В рф собираются внедрять систему ранней помощи детям с овз и их семьям

В РФ собираются внедрять систему ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям

Проблема помощи детям, имеющим ограничения в жизнедеятельности и их социальная адаптация в общество является на данный момент чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения.

Концепцию развития ранней помощи правительство утвердило еще в августе 2016 г.

 Что происходит сейчас, и где эту помощь получить на территории Приморского края? Кто расскажет родителям особенного ребенка и куда им обратиться?

На базе учреждений социального обслуживания помощи семье и детям КГАУСО «Арсеньевский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ласточка» (г.

Арсеньев) и КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» (г.

Владивосток) уже в полной мере функционируют Службы ранней помощи для оказания помощи семьям, воспитывающих детей до 3-х лет, имеющих нарушения или риск появления нарушений в развитии.

Одним из направлений деятельности Служб является организация межведомственного взаимодействия, включающая согласованное сотрудничество по сопровождению семьи, имеющей ребенка раннего возраста с проблемами в развитии.

Внутри Служб объединены усилия специалистов (педиатра, специалиста по ранней коммуникации, психолога, специалиста по движению, педагога развития, специалиста по работе с семьей), которые направлены не на подмену семьи, а на развитие ее собственного потенциала.

Ранняя помощь предполагает широкий спектр долгосрочных услуг, ориентированных на всю семью ребенка с проблемами в развитии и осуществляемых в процессе согласованной деятельности «команды» специалистов разного профиля.

  •  «Ранняя помощь» развивает систему помощи ребенку, имеющему нарушения развития, интегрируя социальные, психологические, медицинские и образовательные услуги, чтобы обеспечить:
  • • развитие и функционирование ребенка,• поддержку и обучение его семьи в критически важные первые годы жизни ребенка.
  •      Все услуги и виды поддержки направлены на улучшение повседневной жизни ребенка и семьи и включены в их естественную повседневную жизнь.
  • Программы ранней помощи охватывают период с момента рождения ребенка до достижения ребенком возраста, когда он должен идти в дошкольное учреждение (в некоторых случаях программа может быть продолжена до школьного возраста).

   В РФ собираются внедрять систему ранней помощи детям с ОВЗ и их семьямПрограммы ранней помощи предназначены для всех семей с детьми, имеющими риск отставания или нарушения в развитии. Иногда с момента рождения ребенка может быть очевидным, что семье потребуется поддержка специалистов в его развитии. Часто это касается детей, которым сразу после рождения был поставлен диагноз (например, синдром Дауна), детей, родившихся недоношенными, с малой массой тела, или детей, которые были прооперированы сразу же после рождения. Даже до того, как ребенок будет выписан домой из больницы, родители могут нуждаться в консультации специалистов по ранней помощи о том, как развивать ребенка. Некоторые дети могут появиться на свет без каких-либо проблем, но их развитие может происходить медленнее, чем у остальных детей, или отличаться от типичных образцов развития.

За первое полугодие 2018 года услуги Служб ранней помощи получили 44 ребенка и их семьи. И это только начало такой важной и необходимой помощи детям в столь значимый период их развития. 

  1. В фильме «Санкт-Петербургского института раннего вмешательства» рассказывается о данной технологии помощи и о тех кто в ней нуждается (Посмотреть фильм).
  2. Индивидуальные программы ранней помощи направлены на развитие всех базовых навыков, а также любых навыков, которые ребенок осваивает в течение первых трех лет жизни. А именно:
  3.    Двигательные навыки (дотягиваться и брать игрушки, поворачиваться, ползать, ходить)
  4.    Когнитивные навыки (думать, помнить, решать поставленные задачи);
  5.     Коммуникативные навыки (слушать обращенную к нему речь, понимать, разговаривать);
  6.    Социально-эмоциональные навыки (играть, взаимодействовать с другими людьми, проявлять чувства);
  7.    Навыки самообслуживания (кушать, одеваться, мыться).

Индивидуальные программы ранней помощи носят непрерывный и длительный характер, предполагают регулярные консультативные встречи семьи со специалистами. В своей работе Службы ранней помощи сотрудничают с учреждениями здравоохранения, образования, общественными организациями (фондами, ассоциациями и т.д.). 

