Социальное партнерство: уровень развития в 2019 году

Социальное партнерство: уровень развития в 2019 году

Описание страницы: социальное партнерство уровень развития в 2019 году от профессионалов для людей.

На определенном этапе развития общества возникает такой вид урегулирования интересов сторон, как социальное партнерство. Оно зиждется на принципах взаимоуважения, равенства прав партнеров, исполнения законов и принятых решений. Государство же способствует развитию соцпартнерства.

Скачать для просмотра и печати:

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.
Видео (кликните для воспроизведения).

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны. При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Систему социального партнерства составляют следующие уровни:

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.

Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе. В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся.

По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Партнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

Значение социального партнерства в трудовой сфере состоит в том, что оно приводит разрозненные интересы работников и работодателей к общему значению. При этом прямое вмешательство государства без оснований невозможно. В итоге стороны приходят к взаимовыгодному соглашению.

Наиболее часто встречаются договора и соглашения о социальном партнерстве, когда одной из сторон является социальное учреждение. Это может быть детский сад, школа, колледж, техникум, институт.

При этом обе стороны такого соглашения получают для себя очевидную выгоду: образовательное учреждение получает дополнительную площадку для развития своих воспитанников, а, например, предприятие — будущие кадры в свой штат.

Вернуться назад на Партнерство

Развитие системы партнерских отношений в России 90-х гг. XX в. происходит в качественно новых условиях.

А именно, перехода экономики на рыночные отношения, в условиях острого глубокого кризиса всей системы общественных отношений, всех социальных и экономических институтов.

Кризис сопровождается нарушением экономических и социальных связей, спадом производства, сломом существовавшей в течение семидесяти лет советской системы управления и становлением новой государственности.

Формирующаяся система социального партнерства в России сопряжена с кардинальными изменениями трудовых отношений, с созданием нового механизма заключения коллективных договоров и соглашений, применением цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, конфликтов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальное партнерство в России, как и в других индустриально развитых странах, базируется на единых принципах, сформулированных Международной Организацией Труда (МОТ), законодательных и нормативно-правовых актах стран мирового сообщества. МОТ, возникшая в 1919 г.

, за время своего существования создала концепцию социального партнерства, приняла важнейшие нормативные документы, составляющие своего рода Международный кодекс труда. В них дана развернутая правовая основа социального партнерства, сформулированы положения о правовом статусе сторон партнерских отношений.

В конвенциях МОТ раскрываются важнейшие вопросы о свободе объединений работников и работодателей, их правах на коллективные переговоры, коллективные договора и соглашения; о формах и методах сотрудничества между властными структурами, организациями трудящихся и предпринимателей; о путях достижения согласия, примирения, компромисса и консенсуса.

Существенную роль в правовом обеспечении системы социального партнерства играют рекомендации МОТ: «О коллективных договорах» (1951 г.), «О сотрудничестве на уровне предприятия (1952 г.

), «О сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах (1960 г.), «О содействии переговорам (1981 г.) и др.

Обязательную юридическую силу для различных стран-членов МОТ имеют лишь нормы Конвенций в случае их ратификации на государственном уровне.

Рекомендации МОТ ратификации не подлежат, но их желательно учитывать при разработке национального законодательства.

Советским Союзом ратифицировано 50 Конвенций МОТ, из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению лишь 43. В Генеральном Соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. предусматривается ратификация 11 Конвенций МОТ.

В России в условиях перехода к рыночной экономике формируется новая правовая база социального партнерства. В ноябре 1991 г. издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)». В марте 1992 г. принят Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», а в 1995 г.

внесены в него дополнения и изменения.

Данные правовые и законодательные акты конкретизировали уровни социального партнерства по типам (видам) коллективных договоров и соглашений; ввели соответствующую международным нормам процедуру коллективных переговоров, подготовки и заключения соглашений; установили ответственность сторон за выполнение принимаемых договоренностей.

В течение 90-х гг. XX столетия в России приняты важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, обеспечивающие необходимую правовую базу развития системы социального партнерства. Наиболее значительны законы РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (декабрь 1995 г.

); «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (январь 1996 г.); «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (май 1999 г.).

В них заложены основные принципы партнерских отношений: равноправия сторон, добровольности, взаимной ответственности, приоритетности примирительных методов и процедур при согласовании различных интересов и регулировании социальных конфликтов.

В законодательных актах зафиксированы права на проведение забастовок, акций протеста, демонстраций, организуемых профсоюзами и другими общественными организациями трудящихся. Конфронтация, борьба признаются в партнерских отношениях сторон, но не как методы насилия и подавления, а лишь как возможные варианты регулирования и разрешения противоречий.

Развитие социального партнерства, повышение эффективности его функционирования достигается также на основе формирования правовой базы в регионах. В 2000 г. законы о социальном партнерстве приняты более чем в 30 субъектах РФ.

