Образование детей-инвалидов в россии

Несовершеннолетние являются одной из самых незащищенных категорий граждан. Каждый день особого ребенка посвящен борьбе с болезнью. Государство уделяет особое внимание лицам, состояние здоровья которых не позволяет им вести обычный образ жизни. Какими правами обладает несовершеннолетний инвалид и как обеспечить их защиту?

Законодательная база

Образование детей-инвалидов в России

  • Конвенция о правах человека.
  • Конституция РФ.
  • Гражданский кодекс.
  • Семейный кодекс.
  • закон об опеке.
  • Конвенция о правах инвалидов.
  • закон 1995 года о социальной защите граждан с ограниченными возможностями.
  • закон от 2014 года о внесении изменений в нормативные акты по соцзащите инвалидов.

Последний правовой акт имеет особое значение для детей с ограниченными возможностями. В частности, он закрепляет понятие «абилитация». В отличие от  ранее действующего, единственного понятия «реабилитация», новый термин подразумевает полное обучение нуждающегося необходимым для него социальным навыкам, знаниям и умениям. Тогда как реабилитация – это восстановление навыков, утраченных вследствие заболевания.

80% несовершеннолетних инвалидов нуждаются именно в абилитации.

Далеко не все права совершеннолетних граждан со стойким нарушением здоровья распространяются на детей.

Перечень прав

Образование детей-инвалидов в России

  • на образование;
  • на воспитание;
  • на лечение;
  • на материальное обеспечение;
  • на социальное обслуживание;
  • на участие в культурных мероприятиях;
  • на трудовую деятельность;
  • на дополнительные льготы.

Преимущественный перечень прописан федеральным законодательством, однако большинство регионов устанавливают дополнительные меры соцподдержки для детей с ограниченными возможностями. Многоуровневая структура является одной из причин проблем в реализации прав.

Обучение, воспитание и лечение детей-инвалидов

Образование детей-инвалидов в России

В настоящее время многие детские сады комбинированного вида. Такие организации имеют в составе как общеобразовательные группы, так и для детей с ограниченными возможностями. Законные представители воспитанников таких групп обычно освобождаются от внесения родительской платы.

Воспитывать на дому детей-инвалидов рекомендуется при наличии заболеваний, препятствующих посещению группы или по желанию опекуна. В отдельных регионах осуществляется поддержка семей, реализующих дошкольное образование детей на дому, однако эти льготы не имею отношения конкретно к детям-инвалидам.

Обучение

Образовательная система Российской Федерации предусматривает специализированные программы для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок может обучаться как в общеобразовательных организациях, так и в профильных. Существует несколько видов учреждений для инвалидов, имеющих следующие стойкие нарушения здоровья:

  • слабовидящие;
  • слепые;
  • слабослышащие;
  • глухие;
  • глухонемые;
  • задержка психического развития;
  • легкая умственная отсталость;
  • нарушения опорно-двигательной системы (дцп).

Коррекционные образовательные организации могут быть профильные для одного вида заболеваний (слепые), комбинированные по диагнозам (слабослышащие, глухие и глухонемые) и по сочетанию расстройств (болезни опорно-двигательной системы и легкая умственная отсталость).

При этом поощряется обучение инвалидов с сохранным интеллектом в общеобразовательных организациях, если это позволяет состояние здоровья ребенка, например аутизм. Считается, что дети с ограниченными возможностями, получающие образование в общих школах, лучше адаптируются в дальнейшей жизни.

Документальное подтверждение

Одним из документов, необходимых для получения справки медико-социальной экспертизы (МСЭ), является заключение психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК).

Эта бумага содержит информацию о рекомендованном образовательном маршруте. Для ребенка-инвалида такой документ обязателен. В соответствии с ним определяется программа обучения.

Оформление в специализированную школу также возможно только при наличии заключения.

Документ выдается на руки законному представителю после прохождения комиссии. Он содержит рекомендации для домашней коррекции ребенка и в условиях образовательной организации. На родителя или опекуна возлагается обязанность по передаче бланка в школу (лицей, детский сад).

Важно! Ответственность за неисполнение рекомендаций ПМПК законными предстателями не предусмотрена.

Специализированные школы

В отличие от общеобразовательных школ, в которые набор осуществляется по территориальному признаку, выбор специализированного учреждения возложен на законных представителей. Родитель может обратиться в любую коррекционную школу, и при наличии мест в нужном классе, ребенок будет зачислен на обучение.

Образование детей-инвалидов в России

Школа интернатного типа – это учреждение, реализующее не только специальные образовательные программы, но и воспитательные. Законный представитель может забирать ребенка домой ежедневно, на выходные дни, а при большой территориальной отдаленности места жительства – в каникулярные дни. При этом права родителей или опекунов не прекращаются.

Надомное образование

В соответствии с законом об образовании, при наличии заключения ПМПК, родители могут перевести ребенка на надомное обучение. Этот вид получения образования подразумевает посещение инвалида учителем по месту жительства. Например, 3 раза в неделю по 3 урока. Длительность домашнего урока составляет 30 минут.

Для перевода на надомное обучение специалистами ПМПК должна быть установлена невозможность ребенка получать образование в группах или специализированных организациях.

Основными причинами перевода на дом является наличие заболевания, при котором обучение в коррекционной школе невозможно, например, шизофренические расстройства, или психологические сложности при расставании с родителями, например, если школа территориально удалена.

