приходится.

Неутешительные итоги

1) Однозначно подрывается доверие населения к государству. Идея накопительных пенсий вводилась нелегко.

После долгой активной рекламной кампании и агитации за пенсионные накопления, когда народ только начал верить в шансы простого застрахованного стать «соинвестором» какого-нибудь бизнеса, государство вдруг отказывает гражданам в такой возможности (пусть даже и временно). Это может свидетельствовать только об одном: государство само не знает, что оно вынуждено будет завтра предпринять.  

2) До «замораживания» накопительных пенсий деньги будущих пенсионеров могли быть размещены через НПФ и УК на финансовых рынках в виде инвестиций в различные проекты.

Доходность никто не гарантировал, но после введения моратория и перевода денежных средств в бюджет ПФР доходность накопительных вкладов близка к нулевой (официальная доходность по вкладам ВЭБ – 3%), а если учесть инфляцию, то и отрицательной.

3) Изъятые средства идут на покрытие расходов на текущие пенсии, увеличивают обязательства перед будущими пенсионерами, которым данные суммы необходимо будет вернуть.

Одновременно изъятие происходит с внутреннего финансового рынка, подрывая инвестиционную деятельность, на которую и возлагаются надежды по развитию экономики, появлению новых рабочих мест и зарплат, а следовательно, и поступлений в бюджет Пенсионного фонда России.

Похоже, правительство загоняет себя в замкнутый круг, из которого не так-то легко будет выбраться. Одно из последних обсуждаемых в правительстве предложений – дальнейшее реформирование пенсионной системы, в том числе касающееся формирования накопительных пенсий. Предлагается формировать пенсионные накопления на условно-добровольной основе.

То есть граждане при желании смогут самостоятельно направлять часть средств из своей зарплаты в негосударственные пенсионные фонды, минуя Пенсионный фонд РФ. Глава Министерства финансов Антон Силуанов призвал работающих граждан самостоятельно «заботиться о своем будущем», то есть участвовать в формировании пенсионных накоплений.

По его словам, новая пенсионная система в России может заработать во второй половине 2017 года или в начале 2018 года. (Подробнее: http://tass.ru/obschestvo/3577181). При этом средства, перечисляемые работодателями в виде взносов, будут составлять, как и прежде, 22% (16 + 6%) и будут направлены исключительно в бюджет Пенсионного фонда России.

Государству очень важно, чтобы все граждане вдруг сами дружно взяли и захотели производить отчисления из своей заработной платы. При нынешнем уровне доходов вряд ли у кого остаются средства хоть на какие-то накопления, не говоря уже о пенсионных.

Добровольность приведет к тому, что данным видом пенсионного страхования будет охвачена лишь некоторая наиболее благополучная в материальном отношении и предусмотрительная часть работников.

Как показывает практика существующих видов добровольного социального страхования (например, на случай временной нетрудоспособности и материнства для самозанятых и привлекаемых по гражданско-правовым договорам), страховые взносы практически не уплачиваются.

Рассматривался также вариант воплощения в жизнь идеи «как бы» добровольных отчислений через систему социального партнерства.

Остается надеяться, что профсоюзы не станут союзниками государства в данном вопросе, а будут отстаивать интересы большинства работников, среди которых официально более 19 млн[5] (или 13%) проживают за чертой бедности. При этом многие из них имеют формально законную заработную плату не ниже МРОТ.

По-видимому, экономическая ситуация настолько сложная, что государство уже не стесняется прибегать к таким мерам, как использование средств пенсионных накоплений, отказ от их индексации и серьезное рассмотрение самых невероятных идей.

Источник: https://legal.report/gosudarstvo-zatevaet-novoj-eksperiment-s-nakopitelnoj-chastyu-pensii/

Что делать с суммой страховых взносов на финансирование накопительной пенсии

Порядок организации выплат Способы получения накопительной пенсии Накопительная составляющая выплачивается параллельно со страховой частью и может получаться одним из описанных ниже способов:

  • Через отделения почты России непосредственно в кассе или же с доставкой на дом. При этом пенсионеры заранее уведомляются о сроках доставки в соответствии со строго установленным графиком.
  • Выплаты, осуществляемые через банк, могут получаться непосредственно в его кассе или же поступать на банковскую карту. Перевод денег на счёт производится сразу же после их поступления из ПФ.

Получение средств через организацию, специализирующуюся на доставке пенсионных отчислений и выплачивающую средства через кассу или доставляющую их на дом (на тех же условиях, что и через почту).

Накопительная пенсия

При этом для образования страховой части отводилось 12%, а накопительной – 2%. Из-за небольшого размера, накопительные пенсию прежде выплачивали как единовременную выплату Вторая часть предназначалась для граждан 1967 года рождения; при этом на накопление сначала отводилось 3%, а спустя некоторое время долю этих отчислений решено было увеличить до 6%.

Однако большинство работающих граждан отказалось распоряжаться этой частью накоплений, так что предложенная система не получила широкого одобрения. По этой причине в 2005 году указанные отчисления были приостановлены для работников с 1967 года рождения.

А все накопленные за это время деньги оставались на личных счетах до 2012 года, с которого у граждан появилась возможность фиксировать размер накопительной части.

Если гражданин умер после того, как ему была назначена накопительная сумма, то правопреемники могут получить остатки суммы.

Что будет с пенсионной системой После того как были подведены итоги и проанализированы ошибки, государство решило судьбу страховой и накопительной части пенсии.

В конце 2013 года в законную силу вступил закон, по которому накопительная часть выделилась из общего состава.