  • Специалисты Служб осуществляют информационную и консультативную поддержку семей, а также проводят регулярные занятия для детей.
  • Работа с семьями проводится в форме:
  •  — консультаций,
  • — первичных приемов,
  • — индивидуальных и групповых занятий.
  • Основной целью занятий является возможность для родителей приобрести необходимые навыки взаимодействия, игры и ухода за ребенком с учетом его особенностей.
  • Службы ранней помощи находятся по адресу: 
КГАУСО «Арсеньевский СРЦН «Ласточка» КГБУСО «СРЦН Парус надежды»
Адрес:  г.Арсеньев, ул.Лысенко, д.3  Владивосток, ул. Маковского, 123
Телефон:  8 994 017 22 64  8 (423) 238-80-35
Электронный адрес:  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 
Сайт учреждения:  http://arslastochka.ucoz.ru  http://www.parusnad-vl.ru

Источник: http://xn--b1adcc2a1abhbdq5a0k.xn--p1ai/index.php/56-o-rabote-sluzhb-rannej-pomoshchi-na-baze-uchrezhdenij-sotsialnogo-obsluzhivaniya-pomoshchi-seme-i-detyam

Концепция ранней помощи в РФ при ОВЗ. и организация ранней помощи. — Архипова Елена Филипповна

В РФ собираются внедрять систему ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям

Уважаемые коллеги, здравствуйте!

Приглашаю вас на бесплатный вебинар, который пройдет 24 марта с 16.00-17.00  по московскому времени.

Тема вебинара: “Концепция ранней помощи в РФ при ОВЗ. и организация ранней помощи.”

В 2016 году была утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Уже идет активное внедрение этой Концепции.

Утверждается нормативная основа, подготавливаются типовые программы и идет апробация. К 2020 система ранней помощи должна быть внедрена на всей территории России.

В связи с этим возникает потребность в подготовке кадров в сфере ранней помощи детям с разными видами дизонтогенеза и ОВЗ.

На вебинаре Вы узнаете:

  • О положениях Концепции развития ранней помощи;
  • Про комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям;
  • О модели образовательной среды для детей с ОВЗ;
  • Про четыре фазы течения ДЦП;
  • Про профилактику ОВЗ и ДЦП;
  • Кто может быть специалистом в сфере ранней помощи;
  • Про обоснование ранней психолого-педагогической абилитации детей раннего возраста;
  • Про методическое обеспечение  психолого-педагогического сопровождения детей группы риска.

Жду вас на вебинаре!

Ежегодно возрастает количество детей, имеющих сложную структуру дефекта. Как правило, родители таких детей находятся в поиске специалиста/ов, которые окажут грамотную квалифицированную помощь. Но, как правило, начинается “хождение по мукам” – меняются специалисты, а результат остаётся нулевым. Читать далее…

Светлана

Польза 100%. Логопедический массаж по Вашей методике применяю давно, а вот с особенностями массажа при ММД и заикании познакомилась только сейчас и уже готова к работе.Высоко ценю все Ваши семинары и книги за четкость изложения, аргументацию приемов, научность и современность.

Большое спасибо.

Вера

Здравствуйте! Я уже не помню, как узнала про сайт Елены Филипповны. Возможно это была реклама или я случайно попала на него вовремя поисков какой-то информации. Сомнений покупать вебинар  или нет у меня не было. О Елене Филипповне я знаю давно, активно  пользуюсь рекомендациями из ее книг.  Читать далее…

Алла

Для меня, как для специалиста работающего с обширной категорией детей с ОВЗ и детей-инвалидов, было интересно освежить знания новой информацией.

Юлия

Много раз принимала участие в вебинарах Архиповой Елены Филипповны. Хочу отметить то, что информация излагается доступным, понятным языком, много практического материала.

В своей работе использую систему “Дерево” предложенную Еленой Филипповной на одном из вебинаров. Очень довольна. В процессе работы мне приходится сталкиваться с разными категориями детей с ОВЗ.

Так как опыта работы с такими детьми я не имею, данный вебинар для меня был очень полезен. Обязательно буду применять полученные знания в своей работе.

Наталья

Источник: https://arkhipovaef.ru/2019/03/18/webinar-24-03-2019/

Ранняя помощь

Ранняя помощь — комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 — 8 лет.

Дети, нуждающихся в услугах ранней помощи — дети от 0 до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, дети группы риска, а также их родители или законные представители. Целевые группы ранней помощи обозначены в «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года».

  • Целевые группы службы ранней помощи — дети в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются отставание в физическом или умственном развитии, нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития;  семья с детьми, возрасте от 0 до 3 лет с отставанием в физическом или умственном развитии, нарушениями здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития; супруга (мать), в семье которой имеются дети в возрасте от 0 до 3 лет с отставанием в физическом или умственном развитии, нарушениями здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития; супруг (отец), в семье которого имеются дети в возрасте от 0 до 3 лет с отставанием в физическом или умственном развитии, нарушениями здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития.
  • Цель оказания услуг ранней помощи – содействие оптимальному развитию и формированию психического здоровья и благополучия детей младенческого, раннего и дошкольного возраста с ограничениями жизнедеятельности и риском появления таких ограничений, нормализации жизни семьи, повышению компетентности родителей (законных представителей), включению ребенка в среду сверстников и жизнь сообщества.
  • Программа ранней помощи — программа, направленная на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.
Читайте также:  Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

Индивидуальная программа ранней помощи — программа, в которую включены объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи.

