Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Если у ребенка диагностировали ограниченные возможности здоровья, при прохождении специальной комиссии с участием психологов, педагогов, логопедов, его направляют в соответствующую группу.

На ранних стадиях нарушений есть возможность провести их коррекцию, позволяющую устранить ОВЗ навсегда. В данной статье указаны основные аспекты данных отклонений у ребенка, и как они корректируются.

Итак, какая же работа проводится с детьми с ОВЗ в ДОУ, читайте в этой статье.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ.Ребёнок считается инвалидом, если он не достиг совершеннолетнего возраста и имеет устойчивые нарушения одной или нескольких функций организма.

Согласно семейному кодексу Российской Федерации, определённая группа инвалидности есть у человека с дефектами, патологиями либо последствиями от травмирования, по причине которых он не способен выполнять все без исключения процессы жизнедеятельности и утратил осознанность собственного положения в социуме.

Инвалидами считаются:

  • дети, потерявшие способность движения, не контролирующие своё поведение, не имеют возможности обучаться;
  • полностью либо частично не выполняющие функции по самообслуживанию.

Медицинская справка, подтверждающая инвалидность предоставляется, на основе заключения здравоохранительными государственными учреждениями областного либо городского направления.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в отличие от инвалидов, имеют определенные нарушения физического, а также психического и эмоционального развития.

Подобные нарушения создают больному препятствия по изучению образовательных программ и сложности выполнения функций, если отсутствуют соответствующие условия. ОВЗ считается более простой формой нарушений.

Дети с данным диагнозом могут совершать жизнеспособные действия, но для них необходимо соблюдение специальных требований.

» ЗПР у детей дошкольного возраста «

Как работать с детьми с ОВЗ в ДОУ по ФГОС: нормативные документы

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию состоят из перечня соответствующих задач, требующих выполнения. Они разработаны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, учитывая Конвенцию организации объединённых наций по правам детей. К этим задачам относится:

  • охранять и укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, включая его эмоциональное благополучие;
  • представлять равные возможности, позволяющие развиваться любому малышу в дошкольное время, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого требуются благоприятные условия, где ребенок может развиваться, согласно своим особенностям и сохраняя собственное самоуважение;
  • обеспечить вариантами и разнообразием основ и форм по дошкольным образовательным программам, с возможным формированием методик различных направлений, учитывая потребности образования, способности и состояние здоровья каждого ребёнка;
  • оказать семьям поддержку психологов и педагогов, повысить знания, умения близких родственников по вопросам обучения, поддержания, а также лечения малыша.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Федеральные государственные образовательные стандарты
дошкольного образования разработаны, учитывая индивидуальные нужды всех детей,
согласно жизненным ситуациям, а также их здоровьем. ФГОС определяет
соответствующие условия предоставления ребёнку обучения, особенных
образовательных потребностей, отдельным категориям детей и малышей с ОВЗ —
индивидуальных специальных требований.

» Дети с ОВЗ в детском саду «

Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. К необходимым для занятий с малышами, имеющих ОВЗ условиям, согласно ФГОС, относится: наличие соответствующих специалистов, соответствие потребностям материально-технической базы, организация инклюзивных групп в ДОУ

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Наличие соответствующих специалистов

Это работа педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, специально подготовленных инструкторов по физическим занятиям. Специалисты и родители малыша должны понимать друг друга и находить компромиссы в любых ситуациях.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Материально-технологические условия

Поскольку сопровождение воспитания, развития и обучение детей с ОВЗ в ДОУ требует особого оснащения, должны быть предусмотрены и особые технологические условия для создания безбарьерной среды.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Чтобы реализовать положения федеральных государственных образовательных стандартов в ДОУ для малышей с ограниченными возможностями здоровья и Концепцию ФГОС для обучающихся с ОВЗ, необходимо задействовать финансовые средства, которые предоставлены государством для осуществления специальной программы, при условии соответствия бюджетной смете.