Отдельно стоит упомянуть вариант, когда инвалид получает образование дистанционно, при наличии специального оборудования с помощью системы Интернент. Компьютер и другие технические средства для обучения предоставляется ребенку безвозмездно. Уроки проводятся педагогами в соответствии с расписанием.

Обучение законным представителем

Закон об образовании 2010 года дал родителям или опекунам возможность самостоятельного обучения детей. Предоставление знаний реализуется в любой форме, выбранной законным представителем. При этом неважно, осуществляет родитель трудовую деятельность, или нет.

Дети, получающие образование в такой форме, подлежат ежегодной проверке знаний. По окончании обучения сдают экзамены, предусмотренные для их образовательного маршрута. Например, на итоговое тестирование детей с легкой умственной отсталостью выводится только технология.

Реализация права детей-инвалидов в РФ на домашнее образование особо актуально для маленьких населенных пунктов, в которых только одна школа. Как правило, такие учреждения испытывают дефицит педагогов для осуществления обучения на дому. Некоторые регионы оказывают материальную поддержку семьям, дающим детям-инвалидам образование самостоятельно.

Медицинская помощь

Каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право на бесплатную помощь врача в соответствии с законодательством.  Лечение детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации.

Важно! Органы, указанные в ИПР, не знают о содержании конкретной программы, поэтому законный представитель, после получения документа, должен самостоятельно обратиться в каждый из перечисленных управлений.

Это документ, конкретизирующий специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Все услуги, предусмотренные программой, включая медикаменты, должны предоставляться бесплатно.

Ответственность за реализацию документа возложена на законного представителя. Если лицо нуждается в предоставлении средств реабилитации (инвалидное кресло), санаторно-курортном лечении или других услугах, необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган, например в фонд социального страхования.

Жилищные льготы

Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, имеют право на улучшение жилищных условий. Для этого законные представители должны подготовить пакет документов и подать заявление в органы местного самоуправления. Форма оказания помощи отличается в зависимости от даты постановки на учет:

  • Образование детей-инвалидов в Россиидо 31.12.2004;

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/prava-detej-invalidov.html

Как дети-инвалиды получают образование

Получение образования детьми-инвалидами зачастую связано с проблемами психического и физического характера, при наличии которых ребенок не может проходить обучение по общепринятым программам.

В рамках защиты и поддержки такой категории населения законодательными актами РФ разработаны специальные меры, направленные на обеспечение условий получения образования и реализацию программ, разработанных для адаптации детей с ограниченными возможностями.

Законодательная база, регулирующая получение образования

Образование детей-инвалидов в России

  • Статья 43 конституции РФ – определяет общее право каждого гражданина (не зависимо от его возраста, статуса) на получение образования;
  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» — устанавливает общие положения по обеспечению права несовершеннолетних лиц на получение образования. Данный закон определяет возможности участников образовательного процесса, конкретизирует их права и обязанности. В соответствии с имеющимися отклонениями в развитии граждан закон указывает на необходимость создания отдельных условий для их обучения в учреждениях любого типа, начиная с дошкольного образования и заканчивая получением степени магистра, кандидата или доктора наук.
  • ФЗ «О социальной защите детей-инвалидов в РФ» — указывает на право несовершеннолетних с ограниченными возможностями получать образование, к которому относят дошкольное (детские сады), общее (начальное, основное и среднее), профессиональное и высшее. Подобное право реализуется с помощью создания отдельных условий, применения специальных программ, получения знаний и прохождения процесса обучения частично или полностью в более комфортных для ребенка условиях (отдельные помещения, на дому и т.д.).

Имеющиеся программы специального обучения и условия его предоставления

Для того, чтобы иметь возможность получения отдельных условий обучения, необходимо наличие документальных подтверждений особого состояния здоровья.

Таким подтверждением является заключение медико-социальной комиссии, которая констатирует факт отклонения у ребенка и недостатков в психическом и физическом развитии (или оба фактора сразу).

На основании таких отклонений присваивается инвалидность, причем до 18 лет деление на группы не происходит, поскольку ребенок находится в нетрудоспособном возрасте.

Специальные условия обучения заключаются в следующем:

  • Разработка для них специальных программ обучения;
  • Использование отдельных методов и приемов для прохождения процесса адаптации детей в обществе;
  • Применение специальных учебников для детей с особым развитием и пособий для педагогических работников;
  • Применение средств технического характера, с помощью которых повышается степень восприятия детьми необходимого объема материала в соответствии со степенью и характером имеющихся отклонений;
  • Предоставление услуг ассистента учителю, если такое действие необходимо для повышения качества обучения или спровоцировано особо тяжелым состоянием ребенка.

Наличие инвалидности у ребенка дает ему такие права в отношении получения образования:

  • Прохождение бесплатных занятий дополнительного характера с работниками образовательного учреждения. Их могут проводить логопед, психолог или работник отдельной направленности – необходимость определяется в связи с имеющимся отклонениями у ребенка;
  • Право на получение особого подхода и отношения со стороны учителей и педагогического состава учебного заведения, которые должны соответствовать психическим и физическим особенностям каждого ребенка;
  • Право на индивидуальную систему оценки имеющихся знаний и степени усвоения материала;
  • После окончания 9 и 11 класса ребенок-инвалид может на выбор сдавать гос. аттестацию в виде выпускного экзамена (его упрощенного варианта) или основного экзамена (тестовая система оценивания);
  • Право увеличение общего времени экзамена, проходящего в школе, на 1,5 часа;
  • Наличие права сдачи 50 % от общего количества экзаменов, положенных ученикам 9 класса;
  • Получение бесплатного двухразового питания. Таким правом дети могут воспользоваться в детских садах и школах;
  • Отсутствие действий со стороны учителей, выраженных в форме дисциплинарного взыскания – таким правом дети-инвалиды обладают на протяжении всего периода обучения;
  • Право на осуществление выбора программы, которая будет рекомендована образовательной комиссией. Зачастую такой выбор производят родители ребенка, опираясь на его способности и степень физического и психического ограничения;
  • Право на сохранение конфиденциальности в отношении состояния ребенка и неразглашения врачами и работниками образовательного учреждения сведений относительно степени отклонений и общего состояния здоровья ребенка.
Читайте также:  Дают ли землю за третьего ребенка в семье в 2019 году

