Быть или не быть повышению пенсионного возраста?

Вопрос «кого коснется повышение пенсионного возраста в России» бьёт рекорды популярности в поисковых системах. Срок ухода на пенсию не менялся в РФ довольно давно.

Даже в кризисные 1990-е годы повышения удалось избежать. Но теперь правительство называет приравнивание возраста ухода на пенсию к европейскому уровню неизбежным.

Поэтому многих интересует не только кого затронет реформа, но и может ли президент страны отменить её?

Общество не готово к пенсионной реформе

Слухи о повышении пенсионного возраста регулярно возникали в медийном эфире.

Впрочем, до выборов президента и даже на прямой линии 7 июня вопросов о повышении пенсионного возраста не было — законопроект на тот момент ещё не опубликовали.

Но вот пару недель назад из домыслов реформа пенсионной системы превратилась в реальность, а граждане России с волнением ловят последние новости о грядущих переменах.

В России много лет сохранялся самый низкий возраст выхода на пенсию: 55 и 60 лет. Такой же срок действует в Беларуси, Украине и Узбекистане (то есть, в небольшой части бывших союзных республик).

Аналогичная граница установлена в Китае, но не для всех (пенсионная система Китая делит граждан на несколько категорий, для подавляющей части которых пенсия не предусмотрена вовсе).

Даже в Казахстане граница пенсионного возраста чуть выше российской — 58 лет и 63 года. Европейцы и американцы начинают получать пенсионные выплаты в 65, а японцы — только после 70. Все эти факты используются в дискуссии, когда требуется доказать, что России пора догонять остальной мир и по этому показателю. Но общество явно не готово к реформе.

Быть или не быть повышению пенсионного возраста?Весь продолжающийся трудовой период необходимо вносить средства в пенсионный фонд.

Почему россияне не хотят изменений в пенсионной системе

Причина такого негативного отношения к переносу границы пенсионного возраста не в том, что россияне не хотят работать после определённого возраста. Практика показывает, что многие вынуждены это делать или продолжают карьеру по собственному желанию: в среднем граждане нашей страны работают ещё 7-10 лет после выхода на пенсию.

Дело в том, что начало получения пенсии в 55 и 60 лет давало каждому человеку определённые гарантии. Например, если работодатель решит заменить его кем-то помоложе, человек не будет обречён на нищету, так как уже заработал свою пенсию. Теперь перспективы старшего поколения выглядят шаткими. Многие попросту боятся не дожить до пенсии.

Кроме того, весь продолжающийся трудовой период необходимо вносить средства в пенсионный фонд. То есть, женщины будут платить дольше на 8 лет, а мужчины — на 5. Если работник получает в месяц 20 тысяч рублей, то каждый месяц его работодатель перечисляет в ПФР 4 440 рублей. То есть за год на пенсионном счете работника накопится 52 800 рублей, а за 8 лет — 422 400 рублей.

Для большинства россиян это колоссальные деньги. Даже 4400 рублей в месяц стали бы для многих семей существенной прибавкой к бюджету. Но получать эти деньги пенсионер будет очень небольшими порциями по 11-15 тысяч рублей в месяц. Часть граждан умирает раньше, прежде чем успевает получить все свои заработанные средства.

Как видите, ни о каком государственном иждивении в большинстве случаев речи не идёт. На пенсии граждане просто получают заработанные ранее собственные деньги. Поэтому современная реформа воспринимается как стремление государства обмануть и не вернуть россиянам их собственные деньги.

Почему президент — последняя надежда для многих граждан

В последние годы рейтинг доверия президенту России Владимиру Путину постоянно рос и редко опускался ниже 80%. Это очень большое значение, показывающее, что подавляющая часть общества не сомневается в действиях лидера государства. Убедительная победа на выборах в марте только подтвердила этот факт.

Владимир Путин неоднократно высказывался о том, что во время его президентства повышение пенсионного возраста не планируется, более того — он его не допустит.

С другой стороны, большинство таких цитат относится к нулевым годам, то есть к первому и второму сроку. Разумеется, реальность изменилась и, возможно, необходимость реформы назрела.

Но большинство граждан верят давним обещаниям и надеются, что президент лично отменит все изменения пенсионной системы.

Быть или не быть повышению пенсионного возраста?Владимир Путин неоднократно высказывался о том, что во время его президентства повышение пенсионного возраста не планируется.

Полномочия президента в сфере федеральных законов

Чтобы понять, есть ли возможность отмены пенсионной реформы лично президентом, нужно разобраться, какие полномочия в законодательной сфере есть у лидера государства. Нынешний законопроект является поправками в действующий федеральный закон, а все федеральные законы подписывает президент.

Но прежде чем любой законопроект попадёт на стол лидера государства, его в течение нескольких месяцев будет рассматривать Государственная Дума (иногда чуть быстрее) и в течение 2-3 недель — Федеральное собрание (верхняя палата парламента).

Источник: https://biztolk.ru/raznoe/putin-mozhet-otmenit-reshenie-o-povyshenii-pensionnogo-vozrasta.html

Почему правительство решилось на повышение пенсионного возраста :: Экономика :: РБК

Быть или не быть повышению пенсионного возраста?

В сложившихся демографических, экономических и институциональных условиях обеспечить пенсионерам достойный размер пенсий невозможно, сказала РБК директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. По ее словам, повышение пенсионного возраста в других странах сопровождалось изменениями в системе здравоохранения, а также реализацией программ поддержки занятости людей старших возрастов. «Если этих мер не будет, то, конечно, есть существенные риски, связанные с тем, что у нас, во-первых, вырастет безработица среди лиц старших возрастов. Во-вторых, может достаточно лавинообразно увеличиться доля людей, которые оформляют пенсию не по старости, а по инвалидности», — предупредила Овчарова.