Теперь это отдельная накопительная пенсия. Работники, за которых перечислялись 6% на финансирование ежемесячной денежной суммы, имеют право до конца этого года выбрать один вариант финансирования своей будущей пенсии. Если они решат перевести свою пенсию в НПФ или УК, то перечисление взносов не будет меняться. Если такое заявление от гражданина не поступит, то все страховые взносы, которые были перечислены работодателем, будут переведены на финансирование в ПФР.

Источник: http://advokat-burilov.ru/chto-delat-s-summoj-strahovyh-vznosov-na-finansirovanie-nakopitelnoj-pensii/

Новые правила пенсии: софинансирование пенсионных накоплений

В программу о государственном софинансировании пенсионных накоплений, которую в народе называют «тысяча на тысячу», внесены изменения.

В первую очередь они коснутся пенсионеров, решивших принять в этой программе участие. Но не всех.

Что именно изменилось в программе, и кого конкретно это коснется, рассказала Ирина Звержеева, управляющий Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю.

Новые правила пенсии

Закон о госсофинансировании пенсионных накоплений действует в России с 1 октября 2008 года.

После 1 октября 2013 года закон в части вступления и первого взноса прекратил свое действие, и все граждане, которые не воспользовались этой возможностью, в общем-то, ожидали продления программы.

И вот 4 ноября президент Владимир Путин подписал закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Согласно поправкам те из граждан, кто не вступил в программу в срок до 1 октября 2013 года, могут это сделать в срок до 31 декабря 2014 года. Следующее условие — в срок до 31 января 2015 года гражданину, написавшему заявление, нужно сделать первый взнос, чтобы активировать программу в отношении себя.

Но, как объяснила Ирина Звержеева, среди тех, кто ранее решил вступить в программу софинансирования пенсионных накоплений, немало таких, кто заявление написал, но ни одного взноса не сделал. И поэтому они являются участниками программы лишь номинально.

Читайте также:  Социальные налоговые вычеты по ндфл в 2019 году

В Хабаровском отделении Пенсионного фонда констатируют, что из 177 тысяч 855 граждан, вступивших в программу в Хабаровском крае, это условие соблюли лишь 11 процентов — то есть и заявление написали, и первый взнос сделали.

Новый закон дает 89 процентам номинальных участников программы исправить положение дел. Чтобы активировать программу в отношении себя, они должны в срок до 31 января 2015 года сделать первый взнос.

Как и прежде, уплачивать взносы можно как через работодателя, так и самостоятельно через банк, заполнив квитанцию, или в платежном терминале с помощью специального документа со штрих-кодом.

Сумма взносов должна составлять не менее 2000 рублей — тогда государство выделит столько же на софинансирование. Если внесено меньше 2000 рублей, софинансирование не выделяется, но деньги засчитываются на индивидуальном счете гражданина. Предельная сумма софинансирования — 12000 рублей. Все, что внесено сверх этой суммы, не софинансируется, но на счет — зачисляется.

Софинансирование государства осуществляется на следующий год в мае (за 2014-й в мае 2015-го), когда произведен весь учет уплаченных в течение года добровольных дополнительных взносов, они разнесены по лицевым счетам. И затем из средств федерального бюджета поступает софинансирование, выделенные средства так же разносятся по лицевым счетам участников программы софинансирования.

Что изменилось с принятием нового закона в самой программе?

Государство не будет софинансировать платежи, сделанные участником программы, если он является пенсионером. Но это нововведение не распространяется на участников программы, являющихся пенсионерами, которые вступили до этого закона, то есть до 1 октября 2013 года. В отношении их софинансирование государства сохраняется.

Не могут рассчитывать на софинансирование государства и пенсионеры по линии силовых структур.

Изменились сроки выплаты средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты. Если раньше участник программы мог получать единовременную выплату раз в год, то с 1 января 2015 года это право будет предоставляться один раз в пять лет.

Сколько еще человек в Хабаровском крае предположительно может охватить программа и чем объясняются ограничения в сроках — вступление до 31 декабря 2014 года и первый взнос до 31 января 2015 года?

Невозможно просчитать, сколько еще граждан изъявят желание воспользоваться возможностью вступить в программу, но у нас немало таких случаев, когда в рамках действовавшего закона люди написали заявление, но первый платеж не осуществили. И вот сейчас у них есть возможность сделать первый взнос, чтобы активировать действие программы.

Каков будет результат, мы узнаем уже в начале февраля.

Те кто вступит в программу в декабре, когда должны сделать взнос?

И для тех, кто вступил в программу до октября 2013 года, но не осуществил платеж, и для тех, кто вступит в программу в декабре, программа начинает действовать с момента первого платежа. Возможность уплаты первого платежа ограничивается 31 января 2015 года.

Однако если человек вступит в декабре и сразу же, в декабре, сделает первый взнос, его программа софинансирования начнется с 2014 года. В мае 2015 года по итогам 2014-го взнос уже будет прософинансирован государством.

А гражданин может делать очередные платежи в любое время в течение 2015 года – потому что это будет уже второй год его софинансирования. Удобно делать взносы ежемесячно: 2000 рублей в месяц, итого за год 12000 рублей.

  • Если пенсионер в 2014 году уже получил единовременную выплату и продолжает платить, может ли он обратиться за получением этой выплаты в 2015 году, в связи с тем, что по новому закону это можно будет делать один раз в пять лет?
  • Пятилетний срок будет исчисляться с 2015 года, поэтому в 2015 году у пенсионера будет еще возможность получить выплату по итогам 2014 года, а вот следующую выплату — только через пять лет.
  • Продолжится ли софинансирование будущих пенсий работодателями как третьей стороной?