Индивидуальная программа ранней помощи формируется междисциплинарной командой специалистов в соответствии с примерным перечнем услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации.

Междисциплинарная команда специалистов — группа специалистов, работающих в организации, предоставляющей услуги ранней помощи, и участвующих в разработке и реализации индивидуальной программы ранней помощи.

Все решения принимаются ими совместно по итогам обсуждения, при этом каждый член команды несет ответственность за свою профессиональную работу.

Предполагается, что в междисциплинарную команду могут входить специалист в сфере ранней помощи, врачи различных специальностей, психолог, специалист по социальной работе и другие специалисты.

В связи с этим, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходимо проработать вопросы об обеспечении специалистов новыми компетенциями при их подготовке и переподготовке, а также при необходимости о внесении изменений в соответствующие образовательные стандарты.

  1. ИПРА – индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида.
  2. ИПРП – индивидуальная программа ранней помощи.
  3. Дети с ограничениями жизнедеятельности и их семьи являются получателями 5 групп услуг: социальных услуг, услуг реабилитации, услуг абилитации, услуг сопровождения, услуг ранней помощи.  
  4. Группы социальных услуг, предоставляемые семье и детям с ограничениями жизнедеятельности
Социальные услуги Реабилитационные услуги Услуги абилитации Услуги сопровождения. Услуги ранней помощи
социально-бытовые Социально-бытовая адаптация Развитие навыков самообслуживания у детей с дцп Формирование и развитие социально-бытовых навыков ребенка. Использование вспомогательных технологий и оборудования.
социально-медицинские Медицинская реабилитация Содействие в получении медицинской помощи.
  • Консультирование и обучение членов семьи.
  • Развитие двигательной активности.
  • Медицинские услуги по уходу за ребенком и по обучению уходу за больным ребенком.
  • Патронажные услуги.
  • Услуги по подбору питания ребенка.
социально-психологические Социально-психологическая реабилитация Развитие сенсорики, внимания предпосылок интеллектуальной деятельности Коррекция задержки психического и речевого развития. Содействие в получении психологической помощи Социально-психологические услуги. Психологическая помощь ребенку и семье.
социально-педагогические Социально-педагогическая реабилитация Развитие познаватель-ной деятельности. Содействие в получении педагогической помощи Социально-педагогические услуги, направленные на формирование у детей позитивных интересов, в том числе в сфере досуга.
социально-трудовые Трудовая (профессиональная) реабилитация  Развитие навыков активной трудовой деятельности у слепых детей.
социально-правовые Содействие в получении юридической помощи
услуги в целях повышения коммуникатив-ного потенциала получателей социальных услуг коммуникативная реабилитация Развитие речи, средств коммуника-ции, способности общения. Формирование и развитие речи, навыков общения ребенка.

Приказ Минтруда России Об утверждении типовых документов по организации предоставления услуг ранней помощи (.docx 6 KB)

Примерный порядок направления детей на получение услуг ранней помощи (.doc 376.5 KB)

РАСПОРЯЖЕНИЕ N 2723-р (.doc 67.5 KB)

РАСПОРЯЖЕНИЕ N 1839-р (.doc 150.5 KB)

Письмо Минтруда России № 13-510П-2774 (.docx 6.78 KB)

Стандарт услуг ранней помощи (.pdf 188.07 KB)

Методические рекомендации (пилотный проект) (.pdf 2.15 MB)

методические рекомендации (.pdf 3.26 MB)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КРИТЕРИЕВ НУЖДАЕМОСТИ ДЕТЕЙ В ПОЛУЧЕНИИ ИМИ УСЛУГ РАННЕЙ ПОМОЩИ (.doc 83.5 KB)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРОГРАММ И ПЛАНА РАЗВИТИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (.doc 70.5 KB)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ по раннему выявлению признаков нарушения здоровья детей, в том числе психического, с целью оказания ранней помощи и профилактики инвалидности (.doc 101.5 KB)

развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями (.pdf 7.07 MB)

Схема межведомственного взаимодействия при реализации региональной программы ранней помощи (.pdf 255.63 KB)

Услуги ранней помощи в ГБУ «СРЦН г. Асбеста» предоставляться в  очной, индивидуальной форме, при посещении родителями и детьми целевой группы кабинета ранней помощи в учреждении. На сегодняшний день в учреждении апробированы основные услуги ранней помощи, включающие в себя ниже перечисленные: 

  • определение нуждаемости ребенка в разработке ИПРП; 
  • пролонгированное консультирование; краткосрочное предоставление услуг ранней помощи без составления индивидуальной программы ранней помощи; 
  • проведение оценочных процедур для разработки ИПРП; 
  • разработку ИПРП; 
  • поддержку комплексного развития ребенка и функционирования семьи в рамках реализации ИПРП ведущим специалистом в привычной благоприятной среде ребенка в процессе консультирования родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также в процессе организации и проведения совместной активности специалиста с ребенком и семьей в привычной благоприятной среде ребенка; 
  • оценку эффективности реализации ИПРП; 
  • консультирование родителей (законных представителей) на этапе окончания программы ранней помощи и поступления ребенка в образовательную организацию; 
  • консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательном учреждении.