«63/65» — не единственный вариант, который обсуждался при решении о новом пенсионном возрасте. Как рассказывали источники РБК, правительство рассматривало и другие параметры, в частности увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 для женщин, а также до 62 и 60 лет соответственно.

Выбранные правительством параметры «65/63» — это «крайний» сценарий и «предложение для торга», считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на брифинге по итогам заседания правительства отказался считать принятый вариант «наиболее жестким».

Дело в том, что правительство повышает пенсионный возраст поэтапно, объяснил он.

Правительство не стало уравнивать пенсионный возраст для мужчин и женщин, хотя женщины в России, по статистике, живут дольше мужчин(ожидаемая продолжительность жизни — 77 лет против 66,5 года, по данным Росстата (.pdf) на 2017 год).

Для сохранения разницы в пенсионном возрасте для мужчин и женщин нет демографических и экономических причин, полагает Овчарова. «Но это укоренившаяся социальная норма, что женщины имеют некий социальный бонус за то, что они ухаживают за детьми и пожилыми», — сказала экономист.

«Учитывая, что женщины живут дольше, возраст выхода и мужчин, и женщин на пенсию с экономической точки зрения должен быть одинаковым», — считает Овчарова.

Кто и когда сможет выйти на пенсию

При повышении пенсионного возраста предусмотрен 10- и 16-летний переходный период. Само повышение будет происходить темпами «плюс один год каждый год», следует из заявления вице-премьера Татьяны Голиковой. Повышение затронет мужчин 1959 года и младше и женщин 1964 года и младше.

Например, мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выхода на пенсию в 2020 году — в возрасте 61 года и 56 лет (при действующих правилах они бы вышли на пенсию в 2019 году).

Мужчины, родившиеся в 1960 году, и женщины 1965 года рождения смогут уйти на пенсию в 2022 году — в возрасте, соответственно, 62 и 57 лет.

В целом переходный период будет продолжаться до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин (см. инфографику). С этого времени все мужчины и женщины, не относящиеся к льготным категориям, будут выходить на пенсию с 65 и 63 лет вне зависимости от года рождения.

Пенсионный возраст увеличится и для некоторых категорий, которые имеют право выйти на пенсию досрочно.

Например, граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, смогут выйти на пенсию в 60 и 58 лет (для мужчин и женщин соответственно). Сейчас их пенсионный возраст составляет 55 и 50 лет.

Пенсии по такому основанию получают 2,9 млн человек, отмечалось в материалах для депутатов и сенаторов. Переходный период для них будет тем же, что и для выхода на пенсию по общим основаниям.

Возраст выхода на досрочную пенсию (на те же пять и восемь лет) также повысится для педагогических, медицинских и творческих работников.

Социальную пенсию по старости, которую получают граждане, не имеющие необходимого стажа работы, тоже отодвинут — с 65/60 лет для мужчин и женщин до 70/68 лет.

А люди, имеющие большой стаж работы — 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин, — смогут выйти на пенсию на два года раньше (такая возможность есть и сейчас).

Нынешние поправки не предусматривают изменений для стажа выслуги, который требуется военным при выходе на пенсию (сейчас 20 лет), но Минфин, по словам Силуанова, считает, что он «также должен быть скорректирован». «Такие проработки у нас есть и с Министерством обороны, это будет один из элементов наших предложений», — сказал первый вице-премьер.

Кого не затронет повышение пенсионного возраста

Правительство определило категории граждан, которые смогут выйти на пенсию на тех же условиях, что и сейчас, заявил Медведев. Среди них — работающие на вредном и опасном производстве; женщины, которые имеют пять и более детей; инвалиды по зрению первой группы и военной травмы; один из родителей или опекунов инвалидов с детства; граждане, пострадавшие при аварии в Чернобыле.

Как это соотносится с продолжительностью жизни

С момента утверждения нынешних границ пенсионного возраста (часть из них была принята в 1930-х годах, а основные правила утвердили в 1950–1960-х годах) «продолжительность жизни выросла более чем на 30 лет, кроме того, изменились и бытовые условия, и условия труда», заявил Медведев. Сейчас этот показатель составляет почти 73 года, а к 2030 году, согласно майскому указу президента Владимира Путина, должен достичь 80 лет.

Но при действующем пенсионном возрасте у мужчин (60 лет) вероятность дожития 20-летних мужчин до пенсионного возраста равна 68%, писали экономисты РАНХиГС Юрий Горлин, Виктор Ляшок и Татьяна Малева.

При увеличении возраста выхода на пенсию до 63 лет вероятность дожить до этого возраста и долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран (ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии), подчеркивали они.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/14/06/2018/5b2281c89a7947620bf42b9d

Кто подпадает под повышение пенсионного возраста, а кого это не коснётся

14 июня Правительство Российской Федерации одобрило проект федерального закона Быть или не быть повышению пенсионного возраста?«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ.

Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно Сейчас пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Изменение пенсионного возраста предполагается постепенно начать с 1 января 2019 года.

Изменения не затрагивают нынешних пенсионеров – получателей пенсий по линии Пенсионного фонда России. Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с уже приобретенными пенсионными правами и льготами.

Более того, повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1000 рублей в год. В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400–500 рублей. Так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году – 524 рубля, в 2018 году – 481 рубль.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Повышение возраста трудоспособности на первом этапе затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождений, с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Читайте также:  Выплаты по личному страхованию в 2019 году

Предлагаемые этапы:

Мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года и 56 лет соответственно.

Мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2022 году в возрасте 62 и 57 лет соответственно.

Мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2024 году в возрасте 63 и 58 лет соответственно.

Мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2026 году в возрасте 64 и 59 лет соответственно.

Мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2028 году в возрасте 65 и 60 лет соответственно.

Женщины 1969 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года.

Женщины 1970 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2032 году в возрасте 62 лет.

Женщины 1971 г.р. – получат право выхода на пенсию в 2034 году в возрасте 63 лет.

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:

– Работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно.

Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы XX века чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст.

Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007–2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.

– Педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено.

Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию.

Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника.

Таким образом, возраст, в котором эти работники  вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 года увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию.

Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно.

У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

Справочно

Рост продолжительности жизни в России

Предложение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием иной демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения.

Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 до 67,5 лет), а у женщин – на 5,4 года (с 72,26 до 77,64 года).

Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 года), у женщин – 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года).

К моменту завершения переходного периода, то есть когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, для женщин – к 2034 году на 7,64 года и составит 85,28 года.

Международные тенденции

На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Начало повышения пенсионного возраста в странах мира – 80-е годы ХХ столетия.

Среди близких России по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы все государства, за исключением Узбекистана (Узбекистан заявил о цели по доведению своего пенсионного возраста до общемирового), повысили пенсионный возраст.

Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане.

В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025–2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого Света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы – до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

В соответствии с разработанным проектом федерального закона повышение пенсионного возраста не предусматривается для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт угольной отрасли, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием.

Повышение пенсионного возраста не предусматривается:

  1. Для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемым в результате специальной оценки условий труда:
  • — на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);
  • — в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);
  • — в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);
  • — в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);
  • — в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);
  • — на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);
  • — в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);
  • — на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);
  • А также:
  • — трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);
  • — рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);
  • — водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);
  • — спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).
  1. Для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:
  1. женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет,
  2. — одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  3. — опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  4. женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;
  5. — инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);
  6. — инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);
  7. — гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);
  8. — постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).
  1. Для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, в том числе вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
  2. Для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины).

По материалам ОПФР по РО

Читайте по теме:

  • Кто больше всех пострадает от введения нового пенсионного возраста
  • Почему мы против повышения пенсионного возраста
  • Всё, что нужно знать о повышении пенсионного возраста
  • Правительство России допустило роковую ошибку
  • ____________________

Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Источник: https://big-rostov.ru/kto-podpadaet-pod-povyshenie-pensionnogo-vozrasta-a-kogo-eto-ne-kosnyotsya/

Пенсионный возраст повышен. Но этого властям мало

Творческий потенциал российского правительства поистине неисчерпаем. На фоне повышения пенсионного возраста (законопроект проголосован в третьем чтении 27 сентября), практически немедленно стало известно о возможном изменении и формулы расчета пенсий россиян

По информации газеты «Ведомости», власти намерены улучшить «основные параметры распределительного компонента пенсионной системы, учитывающие демографические и экономические условия». Как пояснил один из источников издания, речь может идти, в том числе, и об отмене так называемой «балльной системы». Ранее об этом заявляла вице-премьер Татьяна Голикова.

Быть или не быть повышению пенсионного возраста?

Аргументация чиновников, приведенная изданием, звучит дико. Поскольку нынешний пенсионный балл индексируется в соответствии с уровнем инфляции, в долгосрочной перспективе это приведет «к завышению пенсионных обязательств» государства. То есть, чиновники боятся переплатить населению.

Другой аргумент: пенсия, рассчитываемая по «балльной» системе, слишком зависит от зарплаты. И поэтому работник бюджетной сферы, который, по мнению чиновников, получает относительно немного, обречен на низкую пенсию.

Приводят «Ведомости» и альтернативное мнение. Вместо того, чтобы отказываться от «балльной» системы, ее недостатки можно, оказывается. исправить: порядок расчета стоимости пенсионного балла и его индексации можно прописать дополнительно. Проще говоря — перестать корректировать этот показатель в соответствии с инфляцией.

Скорее всего, в Москве к этому варианту рано или поздно и придут. Зачем менять всю систему, если можно отнять у людей «лишнее», действуя в ее рамках?

К середине того же дня в Кабинете министров спохватились — сотрудник секретариата Голиковой заявил, что вопрос пересмотра системы расчета страховых пенсий до 2024 года затрагиваться не будет.

Однако из опубликованного инсайда ясно одно: власти готовы бесконечно «совершенствовать» пенсионное законодательство. Ущемляя граждан во всем, в чем только получится.

Объяснение этому, очевидно, лежит в идеологической плоскости — либеральные идеи по-прежнему доминируют в финансово-экономическом блоке правительства.

Следствием подобных метаний станет тотальное падение доверия к пенсионной системе как таковой. Молодежь, вместо того, чтобы прилежно трудиться, в надежде улучшить свои пенсионные «кондиции», будет искать альтернативные формы накопления на старость. Проще прикупить лишнюю квартиру и жить как рантье, чем отдавать свои кровные в управление невеждам.

В результате государству придется забыть о «длинных» дешевых деньгах, которые можно было бы с успехом инвестировать в экономику страны.

— Отказ от балльной системы — ожидаемая опция, говорит экономист Никита Масленников. —  Этого предложения ждали от правительства в контексте пенсионной реформы. На мой взгляд, такое надо было сделать гораздо раньше, так как «балльный» принцип формирует глубокое недоверие к пенсионной системе вообще.