Закон предусматривает возможность для работодателей стать участниками программы в пользу своих работников. Их взносы предельным размером не ограничены. Но у нас в крае всего пять работодателей, которые осуществляют софинансирование в отношении своих работников.

Иногда граждане сомневаются: осуществляется ли вообще софинансирование со стороны государства?

Да, оно осуществляется все годы, отпущенные на программу. В 2014 году в мае для хабаровских участников программы было осуществлено софинансирование, как и в предыдущие годы.

В краевом отделении ПФР разнесли по лицевым счетам более 144 млн рублей, выделенных из госбюджета на софинансирование дополнительных пенсионных взносов. При этом от граждан поступило 147 млн рублей.

Почему такая разница?

Дело в том, что присутствуют платежи меньше предельно минимальной суммы — 2000 рублей в год, а они не софинансируются государством. Это было сразу обозначено в условиях программы. Таких в Хабаровском крае около 600 человек.

187 тысяч человек в крае написали заявления, чтобы вступить в программу. Из них платят около 11 процентов. То есть, почти 90 процентов фактически участниками не стали. Получается, программа провалилась?

Мы не можем сказать – провалилась. 11 процентов являются участниками. Они платят, значит, имеют такую возможность. А остальные… может, они надеялись, что возможность появится, но она так и не появилась. И реально они не стали участниками.

Может, просто денег у людей нет?

И все-таки неправильно говорить: программа не состоялась. Самое главное – у нас уже осуществляются выплаты из средств пенсионного фонда. Они начались в 2012 году, 54 тысячи граждан уже получили выплаты из средств пенсионных накоплений. Эти выплаты могут осуществляться в виде трех вариантов: либо единовременная выплата, либо накопительная часть пенсии, либо срочная выплата.

Размер накопительной части пенсии у тех, кто реализовал свое право, не такой большой, в среднем около 1000 рублей в месяц.

У тех, кто выбрал срочную выплату, когда средства, накопленные в рамках программы госсофинансирования, делятся на 10 лет, прибавка к пенсии составляет около 2000 рублей.

Единовременная выплата могла выплачиваться участникам программы не один раз, а на момент получения – сколько сформировалось, во второй раз – когда по итогам следующего года у него еще поступали пенсионные накопления. С учетом этих двух единовременных выплат средний размер ее составил чуть менее 20 тысяч.

Правда, с 2015 года возможность, когда единовременную выплату можно получать ежегодно, отменена. Тогда это право может быть предоставлено не чаще, чем один раз в пять лет.

Ольга Соколова

Источник: https://habinfo.ru/izmenilis-pravila-programmy-sofinansirovaniya-dopolnitelnyx-pensionnyx-vznosov/

Накопительная часть пенсии

Понятие накопительной части пенсии

Накопительная пенсия представляет собой ежемесячные перечисления, которые формируются на базе пенсионных накоплений. Расчет суммы к получению выполняется исходя из страховых взносов по месту работы, перечисляемых на протяжении трудовой деятельности гражданина, иных поступлений и инвестиционной прибыли.

Накопительные пенсии регулируются законом № 424 от 28 декабря 2013 года. Данная система действует в Российской Федерации с 2002 года.

Целью введения накопительной системы является обеспечение существования будущих пенсионеров. Гражданин наделен правом выбрать, куда направить средства: в Пенсионный фонд РФ или негосударственные организации.

За счет этого обеспечения можно получать пенсию в повышенном размере. Если выбираются негосударственные объединения, то в дальнейшем средства будут инвестироваться. Итоговая сумма к получению зависит от результатов этих вложений, которые могут оказаться как прибыльными, так и убыточными.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по социальным вопросам по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

Граждане могут контролировать величину личных отчислений и выбрать способ получения средств (в качестве срочной выплаты или постоянной прибавки к пенсии).

Кто может оформить накопительную пенсию?

Оформление данного типа обеспечения доступно для определенных категорий лиц:

  • граждане, ведущие трудовую деятельность, родившиеся в 1967 году и позднее, если до окончания 2015 года они согласились на это обеспечение;
  • мужское население 1953-1966 года рождения и женское население 1957-1966 года рождения, если на протяжении 2002-2004 года в их пользу поступали отчисления на этот вид пенсий;
  • лица, вносившие средства по своей инициативе;
  • женщины, направившие на эти цели материнский капитал;
  • правопреемники застрахованного лица после его ухода из жизни.

Накопительная пенсия назначается при выполнении следующих условий:

  1. наличие накопленных средств в пенсионной системе;
  2. родство или подтверждение прав заинтересованных лиц после смерти гражданина, если ему не назначалось накопительное обеспечение, или до изменения величины выплат с использованием дополнительных средств;
  3. право получать страховое обеспечение при наступлении необходимого возраста, включая случаи его досрочного оформления.

Формирование накопительной пенсии

Накопительный элемент пенсионной системы формируется на базе страховых взносов, если они перечисляются за работников по месту ведения трудовой деятельности. Отчисления могут производить работодатели или иные субъекты (организации, ИП, физически лица), которые выплачивают гражданам вознаграждения.

Суммарный тариф для отчислений составляет 22%. Если выполняется формирование накопительного сегмента, то 16% используется на страховую пенсию, а 6% — на накопительную пенсию. В противном случае все средства используются на обязательное пенсионное страхование.

Если работник выполняет свои трудовые обязанности во вредных или опасных условиях, то дополнительные перечисления составляют от 2 до 8%.

Получателем взносов является Пенсионный фонд. Размер базы, которая используется для их начисления, определяется индивидуально для каждого работника.