Кроме того, в ряде регионов утверждены законодательные акты, регулирующие отдельные наиболее существенные стороны партнерских отношений.

Социальное партнерство как система отношений равных и равноправных субъектов опирается на юридические и моральные принципы ответственности за нарушение партнерских обязательств.

Существенную роль в повышении ответственности участников партнерских отношений должностных лиц за выполнение принятых на себя обязательств должны играть органы государственной власти, а также трехсторонние комиссии.

Им предоставлено право вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение достигнутых соглашений по урегулированию трудовых конфликтов.

Члены данных комиссий могут при необходимости посещать предприятия и организации, независимо от формы собственности, знакомиться с трудовыми и социально-бытовыми условиями работающих, а также с отчетами, статистическими и другими материалами.

Читайте также:  Опубликован приказ минтруда о размерах пм за 3 квартал 2019 г.

По настоящему партнерские отношения строятся на верности слову и заключенному договору, соглашению, на уважении законов и национальных традиций, умении и готовности довести начатое дело до соответствующего результата.

Ответственность предполагает признание и осуществление в отношениях между партнерами правовых и моральных норм, регулирующих организацию работы партнеров и обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития взаимоотношений между всеми участниками.

Именно на этой основе формируется и поддерживается этика партнерских отношений как высоко нравственная социальная ценность, предполагающая недопустимость обмана или незаконной конкуренции.

В общественном сознании глубоко укоренилась идея, что жизненный мир человека и человечества есть диалектическое единство и борьба противоположностей.

Общественное сознание без особого напряжения отражает жизненный мир с помощью таких парных категорий, как «добро и зло», «плюс и минус», «левое и правое», «прогрессивное и негативное», «революция и контрреволюция».

Между тем человеческий интеллект, интересы, потребности, ценностные установки усиливают потенциал не столь явно выраженных и определенных категорий, а состояний смешанных, многоаспектных, основывающихся на поиске меры согласия, примирения крайностей, на соблюдении определенных норм и принципов общественных отношений, развития социального мира.

Мера согласия, мера цивилизованности, ориентация на взаимосогласованное сосуществование выступают фундаментальным свойством человеческого жизнебытия и важнейшим критерием социальных отношений.

Сложная диалектика согласия и противостояния, миролюбия и конфронтации, индивидуализма и коллективизма проявляется в социальном партнерстве как определенном типе договорных отношений и одном из важнейших способов человеческого жизнебытия.

Уровень согласования интересов, мера согласия выступают в качестве одного из исходных критериев социального партнерства. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок субъектов социальных отношений создает условия для неприязненных, а порой и конфронтационных отношений.

Источник: https://xn—-8sblenbpkrbiqr6fya2c9a1a.xn--p1ai/sotsialnoe-partnerstvo-uroven-razvitiya-v-2019-godu/

2019 — Год социального партнерства

Наступивший 2019 год объявлен Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел) Годом социального партнёрства. Профсоюзу и организациям железнодорожного транспорта предстоит заключить новое Отраслевое соглашение и коллективные договоры.

По словам лидера Роспрофжела, именно диалог между профсоюзными организациями и работодателями позволил в 2018 году продвинуться по многим вопросам, связанным с улучшением условий труда работников.

«Мы с удовлетворением отмечаем, что программы, о необходимости которых профсоюз говорил уже давно, начали реализовываться, – отметил Николай Никифоров. – Впервые за 15 лет на сеть поступили новые вагоны для сопровождения путевой техники и отдыха работников, задействованных на капитальном ремонте пути.

Также поставлены мобильные комплексы для проживания путевых бригад, модульные табельные и пункты обогрева». 

Кроме того, не без инициативы Роспрофжела в ОАО «РЖД» утвердили и начали реализовывать программу оснащения служебно-технических вагонов инвентарём и оборудованием, обеспечивающим соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований охраны труда, пожарной и электрической безопасности.

Как отметил Николай Никифоров, эти вагоны десятилетиями не ремонтировали, проверяли только ходовую часть с точки зрения безопасности, а жить там было невозможно. Кроме того, в компании приступили к приведению в норму служебных проходов на объектах: реконструировано уже 5,3 тыс. проходов на сумму 35,2 млн руб.

Эта работа продолжится и в 2019 году. 

Комфортнее стало трудиться и локомотивным бригадам. На данный момент кондиционерами оборудовано 55% эксплуатируемого парка, биотуалетами – 18%.

При этом бюджет на обслуживание систем жизнеобеспечения (кондиционер и биотуалет) вырос с 13,9 млн руб. в 2014 году до 104,6 млн руб. в 2018-м.

«Установлен запрет выдачи локомотивов в эксплуатацию с неисправными системами жизнеобеспечения», – уточнил председатель Роспрофжела. 

