Компенсация за изъятие земли для государственных нужд

Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

Компенсация за изъятие земли для государственных нужд

Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

  1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
  2. Непосредственного изъятия надела.

На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

  1. Исполнение международных соглашений РФ;
  2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
    • энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
    • атомной энергии;
    • обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
    • связанные с космической деятельностью;
    • энерго-/газо-/теплоснабжения;
    • автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
  3. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует.

Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

Компенсация за изъятие земли для государственных нужд

Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии — 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.

Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.

Процедура изъятия участка

Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

  1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
  2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
  3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным.

В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета. Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета.

Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.

  1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
  2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер;
  • цель отчуждения;
  • реквизиты решения;
  • вид права на объект соглашения;
  • период их передачи;
  • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
  • указание сервитутов (если они сохраняются).

Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).

Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.

  1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
    • передача права владения;
    • ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
    • досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
    • прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
    • возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
    • государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
    • сноса построек, возведённых на изъятой земле.

Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

Документальное оформление изъятия

Компенсация за изъятие земли для государственных нужд

  • документацию по территориальной планировке;
  • проекты по будущим постройкам;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).

Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение

Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

При расчёте размера возмещения учитывается:

  1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
    • если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
    • если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
    • если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
  2. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
  3. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
  4. Упущенная выгода.

При определении размера компенсации не учитываются:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
  • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
  • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

Понятие резервирования земель муниципальными службами

Компенсация за изъятие земли для государственных нужд

  • ст. 56.1 и 70.1 ЗК РФ;
  • Постановлением Правительства РФ №561 от 22.07.2008.

Резервирование, как правило, осуществляется для последующего изъятия земельного надела. Таким образом, эти две процедуры являются этапами одного процесса, направленного на изменение права на землю и её целевого значения. При этом следует учитывать, что законодатель не устанавливает необходимость резервирования перед изъятием надела. Поэтому оно может быть осуществлено на законных основаниях без предварительного резервирования.

Участок считается зарезервированным при наличии следующих условий:

  • соответствующее решение принято уполномоченным органом власти;
  • создана и утверждена схема надела;
  • проведена государственная регистрация ограничения права на данный участок в ЕГРП.

Установление ограничений прав на зарезервированный надел касается не только владельцев, но и пользователей, и арендаторов. Под ограничением прав понимается:

  • запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела;
  • запрет на оросительные, мелиоративные и осушительные мероприятия, создание любых обводненных объектов (искусственных прудов, озёр и пр.).

Кроме того, срок аренды/сервитута не должен превышать срок резервирования, а приватизация участков данной категории запрещена после установления ограничения. Использование зарезервированного надела в иных целях допускается до момента его изъятия.

Законом также установлены максимальные сроки резервирования участков:

  • 3 года для случаев, когда право собственности переходит государству или муниципалитету на общих основаниях;
  • 2 года для наделов, которые изымаются с целью создания особой экономической зоны;
  • 20 лет для участков, находящихся в собственности государства, цели изъятия которых не связаны с возведением или реконструкцией автомобильных дорог регионального и федерального значения.

Таким образом, процедура резервирования и последующего изъятия земельных участков — это длительный процесс, связанный с подготовкой большого количества документов и рядом юридических тонкостей.

Источник: https://lawhelp.center/zemlya/izyatie-zemelnogo-uchastka-dlya-municipalnyx-nuzhd.html

Изъятие земельных участков у граждан: новый порядок – новые проблемы?

Компенсация за изъятие земли для государственных нуждВ некоторых случаях принадлежащий гражданину земельный участок может быть изъят для государственных или муниципальных нужд. Речь идет о ситуациях, когда именно в месте нахождения участка необходимо, например, проложить трассу федерального или регионального значения или протянуть линии электропередач (ст. 49 Земельного кодекса РФ). При этом государство обязано возместить собственнику изымаемого участка его рыночную стоимость, понесенные убытки и упущенную выгоду. 

1 апреля вступил в силу закон, в котором содержатся изменения существующего ранее порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ).

Если прежде в Земельном кодексе РФ было всего несколько норм, определяющих процедуру изъятия земельных участков, то теперь в нем появилась целая глава, посвященная данному вопросу (гл. VII.1 Земельного кодекса РФ).

Государство аккумулировало опыт изъятия земельных участков, полученный при застройке Новой Москвы, организации Олимпиады в Сочи и подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке.

Для реализации этих проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый, упрощенный порядок изъятия земель.

Теперь этот опыт распространен на всех участников земельных отношений, и, например, при строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань и развитии транспортной инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.

Основания изъятия земельного участка 

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ознакомиться с внесенными изменениями в Земельный кодекс РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Обзор изменений».

Как и до поправок, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ).