Процедура организации образования детей-инвалидов

Образование детей-инвалидов в России

  • Предоставление знаний осуществляется с учетом особенностей каждого отдельного ребенка;
  • При необходимости рабочий и педагогический персонал учреждения должен прививать ребенку навыки самообслуживания, даже если этим вопросом параллельно занимаются и его родители;
  • Начальная стадия предоставления ребенку образования и его развития должна базироваться исключительно на разработанных программах по специфике отклонений ребенка;
  • Количество детей в одной группе не может превышать 15 человек. В отдельных случаях при наличии особо тяжелых отклонений количество человек может ограничиваться 2-3 детьми;
  • Продолжительность пребывания ребенка в дошкольном учреждении может варьироваться в зависимости от его необходимости и состояния здоровья;
  • В специализированных дошкольных учреждениях в штат должны входить такие специалисты, как логопед, массажист, психолог и дефектолог;
  • При необходимости психологи должны оказывать помощь и консультации родителям или опекунам ребенка;
  • Помещение детских садиков должно быть оборудовано всем необходимым инвентарем и иметь отделенные помещения для проведения различного рода занятий с детьми;

Отражая основные аспекты получения ребенком-инвалидом общего, профессионального и высшего образования, стоит отметить возможные формы его реализации:

  • Получение в учреждении в обычном порядке с предоставлением отдельных возможностей;
  • Получение образования на дому;
  • Прохождение обучения дистанционно.

При обучении в общем порядке дети-инвалиды могут воспользоваться своим правом прохождения части необходимого материала в домашних условиях, получения индивидуальных занятий и особых условий сдачи итоговых контрольных и экзаменов.

Если ребенок-инвалид не имеет возможности посещения учебного заведения, получение информации в рамках разработанной программы можно осуществлять на дому. Для предоставления такой возможности родители ребенка должны выполнить следующие действия:

  • Написать заявление на имя руководителя образовательного учреждения;
  • Предоставить медицинское заключение о том, что ребенок нуждается в обучении в домашних условиях – обычной справки об инвалидности будет недостаточно;
  • Заключить договор с администрацией учебного заведения. Такой договор по действующим нормам заключается один раз в год (перед началом следующего учебного года). При необходимости проведения дополнительных занятий сверх положенных программой часть затрат в рамках установленного лимита государство может компенсировать. Все, что будет использовано сверх такого ограничения, будет оплачиваться за счет родителей.

При необходимости и наличии возможности ребенок может периодически посещать отдельные занятия или проводимые в образовательном учреждении культурные и массовые мероприятия. После окончания обучения выдается аттестат или диплом того заведения, с которым непосредственно был заключен контракт.

Образование детей-инвалидов в России

Обучаясь в дистанционном режиме, ребенок-инвалид также имеет право:

  • Получать как основное, так и дополнительное образование;
  • Принимать участие в научно-исследовательской работе учебного заведения в пределах своих возможностей;
  • Проходить подготовку к поступлению в учебное заведение (курсы для абитуриентов);
  • Получать теоретический материал в любой возможной и удобной форме;
  • Заниматься по особому графику, который утверждается после согласования с родителями ребенка-инвалида.

Перечень льгот для ребенка-инвалида и возможные компенсации

В рамках государственной программы предоставления образования детям-инвалидам положены следующие льготы:

  • Прохождение реабилитации в дошкольных учреждениях (дополнительные занятия психического и физического характера);
  • Зачисление в учебные учреждение вне очереди и без участия в конкурсах на общих основаниях;
  • Пользование предоставляемыми услугами образовательного учреждения без внесения оплаты;
  • Использование права бесплатного поступления в ВУЗ вне конкурса (предоставляется один раз для одного учебного заведения);
  • Перевод в другое учебное заведение при смене места жительства.

В отдельных случаях родители могут рассчитывать на получение денежной компенсации, размер которой определяется в зависимости от возраста инвалида, а также того, где он проходит свое обучение – в образовательном учреждении или дома.

Для получения компенсации необходимо подать заявление руководителю образовательного учреждения о необходимости получения дополнительных услуг. К такому заявлению прикладывают свидетельство о рождении и заключение медицинской комиссии об установлении факта инвалидности.

Источник: https://posobie.center/subsidii/obrazovanie/dlya-detej-invalidov/

С 1 сентября дети-инвалиды россии начнут учиться в обычных школах | не инвалид.ru

Согласно новому образовательному стандарту с 1 сентября 2016 года обычные школы должны принимать детей с ограниченными возможностями.

Ранее существующая практика предполагала, что дети инвалиды должны учиться в коррекционных школах. Новый закон об образовании отменяет понятие «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа».