Административные услуги ранней помощи включающие в себя:

  • обработку первичного обращения родителей (законных представителей) в организацию, предоставляющую услуги ранней помощи;
  • прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) об оказании услуг ранней помощи; 
  • координацию предоставления услуг ранней помощи в рамках ИПРП, специалисты кабинета ранней помощи не осуществляют, данные услуги в учреждении предоставляют специалисты консультативного отделения.

Таким образом все обратившиеся дети раннего возраста, а именно дети целевой группы в возрасте от 0 до 3 лет признаются потенциально нуждающимися в услугах ранней помощи и приглашаются на консультацию и первичный прием к специалистам кабинета ранней помощи.

Источник: https://zabota147.msp.midural.ru/deiatelnost-u147/rannyaya-pomoshchx.html

Формы оказания ранней помощи родителям детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ

- представления о времени у учащихся с интеллектуальной недостаточностью формируются значительно позже чем у сверстников с сохранным интеллектом (М.Н. Перова, И.И. Финкельштейн);

— представления о времени расплывчатые, неточные, неполные (Н.Ф. Кузьмина-Сыромятникова, С.Г. Ералиева, М.Г. Аббасов);

— освоение временных представлений и понятий труднее для учащихся, чем ориентировка во времени (М.Г. Аббасов);

— учащиеся лучше ориентируются в кратких единицах измерения времени (секунда, минута, час), чем в длительных (сутки, неделя, месяц, год) (М.Н. Перова, Ю. Пумпутис);

— распределение, планирование деятельности в определенном временном интервале осуществляется без учета реальных временных затрат (М.В. Воронина, Ю. Пумпутис);

— дети испытывают трудности соотношения различных единиц измерения времени, ориентировка, в первую очередь, на отвлеченные числа (С.Г. Ералиева, М.В. Воронина, М.Н. Перова).

Эти и другие особенности временных представлений у старших школьников вспомогательной школы представляют значительную трудность в освоении ориентировки и способов измерения времени, необходимых учащимся для успешного осуществления учебной и профессионально-трудовой деятельности и требуют проведения целенаправленной коррекционно-развивающей работы.

Список литературы

1. Аббасов М.Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися вспомогательной школы // Дефектология. — 1983. — № 2. — С. 18-23.

2. Воронина М.В. Представления о мерах времени у учащихся вспомогательной школы // Дефектология. — 1996. — № 3. — С. 28-30.

3. Ералиева С.Г. Особенности временных представлений и ориентировки во времени у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. — 1983. — № 2. — С. 63-66.

4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. — М.: Владос, 2001. — 408 с.

5. Пумпутис Ю. Особенности усвоения мер длины, веса и времени учащимися V-VI классов вспомогательной школы // Дефектология. — 1975. — № 1. — С. 36-41.

Н. Н. Хрущева

Формы оказания ранней помощи родителям детей младенческого

и раннего возраста с ОВЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оказание помощи детям раннего возраста продолжает оставаться актуальной в связи с резким увеличением количества детей с различными формами отклонения от нормального развития. Именно в этот период развития ребенок сильно зависим от социальных условий жизни. Особенно важен для развития ребенка ранний возраст, по мнению Л.С. Выготский, он сензитивен для всех социальных влияний.

По статистике более 80 % детей раннего возраста находятся в зоне риска. Ежегодно увеличивается количество детей с ОВЗ, в том числе детей с нарушениями зрения.

В современной специальной дефектологии ведущее место по праву занимает — оказание ранней помощи.

Необходимость создания системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии (профилактика появления отклонений, ранняя диагностика и специальная помощь детям с ОВЗ) как общего приоритетного направления специального образования, определяется социально-экономическими условиями современной жизни, а также влиянием этих последствий для населения, политикой государства по отношению к проблемным детям, возможностями науки и практики в оказании такой помощи [2, с. 3-8].

В стране сложилась специфическая демографическая ситуация, тревожащими характеристиками которой являются не только снижение рождаемости, но и уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей.

Причины могут быть разные — это и экологические факторы, наследственные и социальные.

Раннее выявление отклонений в развитии, своевременная психолого-педагогическая помощь ребенку и консультирование семьи позволяют скорректировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих.