Пенсия может формироваться в ПФР или иных организациях, по выбору гражданина. Если выбрано негосударственное объединение, то ПФР самостоятельно произведет перевод средств.

Размер накопительной пенсии

Величину накопительной пенсии можно рассчитать по формуле:

  • П – размер средств, подлежащих получению каждый месяц;
  • Н – суммарное значение накоплений, указанное на пенсионном счете на момент начисления выплат;
  • Т – число месяцев, на протяжении которых производятся перечисления.

Показатель Т устанавливается федеральным законодательством исходя из средней продолжительности жизни в стране. В 2017 году его значение принимается равным 240 месяцам. В 2018 году срок дожития будет повышен до 246 месяцев.

Величина ежемесячных выплат подлежит корректировке, если обратиться за ними позднее установленного срока. При отсрочке на один год с момента появления права на пенсию показатель Т снижается на 12 месяцев.

Ежегодно сумма к получению корректируется за счет поступления страховых и дополнительных взносов, материнского капитала, софинансирования, а также итогов их дальнейшего вложения. Перерасчет производится ежегодно с 1 августа. Другие способы индексации выплат не предусмотрены.

Величину накопленных средств можно проверить в личном аккаунте на сайте Пенсионного фонда или на портале госуслуг (вкладка «Электронные услуги»). Необходимые сведения также предоставят сотрудники местного отделения ПФР или банка (Уралсиб, ВТБ, Сбербанк).

Рассчитать свою пенсию можно на нашем сайте с помощью онлайн-калькулятора.

Если гражданин перевел средства в НПФ, то получить необходимые сведения можно на портале организации или в ее отделении.

Выплата накопительной части пенсии

Накопительная пенсия выплачивается после того, как гражданин получит право на страховое обеспечение при достижении установленного возрастного рубежа.

Выплаты выполняются при наличии заявления от пенсионера. Рассмотрение заявления и документов занимает 10 рабочих дней, после чего ответственный орган принимает решение в пользу пенсионера или формулирует отказ.

Накопительная пенсия предоставляется пожизненно. Если выплаты назначаются в 2017 году, то ожидаемый период перечислений составляет 20 лет.

Возможен вариант, при котором производится срочная выплата. Ее продолжительность устанавливает пенсионер. Минимальный срок в таком случае равен 10 годам.

Если гражданин ушел из жизни до того, как ему назначается пенсионное обеспечение, то его наследники могут стать получателями накоплений. Если оформлялась срочная выплата, то правопреемники получат остатки средств, в том числе за текущий месяц.

Гражданин может подать заявление в ПФР, где указывается порядок наследования. При отсутствии такого документа средства распределяются между родственниками одной очереди в одинаковых соотношениях.

Читайте также:  Беспроцентная ипотека на покупку жилья в 2019 году

Можно ли снять накопительную часть пенсии? До наступления пенсионного возраста ее можно получить в качестве разового перечисления, если гражданину полагается пенсия по утрате кормильца или при подтверждении инвалидности. Когда размер накопительных выплат не достигает 5 процентов от страховой пенсии, то накопления также выплачиваются единой суммой.

Для этого требуется подать заявление в фонд, где происходит формирование пенсии. На протяжении месяца принимается решение, после чего в срок от одного до двух месяцев производится единовременная выплата из накопительной части пенсии.

Перевод накопительной пенсии в НПФ

Накопленную сумму можно перевести в негосударственные организации. Страховая часть остается в ПФР.

Перевести пенсию можно в следующем порядке:

  1. Выбор НПФ, который имеет лицензию на проведение операций в сфере пенсионного страхования.
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Направление заявления в ПФР о досрочном переводе средств в негосударственную организацию.
  4. Рассмотрение заявки в ПФР.
  5. Принятие решения и отправка уведомления заявителю.

Перечень НПФ, в которые допускается направить средства, приводится на портале Банка России.

При заключении договора оговаривается, как происходит накопление средств, их инвестирование, порядок выплаты и доставки, ответственность сторон, особенности прекращения соглашения и урегулирования спорных ситуаций.

Заявление о переходе предоставляется до конца текущего года в местное отделение ПФР и многофункциональный центр. Допускается отправка заявки почтой или в электронном формате. При обращении также потребуется паспорт и документ о пенсионном страховании.

Рассмотрение заявления осуществляется до 1 марта года, который следует за годом отправки заявления. При положительном решении средства поступят в НПФ до конца марта.

Отмена накопительной пенсии

С 2014 года начисление накопительной пенсии приостановлено. Все поступления по месту трудовой деятельности учитываются в качестве страховых взносов. Это означает, что накопительный сегмент пенсии трудящихся не формируется, а поступающие средства идут на текущие расходы. Мораторий продлен до 2019 года включительно.

На стадии разработки находится новая система, которая предполагает добровольное создание накоплений для будущих пенсий. Ее внедрение позволит гражданам формировать индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) на добровольной основе. Граждане смогут решать, какой процент от заработка отчислять на ИПК, длительность и периодичность таких взносов.

Размер страховых отчислений сохранится на уровне 22%, тогда как на добровольное накопление будет поступать от 1 до 6% дохода граждан. Каждый работник будет автоматически включен в новую систему, но сможет отказаться от нее. В экстренных случаях участник системы может получить выплату накоплений.

Рассмотрение и внедрение пенсионной реформы, связанной с концепцией ИПК, отложено до конца 2018 года.

В настоящее время в Минэкономразвития обсуждается идея о снижении НДФЛ для граждан, которые будут производить отчисления по повышенному тарифу. Пока называются только предварительные сроки вступления в силу нововведения – середина 2019 года.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по накопительной пенсии

Вопрос: Что произойдет с накоплениями, если отказаться от данного вида пенсии?