Читайте также:  Госдума одобрила новые изменения в жк рф

Но с 1 апреля в Земельном кодексе РФ появилась новелла – теперь данные органы могут принять решение об изъятии не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Перечень таких организаций впоследствии будет определен Правительством РФ.

При этом ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ). Эта поправка вызывает у экспертов опасения.

Так, специалист по недвижимости и земельным отношениям юридической фирмы «Тимофеев/Черепнов/Калашников» Мария Горина опасается, что нововведение может привести к смещению баланса интересов с граждан в сторону крупных компаний, в собственность которых перейдет земельный участок, и ущемить интересы правообладателей.

Это действительно может произойти, поскольку перечень оснований для отказа в удовлетворении ходатайства носит формальный характер (отсутствие схемы расположения участка, обращение к органу, который не уполномочен решать этот вопрос и т. п.) и при этом является закрытым (п. 9 ст. 56.4 Земельного кодекса РФ).

Выявление правообладателей изымаемого земельного участка 

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит.

Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков.

Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Партнер юридической фирмы «АВЕЛАН» Сергей Казинец замечает, что законом не определены последствия игнорирования госорганом своей обязанности сделать запросы о розыске собственников изымаемого участка.

«Есть вероятность, что подобные нарушения не будут рассматриваться как безусловное основание для признания недействительным решения об изъятии», – предполагает Сергей Казинец. Скорее всего, в этом случае будет действовать общее правило: владельцы земли, которые не были выявлены до ее изъятия, смогут потребовать только компенсации за участок за счет средств бюджета или за счет средств организации, которой он был передан. Возможность возврата земли при этом исключена (п. 11 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Юрист девелоперской компании «Сити-XXI век» Василий Шарапов предупреждает, что у граждан, чьи участки были оформлены в собственность до 1998 года [года вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». – Ред.], могут возникнуть проблемы.

«Сведения по таким объектам в государственных реестрах не значатся, поэтому выявить правообладателей этих участков будет сложно. Исключение составляют лишь земельные участки, собственники которых сами заявили о них в Росреестр (например, если такая недвижимость была объектом сделок, требующих совершения акта государственной регистрации).

В случаях, если правообладатели участков так и не будут найдены, новое законодательство предоставляет властям возможность признать право публичной собственности на такую недвижимость в судебном порядке.

После удовлетворения искового требования мы получим юридический казус – на одну недвижимую вещь будут претендовать два собственника», – рассуждает Василий Шарапов.

Все эксперты портала ГАРАНТ.РУ сошлись во мнении, что собственникам земли, права на которую были оформлены до 1998 года, стоит проверить наличие сведений о праве на земельный участок в ЕГРП. Для этого гражданин может направить запрос в Росреестр о правах на имеющиеся у него объекты недвижимости.

Сделать это можно лично, через представителя, почтовым направлением (в этом случае подпись заявителя и верность копий прилагаемых документов должны быть удостоверены нотариально), через Единый портал госуслуг или многофункциональный центр, а также путем заполнения формы на сайте Росреестра. В последнем случае за запрос необходимо будет заплатить 250 руб.

, во всех остальных – от 500 (если запрос охватывает один округ) до 1500 руб. (51 и более округов) (приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2010 г. № 650, приказ Минэкономразвития России от 15 февраля 2012 г. № 58).

Ответ ведомство должно дать в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса – причем как в виде бумажного документа, так и в электронной форме по выбору гражданина, о чем необходимо указать в запросе (п. 2, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Если регистрация прав по каким-либо причинам затруднительна, необходимо регулярно изучать официальный сайт своего муниципалитета, на котором размещаются документы территориального планирования и проекты планировки территории, а также сайт региона.

При своевременном получении информации о предстоящем изъятии правообладатель сможет в срок подать заявление об учете прав на земельные участки (подп. 4 п. 5 ст. 56.

5 Земельного кодекса РФ), а также оспорить в дальнейшем действия властей, если это понадобится.

Решение об изъятии земельного участка 

После установления всех лиц, имеющих права на изымаемый земельный участок, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об изъятии. В нем должны быть указаны изымаемые земельные участки, расположенные на них объекты недвижимости, а также цель изъятия и реквизиты документов, в соответствии с которыми оно осуществляется (п. 4 ст. 56.

6 Земельного кодекса РФ). Если решение об изъятии принимается на основании ходатайства, указывается также организация, его подавшая.

В течение 10 дней после принятия решения об изъятии уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе «электронки» – то со дня опубликования решения об изъятии).

Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Цена изъятого земельного участка 

На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

При этом возмещению подлежит не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов.