То брожение, которое мы наблюдаем в связи с повышение пенсионного возраста, как раз говорит о том, что «балльная» система не заработала в полном объеме. Люди на себе ощутили размывание и потерю связи своей будущей пенсии со заработанным стажем и объемом страховых отчислений. Расчет коэффициента остался непрозрачным, не проверяемым.

«СП»: — Правительство, принимая решение о «балльной» системе, ссылалось на экономический спад, кризис, санкции.

— Да, но за прошедшие четыре года ясную, прозрачную методику оно так и не приняло. Хотя это требование закона, которым введена «балльная» система.

  • Кстати, Голикова, будучи главой Счетной палаты, на заседании Минфина признавала эту проблему и говорила о вероятной трансформации всех этих «балльных танцев».
  • Предположу, что статья в «Ведомостях» — санкционированная утечка, сигнализирующая, что правительство обратилась к этой системной проблеме.
  • «СП»: — В пользу чего может быть отказ от «балльной» системы или ее изменение?
Читайте также:  Как отказаться от накопительной части пенсии в россии

— То, что я сказал — это диагноз. Люди раздражены. Когда были деньги, а не баллы, им было понятнее.

Но как проводить лечение — пока не ясно. Думаю, во многом этого не знает и правительство. Ясно только, что пенсионный коэффициент должен быть прозрачным, понятным, проверяемым. А каждый человек должен почувствовать связь итогов своей трудовой деятельности с будущей пенсией.

«СП»: — Настораживают аргументы чиновников. Мол, индексация приведет к завышенным пенсионным обязательствам государства.

— Это звучит как слова из зазеркального мира, потому что смысл повышения пенсионного возраста и в том, чтобы индексация всегда превышала инфляцию.

«СП»: — Большинство людей не вникает в детали, но резонно опасаются за свое будущее.

— В связи с повышением пенсионного возраста остались в подвешенном состоянии как минимум два вопроса: создание системы непрерывного образования взрослых и экономическое стимулирование работодателей, для того чтобы поддерживать занятость «предпенсионных» возрастов. Потому что уголовная ответственность за увольнение пожилых приведет лишь к их увольнению задолго до наступления этого возраста. Например — по итогам переаттестации.

Перспективы индексации пенсий «СП» разъяснил замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

— «Ведомости» ссылаются на «Основные направления деятельности правительства». Но речь там о дальнейшем совершенствовании распределительной страховой пенсионной системы. Из этого вовсе не следует изменение формулы расчета пенсий. Пенсионная формула — лишь один из элементов.

Для того, чтобы сделать страховую систему гармоничной, надо продолжить тему «досрочников», «вредников». Надо повышать требования к стажу. Минимального стажа в 15 лет, который будет действовать к 2025 году, недостаточно.

Есть также проблема низкой зависимости размера пенсии от работы конкретного человека.

Но сейчас даже разговоры об изменении формулы расчета пенсий не укрепляют доверия к пенсионной системе. Тем более — на фоне повышения пенсионного возраста, когда население взбудоражено. Это в определенной мере даже рискованно.

Тем более, что на ближайшие шесть лет тема изменения механизма индексации вообще закрыта, поскольку в принятом в третьем чтении законопроекте уже прописана «стоимость» пенсионных коэффициентов и фиксированной части пенсий. Просто — в рублях. Это специально сделали, чтобы, повышая пенсионный возраст, гарантировать размер и индексацию пенсий.

«СП»: — Шесть лет пролетят — не заметим. Что будет потом?

— На следующий период — после 2025 года — в этом же законе есть нормы индексации пенсий, которые фактически напрямую заимствованы из периода до 2015 года. Получается, что практически то же самое правительство, которое отказалось от прежней модели, вернет ее через несколько лет.

Минус этой системы в том, что заложенный в ней механизм индексации таков, что пенсии никогда не будут расти быстрее зарплаты. Хотя все время говорится, что стоит задача повысить коэффициент замещения с его нынешнего уровня в 34 процентов до 40 и даже 50. Так вот этого точно не будет.

— Чисто формально «балльная» система предполагает больше возможностей для правительства для манипулирования размером пенсий, — отмечает секретарь Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков. — Ведь стоимость балла определяется ежегодно. Так что при желании можно даже снижать размер пенсии.

Вообще, разговоры об отмене «балльной» системы идут уже давно. Но по сравнению с резким повышением пенсионного возраста эти вещи носят технический характер. Думаю, мы столкнемся еще не с одним нововведением в пенсионной области. К сожалению. «Поиски Грааля» будут продолжены.

Источник: https://stolcom.com/pensionnyj-vozrast-povyshen-no-etogo-vlastyam-malo/

Переживет ли Россия повышение пенсионного возраста? · Город 812

Повышение пенсионного возраста, о котором давно говорили, стало почти реальностью. Новое российское правительство, только собравшись, уже обсуждает детали. Как общество отреагирует на пенсионную реформу и к чему всё приведет, «Городу 812» рассказала Елена Кудрявцева, доцент департамента менеджмента Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

На самом деле надо повышать пенсионный возраст или можно без этого обойтись?

– Главная причина – понятный еще 25–30 лет назад огромный дефицит Пенсионного фонда РФ, вызванный демографической волной, когда пенсионеров становится все больше, а работающих – все меньше.

Дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) 2018 года будет пересмотрен со 106,6 миллиарда рублей, заложенных в действующем законе о бюджете ПФР, до 256,8 миллиарда рублей. Доходы ПФР сократятся на 66,7 миллиарда рублей, а расходы вырастут на 83,5 миллиарда по сравнению с предыдущим годом.