Реализация программ дошкольного образования

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Программы по дошкольному образованию, методы, приёмы и формы педагогической деятельности, которые способствуют поэтапному развитию малыша дошкольного возраста в разных направлениях, если требуются, должны быть организованы особенные образовательные потребности. Данные методики направлены на сохранение и укрепление психофизического состояния ребёнка.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Для этого необходимо:

  • создать и использовать целевые дидактические материалы, учебные пособия;
  • применить актуальные средства получения образования и воспитывать, соответствующие физиологические возможности детей с ОВЗ. Хороший пример — карточки, на которых знаками обозначены буквы. Для их оформления используют шрифт Брайля, который подходит для малышей со слабым или полностью лишённых зрения;
  • привлекать ассистентов, оказывающих технические услуги, помогая дошкольникам, при необходимости.
  • — проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом и психологом.
  • проектировать и создавать безопасную, доступную среду, которая обеспечивает всем детям одинаковый доступ на территорию, помещения, учебные материалы, игрушки.
  • сократить группу малышей дошкольного возраста, равномерно распределяя педагогическую нагрузку и максимально создать возможность индивидуального воспитания.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Инклюзия

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Создание воспитательно-образовательных мероприятий для групп комбинированных направлений, которые занимаются инклюзивным образованием включает в себя:

  • образовательные процессы в рамках учебной программы дошкольного учреждения и индивидуальные занятия с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Они составляются в соответствии с типовыми, специальными, коррекционными, адаптированными либо авторскими методиками, учитывая возраст, сложность, выраженность и характер состояния здоровья ребёнка;
  • разработку специалистами технологий, методов и форм занятий с малышами, имеющих ОВЗ, учитывая психическое и физическое развитие, индивидуальные возможности, характер нарушений. В согласовании данных методик обязательно участие психолого-медико-педагогического консилиума;
  • направление ребёнка с ОВЗ на ПМПК, если родители дают свое согласие и обязательное консультирование со специалистами соответствующего профиля.

Инклюзивное образование должно соблюдать стандарты образовательных
областей ФГОС ДО.

Организация работы с
детьми дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Данная программа, согласно ФГОС реализует проведение обучения
и воспитания малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в соответствии
с их развитием, особенностям, индивидуальным возможностям. Кроме этого она
корректирует, если требуется, проблемы с адаптацией ребёнка в социальном
обществе.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Общие методики по дошкольному образованию подходят не для
всех обучающихся. Одним — достаточно сложно заниматься по такой программе,
другим, наоборот, недостаточно знаний для дальнейшего развития.

По этой причине
разрабатываются новые системы обучения, которые учитывают все индивидуальные
качества всех малышей в отдельности.

Они представлены в виде индивидуального
образовательного маршрута детям с нарушениями здоровья в дошкольном
образовательном учреждении.

Его разрабатывают специалисты, поэтапно расставляя цели,
задачи, используя педагогические ресурсы, методические приёмы и результаты
занятий индивидуальных образовательных методик.

статью: » Развитие ребенка с задержкой психического развития «

Индивидуальная карта развития ребенка

Воспитатель должен вести контроль интеллектуального и
эмоционального развития каждого ребёнка, с помощью индивидуальной карты
развития.

В карту заносят все наблюдения за воспитанником воспитатели,
психологи, логопеды и прочие специалисты, изучающие его поведение, особенности,
знания, навыки и достижения с начала поступления в дошкольное учреждение и до
момента выпуска.

Карта помогает отслеживать динамику, в нужное время отмечать
изменения в индивидуальном развивающем плане, рассчитанном на каждого
воспитанника и разработанном его педагогом.

Работа с семьей ребенка с ОВЗ

Каждый детский сад должен создать атмосферу взаимопонимания,
взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения
необходимо сохранять, не взирая на возникающие обстоятельства.

Дети с ОВЗ нуждаются в помощи не только наставников, но и
родителей. В этих целях предусматривается обязательное участие близких родных
ребёнка в коррекционно-воспитательную программу.