При определении размера возмещения не подлежат учету объекты недвижимого имущества и их неотделимые улучшения, расположенные на изымаемом земельном участке и произведенные вопреки разрешенному использованию или условиям договора. Кроме того, стоимость объектов, строительство которых начато после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, также не будет возмещена (п. 2, п. 8 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Размер возмещения определяется не позднее чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. 

Соглашение об изъятии недвижимости 

Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ).

Источник: https://www.garant.ru/article/621824/

Компенсация за изъятие имущества для государственных нужд: что с НДФЛ?

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 4 апреля 2014 г.

журнала № 8 за 2014 г.

Помните, как в известной сказке «Чиполлино» у дядюшки Тыквы отняли домик? К сожалению, подобное может произойти и в наше время. Правда, у Джанни Родари изъятие было произволом синьора Помидора.

В нашем же случае все будет в рамках закона, то есть власти могут лишить гражданина имущества не просто так, а если оно необходимо для государственных/муниципальных нужд. Например, если садовый участок мешает постройке новой дорогистатьи 239, 279 ГК РФ; ст. 49 ЗК РФ; ст. 32 ЖК РФ.

Давайте разберемся, что положено гражданину взамен прежней собственности.

Процедура изъятия

О том, что ваша собственность в виде земельного участка и расположенных на нем построек понадобилась для государственных/муниципальных нужд, вам должны письменно сообщить как минимум за год до непосредственного изъятияп. 3 ст. 279 ГК РФ; ч. 4 ст. 32 ЖК РФ.

Просто так забрать ваше имущество власти не могут — они должны либо выкупить его у вас, либо с вашего согласия предоставить взамен другое имущество (землю, недвижимость) с зачетом его стоимости в выкупную ценуп. 1 ст. 279, п. 3 ст. 281 ГК РФ; ч. 1, 8 ст. 32 ЖК РФ.

Выкупная цена (далее — компенсация) складывается из рыночной стоимости вашего имущества и суммы убытков (в том числе упущенной выгоды), которые вы можете понести из-за изъятияп. 2 ст. 281 ГК РФ; ч. 7 ст.

 32 ЖК РФ.

Например, если вы сдавали нежилое помещение, а в связи с его изъятием вам приходится расторгать договор с арендатором, то можете настаивать на возмещении вам убытков в размере недополученной арендной платы.

Результатом того, что вы согласны с изъятием и вас устраивает сумма компенсации, будет подписание соглашения о выкупеп. 1 ст. 281 ГК РФ; ч. 6 ст. 32 ЖК РФ.

Такой же порядок предусмотрен и в тех случаях, когда земля не в вашей собственности, но вы владеете недвижимостью, расположенной на этой земле.

Выкупить ваше имущество власти могут не раньше чем через год с момента извещения вас о предстоящем изъятиип. 3 ст. 279 ГК РФ; ч. 4 ст. 32 ЖК РФ.

Правда, с вашего согласия выкуп может быть совершен и раньше этого срока.

Кстати, до подписания соглашения вы имеете право не только продолжать пользоваться своим имуществом, но и распоряжаться им по своему усмотрению, например продатьст. 280 ГК РФ; ч. 5 ст. 32 ЖК РФ.

Получили компенсацию? Не забудьте подать декларацию по НДФЛ

Это необходимо сделать, так как компенсация за изъятое имущество приравнивается к доходу от его продажип. 1 ст. 210 НК РФ.

Читайте также:  Декретный отпуск по уходу за ребенком в 2019 году

Правда, вы вправе претендовать на вычет в размере выкупной стоимости вашего имущества (независимо от срока владения)подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ; Письмо УФНС по г. Москве от 16.12.2011 № 20-14/3/122100@.

Компенсация за изъятие земли для государственных нужд СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

“Если у гражданина отсутствуют другие налогооблагаемые доходы, кроме полученной компенсации (например, плательщик является пенсионером), то налоговая база определяется как разница между доходом, полученным в связи с изъятием имущества, и имущественным вычетом в размере выкупной стоимости этого имущества. То есть налоговая база в данной ситуации будет равна нулю.

В декларации по форме 3-НДФЛ сумма полученного дохода отражается в листе А и в строке 170 листа Е, а вычет (в той же сумме) — по строке 180 листа Е. Далее итоги переносятся в строки 010 и 040 раздела 1 соответственно.

Важным моментом является то, что декларацию подавать нужно в любом случае, даже если изъятым имуществом гражданин владел более 3 лет”.

Если, помимо компенсации, вы получали доходы, НДФЛ с которых полностью удержан налоговым агентом (например, вашим работодателем), то эти доходы в декларации можно не отражатьп. 4 ст. 229 НК РФ.

Выходит, что бюджету вы ничего не должны.