Работать стало и комфортнее, и безопаснее, подчеркнул Николай Никифоров. «Работников в полном объёме обеспечивают спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты. Проблем, которые у нас возникали ещё пару лет назад с неполными поставками, сегодня больше нет. А с 2019 года начинается внедрение новой комплектации специальной одежды», – сказал он. 

На 21% к аналогичному периоду 2017 года снизилось количество нарушений безопасности движения, производственный травматизм в организациях, где действует Роспрофжел, сократился на 9,5%, в том числе в ОАО «РЖД» – на 10%.

Такая позитивная динамика, по мнению лидера отраслевого профсоюза, связана в том числе с более эффективной работой обновлённого состава общественных инспекторов по безопасности движения и уполномоченных по охране труда.

По данным Роспрофжела, за 2018 год общественные инспекторы устранили почти 350 тыс. отступлений и нарушений, эффективность на одного инспектора повысилась на 7,5% по сравнению с 2017 годом.

 «Тем не менее поставленная цель – достижение нулевого травматизма со смертельным исходом, пока не достигнута, – констатировал Николай Никифоров. – В 2019 году нам предстоит решать эти проблемы и продолжить движение к нулю». 

Николай Никифоров обратил внимание, что на безопасный труд работников эффективно мотивируют паспорта доверия. Их вручают тем, кто работает без замечаний. Получившим паспорта начисляются надбавки к заработной плате. «Прибавка к зарплате может составлять и 20%, и даже 50%. Считаю, что этот механизм нужно развивать и дальше», – отметил председатель Роспрофжела. 

Первыми паспорта доверия начали выдавать в ФПК, а сейчас опыт перенимают в подразделениях Центральной дирекции инфраструктуры. 

В целом, как подчёркивают в Роспрофжеле, ситуация с заработной платой в организациях железнодорожного транспорта оставалась в 2018 году стабильной: за счёт различных выплат и премий зарплата выросла в среднем на 8–10% к уровню предыдущего года, а реальная – на 4–7%. Так, в ОАО «РЖД» заработная плата по основной деятельности достигла 54,9 тыс. руб., что на 8,9% выше уровня 2017 года. Коэффициент соотношения к средней заработной плате по стране сохраняется на уровне 1,28. 

Есть понимание по повышению зарплаты и на 2019 год. Профсоюз уже договорился об уровне индексации с организациями: она будет проведена не ниже уровня инфляции. 

Среди положительных моментов Николай Никифоров отметил снижение количества нарушений трудового законодательства – эта тенденция сохраняется третий год подряд.

В организациях, где есть первички, профсоюз в 2018 году зафиксировал на 10% меньше нарушений, чем годом ранее, а в ОАО «РЖД» их число сократилось на 17%.

Основные нарушения по-прежнему фиксируются в сфере режима труда и отдыха (31%), оплаты труда и иных выплат (22%), при заключении, изменении и расторжении трудовых договоров (12%), неправомерных привлечений к дисциплинарной и материальной ответственности (7%). 

По итогам выявленных нарушений в пользу работников перечислен 91 млн 515 тыс. руб. в виде незаконно удержанных премий, материальной помощи, пособий, доплат за сверхурочную работу и других выплат.

«Эти результаты достигнуты благодаря системной профилактической работе. Нам нужно продолжать работу в этом направлении, поскольку общее число нарушений ещё велико – почти 8 тыс.

», – считает Николай Никифоров. 

Наступивший 2019 год для Роспрофжела пройдёт под знаком социального партнёрства. Профсоюзу предстоит заключить два отраслевых соглашения, в том числе по организациям железнодорожного транспорта, и более 500 коллективных договоров, среди которых и договор с ОАО «РЖД».

«Практика показывает, что именно на Коллективный договор ОАО «РЖД» ориентируются в других компаниях. Нам нужно учесть всё хорошее и сохранить это, надеемся продвинуться вперёд. Могу однозначно сказать, что все основные льготы будут сохранены», – заявил Николай Никифоров.

 

Другое важное событие года – празднование 45-летия Байкало-Амурской магистрали. Роспрофжел активно участвует в подготовке и проведении юбилейных мероприятий. В частности, будет организован велопробег, в котором примут участие железнодорожники со всех магистралей. Ориентировочно он стартует весной. Участники проедут на велосипедах порядка 45 тыс. км и финишируют в Тынде. 

Тема развития физкультуры и спорта остаётся одной из приоритетных. Напомним, что Роспрофжел и РФСО «Локомотив» заключили соглашение о совместной организации спортивно-массовой работы в 2019 году, которое предусматривает популяризацию спорта и здорового образа жизни на линейном уровне и создание на железнодорожных предприятиях клубов физкультуры. 