Покрытие дефицита ПФР ежегодно происходит за счет бюджета РФ. К 2020 году соотношение трудоспособного населения  и пенсионеров ожидается как 79 млн на 36 млн, т.е. практически на двоих трудоспособных приходится один пенсионер. Если принять во внимание, что не все трудоспособные работают и не за всех работающих работодатели отчисляют средства в ПФР, то это соотношение еще более угрожающее.

То есть увеличение возраста выхода на пенсию было неизбежно?

– На другие пенсионные реформы нет ни денег ни времени. Мне представляется правильным предложение Максима Топилина, министра труда и социальной защиты, вывести людей, родившихся до 1967 года, из пенсионной системы и платить им пенсии из фонда старших поколений за счет федерального бюджета.

– А тем, кто моложе 1967 года?

– Они уже участвовали в создании накопительной части пенсии  и должны получать индивидуальные пенсии. Для них надо провести дифференцированную реформу, чтобы для рожденных в каждое десятилетие была своя схема формирования пенсий. В этом случае у граждан будет возможность адаптации к новым реалиям пенсионной системы.

Солидарная ответственность поколений – это из советской жизни, когда пенсии выплачивались исходя из других социальных представлений, как гарантии поддержания прожиточного минимума в старости. В нынешней логике пенсионной системы пенсия – результат накоплений персональных отчислений в Пенсионный фонд.

Однако у нас до сих пор отсутствует понятие «трудовая пенсия»,  выплаты лицам, достигшим пенсионного возраста во всех документах называются пенсией по старости. А ведь трудовая пенсия – это право людей получить заработанное ими. Недопустима ситуация, при которой  люди,  работавшие  примерно в равных условиях и наработавшие одинаковый стаж, получат пенсии, отличающиеся в 1,5 раза.

Сейчас средняя начисляемая  пенсия в Петербурге – 12,5 тысяч рублей

Чтобы получить 20 тысяч рублей, надо работать с самого раннего возраста и получать высокую зарплату в те годы, по которым рассчитывается пенсия (это 2001–2002 и последующий период отчисления взносов).

Кроме того, в 2017 году в РФ 17 тысяч человек не получили никакой пенсии по достижении пенсионного возраста, т.к. им не хватило стажа и выплат в Пенсионный фонд.

Им предложили продолжать работу и вносить средства в ПФ для достижения необходимого размера выплат. Или получить социальную пенсию для женщин с 60 лет, для мужчин  – с 65. Социальная пенсия – чуть более 9 тыс.

рублей, на эти деньги очень сложно прожить, особенно в крупном городе.

– 17 тысяч на всю Россию – это меньше капли в море.

– Волна отказников будет нарастать. В начале 1990-х годов многим пришлось использовать серые и черные схемы получения доходов, и это время  выпало из официального стажа.

В 2018 году таких отказников ожидается не менее 45 тысяч человек, и с каждым годом эта цифра будет нарастать.

Кроме того, ПФР ужесточил анализ документов для начисления пенсии. Трудовая книжка во многих ситуациях перестала быть основным документом для ее назначения. Часто выходящим на пенсию требуется подтвердить ее записи справками со всех мест работы. Неподтвержденные годы – потеря стажа.

– А если места работы давно нет, и архивы не сохранились?

– Тогда надо идти в суд и на основании свидетельских показаний (не менее двух) подтверждать факт работы на конкретном предприятии. При этом важно понимать, что у самих свидетелей при этом не должно быть проблем с подтверждением именно этого периода работы.

– Каким будет возраст выхода на пенсию?

– Начну с того, что, во-первых, продолжительность жизни  женщин больше, чем мужчин. В среднем они живут на пенсии 20 лет, мужчины – 8 лет. Во-вторых, женщин в целом больше в каждом поколении. В-третьих, женщины выходят на пенсию на пять лет раньше мужчин.

Следовательно – бóльшая нагрузка Пенсионного фонда в части пенсий, начисляемых за трудовой стаж, – выплаты женщинам.  Поэтому логичными выглядят предложения увеличить пенсионный возраст в большей степени для женщин, чем для мужчин.

Иначе продолжительность получения пенсий мужчинами сократится существенным образом, они опять перестанут в большинстве своем доживать до выхода на пенсию.

  • – Думаете, это кого-то заботит?
  • – В случае резкого сокращения возраста дожития (периода, в который человек получает пенсию) Россия окажется в невыгодном свете в рамках мировых рейтингов, а допустить это правительство никак не может.
  • На самом деле, думаю, что и мужчинам и женщинам повысят возраст выхода на пенсию до 62 лет.
  • – Какой будет шаг увеличения пенсии?

– Речь шла о разных схемах, но, полагаю, что снизить социальную напряженность в случае увеличения пенсионного возраста можно при умеренном шаге – каждые полгода увеличивать этот возраст на год. Тогда весь процесс может занять всего 3 года. Обсуждалась обратная схема – каждый год увеличивать пенсионный возраст на полгода, но это надо было начинать 5–8 лет назад.

– Разумно ли разрешать выход на пенсию в прежних параметрах – 60 лет для мужчин  и 55 для женщин?

– Конечно, для тех, кто заработал большой стаж. Многие женщины трудятся с 15 лет,  к 55-ти  их стаж составляет 40 лет, а за период трудовой деятельности возрос риск серьезных заболеваний.

Люди должны иметь возможность распоряжаться своими накоплениями, созданными трудом.

– Когда пенсионный возраст поднимут, не возникнет ли армии пожилых безработных – найдется ли работа для граждан старше 60-ти?