Оказание полного комплекса услуг и создание индивидуально-развивающих программ на основе различных форм взаимодействия с семьей -приоритетное право детей с ОВЗ, как и оказание ранней помощи семьям в рамках сопровождения [5; 6].

Специалисты (врачи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) службы ранней помощи при содействии воспитателей разрабатывают индивидуальные программы реабилитации детей с ОВЗ.

В таких программах предполагается комплексный план мероприятий по психологической, педагогической и социальной реабилитации, соответствующих возрастным и личностным особенностям ребенка и уровню тяжести ограничений его жизнедеятельности.

Большинство семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, впервые сталкивающихся с проблемой «незнания» причин нарушения развития ребенка, не умеют взаимодействовать со специалистами различных служб. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка раннего возраста имеет большое значение на этапе раннего развития. И чем раньше она будет оказана, тем эффективнее будут результаты.

По мнению специалистов, которые занимались ранней абилитацией (Л.М. Кобрина, О.А. Денисова), существующий порядок помощи детям, имеющим проблемы развития в раннем возрасте, не отвечает в полной мере потребностям семьи и не обеспечивает комплексной помощи, так как сосредотачивает внимание в основном на детях старшего дошкольного и младшего школьного возраста [4, с. 42-52].

Читайте также:  Льготы по уплате таможенных платежей в 2019 году

Реализация системы поддержки детей младенческого и раннего возраста в мировой практике считается эффективной и рентабельной.

Ранняя помощь детям с ОВЗ и семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, в развитых странах стала одной из приоритетных областей деятельности здравоохранения, образования и социальной защиты.

По данным исследований Пенн Хелен (Школа педагогических и общественных наук имени Касса, Университет Восточного Лондона), образование и уход за детьми младенческого и раннего возраста с рождения до 3-х лет практически во всех странах Европы осуществляется частным сектором, кото-

рый занимает большую долю на рынке образовательных услуг детям до 3-х лет.

«Частный сектор», по мнению Пенн Хелен, это негосударственные услуги, которые могут предоставляться волонтерскими, церковными, общественными и коммерческими организациями.

Для данных организаций предусмотрены серьезные государственные дотации и субсидии, но вместе с тем контроль за качеством услуг остается за государством [1, с. 55-56].

В середине 90-х годов в России начали появляться учреждения, в которых начали оказывать диагностическую и коррекционно-педагогическую помощь семьям, имеющим детей раннего возраста с риском или выявленными отклонениями в развитии.

Среди таких учреждений: научный центр здоровья детей РАМН; служба ранней педагогической помощи в Ассоциации Даун-синдром; службы ранней помощи и лекотеки; аналогичные структуры при ПМПК и дошкольных учреждениях центральных городов и в региональных центрах России; Институт раннего вмешательства в Санкт-Петербурге.

В последние десятилетия в России усилился интерес к проблемам ранней диагностики нарушений развития у детей. Был осуществлен ряд научных исследований в данном направлении (Е.Ф. Архипова, О.Г. Приходько, Ю.А. Разенкова, и др.) [6, с. 87-92].

В настоящее время система комплексной помощи детям раннего возраста формируется как самостоятельное направление в социальной политике государства, как система целенаправленной деятельности, предусматривающая свои концептуальные подходы, стратегию, программы и организацию. Социальные институты ранней помощи — службы ранней помощи, лекотеки, центры игровой поддержки, консультативные пункты и др. интегрируются в общую систему государственной деятельности в качестве целостного объекта [3, с. 153].

Обеспечение младенческой и ранней диагностической и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в раннем возрасте регламентируется нормативными документами. В нормативных документах прописаны формы оказания ранней помощи, контингент воспитанников, примерные положения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

  • Для оказания помощи родителям детей раннего возраста с ОВЗ существуют различные службы.
  • Так, например, цель лекотеки — обеспечение психолого- педагогического сопровождения детей от 2 мес. до 7 лет с нарушениями развития, которые не могут посещать государственные учреждения по состоянию здоровья или развития и нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
  • Цель службы ранней помощи — организованная психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, имеющая ребенка от 2 мес. до 4-х лет с выявленными нарушениями развития или риском нарушения, не посещающих государственные учреждения;

Цель консультационного пункта (КП) — обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям, поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения. КП создавался для родителей и детей в возрасте от 1 г. до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи;

Цели центра игровой поддержки ребенка — развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых техноло-

гий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Центры игровой поддержки осуществляли психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от 6 мес. до 3-х лет [2, с. 56-57].

В Санкт-Петербурге программы раннего вмешательства начали развиваться с 1992 года, когда в рамках приоритетной городской социальной программы «Абилитация младенцев» была создана негосударственная организация «Институт раннего вмешательства» и открылась первая в России Служба ранней помощи в ГБДОУ № 41 Центрального района.