Читайте также:  Производственная травма - о единовременной страховой выплате. - вопрос №16636767 от 04.12.2019

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ

Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребёнком должен основываться на проведённую беседу с ним и родителями, очень подробное изучение детской медицинской карты, психические и физические обследования здоровья малыша. Дальнейшая работа воспитателя с ребенком, имеющим ОВЗ, проводится строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие мероприятия:

  • проводить занятия, касающиеся продуктивных видов деятельности с каждым ребёнком отдельно либо объединяя детей в соответствующие группы;
  • развивать моторику пальчиков;
  • прививать культурные и гигиенические навыки;
  • организовывать индивидуальные занятия с малышами, учитывая рекомендации логопедов и психологов;
  • создать благоприятную атмосферу в группе;
  • консультировать родителей на тему создания знаний по культуре и гигиене, как необходимо развивать мелкую моторику детей и их особенности состояния здоровья.

Работа няни с ребенком с ОВЗ

Няня в дошкольном учреждении для детишек с нарушениями
здоровья помогает одевать, кормить малыша, если необходимо, грамотно общаться с
ним, знать, как оказывается первая медицинская помощь. В том числе она должна
сопровождать малышей на прогулке, присматривать за ними на занятиях,
организовывать им полноценный отдых.

Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

Педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении
выполняет следующие задачи:

  • организует взаимодействие учителей;
  • работает с малышами по психопрофилактическим и психодиагностическим особенностям;
  • корректирует работу с каждым ребёнком, находящимся в группе риска;
  • разрабатывает коррекционные программы по индивидуальному развитию малыша;
  • повышает уровень психологических знаний воспитательского состава;
  • консультирует родителей малыша.

 Работа логопеда с ребенком с ОВЗ

Логопед должен:

  • диагностировать уровень экспрессивного и импрессивного произношения слов и букв;
  • разрабатывать индивидуальные планы обучения;
  • проводить индивидуальные занятия;
  • консультировать педагогический состав, включая родителей.

Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ

Он проводит мероприятия, позволяющие укрепить здоровье
ребёнка и улучшить психомоторные навыки детей.

Работа музыкального работника с ребенком с ОВЗ

Музыкальный работник:

  • занимается развитием у детей музыкальных и эстетических навыков;
  • подбирает материал, позволяющий проводить занятия, согласно физическим, речевым, психологическим способностям детей;
  • использует инструменты музыкальной терапии.

Работа медицинского персонала ДОУ с ребенком с ОВЗ

Медицинские работники:

  • проводят оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
  • осматривают детей;
  • контролируют выполнения правил по санитарным и эпидемиологическим нормам. СанПиН для детских садов (читайте ЗДЕСЬ)

наши новые статьи:

Предоставление детям, имеющим ограниченные возможности здоровья возможность развиваться, общаться со сверстниками — это основное и неотъемлемое условие ответственного участия в общественном благополучии.

Это позволяет эффективно самореализоваться в профессиональных и социальных областях.

Следовательно, осуществление прав малышей с нарушениями здоровья — это наиболее важная задача государства по вопросам образования и социально — экономической политики.

Наталья Белокопытова,

Особенности работы с детьми с ОВЗ в условиях реабилитационного центра

Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере, поведении, видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и понимания, индивидуального подхода.

Дети с ограниченными возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании и любви. Но и родителям требуется помощь специалистов. В развитии и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья родителям помогают различные центры реабилитации.

В нашей стране функционирует большое количество реабилитационных центров. Их посещает множество детей с различными проблемами здоровья. Группа детей с ОВЗ разнообразна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна:

  • — дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • — дети с нарушениями интеллектуального развития;
  • — дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  • — дети с комплексными (сложными) нарушениями развития;
  • — дети с нарушениями слуха;
  • — дети с нарушениями зрения;
  • — дети с тяжелыми нарушениями речи.

У каждого ребенка свои потребности и свои особенности. А также, индивидуальные возможности развития. Так, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуется щадящий режим. Им противопоказаны длительные физические нагрузки, они быстро устают. У них часто возникают трудности в социальной адаптации. Для них характерна двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания.