Особый  статус сохраняют только школы  для детей с девиантным поведением, а у родителей детей-инвалидов теперь есть три возможности  –оставить ребенка на домашнем обучении, отправить его в специализированный интернат Минздрава РФ или отдать в обычную общеобразовательную школу.

  Коррекционные школы постепенно ликвидируются, уже закрыта примерно четверная часть из них.

Совместное обучение детей принято  в Европе, дети инвалиды могут поступить в любую школу. Считается, что таким образом дети с ограниченными возможностями не становятся изгоями и естественным образом интегрируются в общество. Все дети включены в единую систему образования, взаимодействовать другом учатся как дети- инвалиды, так и их здоровые сверстники.

Внедрение такого подхода в России имеет как сторонников, так и противников. Основные аргументы противников: большинство российских  школ пока как финансово, так и организационно не готовы принимать инвалидов,  кроме того на Западе успешная интеграция людей с ограниченными возможностями в общество потребовала не одного десятилетия.

По закону принимать детей инвалидов сейчас должны любые российские школы. По мнению специалистов, вероятно, это когда-нибудь произойдет, но, скорее всего, закон будет откорректирован, и не все коррекционные школы будут закрыты.

Сейчас на защиту  коррекционных школ встали многие родители детей – инвалидов, педагоги, медики, общественные деятели.

В коррекционных школах  затраты на одного ребенка в разы превышают затраты на ученика в обычной школе, там должны работать  медицинские сотрудники, психологи,  дефектологи, педагоги, прошедшие специальную подготовку.

  Правда, в реальности далеко не все коррекционные школы реально укомплектованы необходимым штатом. По новым правилам финансирование будут распределяться не по школам, а по детям — то есть, обычная школа, в которой учится ребенок с ограниченными возможностями, будет получать на него средства с коэффициентом, повышенным в зависимости от диагноза.

Детям инвалидам нужны специально оборудованные помещения, пандусы, технические средства обучения, особые наглядные пособия. Выделяемого даже на нескольких детей дополнительного финансирования в обычной школе не хватит на все это.

В специализированных школах расходы на дорогостоящее оборудование складываются из дополнительных коэффициентов всех детей, и даже при этом подобные учреждения не все себе могли позволить.

В апреле 2016 года, премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что на создание в субъектах Федерации сети общеобразовательных школ с условиями для обучения детей-инвалидов будет направлено 3,762 млрд рублей.

На данный момент такие  условия (доступная среда с пандусами и другими приспособлениями, транспорт для перевозки, адаптированные образовательные программы, оборудование для обучения, прошедшие специальную подготовку педагоги), есть только в 3345 учебных заведениях страны, то есть примерно в каждой 13-ой из  существующих общеобразовательных школ.

Второй вопрос, который беспокоит противников закрытия коррекционных школ — не принесет ли неготовность российского общества к толерантности  и милосердию травмы детям-инвалидам, обучающимся в обычных школах.

Чтобы к новой форме обучения могли адаптироваться все – и дети-инвалиды и их обычные сверстники и педагоги, нужна большая психологическая работа.

Ведь цель, которую предусматривает совместное обучение, не только в том, чтобы одноклассники научились помогать и жалеть своих ровесников с ограниченными возможностями, но в том, чтобы они начали их воспринимать как равных.  Для этого необходимо, чтобы в школах работали психологи.

Сейчас по закону в школе к  ребенку-инвалиду  должен быть прикреплен тьютор (наставник), помогающий своему подопечному в процессе обучения и общения со сверстниками и учителями.

Этот человек должен знать особенности развития ребенка, поддерживать контакт с  родителями.  Специальность введена в нормативные акты Министерства образования и науки РФ в 2010 году, один тьютор должен курировать до шести детей.

Но подобной штатной единицы во многих школах нет, деньги на зарплаты тьюторов не выделены.

На западе система работает, начиная с рождения ребенка. Дети, как инвалиды, так и здоровые, приходят в школу уже подготовленными, в том числе благодаря совместному пребыванию в детских садах.

Кроме того существуют особенности в совместном обучении детей инвалидов с разными нарушениями.

Как показывает европейская практика, в одних случаях, например,  при физических нарушениях, адаптация проходит успешно, в случае ментальных нарушений, специалисты считают  оптимальными другие формы обучения.

Так или иначе, родители детей-инвалидов в России могут выбирать. Например, в школах Екатеринбурга 1 сентября начнут восемь детей-инвалидов.

Основная проблема, видимо, кроется в слишком поспешном внедрении новой системы без должной подготовки. К тому же, как считают специалисты, Минобрнауки слишком резко начал закрывать коррекционные школы.

Возможно, они должны остаться, в качестве дополнительной возможности выбора родителей детей-инвалидов.

По официальным данным Минобрнауки, из 30 млн детей, проживающих в России, около 1 млн детей требуют специальных условий обучения. По оценкам ЮНЕСКО, таких детей больше —  от 2,5 до 3,5 млн. В коррекционных школах обучается около  500 тысяч человек детей.

Источник РИА АМИ

код для сайта или блога

Источник: http://neinvalid.ru/s-1-sentyabrya-deti-invalidyi-rossii-nachnut-uchitsya-v-obyichnyih-shkolah/

Дети-инвалиды смогут учиться в обычных московских школах

Московские власти официально открывают общеобразовательные школы для детей-инвалидов. К чему приведет новый закон, разбирался корреспондент Infox.ru.

В среду депутаты Мосгордумы рассмотрят в третьем, заключительном чтении
городской закон
«Об образовании детей с ограниченными возможностями
здоровья».