Ответ: За гражданином сохраняется право на отказ от накопительной части обеспечения. Тогда все поступающие взносы будут учитываться как страховые. Для этого требуется отправить заявку в Пенсионный фонд. До конца года, в котором поступила заявка, гражданин может отозвать ее.

При этом застрахованное лицо обладает правом продолжать внесение средств на добровольной основе или направить материнский капитал в счет накопительного сегмента пенсии.

Накопленная сумма останется на личном счете. После начисления пенсии она будет предоставлена гражданину в виде разовой или ежемесячной выплаты.

Список законов

  • Федеральный закон №424 от 28 декабря 2013 года

Возможно Вас заинтересуют следующие статьи:

Источник: http://pensia-advisor.ru/straxovye-pensii/nakopitelnaya-chast-pensii/

Страховые взносы. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и отчетность по ним, с учетом специальной оценки условий труда

Комментарии

Дата документа 20.02.2019
Метки Методика

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и отчетность по ним, с учетом специальной оценки условий труда

     Российским пенсионным законодательством предусмотрена возможность добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.    О порядке уплаты дополнительных страховых взносов и о том, какие обязанности возникают у работодателя, Вы узнаете из этой статьи. 

    Итак, порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию определен Федеральным законом от 30.04.2008 г.

N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Закон N 56-ФЗ).

Помимо этого, названным законом установлен порядок и условия уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, а также предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений.

    Дополнительным страховым взносом на накопительную пенсию является индивидуально возмездный платеж, уплачиваемый за счет собственных средств застрахованным лицом, исчисляемый, удерживаемый и перечисляемый работодателем либо уплачиваемый застрахованным лицом самостоятельно, что следует из статьи 2 Закона N 56-ФЗ. 

Возникновение правоотношений по обязательному пенсионному страхованию

     Как Вы знаете, застрахованным лицом согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 56-ФЗ является лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г.

N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

    Основанием для возникновения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию является заявление физического лица о добровольном вступлении в указанные правоотношения (пункт 1 статьи 3 Закона N 56-ФЗ).

    Форма заявления (форма ДСВ-1) и инструкция по его заполнению утверждены Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 28.07.2008 г.

N 225п «Об утверждении формы заявления по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, инструкции по его заполнению, а также формата представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в электронном виде (формат данных)».    Указанное заявление может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) лично гражданином, через своего работодателя либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. На это указано в пункте 1 статьи 4 Закона N 56-ФЗ.    Заявление также может быть подано иным способом, в том числе в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который подается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.     При этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в соответствии с подпунктами 1 — 4 пункта 4 статьи 32 Федерального закона от 24.07.2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (далее — Закон N 111-ФЗ).

Источник: https://www.referent.ru/48/216113

Обязательные и дополнительные взносы на накопительную пенсию

Все россияне являются участниками системы обязательного пенсионного страхования. Из двух видов пенсий, предусмотренных данной системой — страховой и накопительной, именно последняя является добровольной, то есть формируется по желанию гражданина.

Источников формирования пенсионных накоплений может быть несколько. Вся сумма накопленных денежных средств фиксируется и отображается на индивидуальном лицевом счете гражданина, номер которого присваивается при выдаче страхового свидетельства (СНИЛС).

Следует помнить, что в настоящее время действует мораторий на пенсионные накопления, введенный с 2014 года. Однако стоит учитывать такие важные моменты:

  • «замороженные» взносы перенаправляются в страховую часть и участвуют в формировании пенсии в полном объеме;
  • ранее накопленные средства будут учитываться и выплачиваться при назначении пенсии;
  • мораторий не влияет на возможность перевода денежных средств из одного пенсионного фонда в другой.

В зависимости от способа образования пенсионных накоплений различают и несколько категорий граждан, уплачивающих такие взносы. В каждом случае существует свой порядок их уплаты и предусмотрен разный срок их перечисления.

При любом способе формирования пенсионных накоплений получить их можно только после выхода на пенсию.

Из каких взносов формируются пенсионные накопления?

Совокупность всех денежных средств, учитываемых в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и предназначенных для выплаты накопительной пенсии, называется пенсионными накоплениями.

Эти средства имеют несколько способов формирования за счет:

  • страховых взносов на накопительную пенсию:
    • обязательных, уплачиваемых работодателями при выборе гражданином варианта пенсионного обеспечения с накопительной составляющей;
    • дополнительных, уплачиваемых самостоятельно или через работодателя по желанию застрахованного лица;
  • участия в программе государственного софинансирования пенсий;
  • направления средств материнского (семейного) капитала.

Стоит отметить, что при любом способе формирования накоплений застрахованному лицу важно уметь грамотно управлять ими, выбирая тот или иной негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

С начала 2015 года в соответствии с законом от 28.12.2013 № 410-ФЗ существует две возможности перехода из одного НПФ в другой или из НПФ в ПФР в зависимости от срока подачи такого заявления:

  • по прошествии пяти лет оформляется обычное заявление о переводе;
  • ранее пятилетнего срока пишется «досрочное» заявление.

В отличие от второго варианта первый предполагает более обоснованный выбор, а главное сохранение инвестиционного дохода при переходе. При досрочном переводе своих денежных средств возможный убыток от их инвестирования также будет отражен документально.

Страховые взносы на накопительную пенсию

Страховые взносы на накопительную пенсию могут уплачиваться:

  • через работодателя (это касается в первую очередь обязательных платежей);
  • самостоятельно (при перечислении гражданином дополнительных взносов).