При этом, как вы, наверное, уже догадались, вычет положен, только если у вас есть подтверждающие документы, копии которых нужно приложить к декларации. В НК РФ списка таких документов нет, но, по нашему мнению, к ним можно отнести:

  • свидетельство о праве собственности на изъятое имущество. Если на момент подачи декларации вы уже утратили это право, у вас все равно останется свидетельство с отметкой, что право собственности прекращено;
  • соглашение о выкупе;
  • документы, подтверждающие получение компенсации (например, выписка с банковского счета).

И здесь возникает вопрос: не помешает ли вычету то, что соглашение заключено с застройщиком или инвестором и от них же получена компенсация? Ведь по закону эти функции возложены на органы властип. 1 ст. 279 ГК РФ; ч. 1 ст. 32 ЖК РФ.

“Если процедура выкупа будет соблюдена, то соглашение, заключенное с застройщиком/инвестором, а не с органами власти, не будет помехой для получения вычета. При этом важным процедурным моментом является регистрация решения об изъятии в органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографиип. 4 ст. 279 ГК РФ; ч. 3 ст. 32 ЖК РФ; п.

 5 Положения, утв. Постановлением Правительства от 01.06.2009 № 457. Поэтому имеет смысл заручиться копией зарегистрированного решения и приложить ее к декларации в числе других документов.

Копия данного решения будет дополнительным подтверждением того, что имущество изъято именно для государственных/муниципальных нужд, а соответственно, вычет заявлен правомерно”.

СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

Итак, декларацию и копии документов, подтверждающих право на вычет, вы должны представить в свою ИФНС не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения компенсациип. 1 ст. 229 НК РФ. К примеру, декларацию за 2013 г. нужно подать не позднее 30.04.2014.

Конечно, вы можете решить, что раз НДФЛ платить не придется, то и декларацию можно не подавать. Но мы так делать не советуем.

Ведь налоговики узнают от регистрирующих органов, что вы утратили право собственности на имущество в связи с его изъятиемп. 4 ст. 85 НК РФ.

Следовательно, они попросят вас представить декларацию и оштрафуют за ее несвоевременную подачу как минимум на 1000 руб.ст. 119 НК РФ

Если же налоговики не дождутся вашей декларации, то не исключено, что они в рамках контрольных мероприятий попытаются узнать причину прекращения права собственности на недвижимость, а также размер полученной вами компенсации.

Если им это удастся, то инспекторы, скорее всего, доначислят вам налог со всей суммы компенсации, пени и штрафстатьи 75, 122 НК РФ. Причем они не будут брать в расчет тот факт, что у вас есть право на вычет, так как официально (то есть путем подачи декларации) вы о нем не заявили.

В итоге вы, вероятно, сможете отбить начисленные суммы, но времени и нервов потратите много.

***

Источник: https://glavkniga.ru/elver/2014/8/1438-kompensatsija_izjjatie_imuschestva_gosudarstvennikh_nuzhd_s_ndfl.html

Изъятие земельных участков: основания, порядок

Компенсация за изъятие земли для государственных нужд

Предлагаем детально разобраться в теме «Изъятие земельного участка», чтобы заранее предвосхитить  многочисленные вопросы, возникающие как у собственника, так и у арендатора земли при её изъятии.

Забрать земельные владения могут по ряду причин, таких как: необходимость проложить линию электропередач, или дорогу федерального либо регионального уровня  (ст. № 49 Земельный кодекс РФ). Узнав об этом, не стоит впадать в панику.

Государство, забрав  землю, должно осуществить возмещение денег по рыночной цене. Оно обязано оплатить Вам убытки и сумму упущенной выгоды.

Телефоны бесплатной горячей линии

Высококвалифицированные специалисты в области права проконсультируют Вас и ответят на все Ваши вопросы: Гражданское право, Недвижимость, Корпоративное право, Трудовое право, Автомобильное право, Страхование, Уголовное право, Семейное право, Наследство, Защита прав потребителей, Интеллектуальная собственность.

В первый день апреля 2018 года был принят закон, содержащий ряд изменений существующего ранее регламента изъятия земель с целью  использования для нужд государства либо муниципалитета (ФЗ от 31.12.2014г., № 499-ФЗ).

Таким образом, если раньше Земельный кодекс РФ содержал лишь несколько норм изъятия земли, то в 2018 году в него добавлена отдельная глава, которая полностью посвящена этому аспекту (гл. 7.1 ЗК РФ).

Государство аккумулировало все предшествующие знания относительно изъятия земельных наделов для обустройства территорий в Новой Москве, проведения сочинских Олимпийских игр и саммита АТЭС.