Как следует из документа, основная цель законопроекта – помочь
детям с умственными отклонениями, социальным сиротам и запущенным детям
получить полноценное образование. Причем не только в специальных и
коррекционных образовательных учреждениях, но и в одном классе со здоровыми
сверстниками.

Действие закона распространяется не только на детей-инвалидов, но
и тех, кто имеет временные ограничения по здоровью и нуждается в создании
специальных условий.

Дети-инвалиды: чьи они?

«Об образовании»Статья 5, пункт 1.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национального языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

В законе РФ «Об образовании» прописаны государственные гарантии,
согласно которым любой гражданин России имеет возможность получить образование.
Более того, согласно Конституции, Россия — социальное государство, в котором
каждый ребенок имеет право учиться.

То есть государство всеми материальными и
нематериальными ресурсами обязуется создать условия и дать образование каждому
ребенку.

Читайте также:  Может ли работодатель требовать справку о несудимости

Доклады ЮНИСЕФ также дают повод для скромного оптимизма: россияне остаются
наиболее образованными среди остального населения Земли.

Однако разобраться с реальным положением детей-инвалидов и тем, насколько
для них доступно образование, достаточно сложно. Депутат Государственной думы
Олег Смолин говорит, что достоверной статистики нет.

Данные МВД, Минтруда и
Минобрнауки разнятся настолько, что не знаешь, кому верить. По статистике
Росстата, например, в России проживает менее 600 тыс. детей-инвалидов.

А
общественные организации работают с миллионом детей-инвалидов.

Согласно докладам министра зравоохранения и социального развития Татьяны
Голиковой, численность больных детей постоянно снижается. Правда, трудно
сказать, за счет чего это происходит на самом деле. Вряд ли наша нация заметно
здоровеет или свои плоды дает пренатальная диагностика.

Скорее всего,
выраженный в цифрах социальный прогресс связан с тем, что не все родители
оформляют пособия по инвалидности на детей, поэтому некоторые из них
«теряются». Это происходит по разным причинам.

Одна из них – попытка родителей
избавить ребенка от ярлыков и дать ему возможность обучаться в
общеобразовательных школах.

«В наши школы приходят дети с абсолютно чистыми медицинскими картами. В то
же время некоторые нарушения развития заметны и без специальной
медико-психологической экспертизы» — подчеркнул Infox.ru руководитель одной из
общеобразовательных московских школ.

Есть и более серьезные случаи. Депутат Олег Смолин утверждает, что в России
200 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми учителя
вообще не занимаются. То есть декларируемые права и гарантии остаются
прописанными, но не выполненными.

На вопрос корреспондента Infox.ru о том, кто же все-таки должен заниматься
детьми, которые лишились возможности обучаться, начальник отдела развития
образования детей-инвалидов в Минобрнауки России Константин Малышев ответил,
что законодательно ответственность за образование детей с нарушениями здоровья
несут региональные органы власти.

Кому нужно инклюзивное образование

К проблеме инклюзивного (здесь — совместного) образования каждый относится
по-своему. Впрочем, несубъективно судить об инклюзии очень сложно. За него
ратуют родители детей-инвалидов, некоторые педагоги и общественные организации.

Родители здоровых детей больше беспокоятся о конкурентоспособности своих чад на
рынке труда и образования, а не о толерантном отношении к окружающим. Впрочем,
о том же самом беспокоятся и родители инвалидов. Учителя и руководители школ
отмечают, что всеми правдами и неправдами взрослые стараются отдать ребенка в
престижную школу.

В дни открытых дверей множество людей ночевали во дворах
школ, чтобы попасть в желаемые списки. В итоге в списках московских школ с
отрытым набором 30% первоклассников, у которых нарушено здоровье.

То есть, как
только инвалиды попадают в систему общего образования, их родители сразу же
включаются в конкурентную борьбу и про толерантность вспоминают, если пробиться
дальше не получается. А сможет ли ребенок выдержать программу, они не
знают.

Многие учителя хотят работать только с идеальными, все знающими и все
понимающими ребятами. Некоторые просто отказываются работать с «трудными»
учениками. Поэтому простым финансированием инклюзивное образование создать
невозможно. Придется выворачивать мозги и родителям, и учителям, и ученикам. И
в такой ситуации становится немного боязно за «других» детей.

Куда пойти учиться

В нормальном, цивилизованном понимании «инклюзивное образование» — система,
которая позволяет всем абсолютно детям социализироваться в среде сверстников,
прожить полноценное эмоциональное детство.

В большей мере работа такой системы
и социализация детей связаны даже не с методическими наработками, а с развитием
инфраструктуры города и продуманной планировкой помещений.

Зачастую именно
узкие проходы, неприспособленность общественного транспорта, школьных классов и
туалетов лишают интеллектуально полноценного ребенка с физическими пороками
возможности обучаться в массовой школе.

В России пока не приняты и не разработаны ни юридические, ни методические,
ни законодательные нормы инклюзивного образования. Но есть школы, принимающие
детей-инвалидов. Из 1500 московских школ менее 50 обучают детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Дети с умственными нарушениями учатся в
специальных коррекционных классах.

Впрочем, с недавнего времени директора школ, принявшие инвалидов в обычные
классы, оказались в сложной ситуации. Те из детей, кто не мог нормально
усваивать общеобразовательную программу, все равно переводились из класса в
класс.

Просто потому, что так устроена гуманная российская школа: не могли мы
обидеть слабого. Теперь можем — с введением ЕГЭ получилось так, что
дети-инвалиды могут не получить аттестат зрелости.