Обязательные платежи на накопительную пенсию уплачиваются работодателем на основании принятого решения самим застрахованным лицом в пользу такого выбора варианта пенсионного обеспечения. Тариф таких взносов устанавливается на законодательном уровне и обязателен к исполнению.

Дополнительные взносы носят добровольный характер, для них не предусмотрен строгий тариф. Различают два вида таких платежей в зависимости от их источника:

  1. исходя из заработной платы самого гражданина.
  2. исходя из собственных средств страхователя в пользу своего сотрудника.

Во втором случае перечисленные денежные средства не подлежат увеличению в рамках действия программы государственного софинансирования, так как входят в состав пенсионных накоплений застрахованного лица.

Ставки взносов в 2017 году на страховую и накопительную часть

Общий тариф страховых взносов в 2017 году составляет 22%. Исчисляется он от фонда заработной платы работника и подразделяется на два вида:

  • индивидуальный тариф;
  • солидарный тариф.

Последний остается неизменным при любом варианте пенсионного обеспечения и составляет 6%. Предназначен данный тариф для финансирования фиксированной выплаты нынешним пенсионерам.

Индивидуальный тариф зависит от того, формирует гражданин накопительную пенсию или нет:

  • при выборе только страховой пенсии он составляет 16% и предназначен для формирования страховой пенсионной выплаты самого гражданина в будущем;
  • при выборе и страховой, и накопительной пенсии на их формирование распределяется 10% и 6% соответственно.

Для расчета ставки страховых взносов также важно знать величину предельной заработной платы в текущем расчетном году. В 2018 г. она составляет 1021 тыс. рублей.

При превышении данного показателя дополнительно начисляется 10% сверх установленной базы для начисления страховых взносов.

Дополнительные страховые взносы (ДСВ)

Дополнительные взносы уплачиваются за счет собственных средств застрахованного лица, увеличивая тем самым его пенсионные накопления. В пользу таких застрахованных лиц, перечисляющих ДСВ, работодатель имеет право дополнительно начислить взносы из своих средств в рамках повышения уровня пенсионного обеспечения своих сотрудников.

Кроме выгоды для сотрудников таких организаций, где в социальный пакет включено дополнительное пенсионное обеспечение, можно отметить ряд преимуществ и для самих работодателей, а именно:

  • освобождение от уплаты страховых взносов в размере перечисленных взносов на работников (но не более 12 тыс. рублей в год на одного сотрудника);
  • снижение налогового бремени за счет увеличения расходов на оплату труда при расчете налогообложения прибыли.
Читайте также:  Можно ли уволиться во время учебного отпуска в 2019 году

В случае увольнения сотрудника уплата дополнительных взносов со стороны работодателя прекращается со дня окончания трудовых отношений.

Программа государственного софинансирования

Данная программа предполагает увеличение пенсионных накоплений граждан со стороны государства пропорционально вкладу гражданина. Диапазон величины возможных взносов составляет от 2 тыс. до 12 тыс. рублей (в противном случае государство не удвоит вложенные застрахованным лицом средства).

Вступить в программу можно было в период с октября 2008 г. по декабрь 2014 г. В настоящее время возможность присоединиться к программе отсутствует. Однако действие ее распространяется и по сей день на граждан, уже вступивших в нее и сделавших свой первый взнос до конца января 2015 г. Длительность программы рассчитана на 10 лет со следующего года после уплаты первого взноса.

Существуют особенности софинансирования для некоторых граждан, отвечающих следующим условиям:

  • наличие права на страховую выплату в соответствии со ст. 8 ФЗ №400 от 28.12.2013 г.
  • отсутствие обращения за данным видом пенсионного обеспечения.

В таком случае государство увеличит денежные средства гражданина в четыре раза, но не более 48 тыс. рублей в год.

Одним из неоспоримых преимуществ данной программы является возможность получения налогового вычета, то есть возвращения 13% уплаченных взносов.

Направление средств материнского капитала

Направить средства материнского капитала на формирование накопительной пенсии могут женщины, имеющие право на семейный сертификат, то есть родившие (усыновившие) второго либо последующих детей (если ранее данное право ими было не реализовано).

Важно, что материнский капитал направить на увеличение пенсионных накоплений можно только по достижении ребенком 3 лет. Использовать данные средства можно частично, то есть направить не всю сумму сразу, а какую-либо ее часть.

Стоит отметить, что обладателю материнского сертификата в соответствии с введенными поправками  12 февраля 2016 г. N 3959-У дано право переходить из одного НПФ в другой без потери инвестиционного дохода в отличие от управления другими накоплениями.

Данный факт имеет две противоположные стороны:

  • с одной, увеличение количества клиентов НПФ, а соответственно, и дохода фонда;
  • с другой, возможные убытки при изъятии денег из долгосрочных проектов.

Существует также возможность отказаться от использования средств капитала по данному направлению (п. 2, ст. 12 ФЗ № 256 от 29.12.2006 г.), если соблюдены два условия:

  • накопительная пенсия еще не назначена;
  • выбрано другое направление по применению материнского сертификата.

Кто платит взносы на накопительную пенсию?

В зависимости от способа формирования пенсионных накоплений различают следующие категории граждан, уплачивающих взносы:

  • Работающие граждане 1967 года рождения и моложе.У данной категории лиц за счет уплаченных работодателем страховых взносов формировались накопления с 2002 г. по 2013 г. до введенного моратория. До завершения 2015 года данные граждане сделали свой окончательный выбор, готовы ли они и дальше формировать накопительную пенсию после отмены запрета.
  • Мужчины 1953-1966 г.г. рождения и женщины 1957-1966 г.г. рождения.Такие граждане имеют пенсионные накопления, уплачиваемые за них работодателем с 2002 г. по 2004 г. После изменения пенсионного законодательства с 2005 года отчисления взносов были прекращены.
  • Участники программы софинансирования.
  • Владельцы материнского семейного капитала.