Основания для изъятия земли

Согласно тексту статьи № 49 ЗК РФ, земельный надел может быть изъят у собственника в пользу государства или муниципалитета, но лишь при исключительной необходимости в этом, а также при наличии следующих оснований:

  1. Выполнение соглашений международного уровня РФ.
  2. При строительстве, реконструкции объектов, имеющих важное государственное значение (федеральное и региональное), либо объектов муниципальной значимости. Но при условии всякого отсутствия иных вариантов ведения застройки, работ по реконструкции таких объектов, как:
  • объект атомной энергетики;
  • объект энергетической системы;
  • оборонный объект;
  • транспортный объект;
  • линейный объект;
  • трассы федеральные, муниципальные и региональные.
  1. При наличии иных оснований, которые прописаны в ФЗ РФ:
Ст. № 15 ФЗ от 01.12.2007 № 310 – ФЗ «Об организации и проведении зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году»
П.10, ст. № 32 Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004г. № 188 — ФЗ
П.9,10, ст. № 95 Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001г. № 136 — ФЗ
Ст. № 25.2 Закон от 21.02. 1992г. от 21 февраля № 2395 – 1 «О недрах»

Порядок изъятия земли

  • Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.
  • Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.
  • Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.
  • Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Государственные органы, которые могут изъять землю

Порядок изъятия земельных наделов устанавливается текстом Гл. 7.1 ЗК РФ. Государственными органами, принимающими вердикт о факте изъятия, являются:

  1. Уполномоченный федеральных органов исполнительной власти: цель – недропользование (изъятие земли для нужд всей страны).
  2. Исполнительные органы государства субъекта РФ (при изъятии земли под региональные нужды). Это строительство региональных объектов, ведение работ по недропользованию местного уровня значимости.
  3. Местное самоуправление – для использования земли, с целью строительства на ней объектов местной значимости.

Любой процесс изъятия земли происходит на основании вердикта уполномоченных органов исполнительной власти (или местного самоуправления), который принимается:

  • на основании их собственной инициативы;
  • на основании ходатайства об изъятии земли, которое подала организация, указанная в п.1, ст.№ 56.4 ЗК РФ (это может быть естественная монополия, пользователи земельных недр).

Подать ходатайство об изъятии земельного надела могут:

  1. Компании, которые владеют правом на ходатайство об изъятии земли у собственника с целью использования её для нужд федерального уровня (Постановление Правительства РФ от 2015г., № 442).
  2. Государственная власть, изымающая участок с целью:
  • исполнения международного соглашения;
  • осуществления строительных и реконструкционных работ объектов государственной значимости.
  1. Предприятие государственного значения – для размещения на изъятой земле объектов федеральной (региональной) значимости, предусмотренной инвестиционной программой.

Изъятие земельного участка: ходатайство

Приводим перечень основных нюансов для подачи ходатайства об изъятии земли:

  1. Подаётся для изъятия от одного до нескольких земельных наделов.
  2. В ходатайстве должна быть прописана цель земельного изъятия.
  3. Ходатайство может подаваться и направляться самим заявителем лично, либо через услуги почты, в виде бумажного носителя, либо  электронного документа по интернету.

Изъятие земли: постановление

В течение 60 дней принимается вердикт относительно изъятия земельного надела. Такой вердикт содержит:

  • указание на причину для подобного изъятия;
  • указание на собственника, у которого изъята земля;
  • указание размера земли и номера по кадастру.

В течение семи дней с момента принятия решения о земельном изъятии орган государственной власти обязан направить в адрес определённых учреждений копию вердикта о том, что бывший земельный собственник больше не владеет правами на неё.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам по телефонам, указанным наверху страницы, или через онлайн-форму.

Реквизиция земельного участка

Реквизиция – это принудительный вариант изъятия земли, осуществлённый по закону. При реквизиции у хозяина изымается земельный надел с целью его использования для нужд государства. Собственник при этом получает денежную компенсацию и полностью утрачивает своё право на владение участком.

Ст. № 51 ЗК РФ регламентирует возможность реквизиции земли. Она применяется лишь тогда, когда на территории страны случаются какие-либо ЧП: эпидемии, аварии, бедствия и т.д.

Реквизиция должна осуществляться лишь в интересах граждан и не требует судебного разбирательства.

Реквизиция может быть временной: по окончании оснований для реквизиции земельный надел возвращается владельцу. В противном случае – возвращаются деньги.

Земельные наделы: выкуп для  государственных и муниципальных потребностей

Федеральный орган исполнительной власти, а также органы местного самоуправления принимают вердикт об изъятии земли у собственника.

Как это происходит? Землевладелец за год уведомляется о том, что его права на землю закончены. Выкупить участок надлежит на основании полученного предварительного согласия владельца.

Подобное решение регистрируется, а землевладелец уведомляется о регистрации.

Изъятие земельного участка на основании её ненадлежащего использования

В данной ситуации земельный надел должен изыматься в принудительной форме по причине того, что землевладелец использует его не по прямому назначению в обход действующего закона.