Источник: «Гудок»

Источник: http://dprof.info/20190114-2/

Социальное партнерство: уровень развития в 2019 году

Базовую часть трудового права составляют отношения работника и работодателя. При этом часто привлекается и третья сторона в лице различных государственных органов.

Под социальным партнерством предполагается взаимное сотрудничество работников и их представителей, работодателей и их представителей, органов государственной власти и местного самоуправления, которое направлено на согласование интересов работников и работодателей. Причем обсуждаемые вопросы могут быть не только трудовыми, но и связанными с ними.

Функции и принципы

Функции социального партнерства бывают:

  • прямые (их реализация обеспечивает социальный баланс в обществе);
  • косвенные (опосредованное воздействие на развитие общества и экономической демократии, сохранение социальной стабильности, социально-экономической безопасности).

Принципы — то, на чем базируются взаимоотношения сторон. Среди них выделяют:

  • взаимоуважение сторон;
  • равноправие;
  • наличие соответствующих полномочий;
  • неукоснительное следование нормам трудового права, иных правовых актов;
  • решение вопросов осуществляется путем проведения переговоров;
  • принятие обязательств сторонами осуществляется добровольно;
  • государство всячески содействует соцпартнерству;
  • свобода при выборе темы трудовой сферы, подлежащей обсуждению;
  • принятые обязательства должны быть выполнимыми;
  • коллективные договора и соглашения должны соблюдаться сторонами;
  • за выполнением обязательств осуществляется контроль.

Социальное партнерство позволяет сторонам урегулировать тот перечень вопросов, который не разрешен трудовым законодательством либо рассмотрен кратко.

Формы

Формы взаимодействия сторон социального партнерства разнообразны. При их выборе они руководствуются лишь удобством и приемлемостью конкретного вида для разрешения поставленного вопроса.

Можно выделить:

  • переговорный процесс;
  • консультации по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, соблюдению гарантий трудовых прав, совершенствованию трудового законодательства, в том числе правовых актов, содержащих такие нормы;
  • управление организацией работниками посредством своих представителей;
  • разрешение трудовых споров путем взаимного участия представителей работников и работодателей.

Базовую часть любой формы составляет равноправие всех участников. Инициативу начала взаимодействия могут проявить как работники (представитель), так и работодатели (представитель).

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

В качестве стороны социального партнерства может выступать государство. Такое возможно, когда органы государственной власти и местного самоуправления являются работодателями либо третьим лицом. В последнем случае это оговаривается нормативными актами в области трудового права.

Представителями государства могут быть:

  • Министерство труда и социальной защиты РФ;
  • Правительство России;
  • служба занятости населения;
  • администрация субъекта и прочие.
Читайте также:  Налоговый вычет при строительстве жилого дома в 2019 году

  Поздравления на Благодарность за работу не в стихах

Представителями работников являются:

  • профсоюз (в большинстве случаев);
  • выборный непрофсоюзный орган.

Последний формируется, если нет профсоюза либо в его состав входит менее 50% работников и он не уполномочен представлять интересы всего коллектива.

В качестве представителя работодателя выступает:

  • руководитель предприятия;
  • если работодатель — индивидуальный предприниматель, то он сам;
  • уполномоченное лицо;
  • совет директоров;
  • управляющая организация;
  • внешний или конкурсный управляющий;
  • министерство и прочие.

Внимание! Группа работодателей в целях представления общих интересов может объединиться в некоммерческую организацию.

Система соцпартнерства

Систему социального партнерства составляют следующие уровни:

  • федеральный (база по регулированию трудовых отношений в России);
  • межрегиональный (по регулированию трудовых отношений в более чем одном субъекте);
  • региональный (в рамках одного субъекта);
  • отраслевой;
  • территориальный;
  • локальный.

Интересно! Предпосылки к возникновению системы социального партнерства появились в конце XIX века, а расцвет пришелся на вторую половину следующего века.

Социальное партнерство в труде

Органами социального партнерства в области трудовых отношений выступают комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На уровне РФ работу ведет трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, действующая на постоянной основе.

В ее состав входят представители объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства РФ. Подобные образования могут создаваться в субъектах.

Основу процесса социального партнерства составляют коллективные переговоры сторон. Результатом становится соглашение (коллективный договор), содержащее итоговый вариант договоренности по поставленным вопросам.

Социальное партнерство организаций с социальными учреждениями

В качестве такого примера можно рассматривать партнерство образовательного учреждения, например, техникума, и предприятия по профилю подготовки учащихся. По соглашению между ними у студентов один раз в неделю проходят практические занятия на базе данной организации.

Партнерство получается взаимовыгодным: помимо теории, учащиеся осваивают основы профессии, а само предприятие может пополнить свои ряды выпускниками данного учебного заведения.