Последние две категории граждан могут сделать выбор в пользу накопительной пенсии и после 2015 года (как и молодые сотрудники организаций, впервые начавшие уплату взносов в 2014 году), причем в отличие от других плательщиков их денежные средства будут переведены именно на накопительную пенсию, несмотря на действующий мораторий.

Сроки и порядок уплаты

Свое решение о формировании накопительной пенсии гражданин обязан оформить в виде заявления. Существует несколько способов его подачи в ПФР:

  • самостоятельно;
  • через работодателя.

При этом обязательные платежи удерживаются из зарплаты сотрудника согласно установленным тарифам ежемесячно, а дополнительные взимаются на основании заявления работника в бухгалтерию своей организации одним из следующих способов:

  • в твердой сумме, указанной в заявлении;
  • в процентах от дохода сотрудника.

Дополнительные взносы могут уплачиваться одним платежом за год или несколькими в течение года. В случае уплаты ДСВ работодателем из собственных средств в счет пенсионных накоплений работника решение оформляется отдельным приказом или включением соответствующего пункта в коллективный договор.

Работодателям следует помнить, что различные виды взносов перечисляются в бюджет ПФР отдельными платежами и оформляются отдельными платежными поручениями с указанием соответствующего кода бюджетной классификации.

Отдельно стоит сказать и о владельцах материнского капитала, решивших направить эти средства в пенсионные накопления. Для этого им необходимо будет обратиться в ПФР по месту регистрации лично или через личный кабинет на портале госуслуг.

Ответы онлайн-консультанта на вопросы пользователей

или

Источник: https://pensiology.ru/ops/budushhim-pensioneram/formirovanie-nakopitelnoj-pensii/vznosy/

Добровольно-принудительная

Впрочем, назвать предложенную систему добровольной можно лишь условно. Как рассказал Моисеев, участвовать в ней будет по умолчанию все трудоспособное население страны.

Часть их зарплаты будет автоматически уходить на пенсионный счет в один из выбранных НПФ.

В первый год взносы перечисляться не будут, во второй год это будет 1% от заработка, а на пятый год из доходов будет взиматься уже 6%.

Если будущий пенсионер решит доверить свою судьбу государству и захочет, чтобы все страховые взносы работодатель перечислял Пенсионному фонду РФ, ему придется специально написать об этом заявление. Причем делать письменные заявления придется каждые пять лет, поскольку варианта окончательного отказа реформа Минфина и ЦБ не предусматривает.

В новой пенсионной системе также будет предусмотрен центральный администратор, который будет работать как спецдепозитарий и осуществлять функции по учету пенсионных прав, сообщил Моисеев. По его словам, это будет коммерческая организация. Сейчас функции по учету пенсионных прав осуществляет Пенсионный фонд, напомнил он.

Пенсии «молчунов» превратят в баллы

Не получится у россиян и остаться «молчунами». Если будет принят вариант пенсионной реформы, предложенный Минфином и ЦБ, то их пенсионные накопления, которыми управляет Государственная управляющая компания (ГУК)  — ВЭБ, будут «трансформированы» в баллы Пенсионного фонда РФ.

Пока это только предложение. Оно еще будет обсуждаться. «Есть проблема в том, что часть людей просто хотели, чтобы их накоплениями управляло государство. Их мнение нужно учитывать», — успокаивает Моисеев. Замминистра сказал РБК, что не исключает продажу бумаг и пенсионного портфеля ВЭБа, «но они будут продаваться не одномоментно, а по мере необходимости».

Можно направлять процентный доход от бумаг под управлением ГУК на покрытие тех пенсионных обязательств, которые появятся в ПФР, а можно ждать, пока облигации будут погашаться, и направлять доход на сокращение дефицита Пенсионного фонда», — добавил Моисеев.

По данным на начало июля, стоимость чистых активов в расширенном портфеле Государственной УК составляла 1,83 трлн руб., еще 27,3 млрд руб. пенсионных накоплений находилось в портфеле госбумаг. Из них свыше 750 млрд руб. ВЭБ инвестировал в госбумаги, а 680 млрд руб. — в корпоративные бонды.

«Официальных предложений от Минфина в Государственную УК не поступало», — заявили РБК в пресс-службе ВЭБа.

Аналогичная судьба постигнет и накопления, которыми сейчас управляют частные УК, — около 40 млрд руб., по данным Национальной лиги управляющих.

Что касается пенсионных накоплений, которыми управляют НПФ (это более 2 трлн руб.), то их, согласно предложениям Минфина и ЦБ, оставят в собственности граждан. Более того, пенсионные счета граждан будут пополняться за счет добровольных взносов с заработной платы.

Притока денег в НПФ не будет

НПФ считают, что озвученные предложения пойдут на пользу их бизнесу, однако сомневаются, что участие граждан в новой пенсионной системе будет массовым. «Предложения Минфина и ЦБ выгодны для НПФ. У нас очень много людей формируют свои пенсии добровольно.

Если государство стимулирует людей копить на пенсию самостоятельно, это приведет к увеличению притока денег в фонды», — считает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. По ее мнению, важно, что в концепции предусмотрена необходимость каждые пять лет писать заявление об отказе перечислять пенсионные взносы. «Вам как бы постоянно напоминают, что необходимо позаботиться о своей старости.