С 1993 года под методическим руководством Института раннего вмешательства начинают открываться отделения раннего вмешательства при поликлиниках. Затем были открыты отделения раннего вмешательства (абилитации) в Центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов и в Комплексных центрах социального обслуживания.

Годами позже открытие новых Служб ранней помощи стало возможным при поддержке городских властей на базе дошкольных образовательных учреждений.

Цель программ раннего вмешательства — раннее выявление проблемы или нарушения в развитии ребенка и оказание соответствующей помощи. Такие программы оказывают помощь семье с момента рождения ребенка до момента поступления в дошкольное учреждение, а иногда и параллельно с посещением детского сада.

В основном все службы придерживаются общих принципов: помощь является семейно-центрированной (оказывается ребенку и его семье, когда родители присутствуют на занятиях и участвуют в них) и междисциплинарной.

Команда специалистов включает специальных педагогов (логопедов, дефектологов), психологов, врачей (часто со специализацией — невролог, педиатр развития, физический терапевт) и социальных работников (специалистов по социальной работе) -в зависимости от ведомства в командах разное соотношение специалистов. Занятия и консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые. Практически во всех службах есть составляющие, общие для раннего вмешательства: оценка психомоторного развития детей, скрининги зрения и слуха, групповые и (или) индивидуальные занятия, которые проводятся одним или несколькими специалистам в тесном сотрудничестве с семьей.

Новые педагогические технологии воспитания и обучения детей с ОВЗ расширяют зону ответственности, включая в нее родителей, активизируют сотрудничество с семьей.

Воспитатели и специалисты ищут новые возможности интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.

Это позволит максимально учесть возможности детей, пожелания родителей и усовершенствовать систему образования на современном этапе его модернизации.

В настоящее время научным коллективом «Институт коррекционной педагогики» РАО во главе с Н.Н. Малофеевым наработан значительный отечественный опыт, представляющий различные действующие модели взаимодействия с семьей ребенка раннего возраста и конкретные технологии психолого-педагогической помощи [2].

Ранняя помощь позволит значительно снизить степень социальной недостаточности детей, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, интеграции в общество.

Список литературы

1. Архипова Е.Ф. Организация и содержание образования детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ в ДОО // Современное дошкольное образование. — 2016. — № 5. — С. 54-58.

2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Разенкова Ю.А, Урядницкая Н.А., Шматко Н.Д. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. — 2000. — №6. — С. 3-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Калинина А.В. Сопровождение семей с детьми раннего возраста с ОВЗ // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф. 22-23 апреля 2015 г./под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова. — СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, 2015. — Т.1 — С.150-156.

4. Кобрина Л.М., Денисова О.А., Калинина А.В. Характеристика абилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. — Т. 3. Педагогика. — 2012. — №2. — С. 42-52.

5. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей детей с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 2008. — 239 с.

6. Овчинникова Т.С. Возможности групповой диагностики развития детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья. — М., 2011. — С. 87-92.

7. Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: материалы конф. Москва, 18-19 февр. 2003 г. / сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. — М.: Полиграф сервис, 2003. — 460 с.

Т. Л. Чаброва

Учет особенностей процесса адаптации ребенка к дошкольному учреждению

На современном этапе развития независимого Узбекистана сверхактуальна проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Термин «адаптация» (от лат. Adaptatio — приспособление, прилаживание) означает способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Нас интересуют психологические аспекты проблемы адаптации. Социальная адаптация — приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив.

Понятие «адаптация» в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация — это и процесс, и результат, т. е. определённая организация.

С физиологической точки зрения, адаптация — это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. Как считал И.П. Павлов, внешние условия жизни, внешняя среда — есть внешний стереотип.

Он отмечал, что при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового.

При всех существующих различиях в трактовке адаптации неизменно выделяется главное — универсальный характер тенденции к установлению равновесия между компонентами реальных систем. Поэтому не случайно, что с течением времени понятие «адаптация» перешло в функциональную, а затем и в социальную психологию. Важнейший вклад в разработку понятия «адаптация» внёс Жан Пиаже. Адаптация, по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-okazaniya-ranney-pomoschi-roditelyam-detey-mladencheskogo-i-rannego-vozrasta-s-ovz

Правительство собирается заняться разработкой системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья — Российская Федерация

Перспективы развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и их семьям специалисты обсудили на заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

Максимально ранняя диагностика нарушений, межведомственный характер работы, активное включение родителей в процесс лечения – сочетание именно этих факторов является гарантией успеха восстановления детей-инвалидов, считают врачи и представители общественных организаций.

Читайте также:  Декретные выплаты и пособия по уходу за ребенком женщинам ип в 2019 году

 Служба ранней помощи, о создании которой говорили на Совете при Правительстве РФ, – это служба медико-социальной, психолого-педагогической, семейно ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушениями развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, и их семьям.