Роль государства

Государство в социальном партнерстве содействует развитию и становлению данного процесса, а также принимает участие в деятельности трехсторонних комиссий. Именно оно готовит и закрепляет нормативную базу, необходимую при решении вопросов сторонами соцпартнерства.

Участие государства обязательно, когда речь идет о соглашениях, финансовое обеспечение которых производится из казны РФ. В иных случаях необходимость его присутствия определяется договоренностью сторон.

Политика социального партнерства

Партнерство — это согласование интересов различных социальных групп путем переговоров, компромиссов, договоренностей. Участие в данном процессе должно быть добровольным. Участие государства возможно лишь в той мере, которая для него определена в каждом конкретном случае. Стороны социального партнерства свободны в выборе его форм. При этом они обязаны соблюдать определенные принципы.

  Обязанности психолога в детском саду — особенности работы

Социальное партнерство в разных странах мира

В ряде стран с довольно развитой рыночной экономикой социальное партнерство существенно отражается на социально-трудовых отношениях. Это происходит даже не взирая на тот факт, что его модели в ряде стран существенно отличается организационно-правовым механизмом. На сегодняшний день известны две основные модели соцпартнерства.

А именно: трипартизм и бипартизм. В списке странах, где основная роль государства в управлении трудовыми отношениями, сравнительно невелика, а это такие страны как США, Канада, Великобритания, активно практикуется двустороннее взаимодействие между объединениями предпринимателей и целыми организациями трудящихся.

Государство вправе целиком и полностью выступать в такой соцмодели в качестве арбитра или, иначе говоря – посредника, в случке возникновения соцконфликтов. Наиболее распространенный трипартизм – то есть трехстороннее сотрудничество – наблюдается во Франции, ФРГ, Швеции, Австрии.

При этом государство играет самую что ни на есть активную роль, выступая в качестве соцпартнера.

Исключительно во всех странах Центральной, равно как и в Восточной Европы, начиная с конца 80-х годов, повсеместно наблюдается коренное и регулярное обновление трудового законодательства. Самыми первыми плодами данной работы были принятия законов о:

  • о забастовках и митингах;
  • перемены в законодательстве касательно профсоюзов;
  • внесение изменений к Трудовому кодексу в Венгрии;
  • закон о общих, коллективных переговорах на территории бывшей Чехословакии;
  • о профсоюзах и решении различных трудовых конфликтов в Польши;
  • румынские законы о коллективных договорах, различных трудовых конфликтах и профсоюзах за 1991 год;
  • правки к Трудовому кодексу Болгарии.

Подобные перемены уже не впервые в истории были предметами трехсторонних консультаций. В литературе ранее уже отмечалось, что в посттоталитарных государствах,  действие и введение соцпартнерства происходит “сверху”, а не “снизу”, при это решающая роль отводиться государству.

Коллективный характер соцпартнерства

Взаимоотношения соцпартнерства носят на себе коллективный характер, в их основании лежит коллективная заинтересованность обеих сторон.

Такой коллективный характер соцпартнерства оказывает влияние в трех аспектах: по наличию обоюдного интереса всех принимающих участие субъектов в области применения наемной работы; наличия в обороте общественных взаимоотношений в данной области; коллективной системе и структуре обеих сторон соцпартнерства.

  Как рассчитать НДС: формула расчета

За многие годы опыт множества стран по всему лицу земли неоспоримо доказывает, что проблемы экономики, равно как и общественной жизни, включая и сферу применения наемной работы, решаются самым выгодным и оптимальным образом, если приходит в действие система ориентации не на конфронтацию, а наоборот, на  достижение социального согласия.

Когда достигается социальное согласие, то это, в свою очередь, служит обобщению согласования всех интересов разнообразных общественных групп.

Основой и внутренним стержнем соцпартнерства является принцип взаимовыгодного сотрудничества между непосредственно работодателями и нанимаемыми рабочими.

Этот принцип вступает в действие в виде проведения переговоров, заключаемых коллективным договоров и соглашениями, и еще в ходе согласования проектов любых нормативно-правовых актов, советов в процессе принятия решений соцпартнерами на всех доступных уровнях.

Основным предметом социального партнерства выступают общие отношения между соцпартнерами, вытекающие из:

  • принятия участия трудовых коллективов в составе правил касательно условий работы;
  • из участия в управлении того предприятия, на котором они работают;
  • заключения. равно как и выполнение общих договоров и соглашений на отраслевом, региональном и национальном уровнях;
  • касательно работы профсоюзов, а также любых других представительных органов рабочего состава в социально-трудовых отношениях;
  • касательно образования и работы общих объединений работодателей;
  • из решения отдельных и общих рабочих споров.