Возможно, что у человека сейчас нет средств, но через пять лет ему напомнят об этом, и он начнет копить на пенсию», — рассуждает она.

«Надеяться на то, что люди сами себе что-то будут отчислять, не приходится.

Если будет реально что отчислять, то выбор будет сделан не в пользу будущей пенсии, потому что потребность потратить здесь и сейчас важнее.

Тем более что уверенность в том, что правила игры на пенсионном рынке не будут опять меняться, близка к нулю», — заявил глава Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков.

«Совершенно очевидно, что с учетом низких заработных плат в регионах и снижения доходов населения значительного притока добровольных пенсионных взносов не будет.

Кроме того, молодое поколение в целом разочаровано пенсионной политикой государства», — считает глава Национальной ассоциации пенсионных фондов Константин Угрюмов. Однако, по его словам, рынок обязательного пенсионного страхования все равно нуждается в реформе.

«С 2022 года НПФ начнут массово выплачивать пенсии, и без притока новых денег, если допустить продление заморозки накоплений, наступит коллапс системы.

Инвестиционная деятельность потеряет всякий смысл, фондам придется продавать активы по любой цене, чтобы выполнить свои обязательства. В конечном счете все это нанесет ущерб интересам будущих пенсионеров», — пояснил он.

«Молчуны» помогут бюджету

Участники рынка полагают, что предложение перевести в баллы пенсионные накопления «молчунов» и средства в частных УК связано с дефицитом средств в пенсионной системе. «В пенсионной системе дефицит.

Они просто этими средствами закроют очередные проблемы. Бумаги будут продавать постепенно, это растянется на много лет.

Я затрудняюсь дать оценку последствиям», — прокомментировал экс-глава Минфина Алексей Кудрин намерение авторов новой пенсионной концепции перевести накопления «молчунов» в ПФР.

«Можно предположить, что перевод денег «молчунов» в ПФР потребовался для финансирования госбюджета, но дело в том, что 90% портфеля ВЭБа —в государственных и корпоративных облигациях.

Чтобы получить деньги, их нужно продать, что будет сделать очень сложно: в фондах практически нет свободных денег, остаются только банки.

Но вряд ли они будут в восторге от такого предложения», — говорит Галина Морозова.

Как ранее писал РБК, в августе 2016 года из Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета было потрачено 390 млрд руб. В 2017 году покрывать дефицит придется за счет ФНБ. Если средства Резервного фонда продолжат расходоваться на покрытие дефицита федерального бюджета нынешними темпами, то уже в 2017 году фонд будет исчерпан, говорил замминистра финансов Алексей Лавров.

По данным Минфина, к началу сентября в Резервном фонде оставалось 2,09 трлн руб., то есть с начала года его объем уменьшился более чем на 1,5 трлн руб. Большая часть этой суммы (около 1,2 трлн руб.

)  — это расходы на финансирование дефицита бюджета, остальное — результат курсовой переоценки валютных средств фонда. По оценкам Банка России, до конца 2016 года из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита будет потрачено еще 1,2 трлн руб.

К концу года в фонде останется около 900 млрд руб., а если рубль укрепится, то еще меньше.

Многочисленные последствия

Правительство неудачно выбрало время для проведения очередной пенсионной реформы. Во-первых, у народа сейчас нет денег, чтобы копить себе на пенсию.

Во-вторых, как только граждане услышат о переводе накоплений в баллы, то даже через два-три года никто не станет отчислять на пенсию из зарплаты.

Доверие к пенсионной системе будет окончательно подорвано», — говорит глава крупного НПФ. Он опасается, что следующим этапом может стать изъятие денег из НПФ.

В НАПФ опасаются, что если предложения Минфина и ЦБ будут приняты, это приведет к негативным социальным последствиям. «Перевод денег «молчунов» в пенсионные баллы — это очень жесткая мера.

Это абсолютно бессмысленно с точки зрения экономики, потому что сейчас эти средства размещены в государственные обязательства. Получается, что государство просто откладывает наступление катастрофы на будущее, наращивая социальные обязательства.

Очевидно, что это связано с истерикой по поводу дефицита бюджета», — говорит Угрюмов.

Он также не исключил, что может, напротив, обернуться для государства новыми расходами. «Новость о том, что накопления «молчунов» будут переведены в пенсионные баллы, может вызвать новую волну исхода граждан в НПФ.

Непонятно, где в этом случае в условиях бюджетного дефицита будет брать средства государство», — рассуждает Константин Угрюмов.

Ажиотажный спрос на перевод пенсионных накоплений в НПФ отмечался в конце 2015 года, когда правительство заявило, что не будет продлевать право «молчунов» на выбор накопительной части пенсии. Представители фондов тогда рассказывали РБК о многократно возросших потоках клиентов.

«Приток клиентов действительно может начаться, но это для нас не очень хорошо: как правило, число заявлений о переводе пенсии стремительно растет в конце года.

Это повышает риск возможных технических ошибок», — говорит Галина Морозова. Она напоминает, что по итогам 2015 года из 10 млн поданных гражданами заявлений о переводе пенсии ПФР удовлетворил только 60%.

У остальных накопления остались в ВЭБе.

В Минфине не исключают такого развития событий. «Если люди напишут заявления о переходе в НПФ, то нужно будет проработать вопрос о передаче в фонды активов, которыми управляет ГУК. А не продавать их на рынке», — сообщил Моисеев.​

Альберт Кошкаров

Источник: https://www.rbc.ru/finances/23/09/2016/57e3e9df9a7947142e291304

Ссылка на основную публикацию