Приводим обстоятельства изъятия земельного надела из-за  ненадлежащего использования:

  1. В связи с неиспользованием. Если земля, предназначенная для застройки (либо сельского хозяйства), на протяжении трёх лет не используется. Либо, наоборот, её используют, но не по назначению.
  2. В связи с незаконным использованием земельного надела (если по причине неверного использования участок теряет показатели плодородности и т.д.).

Когда землевладелец даёт согласие на изъятие своей земли, то она тут же реализуется на общих торгах. Если не даёт – то проблему решает судья.

Читайте также:  Персонифицированный учет в системе пенсионного страхования

Конфискация земельного надела:  вопрос о компенсации

Для расчёта суммы компенсации за изъятую землю требуется знать её стоимость по кадастру: она созвучна с рыночной ценой. Но, зачастую на практике получается сумма, которая не устраивает землевладельца.

В 2018 году оценщики земли обязаны определять её стоимость исключительно по рыночным показателям.

Владелец имеет право выбора из двух вариантов получения компенсации:

  • получить наличную сумму;
  • получить другой равноценный земельный надел.

Резюме

Государство может изъять землю у владельца, но лишь при условии соблюдения основных принципов и порядка, установленных законом. Такое изъятие должно осуществляться строго при наличии конкретного основания: все основания для этого регламентируются действующим законодательством.

Только после этого государство получает право на изъятие земли и её использование в интересах общества.

Телефоны бесплатной горячей линии

Высококвалифицированные специалисты в области права проконсультируют Вас и ответят на все Ваши вопросы: Гражданское право, Недвижимость, Корпоративное право, Трудовое право, Автомобильное право, Страхование, Уголовное право, Семейное право, Наследство, Защита прав потребителей, Интеллектуальная собственность.

Источник: https://pravbaza.ru/zemelnoe-pravo/izyatie-zemelnogo-uchastka

Компенсации при изъятии земельных участков для государственных нужд

После накопленного опыта по изъятию участков для застройки Новой Москвы, постройки объектов для проведения Олимпиады в Сочи, а также подготовки саммита АТЭС во Владивостоке, государство решило принять федеральный закон, утверждающий порядок изъятия земель.

Так, с апреля 2015 года вступил в силу закон об изъятии участков для государственных нужд. Согласно данному федеральному закону участки будут изыматься в строго определенных случаях. Например, когда в месте их нахождения, необходимо построить транспортно-пересадочный узел, аэропорт или протянуть ЛЭП.

При этом государство обязано компенсировать собственнику участка не только его рыночную стоимость, но также и рыночную стоимость находящихся на нем строений. Кроме того, государство обязано компенсировать собственнику убытки, причиненные данным изъятием недвижимости.

В случае если изымаемый участок находился в пользовании арендатора, то государство обязано компенсировать данному арендатору право аренды изымаемого участка на установленный договором аренды срок.

Подготовка мотивированного заключения от 15 000 рублей* 3-5 рабочих дней Заказать
Подготовка и подача искового заявления, жалобы без представления интересов в суде 45 000 рублей* 5-7 рабочих дней Заказать
Выезд в суд для ознакомления с делом 5000 рублей Заказать
Ведение дел в арбитражном суде (1-я инстанция) 15 000 рублей / 1 заседание Заказать
Ведение дел в арбитражном суде (апелляционная и кассационная инстанции) 20 000 рублей / 1 заседание Заказать
Подготовка ходатайств, заявлений, пояснений, возражений 10 000 рублей* Заказать
Представление интересов в Верховном суде от 30 000 рублей Заказать

*Размер стоимости услуг и размер дополнительного вознаграждения рассчитывается индивидуально в каждой конкретной ситуации и зависит от следующих обстоятельств:

  • этапа обращения клиента за правовой помощью,
  • количества и сложности работ;
  • иных аспектов фактических обстоятельств дела.

Как обстоит дело на практике

На практике в соглашении об изъятии государство указывает стоимость участка, не соответствующую его рыночной стоимости. При этом оценку участка государство зачастую проводит без оценки строений, расположенных на данном участке.

Таким образом, государство фактически уменьшает стоимость изымаемого имущества на одну треть.

И взыскать действительную рыночную стоимость недвижимости, а также возникшие убытки только в судебном порядке.

При этом государство всегда отрицает наличие у собственника каких-либо убытков. Это значит, что в судебных заседаниях собственнику будет необходимо доказать наличие и размер возникших убытков. Данные обстоятельства необходимо будет подтвердить соответствующими доказательствами.