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА РАННЯЯ ПОМОЩЬ

Успешность лечения инвалидности и социализации детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько своевременно поставлен диагноз.

Чем раньше врачи обнаружат какие-то проблемы, тем больше шансов  помочь ребенку.

В силу неопытности или невнимательности родители могут не распознать недуг вовремя, именно поэтому систематический контроль со стороны медиков ранней помощи так важен, отмечают эксперты.

  • По словам руководителя Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» Игоря Шпицберга, по международной статистике, до 60% детей с расстройствами аутического спектра имеют «шансы выхода в высоко функциональное состоянии, подразумевающее возможность полноценной жизни в обществе», при раннем выявлении детей группы риска и максимально оперативной начальной коррекции и социализации.
  • Шпицберг отмечает, что система ранней помощи не только спасает детей, но и значительно разгружает экономику, сокращая затраты государства на развитие этой сферы, позволяет в несколько раз сократить расходы на поддержание и реабилитацию больного на протяжении всей его жизни.
  • Эксперты также особо подчеркивают, что программы ранней помощи работают на профилактику социального сиротства детей с инвалидностью, так как позволяют предупредить отказы родителей от детей с отклонениями в развитии и передачу их в интернатные учреждения.
  • КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СИСТЕМА
  • «Стандартные требования к деятельности служб раннего вмешательства» разработаны Ассоциацией раннего вмешательства в рамках проекта «Действуем вместе в интересах детей», поддержанного Европейской комиссией. В соответствии с этими стандартами, представленными директором негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» Ларисой Самариной,  программа раннего вмешательства обеспечивает:
  • — наиболее раннее выявление отставания и нарушений в развитии;
  • — информационную и эмоциональную поддержку семьям;
  • — помощь и поддержку семьям с целю мобилизации их ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении;
  • — систематическую оценку уровня развития ребенка;
  • — разработку и реализацию совместно с семьей индивидуальной программы вмешательства;
  • — развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития;
  • — координацию и взаимодействия с другими службами, обеспечивающими услуги для ребенка и семьи;
  • — организацию групп поддержки для семей.

По мнению председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марины Гордеевой, клиентом таких программ становится не только ребенок, но и его семья. Собственную программу «Ранне вмешательство» фонд разработал еще в 2009 году.

 С тех пор она выполнялась в Бурятии, Татарстане, Алтайском крае, Астраханской, Владимирской, Тверской, Новосибирской, Тюменской, Ульяновской областях. В 2013 году организация работает с новой комплексной программой, охватывающей весь спектр помощи детям-инвалидам, «Право быть равным».

За прошедший год фонд софинансировал 28 региональных программ в 25 субъектах России.

«Программы ранней помощи для семьи имеют индивидуальный характер, – отмечает Гордеева. –  Они разрабатываются с учетом каждого конкретного случая. При этом акцент делается на максимальной активности ребенка, развитии его самостоятельности. У нас нет цели «дотянуть» его до какого-то стандарта, мы должны помочь ему раскрыть собственный потенциал».

Председатель Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, также обращает внимание, что программы ранней помощи носят междисциплинарный характер, так как разделить потребности ребенка на физические и социально-психологические невозможно.

Для успешной работы в этой области, подчеркивает эксперт,  учреждения здравоохранения должны взаимодействовать с представителями соцзащиты, сферы образования и родителями. «Важно , чтобы родители чувствовали себя равноправными партнерами процесса реабилитации ребенка и реализации программ.

Родители не потребители этой услуги, а участники. И часть услуг программ адресована им тоже», – говорит Гордеева.

Источник: http://xn—-xtbebbbcf1g4a.xn--p1ai/news/2842/

Названы 12 регионов, где внедрят программу ранней помощи семьям детей с ОВЗ | Милосердие.ru

Модель системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особыми потребностями и инвалидностью, будет реализована в 12 российских регионах с учетом специфики каждого из них. Об этом рассказали в Агентстве стратегических инициатив (АСИ), разработавшем проект «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их семей».

Заявки на участие в проекте подали Вологодская, Костромская, Воронежская, Владимирская, Липецкая, Мурманская, Калининградская области, Краснодарский край, Республика Коми, Республика Карелия, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Крым.

«Система включает комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей с особыми потребностями, содействие их оптимальному развитию, формирование физического и психического здоровья.

Модель предусматривает включение таких детей в среду сверстников и интеграцию в общество, а также сопровождение и поддержку семьи, повышение компетентности родителей или законных представителей», — рассказали представители АСИ.

Ранняя помощь перестанет опаздывать

По их словам, в рамках проекта каждый регион сам выбирает тип системы ранней помощи и определяет ведущее ведомство (соцзащита, образование, здравоохранение), которое организует работу, и обеспечивает межведомственное взаимодействие с привлечением социально-ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО).