– В основном все женщины до 60 лет работают. После 60 лет работает половина пенсионерок-женщин. Мужчины-пенсионеры заняты менее интенсивно, но те, кто не оставляет работу, трудятся, как правило, дольше, чем женщины. Так что рабочие места для них есть, ничего не надо искать.

– Но реформа может отразиться на занятости молодежи – их места займут несостоявшиеся пенсионеры.

– Никак не отразится. Молодежи  не интересны места с невысокой зарплатой, а главное – без перспектив, но с жесткими требованиями. Например, кассир в гипермаркете получает 28–35 тыс. рублей, и 60 тыс. ему никогда платить не будут.

– Были предложения не платить пенсии работающим.

– Это грабеж. Подобная практика проводилась до середины  1970-х годов, и тогда ее признали ошибкой. Трудовой стаж является нормой для выхода на пенсию. Учитель отработал 25 лет в школе, он имеет право на учительскую пенсию вне зависимости от возраста. Так же и остальные работники должны иметь право на выход на пенсию по выработке определенного стажа.

– Как реформа скажется на психологическом состоянии общества?

– Думаю, что особо не скажется. Наше общество чрезвычайно адаптивно. Если не будет других радикальных ухудшений условий жизни – например, резкого (многократного) роста цен на лекарства или на услуги ЖКХ, – реформа пройдет спокойно.

  1. Пенсионеры выйдут на улицы, только если им совсем нечего будет терять, как это было в начале 1990-х.
  2. Напомню, что недавно, когда перестали индексировать пенсии работающим пенсионерам, многие из них предпочли неофициальный вид трудовых отношений, чтобы считаться неработающими и получать индексируемую пенсию.
  3. Вадим Шувалов

Источник: http://gorod-812.ru/perezhivet-li-rossiya-povyishenie-pensionnogo-vozrasta/

Евгений Гонтмахер: Дилетантский эксперимент по повышению пенсионного возраста не спасет Пенсионный фонд

Мне, честно говоря, сильно надоел тот информационный шум, который поднялся вокруг недавнего заявления Дмитрия Медведева о том, что правительство внесет свои предложения о повышении пенсионного возраста «в самой короткой перспективе».

После этого из-за стен Белого дома больше никаких сведений не поступало. Циркулируют только слухи с цифрами: то ли эту планку поднимут до 63 лет, то ли до 65 для мужчин и женщин. То ли это будут делать темпом по году, то ли по полгода каждый год.

Но это не более чем досужие размышления.

Не исключаю, что все действительно произойдет в режиме спецоперации.

Правительство на своем очередном заседании одобрит проект соответствующего закона, на следующий день он окажется в Госдуме, а там в авральном режиме, уже в весеннюю сессию (как объявлено Дмитрием Медведевым) этот документ будет принят в трех чтениях, как по маслу проскочит Совет Федерации и тут же будет подписан президентом.

Никакого настоящего общественного обсуждения, которое требует времени, возможно даже не месяцев, а лет, не произойдет. Хотя, как показывают свежие опросы, например, ФОМа, 82% россиян против повышения пенсионного возраста.
Но, видимо, описанный выше сценарий возможного развития событий рассчитан на мощнейшее долготерпение населения.

Ввели же обязательные платежи на капитальный ремонт жилья, которые сильно отягощают бюджет многим семьям – и ничего не случилось. «Народ безмолвствует». Ровно так же произошло и после фактического повышения налога на недвижимость для физических лиц. А ситуация с ценами на бензин, которая разворачивает буквально сейчас? Почему бы в таких условиях не провести и такую непопулярную меру как повышение пенсионного возраста?

Читайте также:  Алименты в россии: что это и какие есть виды

Хотя не исключаю, что в последний момент произойдет резкий отворот в сторону, и на поверхность будет выброшен ничего не значащий паллиатив, как это произошло, например, с первоначально включенными в закон о контрсанкциях импортными лекарствами.

Все будет решено на уровне политического гадания – разрушит предлагаемое решение так называемую общественно-политическую «стабильность» или нет.

Ведь есть же пример с монетизацией льгот 2005 года, когда совершенно внезапно для всех на улицы вышли всегда лояльные любой власти пенсионеры.

Однако допустим, что начнет реализовываться все-таки вариант с реальным повышением пенсионного возраста. Тут же возникает вопрос: а в чем цель этого мероприятия?

На словах с высоких трибун сообщат, что это делается для блага самих пенсионеров – как нынешних, так и будущих: высвобожденные деньги пойдут на повышение пенсий и тем, и другим. Однако этого может и не произойти из-за существующей ныне так называемой «балльной» системы начисления пенсионных прав для тех, кто работает.

Она существенно ограничивает верхний потолок размера будущих пенсий хотя бы потому, что стоимость «балла» в рублях каждый год устанавливается решением правительства, которое ориентируется прежде всего на сбор платежей в Пенсионный фонд. А он, в свою очередь, зависит от динамики «белой» зарплаты, которая, в конечном счете, определяется ситуацией с экономикой.

Если не будет сколько-нибудь значимого роста ВВП, то и оплата труда будет топтаться на месте. И не надо обольщаться радужной статистикой по нескольким месяцам этого года, когда рост заработной платы был обеспечен государственными предвыборными инъекциями в бюджетной сфере.

В целом же по всей экономике даже всегда оптимистически настроенное МЭР осторожно прогнозирует снижение роста ВВП по 2018 году с 2,1% до чуть ли не 1,5%.