Дети с нарушениями интеллектуального развития (умственной отсталостью) меньше испытывают потребность в познании.

Им требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями.

Для умственно отсталых детей характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже такие дети начинают различать цвета, причем особую трудность представляют для них различение оттенков цвета.

Нарушения слуха у детей приводит к снижению уровня сенсорного развития. Замедленно происходит развитие предметности восприятия и становление целостного образа предметов. У неслышащих детей преобладает наглядно-действенное мышление.

Память таких детей характеризуется кратковременностью, что обусловлено общим недоразвитием речи и скудным словарным запасом.

Некоторые слабослышащие и глухие дети имеют комплексные нарушения, при которых снижение слуха сочетается с нарушениями зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др.

Детей с нарушением речи отличает неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.

Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой реабилитационными центрами при работе с детьми-инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это и направлен комплекс проводимых реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет психологическая реабилитация детей-инвалидов, психологическая поддержка семей.

Основой целью психологического сопровождения данной категории детей является преодоление имеющихся у детей трудностей в познавательном, эмоциональном развитии, в установлении контактов со сверстниками, взрослыми и цель эта направлена на укрепление психического здоровья, подготовку детей к интеграции в общество.

Для профессиональной деятельности в работе с детьми-инвалидами, по мнению Н.Н.Малофеева, психологу необходимо знать:

  • Закономерности психического развития человека, возрастные особенности развития человека в разные периоды его жизни.
  • Особенности проявления индивидуальных особенностей темперамента, характера, психики человека, особенности анатомо-физиологического развития.
  • Закономерности развития групп и коллективов, возможные причины конфликтов, составные благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
  • Современные методики обследования и тестирования детей и взрослых, быть в курсе современных достижений в детской социальной и других разделок психологии.

Работа по психологическому сопровождению с детьми с ОВЗ в центрах реабилитации организовывается поэтапно.

1 этап. Наблюдение: наблюдение за детьми в условиях ДОУ в организованной взрослым  и свободной деятельности детей; беседы о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами и родителями (оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации);

2 этап. Психологическая диагностика: определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование); подбор методик, определение методов и приемов работы.

Диагностика в реабилитационном центре осуществляется в двух формах —  групповая, индивидуальная диагностика. Кроме того, беседа проводится и со взрослыми, которые воспитывают данных детей.

По результатам диагностического обследования детей, планируется коррекционно-развивающая (индивидуальная) работа с ними.

3 этап. Создание индивидуальных карт на детей с ОВЗ.

4 этап.

Построение и проведение коррекционно-развивающей работы: построение индивидуального маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития, подбор индивидуальных заданий; связь с родителями и педагогами; домашние задания; корректировка задач, методов работы с ребенком. Виды коррекционной работы осуществляются через индивидуальные коррекционные занятия, которые включают:

  • Словесные игры;
  • Пальчиковые игры;
  • Дидактические игры;
  • Игровые ситуации;
  • Сказкотерапия;
  • Игры на развитие психических процессов;
  • Упражнения на развитие психосенсорной сферы и эмоционального общения.

5 этап. Профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями: повышение психологических знаний родителей и педагогов через индивидуальные, групповые консультации, выступления на родительских собраниях, педсоветах. Путем организации круглых столов, с помощью информации в родительских уголках и на общем стенде.

6 этап. Контроль: итоговая диагностика;

Роль психологической реабилитации в условиях центра обусловлена рядом обстоятельств.

  • Во-первых, у детей-инвалидов вследствие различных заболеваний, наблюдается разнообразные нарушения и отклонения в психологическом развитии.
  • Во-вторых, психологическая атмосфера в семьях, где воспитываются дети-инвалиды, часто оказываются неблагополучной, психолого-педагогическая грамотность недостаточной, что провоцирует дисгармонии в психологическом развитии детей, когда они не имеют объективной обусловленности течением заболевания, или усиление имеющихся у них психологических нарушений.
  • В-третьих, результативность психологической реабилитации подразумевает наличие позитивного эффекта в отношении других реабилитационных мероприятий, что особенно отчетливо проявляется в плане повышения успешности восстановительного лечения, получение общего и профессионального образования.