Ведь то, что они учатся в
обычной школе, не гарантирует, что они осилят программу.

Ученые уверены, что именно из-за аттестата зрелости чаще всего родители
отдают детей-инвалидов в общеобразовательные школы. Потому что детям намного
проще и удобнее обучаться в маленьких классах по специальным программам, а не в
толпе здоровых сверстников.

«Как правило, в общеобразовательные московские
школы попадают дети со сложными нарушениями опорно-двигательного аппарата, у
которых стоит выбор между надомным и интеграционным образованием, — говорит
Ирина Левченко из МГГУ им. М. А. Шолохова.

— Родители таких детей пытаются
дать ребенку возможность получить аттестат зрелости, в котором не указано, что
ребенок окончил школу по специальной программе, что «открывает двери в большую
жизнь».

Инклюзия по-русски

Инклюзивное образование в нашей стране тоже, видимо, пойдет по-своему пути.
Дети, которым по состоянию здоровья необходимы специальные условия, просто
отправятся в классы общеобразовательных школ.

Конечно, педагоги утверждают, что
любой ребенок может считаться инклюзивным, потому что каждому из них требуются
особые условия. Однако речь идет все-таки об обучении детей с серьезными
нарушениями развития, а не гиперактивных.

И не тех, для кого русский язык не
родной.

Кстати, с учетом ЕГЭ и других факторов теперь родители инвалидов не смогут
скрыть, что их ребенок болен. Если, конечно, действительно хотят, чтобы он
учился в общеобразовательной школе.

Отнести того или иного ребенка к
инклюзивному по медицинским показателям важно хотя бы из-за того, что для
«особенных» детей должна работать иная система финансирования, обучения и
технического оснащения. Да и по нормативам в классах может находиться
ограниченное количество детей с пороками развития. В противном случае он может
стать «коррекционным», а не общеобразовательным.

Родители здоровых детей в
таком случае моментально уйдут из этого класса и, скорее всего, из школы. Чего
при действующей системе подушного финансирования директорам, наверняка, не
хотелось бы.

Московский законопроект предлагает исключить норму, которая относит
специальные коррекционные классы к инклюзивному образованию.

Также законопроект
устанавливает ограничения, согласно которым в инклюзивной школе будет обучаться
не более 10% учеников с аномалиями развития.

Причем, если в школе обучается
более шести детей-инвалидов, то в здании обязан находиться квалифицированный
медицинский персонал (а не только медсестра).

Помимо специального медицинского внимания, дети-инвалиды нуждаются и в
особенном методическом подходе.

Если законопроект будет одобрен, то московские
дети смогут обучаться по индивидуальным программам, но в общеобразовательных
классах.

Так что даже глубоко умственно отсталые дети смогут учиться в
нормальных школах. Правда, зачем им тогда ездить в эти общеобразовательные
школы — не совсем понятно.

Объяснить несуразицу попытался член городского ресурсного Центра по развитию
инклюзивного образования Игорь Шпицберг. Он уверен, что инклюзия должна
вводиться в систему дополнительного, а не общего образования.

«Особенными,
отклоняющимися от принятого обществом стандарта могут быть как одаренные и
гениальные дети, так и те, у которых есть те или иные пороки развития. И те и
другие нуждаются в особом внимании и подходе со стороны педагогов.

И так как
основная задача инклюзии состоит в социализации детей, то большие возможности
для них открываются на факультативных занятиях, где они могут петь, лепить из
пластилина или заниматься спортом вместе», — говорит Игорь Шпицберг.

Infox.ru расскажет, пустят ли московские школы детей-инвалидов, и
смогут ли федеральные законы учесть интересы «других» детей.

Источник: https://www.infox.ru/news/174/social/education/46917-deti-invalidy-smogut-ucitsa-v-obycnyh-moskovskih-skolah

Обучение детей-инвалидов в общеобразовательной школе | Милосердие.ру

Почему выполнение Конвенции ООН ведет к нарушению прав инвалидов в России? Чем инклюзия отличается от интеграции? Можно ли помочь ребенку-инвалиду в условиях общеобразовательной школы? Почему проблемы инвалидов касаются всех без исключения членов общества? На эти вопросы отвечали участники Общественных слушаний по делам инвалидов, прошедших в Госдуме.

Словосочетание «инклюзивное образование» в последнее время у всех на слуху. Школьник, пострадавший в аварии, возвращается в свой класс, но уже сидя в инвалидной коляске, это – инклюзия. Ребенок с синдромом Дауна идет в ближайший к дому детский сад – это тоже инклюзия.

Злом или благом является инклюзия российских школьников и дошкольников? Родители здоровых детей пожмут плечами: «Нас это, слава Богу, не касается».

Еще как касается! Ведь инклюзия предполагает совместное обучение всех детей – и здоровых, и с особыми образовательными потребностями.

Здесь и начинаются проблемы, которым были посвящены общественные слушания «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?», состоявшиеся в Госдуме.

В мероприятии приняли участие госслужащие, педагоги, родители и правозащитники со всей России. Сама встреча была мероприятием инклюзивным, многие из участников – успешно работающие люди с самыми разнообразными нарушениями здоровья.

Форум был приурочен к годовщине ратификации конвенции ООН о правах инвалидов.

Справка:

В мае 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН по правам инвалидов.

Целью Конвенции является обеспечение полного и равного осуществления инвалидами прав и свобод человека, уважение к личности и особенностям всех людей. По определению ООН, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, мешающими их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Инклюзия (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. includere – заключать, включать) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Гарантии прав людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, а также федеральных законах РФ и типовых положениях.