Можно, конечно, якобы высвобожденные при повышении пенсионного возраста деньги отправить на хотя бы поддержание уровня зарплат в бюджетной сфере, но ведь полученная экономия будет единовременной (пусть и накапливаемой за несколько лет). Когда этот процесс закончится, никакой экономии образовываться больше не будет. И что делать тогда с врачами и учителями, тем более, что классические бюджетные источники также не будут расти из-за экономической стагнации.

Ровно та же ситуация и с нынешними пенсионерами. Высвобожденные гипотетически деньги могут им поступить только в виде единовременной выплаты (или нескольких таких выплат), а потом источник иссякнет, и пенсии вернутся к прежнему весьма скромному уровню.

В этой ситуации практической бесполезности для улучшения пенсионного обеспечения денег, гипотетически высвобожденных из-за повышения возраста выхода на заслуженный отдых, эти средства пойдут просто-напросто на сокращение трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду. Вот это и есть подлинная, вполне реальная цель проекта по повышению пенсионного возраста. Она имеет не социальный, а чисто фискальный характер.

Экономии бюджетных средств не получится. Причин две: феномен инвалидности и особенности российского рынка труда

Но должен разочаровать тех, кто считает, что эта фискальная цель может быть достигнута. Скорее всего, никакой экономии бюджетных средств не получится. Причин две: феномен инвалидности и особенности российского рынка труда.

Как показывают обследования, большинство людей предпенсионного возраста в России (в первую очередь это относится к мужчинам) имеют то или иное хроническое заболевание, которое позволяет обратиться в государственную медико-социальную экспертную комиссию (МСЭК) и после обследования получить статус инвалида.

Сейчас с этим статусом у нас 11,5 миллионов человек. Из них большинство – это люди, проработавшие многие годы, угробившие при этом свое здоровье так, что полноценно трудиться они ни в 60, ни тем более в 65 лет не могут.

Кроме того, статус инвалида дает много разных льгот, например, по оплате жилья и коммунальных услуг, проезду на общественном транспорте, обеспечению лекарствами.

Поэтому как только будет запущен процесс повышения пенсионного возраста, в МСЭКи хлынет поток желающих стать инвалидами все в те же 55 (женщины) и 60 (мужчины) лет, что они в своей массе с успехом сделают. При этом пенсия по инвалидности для человека, который всю жизнь работал, по размеру ничем не отличается от обычной страховой пенсии. И повышение пенсионного возраста их не коснется.

Что же касается рынка труда, то у нас он сложился таким образом, что человек, имеющий профессиональное образование, достигает максимума зарплаты годам к 40-45. Потому наступает дисквалификация – ведь система непрерывного образования у нас в стране так и не создана.

В результате основная масса работников вытесняется на обочину рынка труда, переходя на все менее престижные и все менее оплачиваемые места. К моменту выхода на пенсию они становятся охранниками, гардеробщиками, консьержами, уборщицами и т.п.

После 55 (женщины) и 60 (мужчины) лет эти люди прибавляют к своей весьма скромной зарплате не менее скромную пенсию, что позволяет им не сваливаться в очевидную бедность.

А вот повысив пенсионный возраст, не меняя описанную выше траекторию пребывания миллионов людей на рынке труда, мы получим новый слой бедных, которым, так или иначе, придется помогать.

Ведь Путин своим недавним «майским указом» предписал правительству снизить к 2024 году масштабы бедности в два раза.

Вот и получается, что, скорее всего, никакого ни фискального, ни социального эффекта не будет.

Так зачем же ведутся все эти разговоры о грядущем повышении пенсионного возраста? С моей точки зрения, это очередной признак критически низкого уровня профессионализма при принятии практически любых государственных решений.

Берется какой-то отдельный элемент большой социально-экономической системы (в данном случае, пенсионной), и с ним производятся самые разнообразные дилетантские эксперименты.

В результате, даже если сначала были благие побуждения, результат получается ровно противоположный тому, что задумано.

Вспомним судьбу обязательного накопительного элемента, введенного в пенсионную систему в 2002 году.

Идея была многократно обсуждена с лучшими российскими и зарубежными экспертами, разъяснена через Совет по пенсионной реформе при президенте России, куда входили представители всех фракций Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители работодателей и профсоюзов. А к данному моменту мы имеем фактическое уничтожение этого важнейшего элемента наиболее эффективных пенсионных систем XXI века, возвращение к очень напоминающей советскую пенсионной системе квазибюджетного типа. Если говорить проще, то от зарабатывания себе пенсии через индивидуальные усилия на рынке труда мы опять сползли к пенсии как пособию, размер и условия предоставления которого устанавливает исключительно государство.

Поэтому повышение пенсионного возраста в России, которое, конечно, рано или поздно придется проводить, в нынешней конфигурации политических и социально-экономических институтов просто-напросто бесполезно.

Это не значит, что не нужно ничего делать для выхода из системного пенсионного кризиса, в который Россия попала. Делать нужно много чего, но повышение пенсионного возраста должно стать только одним из шагов в длинной цепочке необходимых событий, о которых сейчас правительство, судя по всему, даже не задумывается.

Источник: https://theins.ru/opinions/105318

Повышение пенсионного возраста активно обсуждают в правительстве и парламенте

Буквально на прошлой неделе глава действующего Правительства России Дмитрий Медведев анонсировал скорое законодательное проведение пенсионной реформы, о которой так много говорили в последние несколько лет.

Иначе говоря, чиновники намерены начать повышение пенсионного возраста россиян. Минфин, Минтруда и даже Совет Федерации уже предложили свои варианты реформы. Какой из них станет окончательным, пока остается интригой.

КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня

Получить доступ

В интервью федеральному каналу «Россия 1» премьер-министр российского правительства Дмитрий Медведев заявил о том, что власти готовы начать обсуждение на законодательном уровне повышения пенсионного возраста россиян и другие вопросы пенсионной реформы, о которой не первый год ведутся консультации с экспертами.

Журналисты выяснили, что чиновники подготовили предложения о повышении пенсионного возраста, чобы внести их главе государства. Свои версии реформы озвучили Минфин и Минтруд России, а спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила «растянуть» процесс минимум на 10 лет.

Но, как отмечают эксперты, такое решение является политическим, окончательное слово остается за президентом.

При этом пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков не ответил на вопрос журналистов, принял ли Владимир Путин окончательное решение о повышении пенсионного возраста. Но, поскольку чиновники говорят о законодательном уровне обсуждения проблемы, принципиальное решение все же, вероятно, принято.

Повышение пенсионного возраста: на сколько?

Если предположить, что чиновники все же решат повысить россиянам пенсионный возраст, то очевидно, что делать это они будут поэтапно. Именно на таком сценарии и настаивает Валентина Матвиенко:

Вопрос о повышении пенсионного возраста встал в повестку дня, стал актуален, это сделали все государства европейские, все страны СНГ, кроме России. При этом нужно «успокоить людей», объяснив, что пенсионный возраст не будет повышен «ни указом, ни приказом, ни законом, который напишет, что с 1 января 2019 года все будут выходить на пенсию в 60 или 63 года».

Примером такого подхода является уже состоявшееся повышение возраста выхода на пенсию государственных служащих.

Сам Дмитрий Медведев заявил, что это решение нужно принимать «аккуратно, так, чтобы не разбалансировать пенсионную систему».

Кроме того, глава правительства отметил, что нынешний возраст выхода на пенсию в России установили еще в 1930-х годах, с тех пор многое изменилось, включая и среднюю продолжительность жизни.

Ранее эксперты Внешэкономбанка опубликовали прогноз, в котором предположили, что пенсионный возраст в России будут повышать с 2020 года.

Скорее всего, повышение пенсионного возраста в равной степени затронет и мужчин, и жещин, ведь против установления одинакового пенсионного возраста на уровне 60 лет для обоих полов возражает финансово-экономический блок правительства.

Хотя многие эксперты находят этот вариант привлекательным, учитывая, что по статистике продолжительность жизни женщин выше, чем мужчин.

Но кроме ощутимой экономии от более позднего выхода на пенсию и для мужчин тоже чиновников останавливает от уравнивания полов в пенсионном вопросе реакция общества. Женщины, по мнению респондентов социологических опросов, должны помогать воспитывать внуков, а также получить отдых в связи с тем, что фактически всю жизнь работают в две смены: дома и на работе.

Значит, наиболее вероятным остается вариант равного повышения пенсионного возраста, именно его предлагает Минтруд России:

  • до 65 лет у мужчин;
  • до 60 лет у женщин.

Больше 5 лет, по мнению экспертов, прибавлять к сроку выхода на пенсию власти вряд ли будут. Даже несмотря на то что, по данным Росстата и Минздрава, продолжительность жизни россиян в 2017 году выросла до 72,6 года. Чиновники утверждают, что это рекордный показатель за всю историю измерений.

Повышать возраст чиновники будут поэтапно, как это уже произошло с 1 января 2017 года с:

  • государственными гражданскими и муниципальными служащими;
  • лицами, которые занимают государственные должности РФ и субъектов Федерации;
  • лицами, которые занимают муниципальные должности на постоянной основе.

Для них предусмотрена схема, в соответствии с которой чиновникам будут прибавлять к возрасту выхода на пенсию по году каждый год. То есть в 2018 году они уже должны выходить на пенсию на год позже: мужчины в 61 год, а женщины — в 56 лет.

Еще один вариант, который предложен Минфином России и которому эксперты также дают много шансов на воплощение в жизнь, — повышение пенсионного возраста:

  • до 60 лет у женщин;
  • до 63 лет у мужчин.

То есть с нынешних 5 лет разрыв между мужчинами и женщинами сократится всего до 3 лет. Многие эксперты считают именно это вариат более сбалансированным. Кроме того, именно его выбрали в некоторых бывших республиках СССР, включая Прибалтику.

Кстати, у экспертов РАНХиГС есть 4 варианта развития событий, которые они представили в своем докладе правительству. Мы писали о них в статье «Повышение пенсионного возраста становится реальностью. У экспертов есть план».

Само повышение пенсионного возраста в России может начаться уже с 2019 года. Поэтому оно затронет большинство граждан трудоспособного возраста.

Ведь обычно поблажки чиновники дают в таких случаях только тем гражданам, которым до пенсии осталось год или меньше.

Льготников под реформу

Пенсионная реформа, по свидетельствам экспертов, в любом случае затронет не только обычных пенсионеров, которые становятся ими в 55 или 60 лет.

Чиновникам придется также что-то решать с теми гражданами, которые имеют право на досрочный выход на пенсию по выслуге лет из-за работы на Крайнем Севере или из-за службы в силовых ведомствах. Таких пенсионеров трудоспособного возраста, без учета военных пенсионеров, на сегодняшний день в России около 2,8 млн человек.

Военных пенсионеров трудоспособного возраста — 2,5 млн человек. Каким образом будут реформировать их пенсии, а также условия выхода на заслуженный отдых, пока остается неясным.

Источник: https://ppt.ru/news/141772

Ссылка на основную публикацию