В каждом из регионов в систему ранней помощи планируется привлечь от 2 до 10 таких организаций на условиях социального партнерства. Для регулирования работы по внедрению модели должны быть приняты необходимые региональные законы и утверждены регламенты межведомственного взаимодействия.

Концепция развития ранней помощи одобрена правительством

Каждый регион сможет на основе уже разработанных методик выбирать варианты маршрута комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с особыми потребностями и инвалидностью. В регионах организовано обучение и повышение квалификации специалистов, в том числе — сотрудников НКО, работающих с семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями.

По итогам реализации проекта через 4-5 лет после внедрения модели системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, разработчики проекта прогнозируют следующие социальные показатели:

  • 40 % детей, из числа получивших услуги ранней помощи, приближаются к возрастной норме психического развития;
  • 50 % детей – значительное улучшение показателей развития;
  • 10 % детей – некоторое улучшение в развитии при тяжелых и множественных нарушениях.

«Экономическая эффективность проекта составляет более 300%. Она достигается за счет сокращения социальных выплат по инвалидности, сокращения численности детей, обучающихся по адаптированным программам.

Этот показатель подтверждается опытом Самарской области и Республики Марий Эл, где системная работа по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, ведется уже на протяжении 15 лет», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте АСИ.

Концепцию развития ранней помощи детям-инвалидам представят в правительство

Источник: https://www.miloserdie.ru/news/nazvany-12-regionov-gde-vnedryat-programmu-rannej-pomoshhi-semyam-detej-s-ovz/

Подведены итоги реализации проекта по созданию системы ранней помощи детям с ОВЗ — Все включены

На конференции присутствовало 85 представителей из 15 субъектов Российской Федерации, в том числе заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Синюгина, которая назвала вопросы ранней помощи детям с ОВЗ приоритетными для Министерства просвещения.

Она сообщила, что важнейшей задачей на 2019 год будет разработка методических рекомендаций для специалистов, работающих в системе ранней помощи, и работа с родителями, воспитывающими детей с инвалидностью и ОВЗ. С этой целью во всех регионах будет разрабатываться целевая модель информационно-просветительской поддержки родителей.

«Мы нацелены на то, чтобы в системе ранней помощи разрабатывались индивидуальные программы сопровождения для каждого ребенка», – заявила Татьяна Синюгина.

Итогами реализации программы за 2018 год стали следующие данные:

  • 43 214 образовательных организаций РФ (учреждения дошкольного образования и психолого-медико-педагогические центры) включены в процессы системы;
  • система ранней помощи создана в 17 субъектах Российской Федерации;
  • проведены исследования ИКП РАО, кардинально меняющие практику ранней помощи;
  • также на конференции были представлены итоги областных проектов по реализации системы ранней помощи детям с ОВЗ.

Докладчики рассказали о планах и путях развития системы. В национальном проекте «Образование» сформировался федеральный проект по поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ, где одним из направлений создание инфраструктуры, позволяющей оказывать услуги и продвигаться в вопросах развития системы ранней помощи.

Система ранней помощи – молодой социальный межведомственный институт, который направлен на интеграцию детей с ОВЗ в среду сверстников и жизнь сообщества, сопровождение и поддержку семей, воспитывающих таких детей.

На уровне ведомств сейчас стоит одна из важных целей – активное привлечение в реализацию этого проекта всех субъектов РФ.

Заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Григорий Лекарев сообщил, что к концу 2019 года будет подготовлен законопроект, регулирующий отношения участников системы сопровождения детей с инвалидностью и их семей: «Учитывая практики Агентства стратегических инициатив, Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, рабочей группы, созданной при Министерстве, необходимо обобщить и дать законодательное оформление этим подходам. Мы планируем подготовить его таким образом, чтобы учесть лучшие практики регионов. Этот законопроект должен продвинуть и сориентировать регионы и родителей тех детей, у которых возникла трудная жизненная ситуация или есть угрозы ее возникновения, чтобы они понимали, что у них есть возможность опереться на законодательный институт».

Во время пленарного заседания на конференции обсуждались практические проблемы создания оптимальных условий для развития системы ранней помощи в регионах страны, а также был представлен опыт, накопленный регионами в ходе проектирования и внедрения вариативных моделей ранней помощи семьям детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Результаты внедрения в региональное пространство системы ранней помощи имеют не только инновационный характер, но и выраженный потенциал для дальнейшего развития и широкого тиражирования различных моделей ранней помощи, отработанных в рамках двух проектов (АСИ и минтруда), в другие субъекты Российской Федерации.

Источник: https://inclusion24.ru/news/podvedeny-itogi-realizatsii-proekta-po-sozdaniyu-sistemy-rannej-pomoshhi-detyam-s-ovz/

Ссылка на основную публикацию