В центре проводится работа по консультированию родителей по оказанию помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей.

Данная работа определяется множеством тем:

  • «Особенности развития детей дошкольного возраста с ОВЗ»
  • «Адаптация детей к детскому саду, школе»;
  • «Детские страхи»;
  • «Манипуляции и разногласия между родителями»;
  • «Подростковый возраст» и т.д.

Основными средствами, которыми пользуется психолог в своей деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция, психотерапия и психологическое просвещение.

Задачи службы социально-психологической реабилитации не ограничиваются работой с самими детьми-инвалидами. Все они проживают в семьях. Семья не стоит в стороне от жизненно важных проблем ребенка, а является наиболее важной социально-реабилитационной средой. С ней непосредственным образом связана вся жизнедеятельность инвалида.

В семье проходит формирование самооценки инвалида, определяется его социальная роль и позиция, от чего в значительной мере зависит его судьба.

Семья как реабилитационная среда, не только проявляет внутрисемейную заботу, оказывает физическую помощь, психологическую поддержку, помогает адаптации к современному образу жизни, но и организует восстановительное лечение, обучение, помогает приобрести профессию.

Межличностные отношения в семье, позиция родителей, родственников к инвалиду, приспособление место проживания, обучение бытовым навыкам — все это факторы, по утверждению Е.Г.Щукиной, позитивно или негативно отражающиеся на реабилитации инвалида.

Таким образом, работа специалистов реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями тесно взаимосвязана с семьей ребенка, поддержкой и просвещением родителей. Только совместными усилиями возможно помочь детям-инвалидам развиваться, обучаться и социализироваться в обществе.

8.09.2020

Формы и виды реабилитации детей с ограниченными возможностями

  • Детская инвалидность и органически связанная с ней реабилитация детей — инвалидов является одной из острейших социальных проблем современного общества.
  • Реабилитация — это медицинские, психологические, социально — экономические мероприятия, направленные на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
  • Реабилитация детей — инвалидов является длительным, динамичным процессом, она тесно связана с воздействиями на него социальных макро и микрофакторов.
  • Социальная реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественно-бытовой деятельности.
  • Перечень основных мероприятий в области социальной реабилитации инвалидов определен «Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида», утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1995 года № 14.
  • Понятие «социальная реабилитация» характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
  • Ключевым понятием является «реабилитация».
  • Социально-бытовая реабилитация включает: социально-бытовую ориентацию; социально-бытовое образование; социально-бытовую адаптацию.
  • Социально-бытовая ориентация.
  • Означает процесс ознакомления ребенка-инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения.
  • Социально-бытовое образование.
  • Обучение ребенка-инвалида бытовым навыкам, утраченным в результате физического или сенсорного дефекта, а также выраженных последствий психического заболевания.
  • В самой технологии обучения социально-бытовым навыкам возможно несколько вариантов, в зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности с одной стороны, и реальных (финансовых, организационных) возможностей, с другой:
  • возможность обучения (переобучения) детей-инвалидов пользованию обыденным (типовым) хозяйственно-бытовым оборудованием, кухонной утварью за счет сохранившихся функциональных способностей;
  • обучение детей-инвалидов пользованию переоборудованными приборами, утварью, предметами, оснащенными элементарными насадками, рычагами и другими устройствами;
  • обучение детей-инвалидов пользованию новыми специальными адаптивными техническими средствами, отвечающими их потребностям.

Мероприятия по социально-средовой ориентации.

Включают:

  • проведение социально-средовой диагностики;
  • осуществление социально-психологического тестирования;
  • оценку проблем на семейно-бытовом уровне;
  • обучение навыкам самостоятельного проживания и социального общения на различных уровнях;
  • организация и проведение рекреационной терапии (терапия отдыха, развитие и формирование интересов, побуждений к здоровому образу жизни);
  • определение потребностей инвалида в различных видах социальных услуг, налаживание контактов с социальными службами и структурами;
  • формирование информационно-правового поля действия инвалида с учетом особенностей развития его личности и специфики его проблем;
  • проведение занятий по физической культуре и спорту.