К области социального партнерства относят:

  • достижение общего консенсуса по моментам обеспечения занятости,
  • создание вспомогательных рабочих мест,
  • компаний оплачиваемых общественные работа,
  • гарантия защиты населения от угрозы безработицы,
  • применение наемной работы с гарантией следования технике безопасности,
  • требования из общества здравоохранения рабочих в ходе выполнения работы,
  • оплаты стоимости труда и гарантия обеспечения воспроизводящей, равно как и стимулирующей функций зарплаты,
  • права самих рабочих на получение заработной платы вовремя,
  • гарантия обеспечения нормального графика работы, равно как и отдыха,
  • обеспечение права рабочих на принятие участия в регулировании работы на всем предприятии,
  • в грамотном распределении дохода для гарантии качества соцдеятельности предприятия,
  • в определении соцстандартов и определении их минимальных границ,
  • в учреждении порядка проведения общественных переговоров, решении об коллективных трудовых споров и другое тому подобное.

Источники

  • http://lgoty-vsem.ru/lgoty/sotsialnoe-partnerstvo.html
  • https://biznes-prost.ru/socialnoe-partnerstvo.html
  • [свернуть]

Источник: https://pozakonu.site/trudovoe-pravo/sotsialnoe-partnerstvo-uroven-razvitiya-v-2018-godu.html

Социальное партнерство: уровень развития в 2018-2019 году

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Под редакцией заместителя Председателя Профсоюза Куприяновой Т.В.и секретаря ЦК Профсоюза В.П.Юдина

Авдеенко М.В., Алешина Т.М., Понкратова В.Н. Социальное партнерство в сфере образования. Учебное пособие. Москва, Издательство МГОУ, 2006. 60с.

В пособии раскрываются правовые и организационные основы социального партнерства в сфере образования, в т.ч. в образовательных учреждениях.

Показана роль профсоюзной организации, ее выборных профсоюзных органов в ходе подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров в образовательном учреждении в соответствии с Уставом Профсоюза и законодательством РФ.

Особое внимание уделяется практике социального партнерства, обобщению опыта работы профсоюзных организаций. Учебное пособие призвано помочь профсоюзным комитетам образовательных учреждений в работе по развитию социального партнерства.

  • 1. Роль социального диалога в практике профсоюзной работы
  • 2. Практика договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования

3.1. Примерная структура коллективного договора образовательного учреждения

3.2. Примерное положение об оплате труда работников образовательного учреждения

3.3. Перечень учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования

3.4. Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях), а также времени обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в вооруженных силах

3.5. Примерное положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образования

3.6. СХЕМЫ:- Почему надо заключать коллективный договор…….- Состояние социального партнерства в образовании — Система социального партнерства в сфере российской образования -Система социального партнерства на муниципальном уровне — Система социального партнерства на федеральном уровне — Система социального партнерства на уровне образовательного учреждения

  1. 66 67 68 69 70 71
  2. ПРЕДИСЛОВИЕ
  3. Развитие системы социального партнерства в сфере образования является одним из важнейших направлений деятельности Профсоюза.
  4. За последнее время существенно возрос потенциал социального партнерства в отрасли как фактор, стабильно влияющий на повышение уровня защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровнях.

По сравнению с 2000 годом возросло количество региональных соглашений, действующих в субъектах РФ, с 76 % до 86%.

Территориальные соглашения действуют в 2106 муниципальных образованиях, что составляет 89 % от общего количества территориальных организаций Профсоюза, коллективные договоры заключены в 88% образовательных учреждений, в которых имеются профсоюзные организации, тогда как в 2000 годах — в 72 % образовательных учреждений были заключены колдоговора.

Сегодня 90% школ имеют профсоюзные организации, в 90% из них заключены коллективные договоры.

Все педвузы имеют профсоюзные организации, в 95% из них заключены коллективные договоры.

В целом же 76% учреждений ВПО имеют профсоюзные организации, в 89 % из них заключены коллективные договоры.48% учреждений СПО имеют профсоюзные организации, в 81% из них заключены коллективные договоры.

  • 26% учреждений НПО имеют профсоюзные организации, в 75 % из них заключены коллективные договоры.
  • Благодаря развитию социального диалога в большинстве субъектов РФ удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений путем установления различного вида доплат и надбавок, в том числе молодым учителям и по результатам аттестации педагогических работников.
  • С помощью соглашений и коллективных договоров на территориальном и локальном уровнях решаются вопросы лечения и оздоровления работников, обеспечения занятости работников образования, контроля за перепрофилированием высвобождаемых зданий и сооружений образовательных учреждений, за процессом высвобождения работников (в том числе массового высвобождения) при взаимодействии с центрами занятости населения, создания условий переподготовки и переквалификации педагогических кадров, высвобождающихся в порядке сокращения, по оказанию помощи в их трудоустройстве и др.
Читайте также:  ​​индексация зарплат военнослужащих в 2019 году

Существенной проблемой в развитии социального партнерства является нерешенность в полной мере вопроса о полномочности органов управления образованием, включая Министерство образования и науки РФ, заключать соглашения на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.