Приключения инклюзии в России

Ратификация конвенции ООН перевела дискуссию об инклюзивном образовании на другой уровень – споры идут не о том, нужна ли инклюзия или нет, а о конкретных методах ее внедрения и проблемах, которые возникают по ходу процесса.

Для выступления на Слушаниях записалось более 40 человек, процитировать каждого выступившего, даже тезисно, возможности нет. Можно лишь пересказать суть опасений, которые высказывали педагоги и родители детей с особыми потребностями.

Читайте также:  Льготы для работников сельского хозяйства и фермеров

Сама по себе инклюзия – инициатива очень хорошая, опробованная и принятая во многих странах, но в России с нею – определенные проблемы.

Давайте начнем с конкретного факта: на всю Владимирскую область не нашлось детского сада, который бы принял слепого ребенка. Специализированного учреждения нет, а обычные от слепого ребенка отказываются.

Причем напрасно вы думаете, что эта проблема касается только родителей слепого ребенка.

Как бы вы отнеслись к тому, что вместе с вашим ребенком в группе будет слепой или ребенок с ДЦП? Как правило, родители относятся очень негативно. И не только из-за боязни «иных», но по соображениям чисто практическим – особый ребенок будет оттягивать на себя внимание педагога.

Советская система образования предполагала существование коррекционных школ 8 видов. С одной стороны, дети загонялись в резервации, но, с другой стороны, в этих резервациях было финансирование и педагоги, обладающие специальными знаниями и четкие правила. Но в новом Законе об образовании, который вступает в силу с сентября 2013 года вообще нет понятия «вид коррекционного учреждения».

Финансирование школ сейчас отдано на откуп регионам, а коррекционные учреждения – удовольствие дорогое, вот и закрывают.

Введение инклюзивного образования послужило поводом, пусть формальным и косвенным, но – поводом, для закрытия таких учреждении, например, системы лекотек и школ надомного обучения в Москве.

Нет, в законе об образовании, никто не призывает закрывать коррекционные учреждения, но такая трактовка – возможна.

Некоторым чиновникам показалось, что инклюзия – способ сэкономить. В коррекционном садике больше сотрудников, чем в обычном, там меньше группы, особая оплата работы специалистов и другие специальные условия.

Все это для областного бюджета – дорого.

Коррекционная школа – учреждение интернатного типа, в среднем 5-12 детей в классе, работают не только учителя, но и воспитатели, да и средств на одного учащегося по норме выделяется в разы больше, чем на обычного школьника.

И вот вводится инклюзия — значит, всех детей можно поместить в обычные школы и садики. Ура! Коррекционные учреждения больше не нужны, давайте их закрывать.

И вот коррекционный садик сливают с обычным, в котором по норме – 20-25 детей на одного воспитателя. Теперь представим, что 10 из 20 детей имеют некоторые особенности развития.

Отдадите вы своего ребенка в такой садик? Кому придется остаться дома – ребенку с особыми потребностями, или обычному?

Похожая ситуация и в школе. Как вы думаете, сможет ли обычный учитель, прошедший 72 — часовой курс подготовки заменить нескольких специалистов, изучавших олигофренопедагогику в течение пяти лет? Количество детей в классе устанавливается в регионах, и делается это, исходя из экономических соображений, а не из интересов детей.

Кстати педагоги-дефектологи за свой труд получают надбавки. Предполагается, что обычному учителю они не нужны. Теперь назовите хоть один повод, чтобы обычный загруженный и замотанный российский педагог захотел видеть среди учеников в своем классе детей с особыми потребностями.

Недавно в Москве произошла трагедия: попал под поезд ребенок. Этот мальчик был слабовидящим, но учился в обычной школе.

В коррекционной школе слабовидящих детей учат правильно определять расстояние до предмета и никогда не отпускают учащихся одних, без сопровождающего, а инспекторы ГИБДД постоянно проводят в таких школах специальные занятия. То, что для особого ребенка не были созданы условия в обычной школе, стоило ему жизни.

Среди детей с особыми образовательными потребностями есть дети с ментальными нарушениями. По новому закону об образовании такие дети могут учиться в обычной школе. Но при этом в законе нет критерия, по которому можно перевести такого ребенка в следующий класс.

Есть девочка с задержкой развития и есть четвертная контрольная, которую эта девочка должна написать, чтобы перейти в следующий класс. Понятно, что девочка эту контрольную никогда не напишет. Это – вопросы только по учебному процессу.

Если начать разговор о поведенческих особенностях детей с различными нарушениями, то количество вопросов увеличится в геометрической прогрессии.

Экономия при закрытии коррекционных школ – кажущаяся. Если в обычную школу придут несколько детей с особыми потребностями, создать условия для каждого из них будет дороже, чем в коррекционном интернате. Если в класс пришел слепой или глухой ребенок или аутист, педагогов нужно обучить педагогов хотя бы способам коммуникации.

Слепому и глухому нужно как-то объяснить материал, а с аутистом –выстроить отношения. Каждый родитель ребенка с аутизмом знает, что в какой-то момент, для обычных людей непредсказуемый, аутист может «съехать с катушек», например, упасть на пол и закричать. Представим, что учитель из самых лучших побуждений захотел такого ребенка прижать к себе, чтобы успокоить.

Это специалисты знают, что аутисты негативно реагируют на попытки взаимодействия.