Мероприятия по социально-бытовой адаптации.

Включают:

  • социально-бытовую диагностику, которая оценивает возможности независимой жизнедеятельности;
  • организацию и проведение адаптационного обучения ребенка-инвалида и его семьи;
  • формирование у личности ребенка-инвалида и семейного окружения мотивационных установок на активную деятельность с учетом патологии (с целью поддержки и эффективности социальной интеграции);
  • подготовку и обучение ребенка-инвалида к независимому образу жизни (обучение самообслуживанию, пользованию бытовыми приборами, организация жизни в быту);
  • подбор ребенку-инвалиду технических средств реабилитации (основных или вспомогательных) и обучение пользованию ими;
  • возможную разработку индивидуальных решений вопросов адаптации, адаптацию жилищно-коммунальных условий ребенка-инвалида к его потребностям.

Приоритетные задачи социальной реабилитации:

  • подготовка и освоение ребенком-инвалидом новой социальной роли, адаптированной к его патологии;
  • содействие активному независимому образу жизни на всех уровнях общения;
  • повышение социального статуса;
  • интеграция (реинтеграция) ребенка-инвалида в социум на различном средовом уровне.

Социальная реабилитация детей-инвалидов осуществляется по двум основным направлениям — социально-бытовому и социально-средовому.

В ходе адаптации в одних случаях используются возможности приспособления ребенка-инвалида к привычным, обыденным предметам, условиям, бытовому оборудованию на основе реабилитационного потенциала с использованием элементарных приспособлений. В других случаях требуются специальные вспомогательные устройства, обеспечивающие не только социально-бытовую адаптацию, но и относительно независимый образ жизни.

В результате обоюдного процесса, то есть взаимодействия специалистов (реабилитолога, социального работника) и самого ребенка-инвалида достигается желаемое качество — адаптированность ребенка-инвалида к конкретным социально-бытовым условиям.

Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально — контролируемых, и направленно — организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.

  1. Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.
  2. В традиционной отечественной социологии социальная реабилитация рассматривается как саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.
  3. Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.
  4. Социальная реабилитация личности — это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
  5. Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Процесс социальной реабилитации — это процесс взаимодействия личности и общества. Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Сущность социальной реабилитации состоит в том, что в процессе ее ребенок формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Социальная реабилитация личности — сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни.

Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей; ребенок — не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Социальные проблемы иного порядка связаны с региональными условиями с наличием или отсутствием спецшкол, специальных реабилитационных центров, специалистов — дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок — инвалид.

Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети — инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах интернатах.

Попадая в интернат, дети — инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают подлежащий социальный опыт.

Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка на его готовности к самостоятельной жизни.

Традиционализм, характерный для учебных заведений, как правило, проявляется в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии слесарь, столяр, швея и т. д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы.

Хотя новые, изменившиеся условия жизни позволяют ставить проблему получения инвалидами современных престижных профессий; кроме того, осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе, при наличии нескольких спецшкол и большого количества выпускников организовать центры занятости для инвалидов.

Специалисты регулярно проводят учет новорожденных с той или иной, пусть даже слабо выраженной психоневротической патологий, позволяющей отнести ребенка к «группе риска». Профилактика носит самый активный характер, и осуществляется в тесном контакте психоневрологов, медиков, педагогов, социологов с родителями.

Итогом переживаний родителей становятся установки на «оранжерейное» воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов, или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот. В некоторых семьях происходит скрытое или явное эмоциональное отвержение его.