Профсоюз для решения названной проблемы подготовил и направил в государственную думу РФ свои предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ для законодательного закрепления нормы об обязательном участии в социальном партнерстве в интересах образовательных учреждений соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Предполагается рассмотрение указанных поправок в весеннюю сессию.

На наш взгляд, медленно решается вопрос по созданию полномочных объединений работодателей в отрасли, тогда как, например, российские союзы ректоров и директоров ссузов уже сегодня могли бы ответственно влиять на социально-экономическую политику в отрасли, являясь полноправными членами РТК как представители всероссийских объединений работодателей в отрасли. Требуется совершенствование структуры, функционирования и управления системой социального партнерства в отрасли с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе в связи с передачей на региональный уровень учреждений начального и среднего профессионального образования. Заместитель Председателя Профсоюза,

Сопредседатель Отраслевой комиссии Т.В.КУПРИЯНОВА

1. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ПРАКТИКЕ ПРОФСОЮЗНОЙ РАБОТЫ

Одним из основных направлений деятельности Профсоюза на современном этапе является развитие социального диалога для разрешения социально-трудовых отношений как элемента демократического, социального государства.

В странах Западной Европы элементы социального партнерства стали неотъемлемой частью регулирования трудовых отношений в результате длительной эволюции. На смену конфронтации труда и капитала постепенно пришло соревнование, а затем и социальный диалог сторон. Этот диалог стал необходимым компонентом социального мира и экономического процветания.

Важно, что необходимость постоянного и плодотворного диалога признается не только на уровне государств, но и на уровне организаций.

В России же социальное партнерство стало формироваться сверху как один из элементов социально-экономической модернизации, повторяющий западный опыт становления рыночной экономики, но без учета специфики страны, ее особенностей, а также современных мировых тенденций. Структура социального партнерства в России начала складываться до формирования объединений самих социальных партнеров.

Нынешняя правовая база закрепляет структуру социального партнерства.

Если не углубляться в детали, то она подразумевает непременное достижение согласия между партнерами в лице государства, работодателя и профсоюза, а то, чего не сумели добиться стороны, выносится в протоколы разногласий (например, действующее Генеральное соглашение, где все вопросы бюджетной сферы вынесены в протокол разногласий). Однако уже длительное время профсоюзы Европы используют несколько иной подход: не социальное партнерство, а социальный диалог, т.е. систему, целью которой является достижение соглашения на основе баланса сил. Под социальным диалогом подразумевается наличие и использование этих сил безо всяких политических примесей. Алгоритм этого диалога простой: поговорили, не смогли договориться, побастовали, снова начали переговоры.

Поэтому при всей важности изучения зарубежного опыта становления социального партнерства его реализация будет эффективной только при условии учета особенностей России и специфики ее вхождения в цивилизованные рыночные отношения.

Реальное развитие системы партнерских отношений в сфере образования началось только в 90-х годах ХХ века практически с нуля, поскольку в советское время считалось нецелесообразным распространение коллективных договоров и соглашений на бюджетную сферу.

Более того, становление системы социального партнерства в отрасли проходило в сложных социально-экономических условиях: спада производства, массовой безработицы, роста цен, отсутствия целенаправленной кадровой политики в отрасли, явно заниженной оценки труда учителей, преподавателей по сравнению с другими секторами экономики, старения педагогических и преподавательских кадров, невостребованности выпускников образовательных учреждений, попыток приватизации вузов, необходимости реализовывать на практике бесконечные программы реформирования образования, многочисленных нарушений трудовых прав работников, связанных с задержками выплаты заработной платы и др.

В таких условиях отраслевой Профсоюз, начиная с 1991 года, свои основные уставные цели и задачи деятельности по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования и студентов стал реализовывать, в первую очередь, через механизмы социального партнерства.

Сегодня можно констатировать, что в отрасли сложилась система по заключению соглашений и коллективных договоров на федеральном (Отраслевое тарифное соглашение), региональном, территориальном и локальном уровнях (коллективные договоры в образовательных учреждениях всех типов и видов), которая получает все большее развитие.

Начиная с 1997 года, в ЦК Профсоюза совместно с отраслевым министерством зарегистрировано 211 региональных соглашений, в т.ч. В текущем году действуют 75 зарегистрированных региональных соглашения (96,0 %).

Расширяется практика заключения территориальных соглашений на муниципальном уровне (89%), а в 26 субъектах РФ соглашения такого уровня заключены во всех муниципальных образованиях.

В 2005 году, в среднем, в 88% образовательных учреждениях действуют коллективные договоры.