  • При этом убытками для собственника могут стать как реальный ущерб (стоимость утраченного имущества), так и упущенная выгода (потенциальная возможность получения прибыли).
  • На что вы можете рассчитывать
  • В случае принятия государством решения об изъятии Вашего земельного участка Вы можете рассчитывать на следующее:
  • Только компетентный в данных вопросах юрист сможет наиболее успешно для вас разрешить спор по изъятию Вашего недвижимого имущества.
  • Что делаем мы*
  • Что нужно от вас
  • Результат
  1. 1 Готовим правовую позицию.
  2. 2Собираем все необходимые сопровождающие позицию документы и сведения.
  3. 3Готовим отчеты об оценке рыночной стоимости земельного участка / права аренды земельного участка. В случае наличия убытков оцениваем реальный ущерб / упущенную выгоду.
  4. 4 Подбираем судебную практику.
  5. 5 Представляем и защищаем интересы клиента компании в арбитражном суде.
  6. 6Получаем решение арбитражного суда.
  7. 7 Занимаемся исполнительным производством.
  1. 1 Соглашение об изъятии земельного участка.
  2. 2 Правоустанавливающие документы на земельный участок и расположенные на нем строения.
  3. 3Выписка из ЕГРН на участок и расположенные на нем объекты недвижимости.
  4. 4 Документы, подтверждающие получение прибыли от использования земельного участка (для взыскания упущенной выгоды).
  5. 5В случае наличия сособственников, все перечисленные пункты для каждого из сособственников.
  6. 6 В случае наличия арендаторов в здании, расположенном на изымаемом участке, сведения о каждом арендаторе.

Взыскание с государства компенсации и убытков за изымаемый земельный участок.

*перечень осуществляемых в рамках услуги действий определяется индивидуально, с учетом этапа обращения клиента за правовой помощью и фактической возможностью осуществления ряда правовых действий.

Юристы Компании ПРИОРИТЕТ помогают собственникам (арендаторам) недвижимости получить не только причитающуюся компенсацию за изъятие недвижимости для государственных нужд, но и взыскать убытки.

Источник: https://www.uk-prioritet.ru/services/juridicheskoe-soprovozhdenie/soprovojdenie-sdelok-s-nedvijimostyu/komp-zii-pri-izyatii-zemel-uch-ov-dlya-gos-nuzhd/

Возмещение за изымаемый земельный участок

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Возмещение за изымаемый земельный участок

При выборе компенсации в натуре собственнику земельного участка, который подлежит изъятию, выделяется аналогичный по характеристикам участок.

В гражданском и земельном законодательствах предусмотрены ситуации, когда у собственника изымается земля для реализации государственных или муниципальных нужд. При этом далеко не всегда происходит это на безвозмездной основе или в качестве наказания.

Так, если собственник – добросовестный и исполнительный, но его земельный участок требуется для государственных/муниципальных нужд, то в случае изъятия собственнику положена определенная компенсация.

Основания, по которым изымают землю у собственника

Статья 279 Гражданского кодекса РФ предусматривает изъятие земли у собственника. При этом порядок, условия и подробно описанные основания прописаны в земельном законодательстве. К последним относятся:

  • международные договоры;
  • строительство/реконструкция тех объектов, которые относятся к федеральным или особо значимым для государства;
  • любые другие основания, предусмотренные законодательством.

В свою очередь к объектам государственного значения относятся:

  • энергетические объекты;
  • объекты атомной и иной энергетики;
  • дорожное полотно, автомобильные дороги и прилегающая к ним территория;
  • объекты космической деятельности;
  • объекты коммуникаций местного или федерального значения.

Таким образом, если земельный участок требуется для реализации государственных и муниципальных нужд по описанным выше основаниям, то собственник будет его лишен, однако ему положена компенсация в натуре или в денежном эквиваленте.

Последствия изъятия участка для нужд государства или муниципалитета. Определение стоимости земли

Прежде всего, собственник лишается права на собственность данным участком, он не просто перестает им владеть, но и в документы о собственности, которые хранятся в управлении Росреестра, вносятся соответствующие отметки.

После того как у собственника изымают участок, ему предоставляется компенсация в виде земельного участка, аналогичного по размеру, стоимости и фонду, или в виде денежной суммы. При этом для того чтобы получить компенсацию в денежном эквиваленте, требуется правильно оценить стоимость участка, а несамостоятельно устанавливать сумму.

Согласно статье 281 Гражданского кодекса РФ для определения стоимости земли, которая подлежит изъятию у собственника, учитываются несколько факторов:

  • рыночная стоимость земли;
  • кадастровая стоимость земли;
  • стоимость оформления документов по снятию с регистрационного учета и постановки на учет;
  • компенсация по выгоде, которая могла бы быть получена собственником земли с использования участка;
  • убытки, которые понес собственник при изъятии участка.