Пока в системе образования нет достаточного количества специалистов, которые были бы способны организовать и поддерживать инклюзию на местах. Но такие специалисты есть в системе коррекционного образования, которую сейчас активно разрушают вместо того, чтобы использовать как базу для обучения кадров.

Пока никаких условий для особых детей в российских школах нет, да нет и желания это делать в школах. В одной школе мальчика-колясочника, проучившегося четыре года в обычной начальной школе, перевели в коррекционную только потому, что в старших классах занятия проходили в разных кабинетах, а возить коляску было некому, да и пандусом школу никто не оборудовал.

Конечно, если в регионе нет коррекционных учреждений — делать нечего, придется создавать и обучать, а если есть – то зачем их расформировывать? Можно создать на этой базе ресурсные школы. Чтобы ребенка с нарушениями отправлять не в открытый космос, а туда, где есть условия.

Например, в одной школе есть педагоги, умеющие работать со слепыми, и создана для них среда, в другой – сурдопедагоги, а в третей – пандусы и подъемники. Можно помечтать и о школе, в которой есть условия для детей с несколькими видами нарушений. При этих условиях дети с особыми потребностями вполне могут учиться вместе с обычными.

Первое, что для этого нужно – желание педагогов создавать доступную среду, но, положа руку на сердце, есть ли у них для этого время?

Особняком стоят дети с хроническими заболеваниями, которые будучи полностью готовыми к учебе в обычной школе, не могут туда попасть. А ведь для того, чтобы ребенок с эпилепсией, или диабетик, даже инсулинозависимый, мог учиться в обычной, школе, хватило бы обычной школьной медсестры. Но ее «оптимизировали».

Впрочем, сейчас в школах и садиках и для ребенка с гастритом нет условий, готовить запретили, кухни демонтировали, в качестве еды детям предлагают разогретые концентраты и шоколадки по «буфетным» ценам.

Плоды такой экономии не заставят себя ждать, ведь уже сейчас на всю школу можно найти только несколько человек с первой группой здоровья, а если копнуть глубже, то и эти несколько – не здоровые, а недообследованные.

Инклюзия – условия и методы

В апреле 2012 года в Госдуме проходили парламентские слушания по проблеме инклюзивного образования и были выработаны рекомендации, содержащие ключевые идеи. Эти рекомендации не противоречат сохранению в России системы коррекционного образования. Но на практике все оказывается не так оптимистично.

Несмотря на правильные формулировки закона, его интерпретация и исполнение приносит российским инвалидам множество новых проблем. Причем на нарушение прав человека жалуются по двум противоположным поводам.

Одни родители хотят обучать своих детей-инвалидов в обычной школе, но и им в этом отказывают, а другие хотели бы учить ребенка в коррекционном учреждении, но это учреждение расформировывают. Немало жалоб от родителей на объединение коррекционных учреждений с общеобразовательными, напоминающее об анекдотическом гибриде ужа и ежа.

Реальность такова, что каждый случай перевода ребенка из коррекционной школы в обычную, равно как и из обычной в коррекционную, может стать чьей-то личной трагедией.

Депутат Госдумы, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, вице-президент Всероссийского общества слепых Олег Смолин определил ключевую задачу общественных слушаний так: «Выработать рекомендации, которые бы позволили Российской Федерации разумно и рационально реализовать идею инклюзивного образования, исходя из сохранения и развития обеих систем – и коррекционного и инклюзивного образования». По словам Олега Смолина противоречий в этих двух подходах нет, в чем он сам он имел возможность убедиться на практике, пойдя сначала обучение в коррекционной спецшколе для слепых, а затем отучившись в обычном вузе.

Учитывая, что инклюзия уже заявлена, а интеграция – идет, инвалидам и их родителям приходится компенсировать недостачу за свой счет, имея из ресурсов одну пенсию.

Все это напоминает предложение совершить авиаперелет с пилотами-стажерами, которые наберут необходимый опыт по ходу.

Поэтому так много вопросов было у участников форума к присутствовавшей на мероприятии Светлане Алехиной, Директору института интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета.

То, что финансовые гарантии для защиты прав инвалидов в России сейчас слабоваты, отмечали все выступавшие. «Дети у нас есть. А где деньги?» – так сформулировала проблему одна из мам-активисток. По мнению участников, финансирование проекта нужно увеличить, имея в виду целевые расходы на конкретные нужды.

Итоги

Завершая форум Олег Смолин сказал:

«На самом деле мы вовсе не собирались противопоставлять коррекционное и инклюзивное образование. Мы считаем, что должны развиваться обе системы. Коррекционное образование должно стать одним из основных ресурсов для инклюзивного.

Но, конечно, исходить нужно, прежде всего, из интересов детей. Образование – редкая площадка, на которой корпоративная солидарность – благо. Интересы педагогов образовательного сообщества совпадают интересами детей.

Чем лучше будет педагогам, тем лучше будет ребенку, тем лучше будет в стране».

По итогам Общественных слушаний «Инклюзивное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья: реализация или дискредитация?» будет составлен документ, включающий все конкретные предложения.

7 июня 2013 года был издан приказ Министерства образования и науки, адресованный органам исполнительной Федеральной власти РФ, содержащий разъяснения к закону об образовании в части инклюзивного и коррекционного образования. Будем надеяться, что этот документ позволит сохранить коррекционные учреждения.

ССЫЛКИ:

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/inklyuzivnoe-obrazovanie-invalidov-integraciya-ili-diskriminaciya/

Ссылка на основную публикацию