В рамках реализации региональных, территориальных соглашений и коллективных договоров в последние годы удалось в определенной степени повысить заработную плату, в основном за счет формирования надтарифного фонда, в том числе за счет внебюджетных средств, что привело к некоторой стабилизации работы образовательных учреждений; в 2001-2005 годах более чем в 50 субъектах РФ удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений путем установления различного вида доплат и надбавок, в том числе и молодым учителям.

За последние годы были рассмотрены вопросы социального партнерства на Пленуме ЦК Профсоюза, Всероссийском совещании председателей территориальных комитетов Профсоюза и руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, Президиуме ЦК Профсоюза.

Пристальное внимание ЦК Профсоюза к проблеме развития социального партнерства в отрасли обусловлено следующим. Во-первых, в Трудовом кодексе РФ, вступившем в силу 1 февраля 2002 года, законодателем серьезно повышена роль социального партнерства.

Впервые появился целый раздел, полностью посвященный социальному партнерству, впервые в кодексе дается определение социального партнерства как системы, включающей в себя все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в том числе и неформальные, не носящие правового характера.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровнях.

Более чем в ста статьях Трудового кодекса РФ идет ссылка на коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в учреждении.

Во-вторых, со стороны федеральных органов власти усиливается тенденция передачи полномочий по обеспечению социально-трудовых гарантий и предоставлению льгот с федерального уровня на региональный и даже муниципальный (в установлении уровней ставок и окладов, надбавок работникам образования, в предоставлении коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, в определении порядка проведения аттестации педагогических кадров и др.).

В таких условиях представляется необходимым активизировать работу территориальных организаций Профсоюза по колдоговорному регулированию, чтобы подготовить профсоюзный актив профессионально и грамотно отстаивать социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования на региональном, территориальном и локальном уровнях.

Следует отметить, что современное состояние договорного регулирования трудовых отношений в отрасли характеризуется еще во многом декларативностью и недостаточной содержательностью соглашений и колдоговоров, их необязательностью и отсутствием необходимых санкций за их несоблюдение. Это происходит по причине того, что зачастую федеральные и региональные органы государственной власти уходят от ответственности за реализацию конституционных гарантий прав граждан в сфере образования, за обеспечение стабильного финансирования школ и принятых на себя обязательств в рамках соглашений и колдоговоров. В таких условиях Профсоюзу многократно приходилось использовать такие крайние формы борьбы за социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования как всероссийские акции протеста, митинги, пикеты и забастовки.

  1. Кроме того, сдерживающими факторами развития процесса социального партнерства в сфере образования являются также:
  2. — медленное становление представительных органов работодателей в отрасли (так, принятый в 2002 году Федеральный закон «Об объединениях работодателей» не закрепляет специфику статуса работодателя в бюджетной сфере, несмотря на то что ЦК Профсоюза неоднократно давал свои замечания и предложения по закреплению этой специфики в законе);
  3. — нерешенные в полной мере проблемы восстановления ответственности государства в сфере образования, разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении стабильного финансирования учреждений отрасли;
  4. — крайне низкая финансовая обеспеченность положений коллективных договоров и соглашений всех уровней;
  5. — отсутствие системного подхода к формированию кадровой политики в отрасли;
  6. — неразвитость рынка педагогического труда, отсутствие взаимосвязи между планированием профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и требованиями рынка труда;
  7. — недостаточный уровень информационного обмена и координации работы по вопросам социального партнерства между Министерством образования и науки РФ и ЦК Профсоюза, между органами управления образованием и территориальными профсоюзными органами в субъектах РФ и др.
  8. Все эти проблемы развития социального партнерства в отрасли в современных условиях требуют принципиально нового отношения социальных партнеров к заключению коллективных договоров и соглашений, их структуре и содержанию, правовому статусу и ответственности сторон за выполнение принимаемых обязательств, поскольку в соответствии с принятым Трудовым кодексом РФ государство берет на себя лишь минимум обязательств по установлению прав и социальных гарантий для работников, передавая решение важнейших социально-трудовых вопросов непосредственно сторонам трудовых отношений — работодателю и работникам.
  9. На наш взгляд, властным и общественным структурам, прежде всего Минобрнауки России, органам управления образованием субъектов РФ и органам местного самоуправления, нашим профсоюзным организациям следует занять более активную позицию в отношении развития социального партнерства.
  10. Немаловажными факторами в успешном развитии социального партнерства является повышение уровня информированности районных (городских), первичных профсоюзных организаций и рядовых членов Профсоюза об уставной деятельности центральных органов Профсоюза, используемых методах и результатах их работы.
  11. В современных условиях развития российского образования социальный диалог может и должен стать средством обновления качества образования, включая вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования.

Источник: https://twingirl.info/socialnoe-partnerstvo-uroven-razvitiya-v-2018-2019-godu/

Ссылка на основную публикацию