Для того чтобы максимально защитить свои права, собственник земельного участка имеет право привлечь к оценке своего имущества независимую организацию, результаты оценки которой можно предоставить в суд, если изъятие земли происходит в судебном порядке, или в уполномоченные органы, с которыми составляется соглашение о передаче прав собственности на конкретный участок.

Примечательно, что если на участке располагаются объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения и иные постройки, которые использовались собственником), то в расчет компенсации включается и стоимость этих объектов.

Под возмещением понимается также и предоставление аналогичного по характеристикам земельных участков собственнику.

То есть муниципалитет или представители государственных органов власти могут предложить собственнику обмен с так называемой доплатой.

Один участок земли меняется на другой, а в качестве доплаты выступают средства, которые требуются для оформления соответствующей документации по регистрации участка.

Как осуществляется возмещение по соглашению сторон и через суд

Если собственник земельного участка выражает свое согласие на изъятие земельного участка, то совместно с уполномоченными органами составляет соглашение-договор в письменной форме, где прописывается не только согласие лица на передачу прав собственности на участок государству или муниципалитету, но и другие обстоятельства, в частности, то, как именно будет производиться возмещение, в какой форме, в каком количестве, в какой срок.

Так, по соглашению сторон возмещение может быть осуществлено в денежном эквиваленте, размер которого прописывается отдельной строкой, в течение, например, одного года. В этот срок муниципалитет или государство обязаны возместить собственнику понесенные убытки и неудобства, с которыми ему пришлось столкнуться при изъятии участка из собственности.

В случаях когда собственник категорически против изъятия у него участка для реализации государственных или муниципальных нужд, против него может быть выдвинут иск в суд со стороны муниципалитета или того органа власти, которому подведомственен участок.

В ходе судебного разбирательства при вынесении решения в пользу изъятия суд обязан учитывать и вопрос по возмещению компенсации собственнику.

При этом, так же как и при согласии сторон, учитывается полностью вся сумма: и земли, и находящихся на ней объектов, и компенсация убытков, и потерянная выгода. Самостоятельно ни муниципалитет, ни собственник сумму установить не могут, поскольку это противоречит действующему законодательству.

Компенсация в натуральном виде: земля в обмен на землю

При выборе компенсации в натуре собственнику земельного участка, который подлежит изъятию, выделяется аналогичный по характеристикам участок. Если же подходящего участка на балансе государства или муниципалитета нет, то собственнику может быть предложен участок, уступающий по своим характеристикам, но с доплатой.

Доплата возмещается тем собственникам, у которых на изымаемой земле находятся постройки, а на предлагаемом в обмен нет ничего, кроме земли, или обмен недвижимости выходит неравноценным, например, в случаях когда собственнику земли с двухэтажным кирпичным домом предлагается участок с деревянной одноэтажной постройкой.

После независимой экспертизы разница в средствах подлежит выплате в денежном эквиваленте собственнику изымаемого земельного участка.

Последний вправе согласиться с компенсацией или же оспорить ее в судебном порядке.

Как показывает практика по вопросам земельных правоотношений редко суд учитывает мнение собственника, если изымаемый участок действительно необходим для реализации государственных и муниципальных нужд.

В этом случае за основу берутся только официальные документы, которые подтверждают правомерность действий и законность возмещения со стороны представителей государственных или муниципальных органов власти.

Особенности принудительного изъятия земли

К некоторым особенностям изъятия земли у собственника в принудительном порядке относят оценку правомерности действий самого собственника. Так, если в ходе изъятия земельного участка, будет выяснено, что он использовался с нарушением норм действующего земельного законодательства, то он может быть изъят на безвозмездной основе.

В случаях если нарушения носят незначительный характер, то размер возмещения может быть несколько уменьшен или же собственнику придется возместить ущерб, причиненный им земле.

Другой особенностью является тот факт, что независимую оценку участка и всего, что на нем расположено, оплачивает тот уполномоченный орган, который выступил инициатором изъятия, а несобственник, даже если последний заказал эту экспертизу самостоятельно. Потраченные средства ему возмещаются со стороны уполномоченного органа власти.

Уполномоченным органом определяется управляющая компания, которая осуществляет все работы: кадастровую оценку, реальную рыночную стоимость, переговоры с собственником, составление соглашения или подготовку иска в судебный орган.

Собственник со своей стороны имеет право защищать свое право собственности всеми законными способами, настаивать на осуществлении его права собственности и соблюдения норм Конституции РФ, по которой никто не может лишить права собственности, не имея на то достаточных оснований. Если собственник докажет в суде, что его земельный участок не подходит для тех нужд, под которые его хочет реализовать государство, то решение об изъятии может сложиться в его пользу и право собственности останется за ним.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/vozmeshhenie-za-izymaemyj-zemelnyj-uchastok.html

Ссылка на основную публикацию