  • Социальная реабилитация происходит в микросоциуме и в макросоциуме.
  • Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых одна доминанта — его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может.
  • Обеспечение выхода из состояния физической и психической неполноценности.
  • Медицинские и сопутствующие им мероприятия — лишь основа для проведения дальнейшей, долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.
  • Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.
  • Реабилитационная деятельность.
  • Включает:
  • — развитие духовных и физических способностей ребенка;
  • — содействие в получении соответствующей школы образования, включая подготовку к нему;
  • — обеспечение условий для участия в жизни общества детей, чьи возможности окончательно признаны, как допускающие обучение лишь практическим навыкам; содействие в выполнении соответствующей деятельности, при невозможности получения прогрессивного образования (при выполнении неквалифицированной работы);
  • — установление реального и более комфортного контакта с внешним миром;
  • — поддержка, повышение и постоянное восстановление физических и моральных сил, а также душевного равновесия;
  • — облегчение бытовых и жилищных условий, организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни;
  • — необходимость включения в процесс реабилитации и адаптации не только детей, как пациентов, но и членов его ближайшего окружения;
  • — Заинтересованное осмысление не только своих собственных задач, но и мотивационно — окрашенное моделирование себя в предстоящем, прогнозируемом восстановлении личности ребенка, способствующего восстановлению общего с ним смыслового поля.
  1. Любое отклонение от нормальной деятельности сопоставляется с закономерностями нормального развития, основная линия изучения которых возможна в известной периодизации развития ребенка в детском возрасте, строящейся на выделении 2-х систем отношений «ребенок — взрослый», и «ребенок — продукт общественных отношений».
  2. Освоение каждой их этих систем происходит в процессе закономерно сменяющих друг друга видов деятельности: Игра — Учение — Труд — Общение.
  3. Активность человека (в рамках психической организации) получает два основополагающих направления:
  1.  Познание внешнего мира, производство предметов, преобразование окружающей действительности.
  2. Нахождение смысла своего бытия в мире и тех его продуктов, которые имеют значение для этого бытия.

Психофизиологическое здоровье определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организацией актов психической деятельности.

Социальные условия.

Психологический климат семьи, семейное воспитание условия воспитания и развития ребенка вне семьи (детский сад, школа, улица, сверстники, и т. д.)

Контакт со сверстниками, усвоение опыта, формирование мотивации — побуждения матери к участию в процессе развития.

Социальное развитие ребенка с ограниченными возможностями.

Социальное развитие можно рассматривать, как осуществление различных специальных всевозможных путей, положительно влияющих на ребенка. Так, психологи могут помогать детям, улучшая их психическое состояние, тормозя нежелательные реакции, вырабатывая нормативные свойства.

  • Движение от болезни, как от тягостного, но временного состояния личности ведет в нормальную жизненную среду.
  • Ребенок — личность во всей полноте ее взаимоотношений с окрашенным миром и акцентом на эти отношения.
  • Должна быть реабилитирована собственная потенциальная активность ребенка.
  • Эффективность реабилитации определяется не мерой соответствия заранее заложенным эталоном «нормы», как это принято в клинической практике, а становлением его способности к дальнейшей самореализации, саморазвитию.
  • Личность, умеющая проявлять независимость от болезни и обстоятельств, сделать при необходимости свой жизненный выбор, вполне соотносимый с ее собственными, а не заданными и диктуемыми извне намерениями, мотивами, установками.
  • Следовательно, важен диалог и подлинное сотрудничество с ребенком.
  • Атмосфера совершенствования поведения ребенка с ограниченными возможностями предполагает развитие системы инновационных социологических служб, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, открывающих им доступ к образованию, труду, спорту, искусству, широкому общению.
  • Осуществление прорыва в практике поддержки людей с ограниченными возможностями, демонстрация современных инновационных технологий, содействующих интеграции их в общество.
  • В задачи социального развития также входят:
  • умственное развитие детей;
  • формирование навыков правильного поведения;
  • трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
  • физическое воспитание;
  • самообслуживание;
  • бытовая ориентировка и социальная адаптация;
  • знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей;
  • получение сведений о музыке, художественной литературе, живописи, кино и других видах искусства.

Таким образом, проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов имеют порой четко выраженный региональный характер.

Ссылка на основную публикацию